Аэродромы, небо и немного пилота-любителя - самолет "Северок"

Thread moderators: Vi-kTo-R
Самый первый на встречу Северку выходит красавчик Арчи.

Честно говоря я к этой породе собак отношусь немного предвзято. С моей точки зрения, хаски и подобные ей должны жить на улице и желательно рядом с санками, которые с грузом часто нужно куда-то по снегу возить )) Здоровья там немерено и разве не для этого существуют ездовые собаки?

11.6.JPG


Роль домашнего питомца и особенно в квартирах ей подходит слабо. И это мое личное мнение.
Есть одна давняя ненецкая притча. Почитайте не торопитесь.
Особо если вспомнить, что Северок только недавно вернулся от святилища самодийских верховных божеств Нума и Нга и "Матери Богов" Неве-Хэге.
В Болванских горах.

" .. Нум создал всё светлое, чистое, разумное и полезное для людей, а бог Нга – напротив, все злое, нечистое и вредное.
В каждой твари, созданной на земле, угадывается нечто от Нума и нечто от Нга, но сложнее других пришлось тем, кому соТворцы уделили особенно много внимания – человеку и собаке, вернее только человеку, потому что собаку ни Нум, ни Нга изначально не создавали. Она «произошла» из человека. На этот счет существует несколько ненецких притч.
Версия одной из притч звучит так: «Созданные Нумом, в одно время человек и собака жили отдельно. У собаки была одежда, а так же грузовая нарта, где хранилась пища. Однажды собака взяла и съела всё в один день, не заботясь о будущем. Тогда Нум рассердился и сказал: «Ты совсем не умеешь жить самостоятельно, иди к человеку и живи с ним». Тогда же Нум сделал так, что собака перестала говорить по-человечески».
По ненецким преданиям, именно по вине забывчивой собаки, человек попадает во власть Нга на время, которого достаточно, чтобы быть съеденным, оплеванным или осыпанным пеплом (т.е Нга успел совершить свой ритуал). И тогда человек становился смертен (подвержен «болезням»), т.е. принадлежит в равной мере Верхнему и Нижнему мирам.
Собаке же теперь предстоит исполнять особую миссию.

Мир Преисподней велик, а посланцы его способны проникать (как правило, ночью), в мир людей, причем в самых различных обличьях: стая волков, смертельные болезни, разрушительные стихии. И тут в чуме им противостоит собака, охраняющая «дыру», служащую переходом между Нижним и людским миром.
Когда на стойбище приходит одна из дочерей Нга – болезнь Синга (Цинга), ей в жертву приносят собаку. Собака к тому же считается помощником человека, хорошим пастухом, способным самостоятельно собрать и пригнать стадо оленей к стойбищу.
Следовательно, собака – не мрачный образ. Просто ей досталась вполне собачья судьба – сторожить «дыру».
Источник : Мифы и легенды народов Арктики

Что же, собака Арчи вспомнил и степенно поздоровался со мной, по-хозяйски проверил новую технику, пометил лыжу самолета. Все по заведенному порядку охранника, но только не умеющего разговаривать..

Захожу на территорию и в жилой дом.

20200331_134213.JPG


Очень, очень рад был видеть коллектив полярки, Наталью и Юлю Морозовых, механика, Илью.
Метеоролог Алексей Абрамчук еще отдыхает со смены.
Поскольку время у меня жестко ограничено сроками летной погоды, то у ребят в доме я пробыл совсем недолго. Угостился замечательным пирогом с чаем - Юля великолепно готовит, а порядок на станции на высоте по уже давно заведенному порядку.
Еще несколько лет назад, будучи на станции отметил, что коллектив станции относится к месту своей работы как к своему дому, в котором должно быть уютно и приятно жить.

Закидываю за плечо свое верное ружье- вертикалку и тут же от дома одним шагом перешагиваю двухметровую сетку, почти полностью задутую снегом. Впереди еще с виду прочно стоят домики, место первого переселения ненцев с Новой Земли..

11.8.JPG


Мой путь лежит на северо-восток от станции на край небольшого мыса, который уже много значит и в истории самолета Северок и в древнейшей самодийской истории.

13.5.JPG


Этот мыс стал крайней северо-восточной точкой в нашей экспедиции 2016 года по маршруту: Московская область, г. Сергиев-Посад - остров Вайгач. Генеральной тренировкой осеннего вылета к Острову Диксон.
Москва- Амдерма- Вайгач, апрель 2016

Так складывается колода жизненных карт, что практически через четыре года я снова в том месте, когда параллельно моему полету шла вертолетная экспедиция « По следам двух капитанов ». Вылетев из Амдермы к Ямалу, экипаж Михаила Фариха, Алексея Фролова и Олега Продана с борта RA-06233 , навсегда остановили свой полет на острове Белом.
18 апреля 2016 года. Память Вам, авиаторы!
 
Последнее редактирование:
Тогда в 2016 году, я еще не знал о полной исторической значимости выступающего в Карское море небольшого мыса близ полярной станции.

Мыса Болванского на котором находилось древнейшее святилище Ходако.
А место ох какое непростое!
Попутно моим следам к краю мыса идут следы белого медведя.

42.1.JPG


В 1985 году археологической экспедицией ИА АН СССР Л.П. Хлобыстина на двух стоянках мыса были найдены в большом количестве каменные орудия труда и охоты из кремня и кварцита. Скребки, ножи, наконечники стрел. Датирование найденных стоянок - II тысячелетие до н.э!

Здесь же работала и экспедиция МАКЭ под руководством П.Боярского в 1987 и 2000гг. Найденные предметы старины в районе святилища позволяют датировать его концом 1 тысячелетия до н.э. Периодами X- XIII вв и XIX-XX вв.
Впервые было описано в 1827 году архимандритом Вениамином, но сам он здесь не был. Миссия сожгла деревянных идолов и разрушила каменные.
"На острове Вайгач издревле почитались два идола: один на южном конце острова, мужского рода, а другой на северном, женского..
На северном конце Вайгача главный идол женского пола называется, Хадако(Старуха)"

Но на этом святилище побывал в 1898 году художник А.Борисов.
"31 мая я с проводником моим Ячей был на северо-восточной оконечности о.Вайгача, называемой Болванским Носом. Здесь находится священное место самоедов; вот почему этот мыс и получил такое название. В настоящее время это место ничего особенного не представляет, почти все предметы приношений растасканы частыми посетителями-промышленниками."

12.jpg


По мнению экспедиции МАКЭ, святилище Хадако представляло собой скалу и оно полностью разрушено.

Перед самым основанием мыска где стоит знак, есть глубокая расселина. Сейчас она засыпана снегом и я могу вплотную подойти к небольшой площадке. Рядом со мной в тишине солнечного дня живет открытое море покрытое местами ледком, местами открытой водой и нагромождениями торосов.
Суровая благодать..

Оставляю несколько монет на святилище.. Пора возвращаться

45.JPG
 
13.2.JPG


Вид на строения станции греют сердце. Но века назад тут ведь не было зданий.
Кто же были эти люди, те, чьи артефакты найдены археологами. Я про ножи, наконечники стрел и орудия труда из кремния. Охотники на морского зверя?

Что же надо торопиться.
Проводить на вылет вышел весь коллектив полярки включая пса Арчи.

17.1.JPG


Развернули самолет вручную. Тепло попрощались.
Предупредил Алексея о дальнейшем маршруте к мысу Костяному на юго-запад и далее в открытое море на остров Олений. О времени выхода на связь с запасом по времени. Тут уже не шутки. Случись какие либо непредвиденные обстоятельства, на Вайгач пешком не перейдешь.

Новый курс проложить в кабине недолго. Запуск двигателя и прощание с полярниками из кабины. Пробыв на Болванском мысе почти три часа, выполнив очередную экспедиционную задачу, Северок вылетел вдоль берега на юго-запад.

17.2.JPG
 
Последнее редактирование:
Спасибо за оценки, друзья smixer и kilot

Во время проведения кайт-экспедиции к Вайгачу, в месенджере Вотсап была создана группа Ледовая обстановка.

В нее вошли сами экспедиционеры и ваш покорный слуга - пилот самолета Северок, работающие в Арктике.
Опытные участники группы передавали нам на передний край оперативную информацию о состояния погоды и льда в районе экспедиции.
Они-же получали обрабатывали и дополняли информацию со специализированных сайтов, помимо того что и сами обладали знаниями по метеорологии и гидрологии.

После завершения кайт-экспедиции, данная группа продолжила работу и оказала большую помощь для планирования полетов над островом Вайгач, его береговыми линиями и выхода сверхлегкого самолета в пролив Карские Ворота.

 
Развитию многострадальной Малой частной авиации России посвящается!

