Атлет- особенности пилотирования.

-сергей

Я люблю летать.
Перенёс отсюда-http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1278007606/94#94 . Потому как не та тема для спора.

mdp-shnik писал(а)
Разворот на горке именно так и выполняется - в наборе на полном газу делается крен и сбрасывается газ одновременно. Сразу отдаётся сильно ручка с целью значительно потерять скорость. На горке перегрузка меньше единицы. Это значит, что срыва не происходит, тем более за короткое время. Радиус разворота минимален (его можно подсчитать для скорости 40 км/ч). Далее пилот сильно берёт ручку на себя и в скольжении на крыло набирает скорость. Эту фигуру часто делают химики. И никакое крыло при этом не флаттерит.

    Пока что можно сделать вывод. что крыло Атлет сугубо не пилотажное. Летайте себе в нормальном режиме, т.е. не делайте слишком глубоких кренов, горок, пикирований - и оно вам будет служить до конца дней своих. (С)

Два вопроса-
1.Каков при таком развороте крен?
2.И только ли Атлет может поставить в развороте в болтанку под 90 градусов, а другие крылья нет?
А если да, то как они себя поведут?
(Именно в развороте со сброшенным газом и на горке).

И вообще как себя вести в такой ситуации?(если возникнет)
Это уже вопрос к более компетентным товарищам.У которых не просто налёт, а именно пилотаж в закритических режимах.
А то я знаю одного товарища с 500 часами который горазд раздавать советы, но сам летает только в штиль и с кренами не превышающими 30 градусов.
 
    Не может быть и речи о развороте на горке в болтанку. Крен в таком развороте примерно 45 град. В каких условиях работают химики, знают все. О таком развороте можно говорить, имея ввиду приморское происшествие. Мне трудно представить, что на каком-либо крыле опасно делать разворот на горке. Обдумывая приморскую катастрофу, следует иметь ввиду, что пилот мог попытаться сделать эту фигуру и кувыркнулся в крене.

    Что касается второй катастрофы, то подозрительным является флаттер обшивки в крене 90 град. Не следует думать, что сам по себе флаттер был причиной. Он может быть подсказкой.


    Будет хорошо, если в обсуждении примут участие пилоты, летающие на Атлетах. Их информация будет полезной.
 
Летаю на Атлете более 300ч.Полёты идут круглый год. Попадал в неприятные моменты, СТАВИЛО и под 90гр. обледеневал, выводил нормально, крыло адекватное на тяжолом аппарате с полной загрузкой замечательно. Никогда не пытался и не буду пытатся крутить пилотаж т.к.есть руководство по крылу там всё ясно сказано. Второе поколение этих крыльев ещё лучше,сейчас летаю на нём. Соблюдайте РЛЭ и помните высота ВАШ ДРУГ.
 
Разворот на горке именно так и выполняется - в наборе на полном газу делается крен и сбрасывается газ одновременно. Сразу отдаётся сильно ручка с целью значительно потерять скорость. На горке перегрузка меньше единицы. Это значит, что срыва не происходит, тем более за короткое время. Радиус разворота минимален (его можно подсчитать для скорости 40 км/ч). Далее пилот сильно берёт ручку на себя и в скольжении на крыло набирает скорость.  😱 😱 😱 😱 😱  Эту фигуру часто делают химики.   

....химики, которые  хотят убиться?   ...я неопытный и ссыкливый пилот и не обладаю такими теоретическими познаниями как Вы, Вадим, так вот объясните пож-та, что за суровая необходимость выполнять на химии такой пилотаж? что, просто выполнить стандартный разворот (если работаете челноком) недостаточно? или это понты такие? или баксики перед глазами скачут - время разворота таким образом экономите?

