Аэродромы, небо и немного пилота-любителя - самолет "Северок"

Thread moderators: Vi-kTo-R
- Эй, ей ей, ты куда?!
Наверно что то есть притягательное в нашей базе и самолёте Северок.

Как обычно плановые работы по самолёту, хожу то в ангар, то в кабине ковыряюсь. Замена топливного фильтра, проверка соединений.
На одном из этих переходов засовываю голову с улицы в самолёт и у меня перед носом начинаются неожиданно полеты микроскопического живого воздушного судна под названием "мелкий птиц".

Живчик пару-тройку раз прошёлся трепыхаясь вдоль полукруга стекла самолёта и несмотря на то, что обе дверки открыты нараспашку, присел отдохнуть. Поспал немного.. Да- да, реально дрыхнул очевидно потрясенный событием.
Тут с обратной стороны стекла я его уже спросонья и засёк на фотопленку!

Диксон! Это гордое имя моей Родины теперь будет носить наш неопознанный воркутинский птенец! 🙂

20200730_153232-01_copy_698x1024-01.jpeg
 
Только в нашей стране, первый летний тренировочный полет сверхлегкого самолёта после смены лыжного на колесное шасси превращается..

Помните, как там у Мюнхгаузена.
В 7 часов разгон облаков.
В 8 утра- подвиг! 🙂

Уже в этот полет, Северок был востребован:
1. В совместной работе с вездеходом
2. Открытии нового туристического направления.
3. Значимое событие для жителей железнодорожного поселка близ гор Полярного Урала.

Новый отчёт все ближе..
Для вас наше оригинальное видео и спасибо, Максиму Ильину за возможность увидеть непростую посадку #самолёт_Северок на каменистый остров реки Елец, западного склона Приполярного Урала.
Спасибо всем друзья, кто нас поддерживает!

 
Первый тренировочный полет. Лето 2020.

По правому крылу, освещенная ярким летним солнцем протянулась Воркута.
- Я не говорю тебе прощай, а говорю до встречи!

IMG_0118_copy_1024x768-01.jpeg


#Самолет_Северок после долгой стоянки в ангаре и смены лыж на колеса, направился на юг.
Маршрут проложен вдоль уральских гор и реки Усы и имеет протяженность больше 70 километров до первой точки посадки.

Стоит великолепная солнечная погода обусловленная южным ветром и ничего удивительного, что и вблизи города, и в стороне от него видны стоящие у рек машины, палатки и плывущие резиновые лодочки.

IMG_0113_copy_1024x768-01.jpeg


Перешёл один из таких насыщенных пейзажей у реки Юнъяха и углубился в тундру. Иду со скоростью чуть больше 100 км/час- сказывается влияние встречного ветра, на высоте 350-400 метров
Эта высота позволит в случае неожиданного отказа спланировать нашему замечательному самолётику на расстояние в несколько километров.

IMG_0124_copy_1024x768-02.jpeg


Ну вот и красавица Уса.
По ближнему ко мне берегу вьется отлично видимая вездеходная дорога, идем вдоль нее.
Время испытательного полета совпало с серьезным сбоем на сайте Гармина, (garmin.com), через который активируется мой спутниковый трекер слежения от АОПА-Россия.
Трекер пока не работает и поэтому приходится быть вдвойне внимательным. Моим доверенным лицам отправлен маршрут самолёта с основными полетными точками геокоординат.
Чтобы знали где искать в случае чего и это не шутки.

YDXJ0871_copy_1024x768-01.jpeg


30 минут.
Впереди в отличной видимости на излучине Усы, текущей с гор Полярного Урала и делающей резкий поворот на запад, наблюдаю железнодорожный мост и чуть дальше широкое устье реки Елец, впадающей в Усу.
До самого поселка Елецкий лететь осталось совсем немного , а это и есть искомая важная точка нашего первого летнего маршрута.

IMG_0132_copy_1024x768-01.jpeg


Расположенный вдоль железки поселок, был основан в связи с печально известной сталинской стройкой номер 501 и 503 под народным названием "мертвая дорога" и явился крупным ж.д. узлом ветки Чум-Лабытнанги.

IMG_0137_copy_1024x768-01.jpeg


Сейчас он ярко лежит впереди самолёта, но я направляю Северок южнее, к уже хорошо видимым ориентирам на реке Елец.
Тут стоит здоровенный вездеход и меня встречают!
Очень хорошо что у Елецкого работает связь МТС со скоростью 4g и я заранее получил данные о характере местности от Вадима Повонского. Спасибо ему за организацию этой посадки и помощь в планировании маршрута.