План полета-Север, 2020
Таинственный остров Вайгач


Пятый экспедиционный полет, самая северная точка.
Пролив Карские Ворота и остров Олений.

Проложенный маршрут к мысу Костяному проходит вдоль северного берега Вайгача и берега бухты Западная Болванская. Иду на высоте 150 метров, имея скорость районе 100 км/час.
Погода яркая и контрастная в тех местах, где успевая просветить сквозь подтягивающийся с севера фронт, на святую землю Вайгача падают лучи низкого солнца.

Сразу по береговой линии наблюдаю участки торошения льда и открытой воды.

44.1.JPG


Когда Северок начал подходить к краю мыса и я увидел впереди только открытое море и мелко битый лед в черной воде, то стало немного жутковато, а рука сама потянула нос самолета вверх.

46.1.1.JPG


Никакого острова впереди, из-за темных клубящихся облаков видно не было.
"Для посадки в таком месиве, нужны точно не лыжи"- невеселая мысль мелькнула в голове.

Начало пролива мы с Северком встретили на высоте 450 м и продолжали набор.

46.2.JPG


Это время полета над живым полярным существом, называемое морем, которое притягивает к себе все летающее, для меня тянется всегда очень напряженно.

42.JPG


Очертания острова неожиданно проявился из пелены, как огромная льдина. Пейзаж на этой льдине оживили очертания двух маяков, вытянутых на одной линии.
Пустил самолет в пологую спираль спускаясь с полукилометровой высоты.

32.JPG


Закрытый от солнца островок враз стал опасен сливающимся снегом. Но, зная по истории острова (спасибо книге Вайгач от МАКЭ про небольшое озеро-лагуну соединяющуюся с морем через косу) направляю самолет на довольно ровную безликую поверхность рядом с маяком.

15 53. Посадка произошла чётко и по ориентирам береговых каменистых возвышенностей. Отправка сигнала с трекера. Ура!
Крайняя северная точка экспедиционного маршрута достигнута благополучно. Огромное спасибо, за поддержку экспедиции самолета Северок компании Bask и лично Владимиру Богданову. Мы выполнили задачу!

Вначале остановился на минутку не глуша двигатель, чтобы чуть передохнуть от волнения, а после потихоньку повел самолет на подъем.
Помню как разговаривая с Василием Филипповым, пургуя в балке, мы не раз обсуждали тему медведей и его пожелание мне не рисковать и не оставлять Северок поодаль.

Пару раз зацепил лыжами за камни уже ближе к маяку. Здесь вся поверхность оказалась выдута ветрами, а островок весь каменист.
Заглушил двигатель перед огромным застругом, закрывающим самолет Северок практически с головой.

47.JPG


Оружие у меня уже собрано.
Закинул за плечо и в нависшей тишине отправился к мрачной громаде старого маяка.
Вначале осмотрел сооружение, подивившись труду строителей и огромным бревнам уже пришедшим в ветхость. Помню записи и не раз с этим ранее сталкивался, что дерево в Арктике гниет очень медленно под воздействием соленого воздуха, но тут что-то странное.

Верхняя часть маяка с одной стороны рухнула и упавшие бревна остались в беспорядке внутри пирамиды, но мощная лестница к первому ярусу осталась незыблема и частично остановила это падение. Вторая-же, ближняя ко мне часть осталась торчать практически до самого верха, как символ пожилого человека уже подрубленного возрастом и болезнями, но еще крепко стоящего на ногах.

Как вы думаете, какой поступок мог сделать любой нормальный человек в одиночестве оказавшимся на необитаемом острове? Правильно ))
Разрядив ружье и убрав патроны в карман от греха, я осмотрел прочность и полез по внешней целой стене маяка наверх. Решил не подниматься внутри строения по лестнице, беспорядочно окруженной и висящими как попало огромными бревнами.
Поднявшись на середину и уцепившись за балку, осмотрелся. Со всех сторон меня окружало открытое море с белыми приподнятыми грядами торосов, а с северной стороны высился кубик еще одного маяка.

40.JPG


Благополучно спустился.

Обошел окрестности закрытые снегом и осмотрел часть ветхого балка близ маяка.
По данным экспедиции Боярского, остатки этого балка (кухня, жилье) принадлежит строителям маяка и датируется началом 50-х годов XX в.

46.3.JPG


Эта местность была исследована МАКЭ в 1987-88гг и так выглядел маяк в 2000г.
Источник: книга "Вайгач, остров арктических богов"под редакцией П.Боярского

51.JPG


Что-же, к сожалению, мы сейчас в "прямом эфире"наблюдаем за течением времени в Арктике и его влиянием на важнейшие объекты гидрографии и мореходства нашего такого близкого и уже далекого прошлого века.
Кстати, и не могу это не отметить, данный объект - остров Олений привлек мое внимание своей исторической составляющей.

Оказывается, в морском озере-лагуне, где нынче приземлился Северок, экспедицией МАКЭ в 1987 году были обнаружены объекты древнего поморского промысла, включая детали деревянных судов и оснастку для ловли морского зверя и рыбы.

На фото: скан фотографии из книги- источник указан выше. МАКЭ- 1987г. "Деревянные поплавки"

52.JPG
 
И вот еще.
В конце упомянутой книги под редакцией П.Боярского, экспедицией МАКЭ отводится большая глава про развитие региона Вайгача, естественно основополагающей обозначено- туризм.
И одной из новых туристических маршрутов, обозначен остров Олений с указанием данного поморского становища. По книге он назван " Поморская гавань"

Так вот.
Самолет Северок сегодня проложил первую ниточку Малой Полярной авиации к данному удаленному уголку Арктики. С огромными трудностями и в половину не имея разных избыточных разрешительных для полета бумаг.

Тут есть туризм? Или Малая авиация? Может тут есть интерес государства?
Нет. Тут сейчас ничего и никого нет!
Нынешняя внутренняя политика государства палец о палец не ударило ни в развитии Малой авиации, ни в развитии арктических поселков, оставив их практически в угасании и тем более в развитии арктического туризма.
Напрашивается вопрос, все ли у нас делается правильно в этом самом государстве?

А ведь здесь можно и нужно летать, привозить сюда людей, тех кто любит историю Севера и путешествия в неизведанные новые уголки.
На протяжении туристического маршрута, получили бы развитие все населенные пункты, начиная от Воркуты с ближними туристическими базами, п Каратайка, Амдерма и до маленького поселка Варнек с полярными станциями.
Напомню, что сейчас, на данном этапе, нет развития ни у одного из перечисленных мною пунктов, а есть только выживание.
 
Сегодня именно тот редкий день за долгую ветреную весну, когда можно не только думать куда упрятать самолет сразу после посадки перед пургой, но и планировать дальнейший полет.
Мы с Северком были готовы к ночевке на острове.

Погода позволила уйти дальше.

Дальнейший маршрут построен с пожеланиями моего друга, Василия Филиппова и с точками на карте Вайгача, которые имеют непосредственное значение для людей и истории Острова.

К четырем часам дня, я развернув самолет и конечно-же снова зацепив лыжами камни, спустил самолет на соленое озеро и произвел взлет на ветер.
Очень мне нравится этот снимок.

23.JPG


К 16 часам, самолет Северок проведав маленький островок Олений поднялся в небо пролива Карские Ворота, чтобы продолжить маршрут.

Продолжение следует!

P.S. Друзья, работа над отчетами занимает немало времени и работы с многими источниками.
Благодарю за поддержку полетов и выход этого экспедиционного отчета полярника, диксончанина, гидрографа, Илью Кобленца и воркутинку из семьи потомственных авиаторов, Татьяну Ваулину, поддержавших в эти дни мою работу! Спасибо вам огромное!
К сожалению сейчас других финансовых вариантов работы над текстовым материалом у меня нет.

Экспедиционная карта сбер. самолета Северок 4276 8402 6414 1266
 
Последнее редактирование:
Остров Олений - бухта Промысловая.
К ненцу Василию Хатанзейскому.


Фронт с северо-запада подходит все ближе и все плотнее закрывает сторону Вайгача, куда я прокладываю свой маршрут после вылета с острова Олений.

46.7.JPG


Вот осталось позади водное пространство с дрейфующим льдом.

53.4.1.JPG


Иду на трехстах метрах высоты и по западной стороне мыса Костяного, наблюдаю строения оставленной в пятидесятых годах, полярной станции Вайгач.

В 2017 году Северок уже побывал здесь с посадкой и отчетом по этой уникальной станции.
Во-первых, при строительстве зданий в 1912 году, был впервые опробован вариант возведения стен из пустотелых бетонных блоков. К сожалению дома получились холодные и непрочные, а при оттаивании вечной мерзлоты строения дали осадку и большие трещины. Всё это было учтено в дальнейшем и впоследствии рядом с бетонными появились деревянные строения.
Во-вторых, несмотря на все сложности первых зимовок, благодаря существованию станции и приезду миссионеров, таких как замечательный священник Тельвисочного прихода, Геннадий Юрьев, были обучены грамоте многие детишки самоедов.