    Пока что можно сделать вывод. что крыло Атлет сугубо не пилотажное. Летайте себе в нормальном режиме, т.е. не делайте слишком глубоких кренов, горок, пикирований - и оно вам будет служить до конца дней своих. (С)

:-? :-? ...ну Вы хоть сами читаете то , что пишете?  все вышенаписаное относится к любому дельталётному крылу (экспериментально-рекордные не в счет), приведите здесь пункт из РЛЭ Мэверика или Профи, Атома идр., где будет сказано об их пилотажности?
 
   Под пилотажем я понимаю весьма простые фигуры: спирали, раскачку, горки, развороты на горке. Ничего в них сложного нет. Одно условие - ПМУ и без болтанки. Никто ещё, выполняя эти фигуры сознательно и на достаточной высоте, не пострадал ни морально, ни материально.

   На химии разворот на горке (угол крена при этом 45 град) получается легко, когда ветер (снос) дует сбоку-спереди. Технология работы такова, что вначале разворота он дует всегда спереди. Неустойчивость по высоте от сдвига ветра весьма способствует развороту на горке - подбрасывает аппарат. В обратном направлении эту фигуру сделать сложнее, да и не нужно. Иногда пилот вынужден делать разворот на горке, если он не вписался и ему нужно уменьшить радиус разворота.
  Не будем забывать, что пилот химик, который вдобавок не гнушается маршрутными и др. полётами, имеет высшую квалификацию.
 
спирали, раскачку, горки

Простые?  😱

Спираль на Аэрос-е ТЛ без стабилизаторов на колёсных обтекателях закончилась катастрофой - пилот не смог вывести.

"Раскачка" - непонятно, это перекладка? Тогда время перекладки имеет существенное значение и об этом прямо сказано в РЛЭ.

Горка без крена безопасна только если газ не сбрасывать. Иначе кувырок.

Будет хорошо, если в обсуждении примут участие пилоты, летающие на Атлетах.

А зачем? Что хочется получить в результате голимого теоретизирования ?

Абсолютную истину, которой нет или просто пофлудить и порассуждать о том, чего ни на одном Атлете сроду не встречали - о флаттере например.

Атлет стабильное крыло. Туговатое на управление пока не привык, но нужно отдать должное -  весьма стабильное. Крыло плохо ведёт себя при боковом скольжении, которое возникает обычно только при весьма значительных углах крена  - появляется прогрессирующий, затягивающий в сторону крена момент. Так и не лезь туда!

Опять же оказывается затягивание имеется не во всех конфигурациях - тут на аппарате Genya66 при кренах ~75градусов не нашел этого затягивания и открыл для себя, что и такое бывает на этих углах на Атлете. Или, возможно, сочетание конфигурации аппарата и крыла повышает планку?

Не лучше ли просто аккуратно, по штилям влётываться в каждый новый предмет пока его не изучишь и не поймёшь что от него ждать, а что не стоит. - Тащит его куда-нибудь, нужно подрегулировать, или всё замечательно.

А вполне вероятно и такое, что тащит на даже ранее облётанном крыле.
И причин куча - собрали неправильно, повредили при транспортировке, на аппарате что-то вылезло, что на крыло так же влияет...

Влётываться аккуратно -  радикально другой подход, чем теоретизировать о том, чего нет, собственно не разу не пощупав предмета.

Если бы все так делали, облётывали, влётывались бы аккуратно, то и предмета для обсуждения не было бы и люди были бы целы.

Спешка, гонка, самонадеянность, что всё свежее, облётано, симметрично - вот и печальный итог.

Да ещё и Атлет одно из самых массовых крыльев, что естественно увеличивает вероятность, что именно под ним что-то случится.
 
