Атлет- особенности пилотирования.

@ Старый Макс, спасибо. Конкретно это крылышко было уже хорошо ооблетано инструктором вдоль и поперек.

Почему так не следует делать? Я не выходил за рамки того, что делал при мне инструктор, да в крены эти влезал потихоньку, скаждой восьмеркой чуть больше, чем с предыдущей.
 
А сколько налетал твой парус?
(Атлет по моим наблюдениям мягко сказать весьма нехило тянется. )

2003 года.
А налёт точный не известен. У чела доки вместе с машиной увели, а так сказал что не помнит. По прибору было 2 сезона и 50 часов, но у него как я понял память ограниченна и он по мере переполнения начало стирает.
Брал по рекомендации здешнего форумиста в прошлом году.
Я бы не сказал что бы очень уж  растянут.
 
екоторое время назад я выполнял учебный полуторачасовой одиночный полет — тренировал восходящие-нисходящие спирали и восьмерку. Так вот, ради того, чтобы почувствовать аппарат, я экспериментировал с радиусами маневров. Соответственно, доходило до таких восьмерок, когда крен достигал 70-80°.......
Выходил я из такого вращения взятием ручки по-дигонали на себя .... Так вот, никакого затягивания никуда я не чуствовал.
   
:-? Да-а-а! Смелый парень! Все тебе хлопают в ладоши, а теперь прочти еще раз то что тебе Старый дядя написАл и  заучи наизусть...

"парень не делай ТАК ...если уж действительно хочешь быть старым пилотом .."
 

Почему так не следует делать? .....

...так и хочется сказать: "по кочану!"(но кочаны у всех разные)

Я не выходил за рамки того, что делал при мне инструктор, ...

...вот когда у тебя налёт и опыт будет такой как у твоего инструктора, тогда и будешь "не выходить за рамки..", а пока не надо выходить за рамки полетного задания (см.КУЛП)
а ещё - надо пойти к своему инструктору и попросить дать тебе по шее 2 раза, первый за то, что вытворял вышеописанное, второй - за то, что хвалишься этим на весь форум, ведь люди могут подумать что это Костя Мешальников тебя "плохому учит",  ещё не вредно будет на сон грядущий перечитать РЛЭ Атлета (там есть про углы крена), ...не торопись, набирай опыт постепенно, летай безопасно - не подводи своего инструктора и всё наше сообщество, с наилучшими... 😉
 
Интересно читать сообщения, как одному из немногих оставшихся в живых пилотов "плохого" Атлета". Юрий Гришаткин правильно заметил, что у "Атлета" задняя кромка ослаблена при малой аэродинамической нагрузке. Только непонятно, как это влияет на управляемость. Все известные мне дельталёты имеют стреловидное крыло. Стреловидность означает дополнительную поперечную устойчивость. При скольжении на левую консоль (именно так заканчивались печальные полёты "плохих" "Атлетов") левая консоль (немного упрощая) обтекается под прямым углом, а правая (опять же преувеличивая) обтекается потоком вдоль передней кромки. Т.е. правая консоль вообще не создаёт подъёмной силы, её обшивка трепещет (флаттерит), тормозит, помогая тем самым левой консоли  встать ещё более перпендикулярно набегающему потоку. Теоретически получается, что "Атлет" должен ещё быстрее выходить из скольжения, чем обычное крыло без аутриггеров.
  Возможна такая ситуация: смещаем площадку опоры аутриггера левой консоли вниз (она прижата к боковой трубе двумя автомобильными хомутами), или изгибаем стержень аутриггера вниз (износ шарниров, изгиб трубки и т.п.) .  Левая законцовка оказывается ниже правой.  Компенсируем несимметрию крыла обычным способом (поворачиваем вверх законцовку левой консоли, изгибаем латы и т.п.). Крыло летит ровно. До тех пор, пока чрезмерная очень большая нагрузка на крыло  не выключит из работы аутриггер-преднатяжитель. Получаем внезапно возникающий сильный левый крен.
   Минусы этой версии:
- почему всегда левый крен? 
- чтобы увести линию изгиба консоли в другую плоскость, перемещения конца стержня аутриггера недостаточно. Тем более он - самоцентрирующийся. Нужно ещё переместить точки крепления троса аутриггера. Это возможно, если собирать крыло неаккуратно, задирая консоли (разболтаются отверстия под передний болт).
Если бы производитель "Атлетов" выпустил бюллетень с требованием проконтролировать состояние этих узлов, возможно, мы бы и нашли объяснение нестандартному поведению "Атлета".
  В качестве одной из возможных причин гибели Сергея Игнатова комиссия назвала турбулентность на границе суши-воды. Пилот-эксперт мог не справиться только с попаданием в устойчивый ротор (горизонтальный вихрь). Такие роторы обычно возникают за твёрдыми препятствиями. При указанных метеоусловиях он маловероятен. Не мешало бы проверить это полётами авиамоделей или надёжных самолётов в месте катастрофы в аналогичных погодных условиях.
  В Приморье Владимир Посмитный погиб при полёте по кругу.  Он не хотел выполнять разворот на горке. Такой разворот ещё называют штопорным разворотом. Так разворачиваются только храбрые, а не старые пилоты-"химики". Я проработал с Владимиром с одной взлётной полосы и на одном поле не один десяток часов и ни разу не видел, чтобы Владимир делал штопорный разворот вблизи земли. Разгадку катастроф надо, наверняка, искать в резком изменении формы крыла "Атлета".
 