53.5.JPG


Благодаря станции, семьи кочевников зимующих на Вайгаче, не раз получали медицинскую помощь и поддержку продуктами в голодные, не промысловые 1914-15 гг.
"Иногда по вызову отец Геннадий выезжал для лечения больных самоедов. Тяжелое впечатление оставляли эти поездки:
«Чум их ужасен: не защищает даже ветра и снега. Очаг окутывает все густым дымом... Всматриваюсь. Подле очага лежат дети изможденные, грязные, покрытые экземой, корчащиеся в коликах детской холеры. Слышатся их надрывающие душу стоны».
Ночуя в ноябре на мысе Болванском у одного из кочевников, Юрьев и Доступов обнаружили, что голодные самоедские лайки без остатка съели их упряжь.
Лишь на станции можно было подкормить изголодавшихся собак, поэтому даже понукать собачьи упряжки стали словом «станция»" http://old.nvinder.ru/archive/2006/jul/11/07p.shtml

Северок вышел в глубину бухты Воронова. Замечательные места!
С правого крыла открывается вид на устье реки Хехеяха(река Идолов).
За 15 километров южнее, эта река берет начало в грядах священной Болванской горы. Там, где еще несколько часов назад совершил первую и такую значимую в плане экспедиции посадку самолет Северок.

50.1.1.JPG


Впереди по курсу гряда с красивым именем Ясурей.
Как раз тот случай, когда на топографической карте нет этого названия, но его знают местные жители. Эту гряду подсвеченную солнцем, хорошо было видно с острова Олений.
Пройти над грядой предложил мой друг, бригадир оленеводов, Василий Филиппов и глянуть оленей. Выполняю его просьбу - к сожалению ничего живого в этих грядах обнаружить не удалось.

51.JPG


И вот уже совсем рядом маленький безымянный мыс. Мы над ним не случайно и этот мыс входит в часть экспедиционного маршрута.
Почему?
 
Спасибо за оценки, vslav и airat


Ровно работает двигатель и самолет как бы зависает над местом.
Неожиданно добавляют интерес, странные ровные полосы. Понятное дело, что некоторые вещи могут быть заметны только с воздуха и высота полета сейчас не малая - 330 метров.
Может какого-то рода оборонительные или строительные сооружения на сторону пролива Карские Ворота по аналогии с Белым Носом?
Я уже отчаялся найти какие-то данные и вот что оказалось.. "Геологическая траншея вырытая направленными взрывами.."

57.JPG


А теперь факты.
В 1987 году Морской Арктической Комплексной Экспедицией на этом мысу были найдены каменные орудия труда, по предположению МАКЭ датированные верхним палеолитом! Данные изделия древнего человека были найдены в виде ножевых, скребковых и клювовидных изделий в основном из белого кремня!
Отмечаю эту важную историческую точку нашей экспедиции, взмахом крыла..
И неожиданно в плотной пелене облаков сверкнул и пробился солнечный луч ударив в остров Малый Воронов.
Успел и поймал на фотоаппарат.
Мы все немного язычники и здесь на Вайгаче особенно. Любое проявление любимого светила воспринимаем как хороший знак!

53.7.1.JPG


Направляю самолет напрямую к огромной губе Долгой через мыс Воронов Нос, планируя выйти напрямую в район мыса Рогатый, туда где в зимовке живет постоянно ненец, Василий Хатанзейский.
Человек, который живет как его далекие предки, сохраняя традиции и, не побоюсь этого слова, границы нашего государства. Вместо того чтобы максимально поддерживать таких людей как Василий или Андрей Вылко, хранитель Семиликого идола, у нас принято делать наоборот. Впрочем об этом чуть позже.

Не раз слышал о том, что в губе Долгой благодаря ее расположению и глубине могли укрыться от штормов и маленькие корабли и ледоколы. Ничего удивительного, усредненные глубины во входе и середину бухты - 40-30 метров.
Как подтверждение течений и глубин, совершенно неожиданно для меня огромный язык из бухты оказался вырван, и снова лететь над открытой водой, мне ну никак не хотелось- ушел южнее и по кромке льда, наблюдая по правому крылу район фактории Долгая. К сожалению из-за приличной высоты, да и заметено всё, видно только очертание одного из оставшихся строений.

57.1.1.JPG


А ведь здесь ..
"В 1928 -1929 гг. к становищу Долгому были приписаны 60 человек, в их числе — ненецкие семьи Ардеевых, Логей, Таборей, Вылка, Вылейских. Позже фактория превратилась в центр организации охотничьих промыслов и рыбной ловли на острове. 28 октября 1929 г. на базе становища Долгого было создано промысловое товарищество ненцев "Вайгач" .
Здесь добывались: песец, заяц, нерпа, морж, белуха, медведь, омуль, голец, пух гаги. В становище Долгом насчитывалось: жилых домов — 2, баня — 1, склады — 2.. В 1932 г. было организовано обучение детей — ненцев: 1 мальчика и 4 девочек.
Становище Долгое в начале 30-х годов являлось административным центром Вайгача."(Из книги "Вайгач" под редакцией П.Боярского, В.Столярова)

57.3.1.JPG


Перешел Долгую и через весь пятикилометровый п-ов Рогатый четко выхожу к зимовке Василия.

58.1.1.JPG


Опасная картина для пилота Малой Полярной авиации - вплотную к зимовке придвинулся снежный заряд с облачностью, а спасительные солнечные лучи спешно уходят на запад.

Данное описание дает понимание насколько сложны и ответственны любые полеты Малой авиации. Не переоцените свои возможности,не принимайте решения на вылет, продолжение полета или посадки без опыта полетов в СМУ(сложных метео условиях)!

На этом снегу уже нет ориентиров и все, что у меня есть сейчас для привязки касания, это блеклая полоска береговой линии. Принять решение о посадке со стороны зимовки не счел возможным - первый заход и с попутным ветром у меня скорость получилась больше 120 км/час. При возникновении непредвиденного препятствия бухту ограничивает гряда и мне просто может не хватить тяги перетянуть через неё.
Но и с обратным курсом не легче - придется выдерживать высокую глиссаду из-за этой гряды. Так и получилось.

59.JPG


Из-за запаса высоты и летучести Северка смог произвести касание только ближе к зимовью. Обходя его на пробежке, вижу как Василий отбегает влево, а я ушел вправо и тут самолет ухнул с невидимого наструга и тут же встретил передней лыжей удар о встречный сугроб. Долбануло прилично, обидно что ничего этого впереди на слившейся поверхности я и не видел. К слову, привязные ремни удержали хорошо!

Отдаю должное конструкции моего замечательного самолета, выдержал без нареканий.
Вышел, осмотрел борт, протоптал снег впереди, чтобы был ориентир на безликой поверхности и уже по береговой линии перегнал самолет к зимовью.

Зим.jpg


Пожали руки, обнялись с Василием. Крайний раз я был здесь три года назад, также весной закрывая экспедиционную задачу. Впереди нас ждала интересная беседа..
О том как живется Василию, какие приключения происходят с одиноким зимовщиком и куда далее направился Северок, обо всем этом уже позже..

P.S. Друзья, Данный отчет делался несколько полных дней. Было обработано много полетной информации, архивов в сети и книг, работы с фотографиями.
Экспедиционная работа и выход отчетов был бы не возможен без поддержки вас моих друзей! В частности за выход этого отчета благодарю, Сергея Риве и Татьяну Корягину.
Если вам интересно продолжение отчетов поддержите нас.
Экспедиционная карта сбер. самолета Северок 4276 8402 6414 1266
 

Быт Василия Хатанзейского.
Перелет: бухта Промысловая - мыс Дьяконова.
Святилище мыса Идолов.


Здесь в зимовке Василия за разговорами я пробыл чуть больше 20 минут, хотя поджало бы по погоде и пришлось бы ночевать.

Внутри у Василия тепло и чисто, в тамбуре зимовки тоже пустота, хотя в 2017 году здесь лежали две туши нерпы. Не случайно об этом вспомнил.
Мне, как диксончанину и сыну промысловика хорошо знаком этот морзверь. Когда мы были еще детьми, мама часто готовила дома вкусную и очень полезную нерпичью печень.

