20 лет "старичку"! Все о Бекасе

Именно на Бекасе расшатывает или именно у химиков?
Или просто расшатывает от ослабления затяжки?
 
Слышал непосредственно от химиков, рекомендации по доработке моторамы (связать профили плитой), т.к. жаловались, что расшатывает половинки картера от циклических нагрузок на химии (вверх-вниз)
Декларация про сертификацию здесь не поможет) 
Пришлось перелопатить больше десятка R-912S эксплуатировавшихся на самолётах Бекас и НАРП-1. На всех двигателях в районе коренных вкладышей присутствовал износ половинок картера в районе постелей коленвала (коренных вкладышей) в виде фреттинг-коррозии. Износ был в большей или меньшей степени, слабо зависел от наработки. В местах, где между половинками картера на привалочных поверхностях попадался герметик износ отсутствовал всегда. Данный вид износа, по моему мнению, связан с низким качеством бензина в первую очередь, тяжёлым режимом работы двигателя, частыми разворотами (гироскоп).
Влияние на износ схемы крепления двигателя - может быть. На обеих самолётах они похожи. Но нагрузки от цилиндров и коленвала на картер несравненно больше нагрузок от точек крепления.
 
Спасибо, Сергей.
Но может эксплуатанты Авиатик и СП развеют сомнения - ведь у них моторамы уж точно другие?
 
Именно на Бекасе расшатывает или именно у химиков?
Или просто расшатывает от ослабления затяжки?

Именно на бекасах-химиках. Брал у них аппарат, правда Х-34, советовали среди прочих доработок выполнить эту (плита)
 
Наклеп между половинками картера. Один раз был очень сильный и вызвал закусывание распредвала и срезку шпонки привода распредвала. Несколько раз были трещины картера.
Вероятные причины:
- работа с детонацией - при работе двигателя все 4 шпильки каждого цилиндра стараются разорвать картер. В картере нового образца 2 шпильки стягивают, две разрывают. На новых картерах трещин не было не разу. Наклеп есть, но в меньшей степени.
- работа с гнутым коленвалом.
- установка двигателя на две раздельные лыжи (уголки и прочее). "Верх совершенства" - 4 раздельных амортизатора. амортизатор болтом крепится к картеру. Так было на ранних Авиатиках и есть на Скайрейнджерах.
При такой установке картер начинает работать на сдвиг, кручение, разрыв, на что, собственно, не расчитан.
У всех двигателей, имеющих наклеп картера всегда есть наклеп на поверхности узла крепления. И причина не в затяжке болта. При работе двигателя происходит ослабление, вытяжка и наклеп. Были случаи разрушение лыж (уголков).
На новых картерах с 2006 по 2011 год есть еще одно проявление подвижности картера. Начинает смещаться центральный вкладыш и открывает технологическое отверстие канала смазки. Давление масла на режиме ХХ падает ниже 2 бар. На повышенных режимах в норме. Это явление первый раз и потом еще много раз получали на Р2006, но ни разу не было на Р2002. Сейчас эти явления получают на Бекасах с новым картером. С 2011 года отверстия глушат, но это не спасает от смещения вкладыша. А если он сместится еще больше (но падения давления масла не будет) он перекроет отверстие смазки центральной опоры, через которую смазываются два шатуна.
Жесткое соединение уголков или использование жесткого подрамника или рамы убирает этот наклеп.
Первичное проявление наклепа - отпотевание стыка маслонасоса с картером.  Пытаются менять уплотнения, затягивать болты покрепче - не помогает. Причина - нарушение герметичности стыка половинок картера в зоне опоры распредвала - масло попадает в сухую полость маслонасоса и растекается во все стороны. Т.е., если полости с тыльной стороны маслонасоса и полости в картере, закрываемые насосом заполнены маслом - это наклеп уже есть. Можно поставить насос на герметик, но это не прекратит дальнейшее повреждение картера.

С влиянием отсутствия жесткого подрамника столкнулись ранее на двухтактниках. МДП 50 - на каждую шпильку одевают амортизатор, а амортизаторы уже в плиту. Че 22 - две раздельные поперечные лыжи. У двигателей с данных аппаратов характерный износ центральных коренных подшипников. Есть следы проворота наружней обоймы и огромный люфт, который давал большой сумарный люфт шатунной группы, а при этом люфт шатуна не превышал значения для нового.

Производители Бекаса (его вариантов, клонов, копий) в курсе данной версии давно, более 10 лет. Но ответы были стандартные - "Мы сделали ХХХ самолетов и у нас нет проблем"
 
Дмитрий,без признаков наклепа,возможно смешение центрального вкладыша? Т.е. смещение обусловлено уменьшением натяга только вследствие наклепа?
 
Наклеп есть, но он не уходит дальше отверстия под шпильки.
Наклеп на узлах подвески есть. Течь из под насоса может быть.
Вкладыш не проворачивается, а смещается, ерзает. Есть следы движения вкладыша вперед-назад. Сам вкладыш отполирован и постель тоже. Замок вкладыша стирается, ответный паз разбивается. При этом диаметр постели как новый. Иногда просто ставим новый вкладыш, иногда перерезаем замок.


 
Спасибо огромное за иформацию. Т.е. для Ротаксов нужен специальный жесткий элемент, который удерживал бы картер двигателя от разбалтывания? И лишь потом должны идти амортизаторы?
Но как узнать, какой жесткости должен быть этот элемент, чтобы не болтаться паразитным грузом?
 
