Синее. Черное и белое.
Припай.
Следующий день был ничуть ни лучше предыдущего.
Мороза, развернувшийся мне в лоб легкий северный ветерок не принес, а вот скорости он потом украл прилично. Минус 6 градусов.
Снег как липучка. Мнется под любой тяжестью и держит сильнейшей хваткой. Хоть ногу не вытащить, хоть лыжу самолета не оторвать.
Чтобы не повторить ситуации прошлого дня, мы с Эдиком заранее запланировали переместить #самолет_Северок на лед озера с северо-западной стороны поселка. Здесь постоянно дуют ветра и есть накатанный снегоходный след. Не лишне отметить, что озеро носит название, Аэродром-Ты.
Перевод надеюсь не требуется..
Полярной ночью постоянно синий цвет вокруг.
То индиго, переходящий в ультрамарин - тёмный ранним утром, а часам к 10-ти утра утренний, сине-голубой. Или в беспросветном небе, как на фото - мир уже васильково- блеклый.
Что камера, что телефон нещадно просит больше света и натягивает весь кадр синим. Контраст и так очень слаб. Поэтому иногда фото получаются черно-белые. Тем более, что речь пойдет о совсем непростом полете..
Прилично времени отняла буксировка напитанного влагой и полностью загруженного самолета по снежной целине.
- Ну чего Черныш, попробуем?
Замечательная умная собачка Нефедовых не только проделала путь к месту вылета, но и сейчас уселась на хозяйский снегоход.
Обледеневший чубчик задорно топорщится и Черныш смотрит на меня проницательным взглядом, как бы спрашивая
- Ну и куда ты собрался в одиночку в такую хлябь? Неужто тебе всё фиолетово ?
Как же ты прав, Черныш!
Вокруг нас всё затянуто хмурым оттенком. Неба нет. Горизонтальная видимость оставляет желать. Оставляет желать!
Вылет в 9 45.
Двадцать минут мне еще удавалось держать высоту 100 метров, благодаря тому, что под самолетом шел огромный низменный район устья реки впадающей в Баренцево море и были переходящие из одного в другой очаги пышной поросли.
Вот и выглядываю во время полета впереди себя, эти темные очаги. Напрягаю безмерно зрение - веду самолет от куста к кусту. Видимость горизонтальная не больше пятисот - восьмисот метров.
Но, впереди довольно быстро начинаются возвышенности перед реками М.и Б. Талата.
Темные очаги растительности неожиданно растворяются.. Никаких ориентиров впереди у меня нет!
Если я иду на такой высоте, когда земля идет мне навстречу и нет возможности подняться выше не уходя в приборный полет, значит только один путь.
На фото момент принятия решения о развороте и смене курса.
Теперь запомним и прочитаем эти строчки еще раз!
-----------------------
Если вы не видите под самолетом заснеженной земли, тундры или льда, а полет идет на небольшой высоте и у вас нет приличного опыта полета по приборам, немедленно возвращайтесь к крайней точке наземного ориентира, не теряя его из глаз!
--------------------------
На этой теме - потеря пространственного ориентирования, от нас ушло уже много близких друзей. К этому еще вернемся ниже!
Так же и мне - либо домой, либо в море!
Постоянно сверяюсь с картой и меняю курс на курс на запад - туда, где еле заметна серая ниточка отсвечиваемой от облачности открытой воды.
Крутой вираж и не теряя темной полосы зарослей под самолетом, пошел вниз. Но, теперь вступает в действие какая то неведомая сила - периодически на самолете появляется и исчезает странная вибрация.
Бельковская губа.
Уже вставшая под ровный белый лед. Удалось сохранить визуальный полет на высоте 20 метров над льдом.
Пересек губу и вышел в открытое море.
Мы идем по границе открытой воды над огромными торосами или совсем молодым льдом, он весь темный непрочный. Вибрация начинается и неожиданно пропадает раз за разом.
Представляю если сейчас придется делать посадку. Либо ты разломаешь машину о тут и там торчащие глыбы торошений, либо при первом же восточном шторме нас унесет от берега. Если, конечно выдержит при посадке этот ледок.