   Могу, Александр, согласиться со многим, но не со всем.
   В горке важно не потерять скорость на её макушке сверх меры. Для Мэверика-2 это 50-60 км/ч. Газ можно сбрасывать сколько угодно. Для Атлета это скорее всего недопустимо - этого я знать не могу.
   "Раскачка" - она же "перекладка" создаётся пилотом сознательно. Если он знает, что делает, то в ней абсолютно ничего нет. Если не знает, то это его проблемы (к сожалению).
    Аэросовский пилот погиб в развороте, так как летел очень быстро (примерно 140 км/ч). Расследование показало, что боковой центр давления обтекателя телеги лежит впереди точки её подвески. Это не позволило пилоту выйти из разворота, тем более, что он пытался это сделать увеличением оборотов мотора. Поставили кили - и всё прошло. Кили по этой причине обязательны для всех скоростных аппаратов.

    Теперь о флаттере. На соседней ветке Юрий Гришаткин подтвердил мою догадку, что крыло Атлет в исходном состоянии не натянуто. Почему об этом не сказал и никогда не вспоминал никто из участников?

    В том то и дело, что пилоты плохо представляют себе свои ограничения. Почему? А откуда ж мне знать. Что мешало производителю по сто раз напоминать об этом? Неужели не видно, что быстро забываются сообщения одной страницы ветки, не говоря уже о прошлых обсуждениях.

    Для меня невозможно искать причины неудач крыла, которое я видел только на картинках. Господа инженеры! Я имею ввиду авиационных инженеров, летающих на Атлетах, помогите своим товарищам установить границы допустимого и тем спасти их от неправильных действий. Не стесняйтесь по сто раз повторять одно и то же.

   С уважением.
 
Теперь о флаттере. На соседней ветке Юрий Гришаткин подтвердил мою догадку, что крыло Атлет в исходном состоянии не натянуто. Почему об этом не сказал и никогда не вспоминал никто из участников? 

Это же элементарно Ватсон!

Про неполное натяжение  обшивки написано в паспорте/инструкции крыла в разделе про СПИК. Именно поэтому ВМ и утверждает, что при хранении крыла в собранном состоянии оно меньше подвержено деформации.

Может не стоит мучительно догадываться и делать теоретических поспешных выводов?
Ведь достаточно просто мануал почитать.

Кстати там и про максимальные углы крена пишут на которых Атлет безопасен.
И не поспоришь, потому что 100% просто не с чем.
 
Я не понял с чего взяли что обшивка не полностью натянута?
Когда не натянуты СПИКи то да( но с не взведёнными СПИКами ни кому в голову не придёт полететь), а так натянута как и на других крыльях.

Кстати есть особенность которую я заметил, тормозит на пробеге полной отдачей ручки значительно лучше чем другие крылья.
 
а так натянута как и на других крыльях.

См. мануал изготовителя.

Про натяжение обшивки и влияниеименно взведённых СПИКов на натяжение.

Cуть.
Изогнули консоль СПИКом -  ослабили натяжение паруса.
Распрямили консоль - как  на всех прочих классических крыльях.

Никто не говорит, что ткань не натянута вовсе . Но усилие натяжения ткани меньше, чем на классике (т.е. у крыльев без СПИК.)

Именно за счет этого изготовитель и пишет, что вытяжка крыла при хранении в собранном состоянии меньше, чем у классических крыльев.
И это даже похоже на правду.  🙂
 
    Если бы пилоты раньше обратили внимание, что обшивка Атлета слабо натянута в исходном состоянии, то ограничения по режимам стали бы очевидными. Следует избегать режимов, в которых обшивка слабо нагружена, так как при этом она теряет правильную геометрию, а значит, приобретает другие аэродинамические свойства.

   А именно:
- Следует избегать взятия ручки на себя в крене глубже 30 град, т.к. в скольжении крен начнёт прогрессировать, и аппарат может перевернуться.

- Следует избегать горок на холостых оборотах, так как при перегрузке меньше 1 крыло получит сильный пикирующий момент, могущий привести к кувырку. Мало того, слишком большой 3-лопастный винт, настроенный на слишком большую стат тягу (малый шаг), на высокой скорости пикирования и холостых оборотах мотора приблизится к режиму флюгирования и будет тормозить. В результате аппарат может падать со скростью снижения до 10 м/с.

