Последующее донесение об АП с ЕЭВС самолетом «Птенец-2» RA-0347A
Дата, время события (местное и UTC): 31.10.15, 13 ч 39 мин (04 ч 39 мин UTC), день
Место события: РФ, Республика Саха (Якутия), Оленекский район
Вид события: Катастрофа
Тип ВС: Самолет «Птенец-2»
Регистрационный номер ВС: RA-0347A
Принадлежность: Саха (Якутское) МТУ ВТ ФАВТ
Свидетельство о регистрации прав на ВС: АА № 007975
Свидетельство о государственной регистрации сверхлегкого ГВС АОН: № 0344
Собственник: Частное лицо
Сведения о ВС: Идентификационный номер ЕЭВС.03.2881, дата начала эксплуатации 27.10.14, сертификат летной годности ВС № 2111150031, выдан Саха (Якутским) МТУ ВТ ФАВТ, срок действия до 21.07.16, наработка СНЭ, ресурсы и сроки службы – устанавливаются, ремонтов не имел
Двигатель: Rotax 912ULS, № 6780560, Bombardier-Rotax GMBH A-4623 Gunskirchen (Австрия), дата выпуска устанавливается, дата начала эксплуатации 27.10.14, назначенный срок службы 15 лет, межремонтный ресурс 2000 ч, наработка СНЭ устанавливается, ремонтов не имел, остаток назначенного, межремонтного ресурсов и сроков службы - устанавливаются
Воздушный винт: Трехлопастной, с композитными лопастями (стеклопластик), толкающий, изменяемого на земле шага. Направление вращения – левое. Марка, серия, изготовитель, заводской номер, назначенный ресурс, календарный срок службы, дата начала эксплуатации, наработка СНЭ, и остаток ресурсов - уточняются
Сведения о КВС: Пол мужской, свидетельство пилота СВС № 0002126, выдано 16.02.15 Саха (Якутским) МТУ Росавиации, метеоминимум 200Х2000 (по минимуму самолета), налет на СВС 84 ч 35 мин
Характер задания: Мониторинг (облет) на поиски пропавших домашних оленей стада Муниципального унитарного предприятия «Оленекский»
Число членов экипажа/пасс.: 1/1
Погибло: 1/0
Травмировано: 0/1
Последствия происшествия, в т.ч. для окружающих объектов: На земле жертв и разрушений нет
Количество и масса груза на борту: Груз отсутствовал
Метеоусловия: На период с 00 ч 00 мин до 06 ч 00 мин (UTC) погода в зоне ответственности АМСГ-2 Полярный: ветер на Н=600-3000 м 250-290°, 9 м/с, температура -15° С, у земли видимость более 5000 м, облачность частая кучево-дождевая, НГО 500 м, ВГО 2000 м. Местами видимость 3000 м, слабый ливневой снег. Облачность значительная слоистая, НГО 200 м, ВГО 500 м, умеренное обледенение в облаках. В 01 ч 10 мин (UTC) выпущен корректив к зональному прогнозу с периодом действия 01 ч 10 мин до 06 ч 00 мин (UTC) с прогнозированием умеренного обледенения в осадках. По району полета ВС «Птенец-2» зональный прогноз не составлялся ввиду отсутствия информации о полетах ВС в зоне ответственности АМСГ-2 Полярный. По кольцевым картам погоды на ближайшей от места авиационного события таежной метеостанции Джилинда отмечали: срок 00 ч 00 мин (UTC) у земли тихо, видимость более 10000 м, облачность значительно слоистая, НГО от 300 м до 600 м, температура -11,7° С. За 03 ч 00 мин – 06 ч 00 мин (UTC) ветер у земли штиль, температура воздуха понижалась до -19,3°С, видимость более 10000 м, облачности нет. АМСГ-4 Оленек, аэропорт и служба УВД - выходной, на кольцевых картах погода с автоматического метеокомплекса (без видимости, облачности и явлений погоды), температура воздуха от 00 ч 00 мин до 06 ч 00 мин (UTC) оставалась -12° С.
Обстоятельства события: По предварительной информации, КВС должен был выполнить полет по маршруту на поиски пропавших домашних оленей. Взлет произведен с аэродрома «Оленек» в 10 ч 57 мин (согласно данным трекера inReach SЕ, Модеl: INRCH, IMEI 300434060111520). Заявка на полет не подавалась, служба УВД не уведомлялась.
По показаниям пассажира, полет выполнялся выше облаков. При подлете к месту поиска КВС принял решение на снижение в разрыве облаков. В процессе снижения самолет столкнулся со склоном сопки.
Пожара на борту не было.
Степень повреждения ВС: При осмотре ВС (по фотографиям с места события и показаниям спасателей) было установлено следующее.
Кабина самолета имеет значительные повреждения с левой стороны (со стороны рабочего места КВС). Двери сорваны с мест крепления. Приборы, органы управления, сидения без повреждений. Остекление фонаря полностью разрушено. Лонжероны левой консоли крыла разрушены в средней части при соударении самолета с землей. Подкосы консоли разрушены. Правая консоль крыла - без видимых повреждений. Передний подкос имеет излом на расстоянии примерно 2/3 длины от узла нижнего крепления. Крепления левой основной стойки шасси разрушены. Крепления правой основной стойки повреждений не имеют. Вилка передней стойки шасси согнута в направлении против полета. Лопасти воздушного винта закреплены во втулке. Законцовки лопастей имеют повреждения в виде расслоений материала в результате столкновения с землей. Правая расчалка фюзеляжа и узлы ее крепления повреждений не имеет. Левая расчалка фюзеляжа повреждена и сорвана с переднего узла ее крепления. Центральная балка имеет излом на расстоянии 1/4 длины от переднего узла крепления. Хвостовое оперение повреждений не имеет. Двигатель, узлы крепления и капоты видимых повреждений не имеют. Аккумулятор закреплен на штатном месте, повреждений не имеет. Тросовая проводка управления самолетом по крену, направлению и двигателем не повреждена. Тяга управления рулем высоты разрушена.
Сведения о состоянии бортовых самописцев: Бортовые самописцы не предусмотрены конструктивно. GPS и трекер отправлены в МАК
Физическая хар-ка р-на места события: Место АП расположено на удалении 220 км от КТА а/п «Оленек» с азимутом 310°. Самолет находится в равнинно-холмистой каменистой местности, покрытой мелким кустарником.
Оперативные рекомендации: Информацию довести до руководящего состава эксплуатантов АОН, эксплуатирующих самолет данного типа.
Комиссия по расследованию АП Межгосударственного авиационного комитета