При Союзе на Диксоне был рыбозавод и нерпу как промыслового зверя добывали и перерабатывали полностью. Нерпичье мясо шло на приваду в капканы для ловли песцов и отправлялось в зверофермы, шкуры и ценный жир промысловики сдавали на рыбозавод.
Впрочем, после развала Союза пропал интерес к песцам, соответственно и мясо нерпы стало не нужно, далее по цепочке начали исчезать промысловики по всему арктическому побережью.

Часть их еще держалась на лове рыбы, но и тех быстро добили всяким отсутствием поддержки, ужесточением правил лова, погран. режимом и т.д. Снижение уровня жизни в арктических поселках и соответвенно уменьшение платежного спроса было последним гвоздем в гроб арктических "фермеров". Теперь же весь полярный берег на протяжении сотен и сотен километров мертв.
А ведь я прекрасно помню наших многих диксонских промысловиков, уважаемых людей с обветренным лицом и хорошим заработком в соответствующий сезон. Рыбозавод который принимал песцов, морзверя и рыбу, хоть и обязывал людей сдавать продукцию дешевле средних цен по стране, но взамен давал людям на местах технику и стройматериалы, обеспечивал вывоз продукции, стабильную оплату труда.

Нельзя забывать и еще об одной важнейшей составляющей. Государство имея в каждом арктическом регионе рыбозавод, могло наблюдать за количеством и выловом песца, рыбы и мор зверя.
Квотировать добычу, не допуская падения популяции и где нужно снижать план по промыслу. Наблюдать с помощью контролирующих органов за тем, чтобы промысловики соблюдали нормы и порядок добычи.

Во время пургования в Варнеке я пил чай с Ильей Хатанзейским, братом Василия. В прошлом они оба были промысловиками и работали на благо страны, сейчас же оба пенсионеры.
Илья Павлович рассказывал, что и по сей день использует мясо нерпы в собственную пищу и для корма своей собачьей упряжки. Получается, что люди живут своим привычным образом -ловят нерпу сетями для своего пропитания и корма собакам.

Вернемся к зимовке.
Слушая Василия я был печально удивлен его рассказом, взвешивал все услышанное. В недавних 2018-19гг. оперативниками НАО во время рейдов были найдены у жителей Варнека и зимовщиков нерпичьи туши. Были возбуждены уголовные и административные дела. И как сказано на сайте МВД по одному из этих дел .."злоумышленник возместил причиненный ущерб..в связи с деятельным раскаянием уголовное преследование в отношении него прекращено дознавателем, что не является основанием для реабилитации лица."
Что же, нерпа- животное промысловое и на ее вылов нужны квоты, так вот квоты оказались не выбраны поселком Варнек, а о том чтобы предоставить людям возможность заранее составить заявки и разрешительные документы от округа никто не позаботился.

В зимовке на столе лежит уже написанное Василием письмо к брату. Здесь же порванный ремень вариатора от снегохода Буран, который недавно в рассрочку купил Василий.
В письме и на словах он просит заранее подготовить ему немного продуктов, (муки осталось на два раза) и бензина, которого 10 литров.
Я уже собираюсь на выход и хозяин дома рассказывает, что недалеко в 3 километрах сейчас живет, Андрей Вылко- хранитель Семиликого идола перешедший сюда из зимовья у Цинкового острова.
Я же совсем забыл об этом и прошу передать Андрею, что Василий Иванович оставил в зимовке в бухте Лямчина оленину для пропитания.

61.JPG


Еще Василий рассказывает, как в один из нынешних ненастных дней без видимости управляя снегоходом не заметил слившегося снежного препятствия, подобно тому как я сегодня на Северке, и ударил технику. Сам же Василий получил приличный удар грудью о руль. Задирает рубашку и показывает приличную гематому.

Слушаю все это и берет за душу вселенская тоска.
Пожилой ненец, "злоумышленник", живет один, сохраняя такое редкое сейчас удаленное жилье в Арктике на маленькую пенсию, сохраняя быт и традиции своей Родины. Снегоход Буран был куплен в рассрочку, а в зимовке нет даже радиостанции для связи с поселком.
Помню при Союзе у наших диксонских зимовщиков повсеместно стояли ветряки-генераторы, батареи щелочных аккумуляторов заряжались и давали постоянный свет. Радиостанции были обязательным атрибутом и выходы на связь внимательно отслеживались самими охотниками и рыбаками.
А была бы развита Малая авиация, летали ли бы чаще, проведывали Василия, всегда могли передать что-то из необходимого.
Туристы бы видели эти красивейшие места.. Эх!

60.2.JPG


Сфотографировал образец ремня, забрал письмо, пожал крепко руку Василию.
Возврат к месту посадки по следам и подготовка к вылету.

В 16 41 Северок взвился в пасмурное небо Вайгача и пошел курсом на юго-восток вдоль полуострова Дыроватый.
Совершенно случайно через 4 километра я точно вышел на зимовье Андрея. Находится оно в глубине бухты Парохода Пахтусов, названной в честь работ гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана на пароходе "Пахтусов" под командованием капитана, Александра Варнека.

Вижу фигурку Андрея Рудольфовича Вылко у одинокого зимовья. Этот домик, единственное оставшееся жилье от целого поселка и производственных строений рудника Дыроватый(Соболева) Вайгачской экспедиции ОГПУ периода 1932-33гг.
Здесь в безликой бухте вообще нет никаких ориентиров и новая посадка будет новым испытанием. Уверен, что Василий увидится с ним в скором времени.
Приветственный взмах крылом и уходим дальше.

60.JPG


В районе губы Осьминной, Северок наконец-то перегнал облачный фронт, принесший неприятности в прошлой посадке.
Как писал художник Борисов про эти места "..здесь от цынги во время зимовья померло 8 человек русских промышленников, отсюда название Осьминина."
Иду постепенно подбираясь к высоте 400 метров, скорость перешла отметку 110 км/час и продолжает расти. На фоне Осьминной губы, низкоорбитальное солнце выглянуло и вспыхнуло в открытой воде.

63.3.JPG


63.JPG


В 17 06, напротив полуострова Лямчин самолет вышел на каменные гряды освещенные солнцем и идущие пятикилометровой широкой полосой вдоль центральной части острова. Вот это вид!

64.1.JPG
 
Северок словно невесомый мягко скользил на высоте больше шестисот метров, подгоняемый лучами заходящего солнца.
Издали, западнее линии полета, как маленький яркий муравейник степенно явился взору поселок Варнек и вскоре поравнялись с ним.

65.1.JPG


В голове неожиданно родилась новая идея. Используя отличную погоду и оставшееся светлое время дня, закончить сей час все важнейшие экспедиционные мероприятия, посетив мыс Дьяконова.
По прямой здесь чуть более 8 километров.
Принял решение и в 17 33 мы с Северком вышли над проливом Югорский Шар.

Произвожу длинный разворот со снижением от пятисот метров. Поверхность мыса ровная и заснеженная с небольшими перепадами по высотам, свет контрастный и на длинной глиссаде, чтобы не тревожить тишину места, сажаю Северок поодаль от края мыса.

66.JPG


Даю отметку благополучной посадки с трекера, минутку стою не двигаясь и наслаждаясь тишиной, а после закидываю ружье за спину и тихонько уже пешком и не торопясь, направляюсь к обрывистому берегу на котором выделяется два ориентира.

68.JPG


В 1594 году у берегов Вайгача проходила голлландская экспедиция на двух кораблях "Лебедь" и "Меркурий". В дневнике участника экспедиции Яна Гюйгена ван Линсхотена есть запись о том, что "голландцы обследовали мыс на Вайгаче, названный ими мысом Идолов. Здесь они обнаружили более 400 идолов. Все они были обращены на восток."
(Из книги "Остров Вайгач", под редакцией Боярского, Столярова)

"..На южном конце Вайгача, северо-западный мыс по множеству стоявших на нем идолов, называется русскими Болванским и был местом первого идола, который имел у Самоедов название Весако (старик). Идол этот был деревянный, троегранный, тонкий, весьма ветхий, вышиною в два аршина; верхняя часть его имела семь лиц. Он воткнут был в землю и представлял лице сатаны, что видно из вышеозначенного к нему обращения: Адъ Весаковъ (сатана-старик).".
(Источник: Архимандрит Вениамин "Самоеды мезенские" )

Что же касается археологических находок на мысе Дьяконова, то они весьма красноречиво свидетельствуют о том, что жертвоприношения здесь носили хоть и периодический, но планомерный характер. Самой древней из находок была обработанная кремневая пластина, датируемая II тыс. до н.э. и фрагменты керамики I тыс. н.э. относящиеся к финно-угорским культурам.
По возрасту найденных жертвенных предметов, археологической экспедицией Хлобыстина были определены два основных периода существования святилища X-XIII вв. и XVI-XX вв.