   Думаю, что резкое изменение формы крыла придётся принять за аксиому. Слишком уж большие силы возникают.
   Также можно предположить, что если ограничения по крену в инструкции обычные - хотелось бы их, наконец, увидеть - то дело в неправильной регулировке. Если ограничения больше, чем для традиционных крыльев, то любой Атлет может заскользить и перевернуться, как в случае с Приморской катастрофой.
 
   Также видим, что пилоты, которые интенсивно пилотировали Атлетом, не допускали снижения нагрузки на крыло. Это важно.
 
Ну вот, обос**ли по полной программе 🙂. Между прочим, все это я это делал в исключительно спокойной атмосфере на надежном, исправном аппарате и предельно острожно.

Но учту, спасибо за науку все равно.
 
   Есть ещё соображения. Натяжка обшивки вдоль передней кромки должна быть достаточно сильной, чтобы придать твёрдость и форму лобику крыла. Также эта натяжка влияет и на общее состояние обшивки. Слабое изменение натяжки вдоль передней кромки, а точнее, малое изменение положения торца обшивки в точке её крепления к консоли заметно влияет на свойство крыльев традиционной схемы. Следует продумать, как происходит с Атлетом. Здесь влияние может быть ещё большим, т.к. растяжка от поперечины мала.
 
Ну вот, обос**ли по полной программе 🙂. Между прочим, все это я это делал в исключительно спокойной атмосфере на надежном, исправном аппарате и предельно острожно.
Но учту, спасибо за науку все равно.

Кстати я то же где то тут читал что спирали и развороты на Атлете надо делать с отданной ручкой.
Теперь попробую объяснить почему (я так думаю) это ошибочное мнение.
Я неспроста привёл пример что я могу заложить крен более 50 градусов практически сразу после отрыва потому как на зажатой ручке ( не смотря на слабенький мотор) спираль получается восходящей. Хотя конечно радиус увеличивается.
Теперь рассмотрим разворот с отданной ручкой.
На высоте ты разворачиваешся практически безопасно, не смотря на то что спираль получается нисходящей ( и это при мощном то моторе).
Опасность заключается в том что у тебя нарабатывается рефлекс и если ( по какой либо причине) тебе придётся резко отвернуть на небольшой высоте, ты не задумываясь отдашь ручку и отвернёшь. И тогда здравствуй Матушка Земля. :-[
 
Я понял. Получится что-то типа «косой полугорки».