- Следует избегать спиралей с креном более 45 град, т.к. при взятии ручки на себя, крен скачком увеличится.

- Перекладки-раскачки с углом крена более 30 град не допустимы, так как потребуют сильного взятия трапеции на себя с дальнейшими неприятными последствиями.

- Обычный для химиков разворот на горке выводит Атлет за пределы допустимого.

   Поскольку мы привыкли жить по понятиям, то простое ограниение по крену в инструкции малоэффективно. Нужно ещё объяснить, почему именно так делать нельзя. Таков наш человек.

   Поддержу А.Щербакова цитатой из законов Мэрфи: если что-то не получается, может нужно прочитать инструкцию?

   Печально.
 
Изогнули консоль СПИКом -  ослабили натяжение паруса.
Распрямили консоль - как  на всех прочих классических крыльях.

  🙂

На самом деле на оборот.
Парус Атлета пошит ( я так думаю) уже под изогнутую консоль и поэтому при ослаблении СПИКа средняя часть полукрыла провисает( это уже не думаю, а знаю).
Кстати я бы не советовал ослабевать СПИК ( типа для ослабления нагрузки на консоль и на парус)при зафиксированных верхних латах (согнёт, увеличив Sобразность).
 
 

   А именно:
1- Следует избегать взятия ручки на себя в крене глубже 30 град, т.к. в скольжении крен начнёт прогрессировать, и аппарат может перевернуться.

2- Следует избегать горок на холостых оборотах, так как при перегрузке меньше 1 крыло получит сильный пикирующий момент, могущий привести к кувырку. Мало того, слишком большой 3-лопастный винт, настроенный на слишком большую стат тягу (малый шаг), на высокой скорости пикирования и холостых оборотах мотора приблизится к режиму флюгирования и будет тормозить. В результате аппарат может падать со скростью снижения до 10 м/с.

3- Следует избегать спиралей с креном более 45 град, т.к. при взятии ручки на себя, крен скачком увеличится.

4- Перекладки-раскачки с углом крена более 30 град не допустимы, так как потребуют сильного взятия трапеции на себя с дальнейшими неприятными последствиями.

5- Обычный для химиков разворот на горке выводит Атлет за пределы допустимого.
.

1 Как раз наоборот. В крене обязательно ручку на себя.
Сразу после взлёта зажимаю км на 10 выше балансировочной и свободно в крен градусов но 50-60.

2 Пикирует на холостых с горки прекрасно, больше 50 м хрен удержишь (разгоняется и уходит в набор).

3 Опять наоборот. Больше 45 только на зажатой ручке.

4 Тоже не то. Ручку поджать надо.

5 Не пробовал.

Вывод- запас скорости и высоты как на любом другом крыле.

ЗЫ.
Это для Ж-10.(слабоват)
Может это и не правильно, но я летаю так.
 
На самом деле на оборот.

Не буду спорить, т.к. проверить это элементарно без всякого теоретизирования.
Любому.

Натяни поперечину.
Оттяни один из тросов натяжения поперечины вбок, чтобы оценить по усилию необходимому для такого оттягивания степень натяжки поперечины:
- без установленых аутриггеров (консоль прямая)
- с оными в рабочем положении (консоль изогнута)

То, что  усилие натяжки поперечины передаётся на парус думаю всем понятно.
 
Так мы вроде не про натяжку поперечины.
На поперечину естественно нагрузка возрастает при снятии натяжки СПИК и ослабевает при их взведении, а вот парус при ослаблении СПИК провисает (средняя часть) это факт.
 
Честно говоря особо сильного провисания не наблюдал в средней части.
А сколько налетал твой парус?
(Атлет по моим наблюдениям мягко сказать весьма нехило тянется. )
 
Может это и не правильно, но я летаю так. 