Впрочем результаты разведки вездеходом, были не утешительны - район вблизи поселка не имеет хороших дорог, растительность весьма высока, а берега реки сплошь каменисты.
Из двух зол выбрали камни. Да ещё и на острове 🙂
И хотя самолёт скачущий по булыжникам было изрядно жаль, но сама местность и погода были просто чудны!
Парни выбрали участок с наиболее однородной поверхностью и сделав вначале низкий проход, вторым разом я Северок благополучно посадил.

IMG_0145_copy_1024x768-01.jpeg


Итог:
Впервые у поселка Елецкий произвел посадку самолет Малой Полярной авиации!
Думал, что раньше здесь в период расцвета был свой аэродром, но нет ошибся. Ми-8 да, бывал, но самолёты никогда.
Одна из задач маршрута выполнена на отлично. Авиалиния г.Воркута - п.Елецкий открыта!

В обход города мой неспешный полет сюда занял 46 минут, поезд-же из Воркуты идёт до Елецкого больше 5 часов, шустрый вездеход напрямую, 3 часа.
Уверен, что когда наше государство повернется лицом к Малой авиации, по первому требованию хоть медицины, хоть необходимой срочной запчасти, в Елецкий полетит именно лёгкий самолетик. И от этого выиграют все.

20200726_134819_copy_1024x576-01.jpeg


Надеюсь, что вскоре написанный проект авиамаршрута по важнейшим ж.д станциям, через горы Приполярного Урала будет поддержан моими друзьями из Проектного Офиса Развития Арктики и мы увидим ещё много интересных маршрутов.

Ну, а мне после теплой встречи с Вадимом, Саней и Колей нужно продлить полет дальше на юго-восток, продолжая испытания самолёта и тренируясь в новых условиях пилотирования и посадки.
Но вначале я позвонил начальнику местной метеостанции, моему другу, Валерию Губенко.
Ещё в прошлом году он прибыл на Елецкий с полярной станции Маре-Салле на Ямале и зная, что я в Воркуте, звал в гости.
Вот это здорово было бы совсем скоро встретиться всем вместе!
Договорились что по моему возвращению из второй части тренировочного маршрута, через несколько часов он подъедет к нашему месту посадки с местным вездеходчиком Александром.

Продолжение следует...

P.S Спасибо за поддержку полетов и выход этого отчёта Илья Кобленц и Татьяна Ваулина

IMG_0124_copy_1024x768-02.jpeg
 
В 15 06 я вылетел с каменистого острова и положил Северок дальнейшим курсом на юг, вдоль Уральских гор. Попутно моему маршруту идёт прилично набитая вездеходная дорога, которая с нынешней жаркой погодой практически вся сухая, а земля на ней светлая и отлично видима с высоты.

YDXJ0879_copy_1024x768-01.jpeg


Через двадцать минут Северок резал воздух уже над рекой Кечпель. Здесь дороги расходятся и я начинаю уходить к горам- ещё пару десятков километров впереди.

IMG_0164-01.jpeg


Как огромный пуп постепенно приближается возвышенность Хойлинского месторождения, ныне оставленного до лучших времён.

IMG_0170_copy_1024x768-01.jpeg


Свой тренировочный маршрут я как раз и закрутил на этом участке. Моя задача совершить здесь благополучно посадку для возможности в будущем интересного маршрута для туристов идущих в горы и, в частности самой высокой вершины Полярного Урала, горы Пайер (1472м), желающих попутно увидеть своими глазами месторождение баритов.

IMG_0177_copy_1024x768-01.jpeg
 
Садил Северок я на идущую под большим углом, как будто прямо в небо, отсыпанную старую дорогу. Особенно веселило в этот момент яркое солнце, бившее в глаза.

IMG_0182_copy_1024x768-01.jpeg


Сразу после посадки аккуратно подогнал самолёт ближе к оставленному лагерю и уже после вылез из кабины и выдохнул, как обычно после нервяка связанного с посадкой на новом месте.

Спутниковый трекер в кабине лежит себе и не жужжит. Без активации он сейчас бесполезная игрушка и тыкать кнопку прибытия не обязательно.
Закрепил самолёт и пошел под потихоньку очнувшейся вокруг мошкарой, осмотреться.