Собственно, я внимательно наблюдаю за инструктором, плюс еще тщательно анализирую каждый свой вылет. В общем-то, отдача ручки на развороте выглядит совершенно естественным движением: по-сути, это более глубокий обычный поворот, то самое круговое движение трапеции (которое в самом начале обучения озвучивается как «на себя-в сторону-от себя»). Поэтому у меня совершенно не было проблем с пониманием физики движения.

Вообще, я когда летаю, вижу себя и аппарат как бы «со стороны», так гораздо удобнее понимать что происходит и как он себя поведет, и все движения получаются естественными.
 
Когда вираж (с любым креном) выполняется без скольжения или с  малым скольжением, то аэродинамическая нагрузка паруса такая же как и в горизонтальном полете (умноженная конечно на перегрузку). Надо только суметь создать центробежную силу. А вот когда у вас сильное боковое скольжение, да еще при зажатой на себя ручке и сброшенным газом, то тогда воздух хоть и набегает под большим углом к передней кромке, но сила тяжести не нагружает крыло т.к. проходит паралельно плоскости крыла и в этот момент парус традиционных крыльев растянут боковой балкой, а парус "Атлета" - нет. (Все это заметно на земле, на стоянке). Вот в этот момент и возможно флатерение. Другое условия способствующие к скачкообразому подваливанию: прохлопывание части нижней поверхности (дефект изготовления или неправильная натяжка паруса). Я сам наблюдал это на некоторых крыльях при выполнении виражей. А уж крылья у которых подзажаты лопухи, то они при скольжении просто затигивают в крен.
А вот то что основная склонность аппаратов к левому крену, так это мало кто устанавливает мотор так, чтобы уравнять реактивный момент винта скашиванием вектора тяги, что для авиамоделистов не является секретом.
Фактор высоты.
У всех крыльев  своя управляемость, которую можно прикинуть по тесту (перекладка из крена 45 в крен 45 по переднему подкосу). Так вот и смотрим сколько высоты потеряет аппарат при скольжении с вертикальной скоростью Х за время исправления крена и вывода в горизонтальный полет (с учетом турбулентности ).   
 
Юрий, т.е., я все делал правильно? Потмоу что то, что вы описали, я чувствовал по-наитию. Вот и давал ручку от себя на вираже.

Кстати, я — Виталий, помните, мы с Костей осенью приезжали к вам, присматривались к аппарату с РМЗ-500?
 
     Всвязи с тем, что сообщил Юрий Гришаткин, остаётся выяснить, насколько слабо и насколько сильно следует натягивать обшивку по консолям. Скорее всего, слабая натяжка и приводит к затягиванию в крен при скольжении.

     Уверен, что при правильной регулировке, Атлет имеет те же реальные ограничения, что и традиционные крылья.
 
   Именно на  "Атлете" летаю на химию с начала 2000 годов. Их через меня прошло несколько. Один случай-лечу на поле, никого не трогаю, вдруг  чувство, как будто наехал на ямку. Сразу уменьшилась балансировочная скорость, но  возросла скороподъемность. Осматриваю аппарат и вижу, что парус с о стороны правой консоли повис на концевом антипике. Почему-то принял решение.раз уже прилетел, обработать поле. Аппарат слушался хорошо, особенно понравился прирост скороподъемности, по кренам вообще не было разницы, не было никакого затягивания в крен. Прилетел на базу, позвонили Льву, что есть такая проблема. Потом уже другие крылья получали с саморезами для контровки ремня оттяжки обшивки.
 
mdp-shnik, я писал не о натяжке по консоли, а о натяжке паруса, а это:
-натежение по консоли;
-натяжение по поперечине;
-провороты паруса относительно консоли;
-степень натяжки лат;
-перепрофилировка лат.
Но это только часть работ по регулировке аппарата на управляемость и устойчивость.
Влияют:
- логика работы системы антипикирующих устройств на мачтовых и безмачтовых аппаратах;
- зависимость от поперечного V на крыльях с S-образными профилями (крыло Марлин) и обычными профилями;
- наличие системы СПИК (они ведь ограничивают ход консоли, иначе зачем они вообще нужны);
- расположение винта относительно крыла (разгон воздуха под  крылом);
- мощность мотора;
- аэродинамика несущего модуля (особенно на скорости и при пилотаже).
Вот в каком многообразии факторов надо разбираться при настройке. Может даже и еще я что-то упустил.
 