Временами видимость скрывает дымкой и приходится скользить практически над верхушками торосов. Минимальная высота полета составляет 2 метра над уровнем моря!!!
Спасибо трекеру Иридиум от РАОПА-России четко фиксирующим все данные моего полета, через каждые 2 минуты.
Тут и там Северок наблюдает нерп, лежащих у лунок и с любопытством провожающих взглядом странную, низко летящую машину. Некоторые из нерпей (как интересно их называют мои друзья-ненцы) успевают укрыться в спасительной черноте лунки. Но основная масса валяется лениво под теплым ветерком.
Радость!
В нескольких километрах по правому крылу начинает появляться суровый обрывистый берег и тут же меняю курс ближе. Твердая земля, я вам скажу, это понадежнее живого океана ))
Зацепился к береговой линии и пошел на высоте 50 - 70 метров. Измотанный донельзя час полета позади. Подошел к п/ст. Белый Нос
Сел благополучно!
На станцию не пошел, нет времени - пройдено чуть больше пол пути. Светлое время уходит с каждой минутой!
Снял обтекатель винта и проверил затяжку и контровку болтов, крепящих винт к ступице редуктора - все в порядке.
Минус один причина вибрации.
Наташа Околович пришла от станции с собачками ко мне на берег, Саша после ночной отдыхает. Я ей вручил торжественно пакетик рыбки-наваги.
- Наташ, ты не стой, я сейчас винт проверю и полечу!
Тепло попрощались и Наталья ушла. Закончил спокойно ответственную работу.
Полчаса и вылет!
Несмотря на то что самолет потерял 14 литров - часовой расход топлива, не могу оторвать самолет от соленой бухты!
Только с пятой попытки, прикатав лыжами взлетку, с огромным трудом пошел в набор чуть не чиркнув лыжами по крутому берегу!
Температура воздуха на станции - 3 градуса Цельсия, вот и весь секрет моих мучений. Из Каратайки вылетал, было на три градуса ниже..
Вибрация продолжается и по прежнему носит знакопеременный характер.
Ладно - одну из возможных причин мы уже исключили!
Темнеет быстро, начались сумерки. Иду теперь вдоль пролива Югорский Шар по береговой линии на восток.
Курс на Амдерму!
Ближе к становищу Хабарово пошел снег. Навсегда останется в памяти запечатленное маленькой видеокамерой - как на минимальной высоте полета, в летящем снеге появляется сопка с остатками строений и военными вышками.
Северок здесь свой, и вновь отмечается постоянным маршрутом в этих местах. Эксклюзивное видео прикрепил выше.
Устье реки Нгою (Великая), снова пришлось уходить далеко в море. К середине пролива и открытой воде. И все это из-за отсутствия видимости. Легких путей нам и не снилось..
Северок прошел прямо над островом Сторожевой на удалении 3 км от берега.
Над мысом Каменный поднялся на 50 метров и пошел над тундрой и устьем реки Черная. Два балочка знакомых промелькнули под самолетом. Еще чуть развиднелось, тут же и пошел дальше в набор, держа траверзом полосу черной воды Карского моря
К 12 часам дня, Полярной ночью вышел к Амдерме.
За восемь минут до прилета успешно прозвонился, Ивану Петровичу Кононюку.
Наш замечательный старожил, замполит, встречал меня на снегоходе, моргая фонариком со льда лагуны.
Ура, есть посадка!
Очень непростое продолжение в ближайшее время!
----------------------------
P.S Огромное спасибо кто помнит о нас и ждет новых экспедиций и публикаций!
Очень поддержали нашу многодетную семью мои друзья кто приобрел памятный календарь "Северок за Полярным кругом"
Также за январь и февраль на счет самолета Северок поступило несколько переводов от моих друзей, они позволили закрыть часть транспортного налога и по самолету позволили приобрести новый запасной топливный насос и запланировать очередную встречу в Арктике на нашем беспокойном самолете Северок ))
Для тех, кто хочет участвовать в поддержке ближайших полетов самолета Северок, Малой Полярной авиации моя карта сбер. 4276 8402 6414 1266
Пожалуйста сообщайте в личку после перевода.