20200726_153816_copy_1024x576-01.jpeg


- А виды, ребята я вам скажу вокруг, потрясающие!
Мощная гряда гор выстроилась по всему виду с востока и создаёт какой-то суровый и непоколебимый образ силы.
Чуть левее выделяется на общем фоне каменная гряда со снегом. Это самая высокая вершина Полярного Урала, гора Пайер. От нас сейчас до нее меньше тридцати километров.

20200726_155852_copy_1024x576-01.jpeg
 
В лагере добытчиков барита мертвая тишина.
Стоят ряды обветшавших и разгромленных балков и посередине прогнувшейся длинной сосиской, железнодорожный вагон, почему-то по моим представлениям - это была столовая.

20200726_160111_copy_1024x576-01.jpeg


В несколько балков я заглянул. Все как обычно. Кавардак.
Окна выбиты, часть деревянных стен и кровли ободраны для топки. Какой-то балок был складом и весь завален старыми железками.
Почти везде стоят печи и кровати с тумбочками, понятно что раньше здесь жили постоянно и капитально.

20200726_160029_copy_1024x576-01.jpeg


В интернете я нашел инфу, что Хойлинское месторождение имеет запас около 25 млн. тонн барита😵 Активно разрабатывалось в конце девяностых, а в поселке Елецкий был даже горно-обогатительный комбинат от этого месторождения!

YDXJ0881-01_copy_1024x768.jpeg


Здесь же в лагере среди мусора я нашел груду цилиндриков породы из буровой установки - интересная какая-то порода с искрящейся поверхностью. Тяжелый кусочек, хотя и совсем небольшой. Взял на память. Надеюсь что не радиоактивный, хотя после коронавируса нас уже ничем не испугать.))

Поднялся выше рядов балков, где-то на каменной гряде, вдалеке, видно строение, как скворечник. Походу туалет, ну пусть далее там и остается.
Спускаюсь к самолету.

Вначале аккуратно скатил его на руках до первого поворота дороги, рассчитал ветер и мой пустой вес.
Взлет!
Красиво и резко ушла вниз земля и Северок плавно заскользил в воздушном потоке.
 
16 часов 25 минут.

Направил Северок по направлению к горам, но через пару километров взял западнее, чтобы пройти ближе над большим стойбищем. Высота у меня в районе 500 метров, но прекрасно видно пары чумов стоящие на небольшом удалении друг от друга и прилично людей вокруг них.
Наверное вышли посмотреть на неожиданно появившийся в небе самолётик.

IMG_0189_copy_1024x768-01.jpeg


Весьма порадовало наличие посередине стойбища площадки с натянутой волейбольной сеткой. Молодцы! Двойное удовольствие спортом заниматься на свежем воздухе!

IMG_0190_copy_1024x768-01.jpeg


Буквально через минуту слева к Северку подступили вплотную горушки и легко обогнали нас своей высотой. Тут у меня и возникла мысль выполнить задачу не рискуя залезать в глубь хребта.

IMG_0191_copy_1024x768-01.jpeg


Забрал ещё немного выше и пройдя огромный каньон с истоком реки Левый Кечпель начал гладить бреющим полетом поверхность первой здоровенной каменной гряды.

IMG_0195_copy_1024x768-01.jpeg


IMG_0199_copy_1024x768-01.jpeg


На 800 метрах Северок находился со всех сторон окружен как воинами большими и малыми возвышенностями.
Небольшое потрясение - ни малейшего шанса для посадки здесь и быть не могло. Прямо под самолётом проносились ряды остроконечных камней, без всякого намека на плоскую вершину.

IMG_0202_copy_1024x768-01.jpeg


Возносящиеся потоки воздуха, жаркая погода и близость реки никак не способствовали простоте пилотирования , а вот нервы мне помотали изрядно!
Полет на бреющем ловил все метания и столкновения теплых и холодных масс. Швыряло нас очень прилично.
Прямо по курсу поверхность горы над которой я летел резво начинала уходить вверх и точно на сотню, другую метров.
Затаскивать туда свою задницу, а стоит ли игра свеч? Все что мне надо было я увидел и предостаточно!

Развернув самолёт прямо над обрывом страшной высоты, взявшись правой рукой вверху за силовую трубу пустил самолёт в каньон, увидев как под самым шасси мелькнули крайние камни, как зубы безжалостной акулы щелкнувшие у самой ступни.