И я так же.
А если летать по "теориям" из интернета, так и грохнуться не долго  😡

Вообще поражаюсь некоторым господам - предмета не знают, не щупали, умозрительно что то напридумывали  и теоретическую волну гонят размером с цунами.
 
Я, конечно, совсем еще зелен... Вот почитал уважаемых@ mdp-shnik и @ -сергей, и решил высказаться со своей позиции начинающего пилота (думаю, такой взгляд будет интересен, поскольку я только-только прикоснулся в полетам, и каждое свое движение в воздухе совершаю предельно аккуратно).

Нижеописанное было проделано на конфигурации Форсаж-Атлетом-Судзука G13.

Некоторое время назад я выполнял учебный полуторачасовой одиночный полет — тренировал восходящие-нисходящие спирали и восьмерку. Так вот, ради того, чтобы почувствовать аппарат, я экспериментировал с радиусами маневров. Соответственно, доходило до таких восьмерок, когда крен достигал 70-80°. Перекладку крена я осуществлял максимально плавно, вход в крен тоже. Так вот, Атлет прекрасно держится на таких виражах. Разворот делался с отданой ручкой, радиус регулировался, соответственно, большей (иногда до подкоса) и меньшей отдачей ручки. Газ работал почти взлетном на режиме — за 5 тыс. оборотов.

Выходил я из такого вращения взятием ручки по-дигонали на себя во внутреннюю сторону радиуса с одновременым плавным убиранием газа до крейсерского режима (с моим весом это выходило около 4 тыс. оборотов). Так вот, никакого затягивания никуда я не чуствовал. Одновременная работа ручкой и газом позволяла (по ощущениям) совершенно спокойно входить и выходить из восьмерок и спиралей. Никакого дискомфорта я е чувствовал. На восьмерке с большим углом крена и маленьким радиусом была заметна постепенная потеря высоты, но это же естественно, верно?

Еще раз обращу внимание на то, что я пилот-новичок, мог чего-то и не заметить, на что-то не обратить внимания. Но то, что выше — это мои личные наблюдения за своим скромным опытом.
 
    Пока что понятно, что следует избегать режимов, в которых нагрузка на обшивку может слишком уменьшиться. Может кто догадается процитировать инструкцию к Атлету, или дать на неё ссылку, чтобы можно было понять прямое указание или намёк на ограничения в пилотировании. Нельзя же всё время только предполагать.
 
доходило до таких восьмерок, когда крен достигал 70-80°. Перекладку крена я осуществлял максимально плавно, вход в крен тоже. Так вот, Атлет прекрасно держится на таких виражах
парень не делай ТАК ...если уж действительно хочешь быть старым пилотом ...для других смелых и в непонятках которые -прочтите ВНИМАТЕЛЬНО всё что писалось ранее ...Гришаткиным ,например ...крылья разные (даже имеющее общее название ...) не так давно имел беседу с крутейшим дельтапилотом из Аэроса (С.Д)
так вот он меня вообще в тупик загнал ...на предприятии Аэрос (а я там был) даже раскрой парусов и последующий их  ПОШИВ  стараются делать в КРАТЧАЙШЕЕ время и при ОДИНАКОВОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ в помещении !!!!!!!!!
Более того у них тоже бывают неудачные крылья (лежат на фирме )по управлению и другим непоняткам ...так это ребята на АЭРОСЕ!!!(кто там был -тот меня поймёт ,о чём это старый пень ...)
в продолжение темы- не так давно один знакомый  пилот разложил автоконверсию на дрова ...самого собрали ...крыло контрафактное , самопальное (одного свечного заводика ...не называю ,но конструктор предупредил тем не менее -НЕ ГРУЗИ много...теперь этот пайлот недоумевает ....чего это я посадил такого тяжёлого пассажира ? один вроде летал и ...ничего .А вдвоём тупо разложились об планету ?!Вывод -будьте внимательны ПЕРЕД ТЕМ ,как а не после ...как говорит молодёжь-интуичЬте !!!
 
Назад
Вверх