Возраст находок позволил сделать выводы, что святилище с течением времени переходило к племенам морских охотников- печеры, югры, таинственных сихиртя и уже позже к шестнадцатому веку перешло к кочевым ненцам-оленеводам.
(Источник: "Остров Вайгач", под редакцией Боярского,Столярова)

Подошел к возвышению, на котором стоят рукотворные деревянные изделия. Никаких сомнений что это тот же самый идол и шест на котором была голова жертвенного оленя описанного в книге от МАКЭ. Только шест сейчас очень сильно покосился.
Фотография от МАКЭ 2007 года.

Из книги.JPG


Спустился несколько десятков метров западнее и увидел этот самый проём- жертвенное место.
Провал принявший в себя за сотни и тысячи лет неисчислимое количество людских надежд на промысел и немало смертей жертвенных животных.
.." Один взгляд в эту трущобу сверху вселяет невольный страх: высокие, каменные, перпендикулярные скалы идут в ней до самой воды сажен на 15. Бой и гул, раздающиеся в пещере во время сильных ветров, внушили Самоедам суеверный страх ..
В-древности Самоеды повергали в эту пещеру своих жертвенных оленей; в последнее время этого не делали, а давили их перед Весаком. Во всех самоедских тундрах ни у каких других идолов не было столько голов приносимых в жертву оленей, как у идола Весака."
(Источник: Архимандрит Вениамин "Самоеды мезенские" )

".. В этом мысе чернеет громадная и глубокая пещера с двумя выходами, одним широким — к морю и другим узким, открывающимся в вершине утеса. Вихри врываясь в пещеру производят в ней и теперь оглушительный гул, поражающей ужасом дикаря, слышащего в нем голос своего божества. Тут-то самоеды и поставили свой главный идол — Весак.."
(Источник: В. И. Немирович-Данченко,"Страна Холода" )

По краю окружности идут следы зайца и в двух местах становятся прямо на краю самой узкой части, как будто животное глядело вниз. Поскольку помним, что на священных местах животные, растения и все явления приобретают свой сакральный смысл и могут иметь самое разное обличье, не буду вдаваться в далеко идущие мысли о том, кто мог быть этим самым зайцем и наблюдать за мной ))

67.JPG


На этом святилище я и оставил свой крайний дар - еще несколько монет специально взятых в экспедиционный полет. Уважение к чужим богам и чтение традиций, вот заповедь полетов маленького самолета в Арктике.

Через 30 минут с момента посадки, Северок плавно ушел снова на север к поселку Варнек, уходящему в сумеречное время.
Спасибо, Руслан Филиппов встретил, а Миша Вылко помог с ночевкой.

69.JPG


-------------------------
Так был завершен самый насыщенный за всю мою историю полетов однодневный экспедиционный маршрут состоящий из 14 взлетов-посадок, каждая из этих посадок прошла на неподготовленную поверхность.

Схема дня.jpg


За этот день мы посетили три важнейших святилища на сакральном Острове Вайгач, полярную станцию им.Федорова, остров в проливе Карские Ворота и ненца-отшельника, Василия.
Рассказали людям обо всем этом и о тех богатых событиями исторических местах, которые проходили под нашим крылом.
--------------------------

Что же завтра нас ждет отход с острова на восток в сторону Карского моря, новые впечатления в Арктике и встречи с друзьями.
Продолжение следует!

Огромная благодарность вам друзья - тем кто поддерживает полеты в Арктике!
За выход этого отчета благодарю Вадима Николаевича М. перевод от 31.05.
Экспедиционная карта сбер.банка самолета Северок 4276 8402 6414 1266
 
План полета-Север, 2020

Экспедиционный перелет:
Остров Вайгач, п.Варнек - мыс Канин - п/ст. Югорский Шар - п.Амдерма.


Ночью мороз в Варнеке достиг 26 градусов и плоскости самолета покрылись как шерсть у северной лошадки, бархатистым инеем.

69.JPG

Немало времени с утра потребовало все очистить щеткой-сметкой, прогреть двигатель перед запуском и убраться в балке где ночевал.

После этого погрузка в самолет снаряжения и пойманной на озерах рыбки, которую Василий Филиппов привез вместе со своей на снегоходе. Еще Иваныч, спасибо ему большое угостил меня парочкой замороженных гусей и передал соленую селедочку для амдерминских друзей.

69.1.JPG


Руслан Филиппов мне помог в работах по самолету и после я слил с бака и вернул мужикам 10 литров бензина из 20-ти взятых на поиск оленей. У меня осталось топливо с запасом, а на Варнеке каждый литр на счету.
Пока готовил самолет, наблюдаю как местный житель пилит неподалеку снег и после на санях перевозит ровные кубики к своему дому. Старался донести до друзей, что постоянное использование снеговой воды для питья и приготовления пищи вредно для человека, в этой воде как в дистилляте нет ничего полезного для организма.

69.2.JPG


По плану я сегодня завершаю экспедиционную работу на острове Вайгач и планирую уйти на Амдерму. Но поселок закрыли по решению администрации.
По стране уже вовсю катится волна заболеваний злосчастным коронавирусом и в маленьких арктических поселках, стремясь оградить свое население, ужесточили контроль за появлением приезжих. Но я то наоборот с севера двигаюсь и меня самого надо оберегать от микробов ))
Снова зашел в фельдшерский пункт и внимательная фельдшер Гульнара осмотрела меня и измерила температуру. Все хорошо. После этого мы дозвонились до Амдермы и я получил разрешение на прилет.

Маршрутом построенным с Варнека я вижу переход пролива Югорский Шар с выходом в район одноименной полярной станции и далее, вдоль береговой черты до Амдермы.
В запасе у меня один день- завтрашний амдерминский прогноз дает уже порывы до 20 метров в секунду ветра восточного направления.
Перед вылетом подошел Миша Вылко и Наталья Филиппова, мама Руслана. Попрощался тепло со всеми, поблагодарил за помощь.
В 13 50 Северок прямо с гряды от поселка начал разбег и легко оторвавшись направился на северо-восток.

Уже в 14 05 на высоте 350 метров Северок подошел к оконечности Вайгача, северо-восточному мысу Канин, великолепно выделяющемуся на залитой солнцем местности.
Совершенно спонтанно возникла мысль о посадке и с такой видимостью и погодой, это сделать было совсем несложно.

70.JPG


Пешая разведка и вот я вижу, что у балочка перед маяком наполовину разрушена кровля, но печка внутри и капкан на крыше, говорят о том что когда-то в зимнее время он использовался охотником.

70.1.JPG


Остов проржавевшей железной конструкции, напоминающей подъемный механизм встретился по пути к маяку.

Сама деревянная конструкция маяка хоть и весьма стара, но прочна и выбелена ветрами. На самом верху открывается замечательный вид на пролив с близкой полосой открытой воды и самолет Северок со стороны суши.

70.6.JPG
 
Впрочем, если посмотреть на север то вдалеке можно рассмотреть мыс Белый.

70.9.JPG


В районе мыса Белого в 1933-34 году происходили драматические события связанные с Вайгачской экспедицией ОГПУ.
Дело в том, что осенью 1933 у этого мыса на камни сел огромный эстонский пароход Кенник, груженный енисейским лесом. Груз был застрахован и вскоре после тщетных попыток освободить судно, команда покинула его.

Московским руководством ГУЛАГ было поддержано решение разгрузить корабль силами Вайгачской экспедиции ОГПУ под руководством А.Дицкална.
Начиная с декабря заключенными был полностью разгружен пароход, вывезен лес и уголь из трюмов, были демонтированы паровой котел весом 10.5 тонн и токарный станок из затопленного трюма на глубине 4х метров.

File0264.JPG


В марте 1934 года заключенные Ануфриев и Кулемин работавшие в командировке "Белый Мыс" решились на побег. В результате ими на месте были убиты 4 человека.
Подробнее

В 14 40 Северок стартовал с мыса и пошел над проливом. По прямой всего семь с половиной километров.
Выбрав достаточно ровную поверхность вблизи останков в прошлом красавицы ажурной радиоантенны, произвел посадку у полярной станции Югорский Шар.

71.1.1.JPG


Совсем недалеко наблюдаю каменный дом, построенный как и на п/ст. Вайгач в 1912 году. Короткий обход по периметру станции. Везде страшное запустение, разруха и.. тишина. Даже мелкого зверья не видать, только следы.