IMG_0203_copy_1024x768-01.jpeg


Уже на середине каньона постепенно спускающийся самолёт грубо окликнул лик стражника - остроконечного склона.
- Можешь лететь, конечно. Но не забывай о своем месте!
- Здесь ты просто летящая песчинка пыли. Среди нас, тысячелетних исполинов, хранящих тайну сотворения мира.

IMG_0196_copy_1024x768-01.jpeg


Я все запомнил. И пошел крылом к ровной, залитой солнцем тундре, ещё не раз обернувшись назад.

IMG_0211_copy_1024x768-01.jpeg


В 17 часов Северок с попутным ветром благополучно вернулся на реку Елец к вездеходу и пусть меня простят в обществе трезвенников, мне потребовалась стопочка, другая хорошей водки.

IMG_0218_copy_1024x768-01.jpeg


Продолжение следует..
 
Последнее редактирование:
Большой отчёт о полете к Уральским горам.
Окончание.


...Сейчас когда на улице плюс шесть градусов, а небо над Воркутой низкое и размазанное дождями, приятно вспомнить яркие дни проведенные на острове реки Елец, с лёгкой руки сварщика Коли названного островом Тортуга.
Коля даже подтвердил свою мысль надписью на куске фанеры, но почему-то написал имя острова флибустьеров через А. Очевидно этим подчеркнув уникальность нашего места.

20200727_100543_copy_1024x576.jpg


К моменту моего прилёта от гор в районе устья р.Кечпель, у Вадима в вездеходе приготовилась чудная уха из небольшого хариуса.
Тут меня парни за поеданием и запечатлели.

20200727_095617_copy_1024x606.jpg


Вскоре приехал Валерий Михалыч с Александром из поселка. На шустром вездеходике они переправились через речку, чуть позже приехали ещё их друзья на Ниве и все вместе мы знакомились, общались, обсуждали различные аспекты вездеходно-самолетной жизни у поселка Елецкий ))

FB_IMG_1597471757233_copy_1024x821.jpg


Вездеход остаётся на ночь и Северок под присмотром рядом, поэтому чтобы не переходить на туристический лад, к которому я впрочем был готов, Валерий пригласил меня к себе в гости.

20200727_104957_copy_1024x576.jpg


Прежде чем добрались до дома, Валерий с Александром на машине сделали мне небольшую экскурсию по поселку, за что я им премного благодарен.
Были мы на местной достопримечательности - очистных сооружениях, громадном неприкаяном здании, совершенно непонятно для чего строенном и недостроенном в таком небольшом поселке.
Теперь здесь все брошено, а части плит и какие-то трубы ниже этой громады хаотично расположены у самой воды в живописной заводи.
Да, умеем загадить родную страну. Вот вопрос - мы повсеместно ратуем за чистоту каждого дома и стараемся разделять даже бытовой мусор - со всех собирают деньги, но когда на свалке остаются целые здания, а то и поселки, почему то об этом на самом верху говорится очень мало.

Ещё были в районе масштабного депо.
Здесь Александр показал вездеходную технику к которой имеет непосредственное отношение

20200726_195926_copy_1024x819.jpg


Меня же поразил своим суровым видом, поезд для расчистки снега.

20200726_200930_copy_1024x819.jpg


Поселок Елецкий напоминает все северные поселки, где живут в основном одни и те же люди, одной небольшой семьёй.
Дороги сплошь грунтовые - в засушливую погоду за машиной объезжающей ямы волочится огромный шлейф пыли. Продукты подороже чем в Воркуте, но понятна и сложность логистики.
Утром из окна Валерия меня ждал отличный вид на Уральские горы, рассеченый напополам старой водонапорной башней.

20200727_063804_copy_1024x576.jpg


Зашёл к Валерию на метео. В доме чисто и светло, работает аппаратура. Рядом стройматериал для обновления здания. Непростое хозяйство у начальника метео, забот хватает.
 
Что значит Малая авиация рядом с таким живописным местом, как поселок близ Уральских гор.
Мне было очень приятно узнать что несколько человек хотят увидеть свои места с высоты птичьего полета.
Когда Северок готовился к полетам к нашей стоянке пришел любитель родных мест и путешественник, воркутинец Максим, сейчас работающий в п.Харп близ Лабытнангов.