Слышал непосредственно от химиков, рекомендации по доработке моторамы (связать профили плитой), т.к. жаловались, что расшатывает половинки картера от циклических нагрузок на химии (вверх-вниз)
Декларация про сертификацию здесь не поможет) 
А можно поподробнее, эскиз с размерами и материал.
 
В приложенных фото, видно, что уголки моторамы связаны с плитой, дюралюминиевой, толщина 6 мм на память и всего делов)
 

Вложения

  • IMG_3594__2_.jpg
    IMG_3594__2_.jpg
    100,8 КБ · Просмотры: 194
  • IMG_3642__2_.jpg
    IMG_3642__2_.jpg
    114,6 КБ · Просмотры: 191
  • IMG_3645__2_.jpg
    IMG_3645__2_.jpg
    79,3 КБ · Просмотры: 182
Вот спасибо, добрый человек. А можно ещё фото с нижнего ракурса. Оч интересно как там маслошланг проходит. Или он виден на первом фото с маркировкой впт нормал?
Т.е. снизу увидим просто плоскость плиты?
 
Это фото Х-32, сделанные в Рязаниу у ребят, у которых покупал Х-34. На всезх их Бекасах такая доработка, они советовали так сделать. Я так и сделал, фото своего подробно после выходных могу выложить
Плита имеет фигурные отверстия (е?) как раз для шлангов
 
Кто из практиков расскпжет про удлинительную втулку на винт. Есть ли смысл, не перегружаем ли подшипники редуктора, кто эксплуатировал откликнитесь плиз 😉
 
Втулка эта появилась из-за неудачи с Х-34. Он упорно не хотел разгоняться более 100-120, причем температура масла была на верхнем пределе.
Попробовали несколько вариантов втулок, остановились на 125 мм.
Характеристики самолета сравнялись с характеристиками базового Бекаса - и по скоростям, и по набору высоты, и по температуре.
Если так удалось изменить характеристики, т.е. фактически затененный винт "задышал", то почему не попробовать ту же втулку на базовой машине? Ведь там тоже и крыло близко с выпущенными закрылками, и мотор не очень обтекаемый, да и кабина вплотную.   
Заказано - сделано.
Прирост характеристик базовой машины по всем показателям был налицо и вполне себе весомым, после чего втулка тут же была включена в базовую комплектацию типовой конструкции, а эксплуатанты все дружно начали ее устанавливать. Т.е. эффект - как будто на машину поставили более мощный двигатель.
Цифр сейчас уже точно не помню - в полетных листах конечно все есть, все отражено.
Делаются втулки из закаленного хромансиля, вследствие чего они довольно легкие. Правда, по нынешним временам удовольствие не такое дешевое.
Утешает лишь то, что установка более мощного двигателя была бы на порядок дороже.
 

Вложения

  • Izobrazhenie_040-_001.jpg
    Izobrazhenie_040-_001.jpg
    17,6 КБ · Просмотры: 166
  • 9d6dcea9a3a01856f5b62d33b17642c2.jpg
    9d6dcea9a3a01856f5b62d33b17642c2.jpg
    20,5 КБ · Просмотры: 164
Интересно , как отразится на ресурсе редуктора Ротакса , используя эту втулку , ведь наверника из за гироскопического эффекта ВВ при эвалюциях самолета поперечные моменты на подшипники редуктора, в разы больше !  Или это не так важно?
 
Полагаю, сертификация варианта Х-32-912 проходила с согласованием с производителем двигателя - а иначе и быть не могло.
 
Интересно , как отразится на ресурсе редуктора Ротакса , используя эту втулку , ведь наверника из за гироскопического эффекта ВВ при эвалюциях самолета поперечные моменты на подшипники редуктора, в разы больше !  Или это не так важно?

Гироскопический момент не изменяется в зависимости от длины втулки. Увеличивается нагрузка на подшипники при вертикальной перегрузке. Имеем подобную втулку из Д16Т на самолетах А-30 и А-24. Пока не испытывали никаких проблем.
 
т.е. фактически затененный винт "задышал",

Авторитеты, позвольте ИМХО. "Затененный толкающий винт"- это какая то фигня введенная в оборот Кондратьевым на фоне самоделок с дохлыми безредукторными моторчиками и квадратными фюзеляжами вроде Кристалла.

чем меньше скорость набегающего потока тем больше тяга винта. если уж поток неизбежно поддторможен гондолой кабины- то уж лучше винт как раз поставить в этом заторможенном потоке.
Во всяком случае так делают на судах- винты ставят максимально сзади и близко к корпусу- что бы винт находился в месте где пограничный слой максимально толстый.

наблюдая за лтх самолетов разной компоновки не наблюдается решающего влияния тянущего или толкающего расположения пропеллера. гораздо важнее качество аэродинамики, компоновки и весового совершенства.

суммируя мои наблюдения мне не кажется что втулка влияет через уменьшение затенения. возможно изза удаления плоскости пропеллера меняется аэродинамика задней части гондолы и корня крыла. может поток приходящий на винт с крыла становится менее скошенным и это улучшает его взаимодействие с пропеллером. может что то еще, но ни как не Кондратьевское "затенение".

ИМХО. Попинайте если есть свободная минутка...
 
Саша, причины могут быть какими угодно. Для эксплуатантов важен результат - а он налицо.
Возможно, будь аэродинамика почище, а двигатель поменьше - эффект был бы и незаметен. На 582 мы и не ставим.
Но давай проведем простейший эксперимент с электровентилятором: поднесем ладонь перед ним - вентилятор начинает гудеть, трепыхаться и снижать обороты. На удивление, этого незаметно при приближении ладони с другой стороны.
Юра, у Вас на толкающих такой же эффект от удаления винта?
 
Назад
Вверх