71.2.JPG

.."Садко стоял миле одной старейших полярных станций страны тчк Она расположена восточном краю пролива Югорский Шар соединяющем Баренцево Карское моря тчк Только течении последнего месяца мимо станции продефилировало несколько десятков иностранных лесовозов пароходы Анадырь Сталинград Герцен Ломоносов Рошаль Спартак Рабочий многие другие.
..Вечером мы сидели уютной кают-компании станции окруженные всеми 23 зимовщиками тчк Коленях взрослых разместились юные полярники Юшара восьмилетний Юра тире сын радиста Бобкова уже успевший свою короткую жизнь провести шесть зимовок Арктике и сын радиста Бойко тире Гена возрастом один год два месяца недавно прибывший сюда Новороссийска тчк Оба чувствуют себя отлично держатся независимо но гостеприимно тчк ."
Бронтман Лазарь Константинович, "Плавание на ледоколе "Садко" 1935 г."

Вот это да! В 1935 году здесь жило 23 человека да и еще с маленькими детьми! Вот это Арктика и государство, я понимаю!

В 15 10 уже под небольшой поземкой Северок вылетел по направлению к мысу Ярасаля и обогнув его срезал часть берега спустившись восточнее в бухту Рифовую и пересекая мыс Тонкий увидел вначале следы копыт, а после и небольшую группу оленей.
И везде везде вдоль берега открытое море.

72.1.JPG


Так вдоль открытой воды и прошел до милой сердцу Амдермы.

72.3.JPG


В 15 42 произвел посадку в морской лагуне близ поселка.
Вышел сделать выдох полной грудью, но тут почувствовал в кабине какое-то движение. Вытаращил глаза! Забавный мишка-талисман выпрыгнул из кабины, забрался в мою левую руку и забавно махая лапками пропищал, что тоже радуется прибытию в Амдерму.
Всё, подумал я, налетался, пора на отдых ))

72.2.JPG


Спасибо нашей группе кайтеров-лыжников Андрею и Алексею за поддержку моего перелета и связной группы Валентине, которая и передала мне этот талисман ))

---------------------—
Огромная благодарность вам друзья - тем кто поддерживает полеты в Арктике и выход отчетов!
Огромное спасибо, Максим Владимирович М.
перевод с подписью "На Северок"
и Дмитрий Сергеевич Т.
перевод от 8 июня.
Экспедиционная карта сбер.банка самолета Северок 4276 8402 6414 1266

Продолжение следует...
 
"Северок в Амдерме. Возвращение в Воркуту."

Итоги экспедиции.


Амдерма вечерняя после прилета спокойна и тиха. Минус 12.

20200401_183133.JPG


Идем с Иваном Петровичем проведать Северок. Очень рад увидеть на улице знакомые лица амдерминцев.

74.3.JPG


Как же хорошо было после того как прилетел и зашел к своим близким друзьям, Елене и Ивану Кононюк, наконец-то залезть в ванну с горячей водой и привести себя в порядок. Уже 12 дней полных дней мы с Северком провели на Вайгаче в экспедиционной работе и я просто мечтал помыться. Походную щетину сбривать не стал, потому как еще не завершил все полеты.

Расчехлил кабину и мы забрали передачу от Василия Филиппова с Варнека- селедочку для семьи Кононюк и Надежде Воеводиной. Зашли с Иваном Петровичем сразу по адресу. С Надеждой интересно поговорить, она еще ребенком жила с родителями в становище Хабарово и уже после закрытия поселка не раз бывала на р. Никольской и очень любит этот суровый и живописный кусочек побережья Югорского полуострова.

74.JPG


Дома же Елена Юльевна сделала замечательный ужин и мы все очень душевно посидели.

Следующий же день был четверг и свой прогноз полностью оправдал. Восток в 6 утра давал ветер 14 порывы 20 м/сек, к обеду ветер развернулся на юг, потеплело с минус 13 до минус 8, ветер 13 порывы 17 м/сек и к вечеру поток рванул на северо-запад 12 порывы 19м/сек.

75.1.JPG


Я честно говоря слегка задолбался ходить и разворачивать самолет конкретно заякоренный к здоровенному столбу. Один раз мне помог Юра Попович, а после уже мудохался сам.

74.5.JPG


Ничего не попишешь расположение поселка на берегу Карского моря имеет свои прелести в виде бесконечной и частой смены погоды, сурового арктического климата.
Впрочем все мои ожидания относились к пятнице, когда очередной круг ветра должен быть подстихнуть на южном направлении.
Так или иначе, но еще к обеду четверга улучил часок, раскрыл одну сторону кабины самолета и раскрутил тяги управления, заменил прослабленный болт соединяющий эти тяги к передней лыже.

20200402_102347.JPG


Еще в четверг отметился в амбулатории, после зашел к пограничникам - спасибо им большое за внимательное отношение к самолету Северок, впрочем и я всегда стараюсь вовремя сообщить о своих полетах в пограничной зоне.
 
Иду по улице, и несмотря на метель по возможности делаю разные фото, хотя тяжело и больно видеть руины некогда цветущего поселка.

76.JPG


И вот что замечаю. В Амдерме, начавшейся во времена ГУЛАГ в 1933г, построенной на месте добычи флюорита и имевшей расцвет в годы СССР когда на аэродроме базировался истребительный авиационный полк, были созданы отличные условия для жизни и быта людей. Большие светлые дома, паровое отопление, канализация, горячая и холодная вода. А чего стоит один только построенный водовод с озера Тоин-То, длиной более 10-ти километров!

75.6.JPG


И вот сейчас Амдерма стала совсем маленькая, зимой не больше 300 человек живет. И у основной массы людей здесь живущих, есть только небольшие бюджетные зарплаты, а разнообразит местную жизнь и чуть расширяется поселок только в летние месяцы, когда приходят к берегам моря оленеводы.
А парадокс в том, что соседние поселки, Каратайка и Усть-Кара в которых живет местное коренное население ненцы и коми с гораздо худшими бытовыми условиями, значительно меньше пострадали после развала 90-х, в плане уменьшения населения. Думаю, что постоянно живущих в каждом из этих поселков около тысячи человек.

Туризм в Амдерму осложнен логистикой, людям вначале нужно добраться авиатранспортом до Нарьян-Мара и после ждать редкого рейса в неделю и еще несколько часов лететь из столицы округа до Амдермы на Ми-8 или Ан-2.
То же самое касается и снабжения поселка. Амдерма более чем 100 километров дальше от Воркуты чем та же Каратайка и Кара. Вездеходы с продуктами идут сюда дольше, дороже и тяжелее.
Теперь администрация НАО выходит из положения дотируя местным предпринимателям доставку социальных продуктов и оплачивая прожорливый Ми-8 из средств бюджета. Простым людям конечно стало легче жить, но, во-первых, эти деньги и есть налоги взятые из кармана самих жителей и, во-вторых, можно теперь вообще не беспокоиться о какой-то конкуренции и развитии частной Малой авиации.

75.JPG


В пятницу как обычно Елена Юльевна уходит на работу к 6 утра. Пурга не пурга, а нужно печь хлеб на поселок и на пару с Иваном Петровичем, который постоянно топит печь и чистит снег, они держат в тепле и порядке огромное старое помещение магазина и пекарни, доставшееся в наследство еще от Союза.

На улице похолодало до минус 13 градусов, я начал готовить самолет с 10 часов и очень помог снегоход Ивана Петровича. Вначале я Бураном закрыл Северок от ветра, пока грел примусом двигатель, а после уже оттащил самолет веревкой на вылет. В магазинчик заехал попрощался с Еленой Юльевной и вместе с Петровичем поехали к самолету.

76.2.JPG


Тут и состоялось одно из самых замечательных событий этой экспедиции. Вспоминаю как в декабре из-за сложной погоды я не смог взять в полет с собой Петровича и насколько он был расстроен.

И вот сейчас этот момент настал.
Наш замечательный бывший замполит роты обслуживания 72-го гвардейского полка занял место в самолете.

77.2.JPG


Прогрев двигателя и против плотного южного ветра мы легко взлетаем и делая разворот на 200 метров проходим в сторону реки Первой Песчаной. Отличное солнечное настроение и я очень и очень рад, что Иван Петрович в свои 79 лет поднялся на самолете Северок в небо любимой Амдермы.


Делаем большой круг и заходим на посадку. Пробег по плотным застругам, остановка. Глушусь.
Петрович хлопает в ладоши в кабине и говорит значимые слова, что это был замечательный свободный полет и то, что не способствовать развитию и душить Малую авиацию в нашей стране, это просто преступление!
Обнял его на прощание и попросил ехать в поселок.
Спокойно собираться на вылет я люблю один

77.5.JPG
 
В 11 55 дня Северок начал отход от Амдермы на юг в сторону хребта Пай Хой.