Оказывается он вчера возвращался из восхождения на гору Пайер и видя Северок летящий неподалеку махал мне рукой. К сожалению я его не видел, а если бы видел, то легко бы подсел на вездеходную дорогу и забрал с собой на Елецкий.
На будущее призываю всех брать с собой маленький "сигнал охотника" или хотя бы фальшвеер. Веса там буквально сотни грамм, а у вас будет возможность подать сигнал хоть самолёту, хоть вездеходу в случае, не дай бог поисков.

В этот день с замечательной погодой со мной поднялись в небо над Елецким несколько человек и в том числе, Максим. Уверен, что память об этом уникальном для них полете останется в памяти очень надолго, если не навсегда!

IMG_0242_copy_1024x768.jpg


Прошу обратить внимание моих коллег-пилотов на несколько аспектов.
Северок был полностью проверен до полетов продолжительным маршрутом. Место для ознакомительных полетов было мною несколько раз проверено взлет-посадками, а сам район имел много отмелей на реке, что обеспечивало в любой момент отказа двигателя безопасное планирование и приземление. Никаких фигур пилотажа я не выполняю с пассажирами, впрочем итак впечатлений от полета они получают море.

IMG_0221_copy_1024x768.jpg


Вечером вездеход ушел дальше по работе, а мы с Северком разбили и застелили палатку, я вскипятил чай и долго ещё наслаждался тихим закатом и дальним видом гор рядом с нашим самолётиком.

20200727_215715_copy_1024x577.jpg


Светлая ночь не раз будила меня то криком птиц, то шумом воды.

IMG_0260 (1)_copy_1024x768.jpg


Утром моя замечательная палатка от компании #Bask также как и штормовка Quebek выполнившие свою задачу с честью, спасшие от холода и ветра в вечернее и ночное время, были аккуратно убраны в хвостовой отсек.

20200727_212327_copy_1024x576.jpg


Рано, пока все спали #самолет_Северок в прохладном небе, с уже исправным трекером слежения от АОПА-Россия, прочертил путь к своей базе..

YDXJ0907_copy_1024x768.jpg


Продолжение следует!

image-02_copy_1024x785.jpeg
 
Уверен, что память об этом уникальном для них полете останется в памяти очень надолго, если не навсегда!
Прокатил меня с другом Миша Фарих на Р-66 с элементами пилотажа, друзей прокатил Дмитрий Ракитский...
Помнить, мне старому, этот праздник жизни до конца дней!
С уважением.
 
Привет северный, друзья!

С момента крайней публикации много воды утекло. Произошло немало событий разных - позитивных и драматических.
Обо всем расскажем постепенно

Небольшой поселок #Каратайка в Ненецком АО.
Детишки пошли в первый класс.

20200901_083425-01_copy_1024x576.jpeg


6 человек, все поселковые, но должны приехать еще трое детей из тундры, дети оленеводов.
Итого: девять человек будет в первом классе.

20200901_083925-01_copy_1024x576.jpeg


Здоровья и хорошей учёбы северные первоклашки!

20200831_174415-01_copy_1024x576.jpeg
 
Когда пишешь только о полётах, это неправильно, ибо вокруг тебя проходят события, и в них и ты сам и твои друзья.

Город и люди.
Короткой строкой..

Пока я готовился к вылету, Воркута становилась лучше и краше. Отрадно отметить освежение, ремонт фасадов зданий и открытое движение по новому асфальтовому покрытию улицы Суворова. Рядом с домом по улице Тиманской продлили асфальт и ура, оперативно отремонтировали сверху мост через реку Воркута.

20200730_102822-1_copy_1024x576.jpg


- Витя привет! У меня два таких необы́чных друга, ты и Вячеслав, с улыбкой говорит Надя.
Я конечно тронут, но до Вячеслава-Николаевича Комлякова , живущего пополам на Воркуту и станцию Собь, Полярного Урала, имеющего массу задора в 82 года и гуляющего в охотку по горам, мне еще очень далеко.
Мы собрались в уютно отделанном фотосалоне Надежды Кожевниковой на Гагарина, пили чай и говорили за жизнь. Для всех нас нынешняя ситуация с вирусом осложнила будни и перспективы.

