23.05.2015 Мотодельтаплан разбился в Самарской области.

Боюсь в этом случае поздно уже гадать...

При облете новой техники или обучении я считаю должна присутствовать видео фиксация. Поскольку вероятность аварии при таких полетах резко повышена. А вероятность установить причину ЛП без видео и живого пилота ничтожно мала.

А если в регионе есть организация пилотов СЛА то она должна заранее определить мероприятия на случай ЛП (особенно если его не будет расследовать МАК) и когда ЛП произошло оперативно делегировать опытных пилотов и техников с фото и видео техникой для осмотра аварийного борта.
 
К сожалению с Дмитрием не был знаком лично.
Наблюдал его "покатушки" с борта судна , поэтому подойти и предупредить возможности не было, хотя со слов авторитетных пилотов его предупреждали, что ТАК пилотировань нельзя, но завышенная самооценка и уверенность в своих навыках ( основанная видимо и на недоученности, когда у учлета все быстро и легко получается и дальнейшее освоение техники идет самостоятельно)и привели к трагедии. Сам никогда не срывал аппарат, максимум, что делал, так это парашютировал, когда нужно было "притултиться" - просто страшно, зная, что можно поймать кувырок.
В момент входа в кувырок, крыло с большой скоростью идет на пилота, и тот просто не успевает среагировать, поэтому практически нет случаев, когда спасались при  кувырке с помощью паращюта - ручка трапеции убивает. После того, как  ломаеться крыло, полукрылья складываются  и вся система переходит в авторотацию( если есть запас высоты), с одной стороны крыло, с другой телега, что и наблдалось на месте падения.
Извините за грубость , но потенциальным пассажирам Дмитрия повезло, что катастрофы  не произошло на покатушках, а к этому все и шло.
А вывод из всего вышесказанного никто из участников форума так и не озвучил - Если видите "неадекватное" поведение пилота и игнорирование им предупреждений - "сдайте" его соответсвующим органам и возможно спасете чью-то жизнь, и заповедь "не судите и несудимы будете" сдесь не уместна.
 
А в отношении причины, я просто уверен, если выложить каркас и купол крыла и провести тщательное изучение разрушений конструкции специалистами уровня эксперта, то можно будет с очень высокой степенью вероятности определить причину. Либо техника, либо техника была исправна, до критического разрушения перегрузкой и в этом случае причина пилот и какое-то стечение дополнительных обстоятельств.

Вот и я того-же мнения! Тоже в этом уверен. Но, где найти такого эксперта, да ещё и не заинтересованного? А лучше всего сразу несколько? На сегодняшний день, исходя из того, что я сам слышал и видел, я склоняюсь к такому мнению - "учебный полет" значит учиться, учиться не просто летать, а выходить из критической ситуации. Чтоб уметь вывести автомобиль из заноса, или сноса предней оси, водитель должен отточить и отработать тот инструмент, который ему поможет с этим справиться. Значит, что водитель должен оказаться в такой ситуации (заноса или сноса) и знать что делать. То есть, автомобиль нужно специально загнать в этот занос. То же самое, как я понимаю, в полетах: те критические ситуации которые Дмитрий с Александром отрабатывали
- это большая нагрузка на аппарат. Тот аппарат, на котором Дмитрий привык летать такие нагрузки терпел и прощал. Тот аппарат, на котором ребята разбились - это совершенно новая техника, толком ещё не облетанная, которую Александр недавно приобрел, а Дмитрий его учил на ней летать. Как я понимаю, новая техника просто не выдержала той нагрузки, которая была приложена. Вот как теперь разобраться, как понять - что было сломано в воздухе, а что в результате падения? Так понимаю, что по характеру повреждений можно понять как прикладывалась нагрузка и как проходили повреждения и искажения констукции... но для этого надо опыт, команду единомышленников и единый умысел - желание разобраться и выяснить.
 
Ввод дельталета в срыв - это "русская рулетка" - и задача инструктора научить учлета предвидеть ситуацию и не допускать ее.
 
lapushka сказал(а):
учиться не просто летать, а выходить из критической ситуации. Чтоб уметь вывести автомобиль из заноса, или сноса предней оси, водитель должен....