    Это понятно, Юрий. Так вот, я имею ввиду только натяжку обшивки вдоль передней кромки. Представьте себе серийный аппарат. Натяжка обшивки поперечиной ограничена производителем. Все перечисленные Вами регулировки также установлены производителем. Единственная регулировка, которая может незаметно и постепенно нарушиться, это натяжение вдоль консоли. Оно со временем может ослабнуть. Поскольку для Атлета натяжка попереченой слабее обычного, то этот момент очень важен.
    В данном случае я предполагаю, что из всего Вами перечисленного именно ослабление натяжки вдоль консоли  приводит к ослаблению общей натяжки и, как следствие, к потере формы обшивки в скольжении.

    Как это проверить, я не знаю. Пока что представить себе можно только одну возможность. Если обнаружится крыло, склонное к затягиванию в крен, то на нём и следует сильнее натянуть обшивку вдоль передней кромки. И, разумеется, обязательно проверить все регулировки по Вашему списку.
 
    Это понятно, Юрий. Так вот, я имею ввиду только натяжку обшивки вдоль передней кромки. Представьте себе серийный аппарат. Натяжка обшивки поперечиной ограничена производителем. Все перечисленные Вами регулировки также установлены производителем. Единственная регулировка, которая может незаметно и постепенно нарушиться, это натяжение вдоль консоли. Оно со временем может ослабнуть. Поскольку для Атлета натяжка попереченой слабее обычного, то этот момент очень важен.
    В данном случае я предполагаю, что из всего Вами перечисленного именно ослабление натяжки вдоль консоли  приводит к ослаблению общей натяжки и, как следствие, к потере формы обшивки в скольжении.

    Как это проверить, я не знаю. Пока что представить себе можно только одну возможность. Если обнаружится крыло, склонное к затягиванию в крен, то на нём и следует сильнее натянуть обшивку вдоль передней кромки. И, разумеется, обязательно проверить все регулировки по Вашему списку.
-  Был у меня случай,поменяли обшивку на моторном С 15 из Ульяновска,приехал на полеты а коллега говорит, крыло   при увеличении скорости входит в "голландский" шаг.Попробовал я этот режим раза три -точно входит!
Подтянули по кансолям -вдоль передней кромки,всё-аппарат залетал как положено!
 
Между прочим, все это я это делал в исключительно спокойной атмосфере на надежном, исправном аппарате и предельно острожно.

Главное нащупать ту самую границу за которую лезть не нужно и вовремя остановиться. 😉

И всё же поаккуратнее с кренами на Атлете. Крыло крылу рознь, но большинство экземпляров, которые мне попадались скользят в приличном крене весьма хреново. Т.е. с хреновыми последствиями.
 
Главное нащупать ту самую границу за которую лезть не нужно и вовремя остановиться.

И всё же поаккуратнее с кренами на Атлете. Крыло крылу рознь, но большинство экземпляров, которые мне попадались скользят в приличном крене весьма хреново. Т.е. с хреновыми последствиями.

Меня Костя приучал и приучает (несмотря на то, что выпустил почти год назад) к предельной аккуратности 🙂.

Насчет Атлетов — спасибо, буду учитывать.

Мы тут с Костей ездили в Крым, облетывали аппарат со Стрейнжером-2. По первому впечателению, изумительное крылышко. Вот привезем и облетаем еще как следует в наших условиях — можно будет говорить боле предметно. Но первое ощущение — надо к украинской технике присмотреться повнимательнее, вполне возможно, имеет смысл начинать ею активнее пользоваться...
 
Назад
Вверх