20200730_105020-1.JPG


В один из дней еду в п.Воргашор передать посылочку на Каратайку.
Большой души человек, Джалил Рафиев - мы дружески называем его Женей, скоро собирается в рейс до поселка на вездеходе и я очень рад его видеть.
Джалил прошлой весной, моих друзей-кайтеров, Андрея Громова и Алексея Тимошенкова вездеходом забрасывал на место старта к Вайгачу в Каратайку, а чуть позже перевез и доставил в поселок, Леру Васильеву, делающую научный труд.
Джалил всегда с большим вниманием следит за полетами самолета Северок, помогает мне, и он прекрасно понимает насколько перспективна #Малая__Полярная_авиация

20200730_130540-1.JPG


В Воргашоре встретились и с Геннадием Шевченко. Он радиолюбитель и увлечен авиацией - мы уже давно знакомы.
Всегда стараюсь повидать моего товарища будучи в Воргашоре.

image-02.jpeg


На обратном пути по западной части кольцевой дороги, проезжаю отворот на пос. Комсомольский, неподалеку работает и одноименная угольная шахта.
В поселке разруха и печаль. Вижу несколько человек на улице и с парой пожилых мужчин разговор недолгий.

20200730_135452-1.JPG


- Поскажите, а сколько сейчас людей живет в поселке, спрашиваю я, замечая среди повсеместных пустых глазниц окон, край жилого дома. - Да, кто-ж знает,- один кивает на другого.
Цифр я не слышу, да может оно и к лучшему..

20200730_134915-1.JPG


День ВДВ.
В городе было видно много машин с флагами этого близкого нам рода войск, а на площади Победы десантники при солнышке возложили цветы к подножию стеллы. Присутствие младого поколения при процессе нужная и хорошая переходящая традиция.

20200802_114244-1.JPG
 
Наконец свиделись и с Владимиром Тищенко.
Владимир сейчас часто выезжает из города в район ст.Сейда, где дача, грибы и ягоды. Но ко всем этим природным прелестям в недавнее ДР, ему подарили представителя фауны- заносчивого и породистого петуха.

20200803_162900-1.JPG


Теперь в квартире Тищенко есть и гордая птица и наблюдатель за ним - философичный четвероногий Изя Маркович ))

20200803_163033-1.JPG


На АЗС где немного подкормил машинку, подъехал мотоцикл с двумя седоками в амуниции и с рюкзаком.
Чего бы мне не подойти к ним, не поинтересоваться.
Оказывается уже не в первый раз парни отправляются на одном мотике в район Хальмер-Ю на рыбалку, да и вообще проветриться. Вот же не близкий край!
Еще раз удалось увидеть знакомый экипаж на выезде из города, в сторону поселка Советский.

20200807_144921-1.JPG


А на базе Гриша с Раисом вырастили буйную зелень в теплице.
Вначале фотка у меня не получилась, а вот после я отдельно зашел в а-ля солярий по-воркутински и тут уже гарантировано сфоткал.
Зелень зеленью, а еще хочется увидеть в теплицах Воркуты огурцы и помидоры, кабачки и морковь. Короче все, что относительно несложно выращивать по определению. Солнца воркутинского летом- много!

20200804_111157-1.JPG


Часто созваниваемся с Виктором Богино. На тех красивейших местах, где летает Витя в районе кряжа Енгана-Пэ и реки Ния Ю, не раз бывал самолет Северок. Но никогда не садился.
Как лучше взаимодействовать в будущем и вопросы полетов сверхлегкой авиации, мы с Виктором с большим удовольствием обсуждаем за чашечкой кофе, в нашем районе на Тимане...

20200829_093632-1.JPG


20200802_212908-1.JPG
 
Друзья, начинаем большой отчёт о работе самолёта Северок в период август-сентябрь "План полета- Север, 2020"

Обращайте внимание на погоду и варианты описываемых взлёт-посадок самолета Северок с различных неподготовленных площадок.
Погода за Полярным кругом всегда имеет свой характер и подчас она меняет решения и наши планы самым решительным образом. Об этом ещё поговорим..
За весь период полетов о которых сейчас идёт речь, наш самолётик только один раз стартовал с дороги близ своей базы в Воркуте. Все остальное это подбор с воздуха на то, что было дано от природы.

.... Итак, в конце июля я вернулся из первого перелета
по маршруту Воркута - п.Елецкий - Хойлинское месторождение баритов - Уральские горы - Воркута.
Отчет был чуть выше.

#Самолет_Северок показал себя с самой лучшей стороны, а в копилку добавились полеты над верхушками километровых гор, опыт посадок с подбором на каменистую речную отмель и насыпную дорогу к месторождению, с превышением 500м.