Рановато учить срыв для третьего полета не правда ли ?  Не проще научить пилота не терять скорость ? Не обучение это а классическое "а я еще вот так могу !".

В занос на машине тоже надо не попадать выбирая скорость. Если попали в глубокий занос (а средний водитель только тогда и почувствует это) лучше просто тормозить чем раскачать машину и вылететь на встречку.  Ибо если водитель  не тренируется ежедневно в заносе шанс усугубить ситуацию рулением больше шанса выровнять. Да и по правилам водитель обязан принять меры к остановке не меняя полосы движения (а любое руление при разборе ДТП поставится в вину водителю).
 
Если я не ошибаюсь - здесь про опыт учлета не было ни слова, может, он уже обучался давно, а назад пересел, т.к. влетывался в новую технику.
 
В момент входа в кувырок, крыло с большой скоростью идет на пилота, и тот просто не успевает среагировать ... После того, как  ломаеться крыло, полукрылья складываются  и вся система переходит в авторотацию (если есть запас высоты), с одной стороны крыло, с другой телега, что и наблюдалось на месте падения.
Добрый день, скажите пожалуйста:
1. Был ли кувырок? Есть ли такая уверенность? Если есть, то на чем она основана? (показания свидетелей или характер повреждений техники, зафиксированных на месте падения?)
2. Возможно ли по характеру повреждений техники определить что было сломано в воздухе, а что в результате падения? (я уверен что можно)
Просто со слов сторожа, который видел момент падения, трудно определить был ли кувырок или нет. Я так понял что сразу после третьего взлета аппарат начал разворачиться обратно на посадку. В этот момент сложилось одно крыло, потом второе... А по повреждениям аппарата, который я видел сам в амбаре мне трудно судить. Со слов квалифицированного специалиста, который со мной осматривал технику - та часть трапеции (точно не скажу как называется), которая несет на себя весь вес при отрицательной нагрузке на крыло (подпирает крыло снизу), так же как и само крыло, расчитаны на очень большую отрицательную нагрузку (т.е. нагрузку не снизу в верх, а наоборот), и сломаться в воздухе превышения отрицательной нагрузки не могла. Но, по факту, она сломана пополам ровно посередине, и внимательно осмотрев её, следов удара ею об что-то (землю например) я не нашел. Трос внутри вроде целый, не доставали. Похоже что откручен от крыла уже после ЛП, для перемещения обломков.
Ну вот какие-то такие предварительные выводы, кто что думает?
 
учиться не просто летать, а выходить из критической ситуации. Чтоб уметь вывести автомобиль из заноса, или сноса предней оси, водитель должен....
Рановато учить срыв для третьего полета не правда ли ?  Не проще научить пилота не терять скорость ? Не обучение это а классическое "а я еще вот так могу !".
Уважаемый Дмитрий,
со слов очевидца - "никакого хулиганства, обычные учебные полеты":
Еще раз подтвержу свои слова, на мой взгляд первый полет и частично второй полет которые я лично видел вполне грамотные учебные полеты. То есть за исключением срывных режимов, ничего экстраординарного - развороты с креном не больше 30 градусов, никаких горок, никаких взлетных режимов двигателя, обычные "не вводные" учебные полеты. Вместе летали они на этом крыле ведь не в первый раз. К сожалению третий полет я не видел, а только слышал, но в принципе по звуку двигателя никаких фигур высшего пилотажа не было.
Я не защищаю, просто хочу выяснить как все было. А что касается:
учиться не просто летать, а выходить из критической ситуации. Чтоб уметь вывести автомобиль из заноса, или сноса предней оси, водитель должен....
...Если попали в глубокий занос (а средний водитель только тогда и почувствует это) лучше просто тормозить...
так тут тормоз вообще КАТЕГОРИЧЕСКИ трогать нельзя, чтобы не усугубить ситуацию. Это не моё, а мнение экспертов, мастеров спорта международного класса, мной проверенное на личном опыте. Но, сейчас не об автоспорте, а об авиации разговор.
 