Скорость против мощного ветрового потока за весь маршрут до Каратайки не превышала 100 км/час. К радости моей видимость по горизонту давала возможность спокойного управления на этом безжизненном пространстве.
В начале второго дня благополучно приземлился в Каратайке. Полетов нет сегодня, спасибо за информацию начальнику площадки, Алексею Вехореву.
Встретил, Эдуард Нефедов.
Сразу дозаправился из своих запасов. Звоню в Воркуту, Анатолию и Сергею Берсеневу на базу.
- Витя не вздумай лететь, у нас трубу шахты в нескольких сот метрах не видно, идет сильный снег!
Ничего удивительного даже одного взгляда на юг от Каратайки наталкивается на абсолютно безликое серое небо впереди
Вот блин, а на завтра уже потепление и переход через ноль, снег с дождем и ветер 17 м/сек по Воркуте.
Что же еще пока ждем. Успел пообедать с друзьями, Белла Нефедова отлично готовит.

Ближе к 15 часам отзвонился Вадим Повонский и Анатолий Костин с базы в Воркуте. Появилась видимость!
Немедля собираюсь, ибо против ветра лететь мне долго.

После вылета,прошло только десять минут и понимаю что прямой сорокакилометровый маршрут от поселка на характерную излучину р.Каратаиха был большой ошибкой. Высота полета 50 метров над низменной тундрой, а гряда высотой 100 метров подходящая ко мне слева уже закрыта нижним краем дымки. Ничего удивительного что вскоре поднимаясь с местностью я начать цеплять нижний край. Горизонта нет и не было, чтобы не подвергать себя опасности в низком слепом полете успел развернуться с привязкой к очагам тундры на земле и перечеркнув гордость пошел обратно из этого замеса.

Чуть развиднелось и после резко сменил курс на запад к руслу реки и уже оставляя злополучную гряду справа, пошел нужным курсом. Накрутил 20 лишних километров, зато смог продолжить маршрут. Всю дальнейшую дорогу на бреющем против ветра экономя топливо.
К 15 30 над Большеземельской тундрой полет стал переменно солнечным.

79.JPG


И в верховьях реки Каратаихи мы с Северком здорово погоняли круглых и пушистых зайчиков уже сбивающихся в кучки на вытаявших пышных кустах вдоль берегов. Даже лису шугнули хорошо ))


К Воркуте подходил уже без солнца, но все же с хорошей горизонтальной видимостью.

80.JPG


Ура, в 17 часов 19 минут отправлена отметка со спутникового трекера слежения в РАОПА и самолет Северок остановил бег вблизи Воркуты на своей базе!

Понадобилось еще несколько дней чтобы откопать вновь полностью задутый снегом ангар и перегнать по огромным сугробам в него Северок.

81.JPG


Здорово помогли мои друзья, Григорий Бегали, Сергей Берсенев и Анатолий Костин, приезжал в гости и мой друг, Вадим Повонский. По чуть-чуть всех друзей постарался угостить хоть хвостиком селедочки, хоть гольчиком с Вайгача.
Очень переживал за то, удастся ли купить билет на поезд, ибо вся Воркута уже была в масках по причине вируса и шли разговоры об отмене поездов. Но все обошлось.
Володя Мережко не бросил и проводил на поезд на машине меня со всем моим шмурдяком.

82.2.JPG


Впервые за несколько лет удалось купить билет на нижнее место и многие пассажиры, как я понял даже не пришли на посадку. В вагоне до Москвы нас ехало всего 6 человек и проводники уделяли нам, своим пассажирам неожиданно много внимания.

82.JPG


В Котласе, уже закрытым карантином, мой замечательный друг и авиатор, Геннадий Андреев приехал на машине не на вокзал, а на узловую станцию и привез замечательную курочку-гриль и свежее пиво.

82.1.JPG


Следующим днем я с частью вышеназванной курочки уже был дома и обнимал всю свою семью.
Так была закончена весьма насыщенная и непростая экспедиция самолета Северок.

Небольшие цифры.
Экспедиция самолета Северок "План полета Север, 2020" прошла с конца февраля по начало апреля и длилась полтора месяца. За этот период самолет был в работе 26 дней, а полетное время проведенное в небе составило 11 часов 36 минут. Расстояние пройденное самолетом за период экспедиционной работы составило 985 километров.
Основные итоги: в процессе экспедиции самолет Малой Полярной авиации вновь посетил ненецкий поселок Варнек и доставил маленькие подарочки детворе.
На территории Вайгача, нами с большим уважением были посещены и подняты исторические сведения по важнейшим
святыням острова- местам поклонения древнейших народов Арктики, югры, печеры, сихиртя, перешедшие впоследствии к ненецкому народу.
Впервые самолет Северок побывал в проливе Карские Ворота у поморского становища на островке Олений.
Мы пурговали в тундре и ловили рыбу с Василием Филипповым, учились взаимодействовать при поиске оленей с воздуха.
На возвращении с маршрута, посетили оставленную п/ст Югорский Шар и подняли в небо замполита амдерминского полка, Ивана Кононюк.

Спасибо большое всем кто следил за отчетами, интересуется историей Арктики и полетами маленького самолета Северок!

Выражаем огромную благодарность за поддержку экспедиции "План полета-Север,2020" компанию Bask и лично Владимира Богданова!
Мы взаимодействовали с кайт-переходом на Вайгач, группы Алексея Тимошенкова и Андрея Громова, впоследствии самолету Северок неоценимую помощь оказала команда вотсап "Ледовая обстановка" от кайт-перехода.
По подготовке самолета спасибо конструктору Александру Чернову.
За встречу и помощь в пос.Варнек спасибо всей семье Филипповых и Михаилу Вылко.
По воркутинской базе спасибо, Григорию Бегали, Сергею Берсеневу, Анатолию Костину, Александру Абганееву, Сергею Дорохову, Вадиму Повонскому, Игорю Капустину, Владимиру Мережко, Джалилу Рафиеву.
За поддержку экспедиции топливом и снаряжением, исторической информации о точках посадки благодарим, Алексея Тимошенкова и Андрея Громова, Надежду Кожевникову, Анастасию Зеленову.
Безопасность полетов самолета Северок обеспечивалась спутниковым трекером от РАОПА-России, спасибо, Владимиру Тюрину!

Схема экспедиции.JPG


Проведение такой длительной экспедиции и написание отчетов было бы невозможно без вас, тех кто читает отчеты и поддерживает финансово маленький самолет в полетах на севере, тем самым поддерживая мою многодетную семью!
Спасибо огромное, Алексей Чернов, Андрей Вячеславович З., Валерий Пономаренко, Константин Беляков, Татьяна Ваулина, Дмитрий Трибунский, Василий Иванович И., Наталия Владимировна Д., Лилия Блинова, Валентина Ермолова, Илья Кобленц, Ирина Владимировна Б., Дмитрий Юрьевич С.,Нина Игнатьевна С., Нина Ефимовна К., Алексей Рыльцев, Александр Морин, Анатолий Омарович Я., Вячеслав Большаков, Сергей Риве, Татьяна Корягина, Вадим Николаевич М., Дмитрий Сергеевич Т., Максим Владимирович М.

Для тех, кто хочет участвовать в поддержке ближайших полетов самолета Северок, Малой Полярной авиации, карта сбер. 4276 8402 6414 1266
До встречи!

3.JPG
 
Последнее редактирование:
Привет, друзья!
Рад видеть вас на связи и короткой строкой о новостях.

Было очень приятно после публикации о завершении экспедиционной работы #самолета_Северок в период февраль-апрель 2020, увидеть ваши оценки и неравнодушные комментарии.
Отдельное спасибо тем, кто помогал мне и моей семье продержаться в непростой май и июнь, когда я работал над отчетами, а из-за заразы и самоизоляции не имел возможности зарабатывать и что-то планировать на будущее.

Май, сам по себе был не прост.
Из ярких впечатлений имеющих отношение к северному образу жизни, было купание 1 Мая на небольшом озерке, когда мы все еще ходили в куртках.

84.JPG


А вот после, пошли бесконечные недельные дожди, идущие сверху по подмосковной почве, захлебнувшейся от такого количества влаги.

Впрочем, мы с сыном Илюшей тоже не дремали. Задались целью и из подручных материалов и старых кусков целлофана соорудили шестиметровую не хилую теплицу, иногда напоминающую мне дугами здоровенный военный КАМАЗ или, на худой конец ЗИЛ, на котором меня и мне подобных возили во время срочной службы в переходной Германии 89-91гг.

85.JPG


85.2.JPG


А еще дома у нас в аквариуме весь год жил веселый карасик Буль-Буль, пойманный осенью Илюшей на удочку. Размеры этой рыбины не позволяли его использовать ни на одной, даже самой большой сковородке 🙂 а отдавать на корм кошкам отважного Буль-Буля мы посчитали не этичным.
Поэтому всю зиму карасик активно полоскался в домашней воде, нисколько не скучая в одиночестве, глотал хлебные шарики и рассматривал благодушно кошек за стеклом.