И вот теперь, мы начинаем подготовку к основному полёту к Карскому морю.
Напомню, что весна в этом году была чертовски трудной из-за заразы - ни найти нормального заработка, ни планировать полеты заранее было просто невозможно.
Неоценимую помощь и возможность планирования этой экспедиции оказали все мои друзья, кто поддерживал финансово полеты и выход весенних отчетов, а уже ближе к лету, в поселок на берегу Карского моря меня пригласила семья из Амдермы уже ставшая мне родственной - Ивана Петровича и Елены Юльевны Кононюк. Уже не первый раз они дают с Северком нам кров и поддержку в арктическом поселке.

В экспедиционном-же оснащении и подготовке самолёта приняла непосредственное участие очень близкая мне по духу путешествий и экспедиций компания #Баск и лично, Владимир Богданов.
Так я смог приехать летом в Воркуту, подготовить самолёт и выполнить первые задачи.

Часть 1

- Виктор, скажи реально в Воркуте завтра вечером найти солёное сало. Мне нужно полтора килограмма и как можно меньше в нем мяса. ))
Ну как, скажите мне, как можно не относиться с уважением к тем, кто сознательно идёт на тяготы и лишения и путешествует по тундре в одиночку пешком или сплавляется на лодочке на огромные расстояния!
Если такие путешествия проходят в районе Югорского полуострова, хорошо мне знакомого, то, естественно, мы с Северком за ними следим.

В конце мая из Воркуты отправился в длительное путешествие по Большеземельской тундре и вокруг Югорского полуострова, Сергей Кутасов.
А ещё ранее, зимой, я заинтересовался подготовкой к летнему походу по хребту Пай-Хой, Олега Чегодаева, человека живущего Уральскими горами их историей и красотой.

Спасибо Олегу, он сам заинтересовался Малой авиацией и вышел со мной на связь.
Мы с Северком всегда рады сотрудничеству с отважными "пешеходами", особенно теми кто нас ценит и рассказывает о нашей деятельности.
К сожалению от нынешнего государства, полностью отстранившегося от управления огромной отраслью Малой авиации и не понимающего ее важности, такого внимания нет и подавно.

Пеший маршрут по хребту Пай Хой вызвал у меня кроме искреннего уважения и большой профессиональный интерес как у пилота. Найти новые места для посадки самолёта в самых сложных и нехоженых местах, что может быть лучше!

Держим связь и уже куплено в Воркуте сало без мяса и газ для горелки (спасибо, Надя Кожевникова и магазин Аляска в Воркуте) для нового похода.
Вечером Олег приехал, я встретил его с поезда и мы успели обсудить совместный маршрут и взаимодействие на нем.

3.JPG


Поработал я и самостоятельно. Взята погода не несколько дней вперед и уточнена работа зон ограничения полетов.
Подъем в 3 утра. Подготовка самолёта, погрузка и распределение снаряжения. Поскольку расстояние заброса небольшое, то топлива в полет взял немного больше полбака- 45 литров.

Спящий город и поселки под рассветным пасмурным небом не обратили ни малейшего внимания на маленькую пёструю птичку, уходящую на северо-восток, к реке Хальмер Ю.

XtCEiQXoDdk.jpg


Вылет произвел в 6 00, посадка благополучно в 6.42. Со второго захода над поселком найдена достаточно прямолинейная дорога к монументальной котельной.

9.JPG


Сам же полет был построен вдоль ЖД ветки однопутной дороги.
Поезда когда-то раньше ходили до Хальмер Ю два раза в сутки и время в пути занимало два с половиной часа на эти 62 километра
Крайний поезд прошел здесь 30 октября 1995г.
Спасибо Олегу за классно снятый фильм о нашем полете


Тут то можно было нам и распрощаться. Но если есть возможность и желание ещё немного продлить общий маршрут и чем-то помочь другу, то почему бы это не сделать.
Понятен интерес первооткрывателя немного походить по поселку, поснимать, но в моей задаче стоит снова перелет и новый поиск места для посадки, уже на месте водного старта. На реке Хальмер Ю, вблизи одноименного водопада.

YVRGgZut8XA.jpg


Вылет и обход с востока возвышенности Пембой. Несмотря на пасмурную погоду дождя нет и тундра сухая, посадка с подбором на высокий берег на старый вездеходный след с рытвинами. Успешно.
Крепкий же у нас самолет!