lapushka сказал(а):
В момент входа в кувырок, крыло с большой скоростью идет на пилота, и тот просто не успевает среагировать ... После того, как  ломаеться крыло, полукрылья складываются  и вся система переходит в авторотацию (если есть запас высоты), с одной стороны крыло, с другой телега, что и наблюдалось на месте падения.
Добрый день, скажите пожалуйста:
1. Был ли кувырок? Есть ли такая уверенность? Если есть, то на чем она основана?
Человек не знает что происходит с крылом в кувырке а Вы ему такие вопросы задаёте как будто это эксперт.

Если крыло сложилось о какой авторотации может идти речь?

А причиной трагедии стал скорее всего винт. Ну не могла лопасть отлететь на 80 метров от места падения .

Почитайте заключения МАК по катастрофам схожих по скорости аппаратов, ну не бывает такого разлёта осколков.
 
Ввод дельталета в срыв - это "русская рулетка"
Какая нафиг русская рулетка?!
Правильный дельталёт выходит в горизонт после срыва без помощи пилота.
Он даже на крыло не валится!
Он парашютирует.
То есть для нормального дельталёта срыв это вообще не угроза безопасности (при достаточной высоте полёта).
У меня есть ролик в котором я сажаю дельталёт при трапеции упёртой в подкос на протяжении всей глиссады!!! 
Нормальный дельталёт вообще прощает пилоту 99.9% ошибок.

Но это только нормальный (классический) дельталёт.

Если же вам не нравится классика и вы купили заряженную версию с мощным мотором, с уменьшенным по площади крылом, с кастрированными антипикушками и с большим весом - то летайте по самолётному, на таком аппарате нельзя делать всё что можно на обычном дельталёте.

Я не утверждаю, что зараженные дельталёты хуже, но они другие и их нужно пилотировать по другому.
 
...При облете новой техники или обучении я считаю должна присутствовать видео фиксация... организация пилотов СЛА  должна заранее определить мероприятия на случай ЛП и когда ЛП произошло оперативно делегировать опытных пилотов и техников с фото и видео техникой для осмотра аварийного борта.
АБСОЛЮТНО согласен! Полностью поддерживаю, считаю что так и должно быть.
Если этого нет, то предлагаю срочно и обязательно найти человека, который организует и возглавит подобную комиссию. Это крайне необходимо для тех кто сейчас летает.
 
mdpspb сказал(а):
Какая нафиг русская рулетка?!
Правильный дельталёт выходит в горизонт после срыва без помощи пилота.
Он даже на крыло не валится!
Он парашютирует.
То есть для нормального дельталёта срыв это вообще не угроза безопасности (при достаточной высоте полёта).

Спасибо за информацию. Это очень важно!
Алексей, скажите пожалуйста - при значительной отрицательной нагрузке, в результате срыва дельталета, могла разрушиться часть трапеции, которую я обозначил маркером на фото выше?
Ведь если я правильно понимаю, при срыве, крыло скользит вниз, перерезая восходящий поток, то оно не испытывает столь разрушительной нагрузки сверху? Правильно?
 
А причиной трагедии стал скорее всего винт. Ну не могла лопасть отлететь на 80 метров от места падения .

Почитайте заключения МАК по катастрофам схожих по скорости аппаратов, ну не бывает такого разлёта осколков.

Сергей, а не могли бы Вы найти ссылки на подобные заключения?
 