Весной же мы решили даровать ему свободу и в один из майских дней отвезли на большой водоем, где Буль-Буль и был торжественно, под крики ура, отпущен в свободное плавание.

83.JPG


Июнь.
Начало месяца когда напряжение от пандемии достигло апогея и мы все как кроты самоизолировались.
Небольшие финансы спели громко последнюю боевую песню и исчезли быстро и без мучений. Это непростое время запомнилось единовременной помощью через школу крупами, молоком, рыбными консервами и т.п моим двоим детям- школьникам.
Ярослав у нас дошколенок и ничего из продуктов не получил. Все это довольно быстро расходовалось.

Написал заявку на сайте Госуслуг на единовременную поддержку от губернатора Подмосковья на получения продуктов (муки и т.п.) но она осталась без ответа. Очевидно для моей семьи эта преференция была перебором и губернатор не смог ее осилить ))
Если бы не деньги на детей, которые полетели с щедрого вертолета президента с не просроченным СЛГ 🙂
то пришлось бы сложно ))
Интересно, а частные пилоты не могут иногда быть приравнены к детям до 16 лет? У частных пилотов как и у детей много обязательств перед собой, пассажирами, государством, а вот надежд на развитие, это самое государство им дать забыло.

В конце июня мы начали потихоньку высовывать нос на улицу. Слава богу мир остался прежним и солнце в нем осталось.
Собравшись с силами сделали вылазку на водохранилище двумя семьями.

86.2.JPG


Потрясающая природа, полное отсутствие клева рыбы и страстно мечтающие о нас, пикирующие на вялый жирок комары и слепни.

86.4.JPG


Приводим себя в порядок плаванием, благо погода отличная.

86.5.JPG
 
Июль.
Долой хандру.
Был рад участвовать в проверке экспедиционного снаряжения моих товарищей по экспедиции "Путем Бегичева" в 2015 году, Василия Киреева, Дмитрия Кутало и Олега Кажарского, которые вскоре начнут работу над мощным проектом исторических волоковых путей на север России.
Двумя машинами с Александром Савинковым, экспедиционерами и Дмитрием Туголуковым с его супругой, мы загрузились на базе в Сергиевом Посаде и выехали на реку Нерль, где собрали и успешно опробовали две лодки с моторами для предстоящих походов.

89.3.JPG


Хотя работу по сборке и разборке двух лодок, особенно Белуги, грузоподъемностью почти две тонны и весом 200 кг. никак не назвать легкой, но энтузиазм и вера в успех наших друзей передалась всем.

89.2.JPG


Удачи вам в дальнейшем!

89.1.JPG


Появились силы для новых идей и у нас с Северком.
Идей, которые с полетами самолета должны приносить пользу и перспективу жителям арктических поселков, туристам, рыбакам, производственникам.

После выхода крайнего июньского отчета об экспедиции, на счет самолета Северок поступили средства еще от трех человек и я не мог обмануть этих ожиданий.
Текстовые послания в них значимы для меня и читать очень приятно.
"Спасибо за труды.Не забрасывайте" От Евгения Щ.
Перевод от 28 июня без имени.
"Север-2020, ура!" от Вячеслава Б.
Всем, кто эти годы и месяцы помогал и поддерживал полеты маленького самолета Северок в Арктике, огромное человеческое спасибо!

Идею о моём новом маршруте на самолете Северок этим летом первым поддержал, Владимир Богданов и компания Баск. Спасибо, друзья!
Я воспрянул духом и появилась возможность готовиться к полетам.
Вместе с супругой Ольгой, Владимир Федорович встретил нас с Валей в уже знакомом офисе на ул.Годовикова в Москве.

90.JPG


Я коротко обрисовал планируемые мероприятия - развитие туристического арктического направления в летний период сверхлегким самолетом Северок на колесном шасси.
(Без преувеличения хорошая идея, могущая приносить с развитием, миллионы налогов в казну отчизны. Жаль только, что отчизна только на словах обсуждает инновации и перспективы, а на самом деле масштабно тормозит, а с развитием Малой авиации конкретно).
Огромное спасибо компании Баск! В апрельском возвращении с экспедиции, в Амдерме я сильно порвал свою экспедиционную куртку.

90.1.JPG


Починили исправили на отлично!
Плюс теперь со мной будет работать на севере новая ветровка и ботинки.
Протестим на совесть, отпишусь.


Отдельно запланированы два маршрута.
Первый- прилет в Амдерму к моим близким друзьям, Ивану Петровичу и Елене Юльевне Кононюк, которые уже несколько лет встречают меня в поселке и помогают моим полетам.

Второй отдельный северный маршрут, особенный. Он сейчас в работе и будет иметь интересную историческую составляющую. Но на него нужны силы и средства, которые надеюсь нам всем удастся соединить и воплотить в жизнь.
Карта сбербанка поддержки новых маршрутов самолета Северок - 4276 8402 6414 1266
 
P.S. Друзья, вдова инструктора и отличного пилота, Игоря Козлова, который принимал участие и в моем обучении, но к огромному сожалению не дожил до наших дней, опубликовала заметку о сборе средств на памятник. Все мы не вечны, а память остаётся!
Замечательная нужная идея, я поддержал Маргариту. Если есть возможность, подключайтесь.

1593838886759.png
 
Любители северных городов, путешествий и #Малая_Полярная_авиация здрррравствуйте!
С новым отчётом из полярной Воркуты, куда я прибыл совсем недавно!

Отличная погода сопровождала часть работ по самолёту в ангаре. Поэтому я старался почаще выносить по очереди части воздушного судна

20200723_114302_copy_1024x576-01.jpeg


#самолет_Северок на солнышко и вместе с ними и свое пыльное тельце, ибо близость шахт постоянно наполняет многострадальную воркутинскую землю толстым слоем выбросов из дымящихся труб.

20200723_114337_copy_1024x576-01.jpeg


Когда становилось особенно обидно за погоду, я бросал все и скатывался с горы в речку.
Активное омовение с заплывом,. бодрит тело и наполняет душу задором

20200723_154450_copy_1024x576-01.jpeg


- А что это вы делаете?
Три мелкие девчонки плескаются неподалеку и наблюдают как на видеокамеру я снимаю шустрых гольянчиков, мелких рыбок из глубины поднимающихся к самому берегу и старающихся даже подняться вверх по ручейку.

Кстати мониторинг погоды в Подмосковье, Воркуте и Амдерме, показал что прикольнее всего жить в Каратайке, между Воркутой и Амдермой))

IMG-20200723-WA0005.jpg


5 дней и были закончены следующие работы: смена шасси с лыжного на колесное, проверен редуктор с винтом и проведены регулировки по двигателю, ну и конечно много мелочевки.
Ура и вот Северок вышел под черту полярного круга, обнимающего родной ему город.

20200725_132405_copy_1024x576-01.jpeg


Перед установкой крыльев провел гонку винто-моторной установки на всех режимах.

Город живёт теперь по иному и конечно хренов Ковид-19 продолжает пугать людей- в транспорте, в магазинах, на остановках многие в масках. Где-то режим силен, в магазин без маски не зайдешь.
Удивил вид одного пенсионера идущего по длинной пустынной улице с одетой и на нос и рот повязкой.
Я с пониманием отношусь к личной безопасности, но через пару минут под маской все начинает потеть и потому хочется ее вскоре выкинуть подальше.

IMG_0092_copy_1024x768-01.jpeg


Радует что несколько улиц, например Возейская и часть Тиманской в черте города теперь под новым хорошим асфальтом, но с остальным покрытием просто беда. Огромные ямы по ул Ленинградской, если едешь на машине, то реально жаль подвеску.
Очень огорчает состояние состояние нового моста через р.Воркута окружной западной дороги. Уже из разбитого асфальта все повылетало и арматура вылезла наружу. Вид через дырки в мосту на воду очевидно будут вскоре местной достопримечательностью ))

20200726_094301_copy_1024x576-01.jpeg


На базе меня здорово выручает Александр Абганеев и Сергей Берсенев.
Ставим крылья с Николаем и Григорием. Кстати, небольшая теплица в которой колосится буйная зелень, укроп с петрушкой, созданная силами Гриши и Раиса очень радует взгляд.
Ну а за жилье спасибо, Сергей Щербак.

20200721_132303_copy_1024x576-01.jpeg


Впереди теперь самое ответственное время.
Полеты!

20200726_124732_copy_1024x576-01.jpeg


P.S Огромное спасибо за поддержку работ по самолёту Максиму Владимировичу М. подпись "На Северок"
Карта сбер экспедиционной поддержки и наших отчетов 4276 8402 6414 1266


Продолжение будет!
 
Последнее редактирование:
Назад
Вверх