4-2.JPG


6.JPG


Познакомился с соседями по стоянке у водопада - северное радушие, без него никак. Николай, Руслан и еще один парень. Их машины стояли на площадке чуть ниже моей посадки. Соседи накормили меня отличной ухой и я достал в ответ боевые сто грамм разлил по чаркам. Ехать и лететь нам еще не скоро.

10.JPG
 
Благодарю за внимание к отчетам. Да ничего сверхординарного для наших круглогодичных полетов за Полярным кругом. Впереди будет подробно рассказано обо всем. Есть что обсудить вместе с форумчанами о природных катаклизмах и поделиться опытом.
 
Чуть позже походил по живописной местности, спустился в чашу к водопаду, покидал блесну. Ноль.
А вот у соседа рядом какая-то тайна - штук четырех хариусов при мне вытащил. Ну и ладно.

10-3.JPG


10-2.JPG


Бессонная ночь, как же ты влияешь на общее состояние организма, да плюс еще два непростых полета с подбором. Поднялся обратно к самолету и примостился прямо в родном кресле, закемарил на часик-другой. К вечеру уже нужно быть свежим как огурец.

Проснулся я посвежевший, а Олег пришел только к 14 часам.

5.JPG


Чуть перекусили мы с ним свеже-соленой рыбкой и чаем, спасибо Николаю с Русланом за презент пойманных хариусов, к этому времени машины уже ушли в сторону дома, оставив за собой совершенно чистую полянку - молодцы мужики!

После пошла активная фаза старта Олега. Накачан пакрафт(лодочка), собраны вещи. Опустили все это к воде. В момент отплытия, северный ветер принес заряд ветра и дождя, я вытаращил глаза увидев как наш путешественник прямо в ботинках спустился в воду и зачерпнув прилично запрыгнул в малюсенькую ладью забитую вещами.

7.JPG




Северок на крутом берегу весь покрылся влагой, отяжелел, теперь взлет будет затянут и я решил еще немного побыть и подождать погоды.
Через час благополучно произвел взлет. Запас по топливу у меня отличный. Решил пройти немного вперед по руслу реки и глянуть, где сейчас наш путешественник. Нужно понимать что у меня как и у любого северянина есть ответственность за своего пассажира, тем более который далее отправляется в такое сложное - несколько сот километров, путешествие по хребту Пай-Хой

12-1.JPG


Как ни пытался разглядеть маленькую лодочку на воде, мне это не удалость. А под крылом разливается громада северных просторов. То большое озеро Хальмер-Ты справа, то изгибы реки с упавшей водой и повсеместными каменистыми отмелями. Так и дошел до впадения Хальмер-Ю в Силова-Яха.

13-1.JPG


Про это место мне говорил Николай, что здесь есть балочек и неплохая рыбалка и про то, что даже подготовленная машина пробивается сюда от водопада около 3х часов.
Северок же шел сюда 12 минут!

Теперь же когда я здесь и еще вполне светло, почему бы не сделать тренировку третьей посадки с подбором за день.
Когда вышел на течение Силоваяхи, то впечатления от берегов были неудовлетворительные. Разнородные камни, склоны и бугры. Возвращаюсь к более спокойной Хальмер-Ю. Вот он хороший участок из камней ))
Плавно, с низкой глиссады снижаю самолет. Грохот первых касаний и шуршание шасси по каменюкам, а Северок все равно идет плавно и вскоре останавливается..

14.JPG


Есть благополучно посадка на новом месте!

15-1.JPG
 
Спасибо, Telakh, vbnz и vslav
--------------------------------

...Ну, а что после посадки ?
Закрепил и укрыл чехлом Северок на отмели реки, взял в первый выход только удочку и нож. Задача найти рыбу и крышу балка - того, что мелькнул под крылом в дремучих зарослях ивняка при заходе.

Наивный..
Вспомнилось как на реке Море-Ю потерял этот же нож на первых метрах битвы с зарослями выше моей головы. Здесь так же.
Непролазная чащоба сразу от берега.

Тогда иду в обход и пробую найти второй важный пункт выхода- рыбу )) Произойдет ещё масса событий, но об этом в большом ближайшем отчёте.


На фото: наш с Северком вечер на слиянии двух северных рек.

20200808_173401-03.jpeg
 
Назад
Вверх