"которая несет на себя весь вес при отрицательной нагрузке на крыло (подпирает крыло снизу), так же как и само крыло, расчитаны на очень большую отрицательную нагрузку (т.е. нагрузку не снизу в верх, а наоборот), и сломаться в воздухе превышения отрицательной нагрузки не могла. Но, по факту, она сломана пополам ровно посередине"
Скажите пожалуйста - при значительной отрицательной нагрузке, в результате срыва дельталета, могла разрушиться часть трапеции, которую я обозначил маркером на фото выше?
Именно при отрицательной перегрузке и ломается, Вы не правильно применили термины отрицательная и положительная. То, что вы отметили называеться "подкос" (не имеет к трапеции никакого отношения) - работает хорошо на положительную. перегрузку, и очень плохо на отрицательную - ломается по середине , на самолетах поэтому еще стотоят контр подкосы.
На "классических" крыльях положительную перегрузку воспринимает верхний поперечный тросс.
А вывод о кувырке сделан на основании расказа того специалиста, который осматривал с Вами обломки (Фото данного случаяу меня есть) и на основании собственного опыта - еще в 90м году осматривал два дельталета после кувыркпа (Пилоты пытались крутить петли) оба были со спас системами и в обоих случаях не воспользовались, хотя были расчекованы. Поэтому У Вас и спрашивали ранее о характерных повреждениях грудной клетки.- ручка трапкции ломает грудину и ребра.
 
Правильный дельталёт выходит в горизонт после срыва без помощи пилота.
Он даже на крыло не валится!
Он парашютирует.
То есть для нормального дельталёта срыв это вообще не угроза безопасности (при достаточной высоте полёта).
У меня есть ролик в котором я сажаю дельталёт при трапеции упёртой в подкос на протяжении всей глиссады!!! 
Нормальный дельталёт вообще прощает пилоту 99.9% ошибок.
Полностью согласен, мои дельталеты летают с трапецией упертой в пилон, но я акцентировал Ваше внимание на личности "Инструктора", который отличался агресивной манерой пилотирования ( если не правильно поняли - я наблюдал его "Покатушки" на поплавках на Волге 2 года назад, а не в данном случае. Даже "правильный" дельталет млжно сорвать  работая двигателем и трапецией, а сорвав попасть в кувырок - чем они судя по всему и занимались.
 
А причиной трагедии стал скорее всего винт. Ну не могла лопасть отлететь на 80 метров от места падения .

Сижу, смотрю на разные фото, чертежи, картинки... мысли вслух:
- предположим, что крыло лишили задних тросов. Что будет? Оно будет управляться по углу наклона в продольной оси, можно будет потянуть нос вниз. Поднять нос не получится. Всего-то лишь... Это не беда. Убрать обороты двигателя и парашютом спланировать на посадку. Опытный пилот я думаю догадается.
- если не убрать обороты двигателя. Что будет? Будет сильная вибрация от дисбаланса винта (ведь поврежден не только трос, ещё и винт), рыскания по курсу и тангажу. Тягой винта тележка будет стремиться вперед. Ну, и что? К потере управления и высоты не приведет ведь... Крыло не станет от этого носом стремиться вниз приводя к срыву. Так? Опять же - оно будет парашютировать и плавно по потоку скользить, постепенно и мягко снижаясь. Возможна экстренная посадка.

Так от чего произошло разрушение крыла? От чего крылья сложились? Не от того ведь, что винтом перерубило задние тросы? Я прав или нет? Кто что думает?
 
Дело в том, что трапеция (треугольник, за который держится пилот) установлена у всех крыльев с наклоном вперёд. Передние троса короче задних. Если перерубить задние троса, трапеция уйдёт вперёд, крыло лишится подкосов и консоли сложатся вверх.
 
Mikeram сказал(а):
Дело в том, что трапеция (треугольник, за который держится пилот) установлена у всех крыльев с наклоном вперёд. Передние троса короче задних. Если перерубить задние троса, трапеция уйдёт вперёд, крыло лишится подкосов и консоли сложатся вверх.

Думаю будет так:
Трапеция уйдет вперед недалеко а только до переднего подкоса а консоли начнут складываться вверх. Далее трапеция остановится а килевая выйдет на большие отрицательные углы установки относительно телеги. В ходе этого возможен выход крыла на отрицательный угол атаки и поломка боковых подкосов как при кувырке...
 
сорвав попасть в кувырок - чем они судя по всему и занимались. 
Судя по всему, тому что я слышал от очевидцев, ничем подобным при третьем взлете они не занимались. Только взлетев сразу начали разворачиваться для посадки.
 
Назад
Вверх