Всем привет! Лето в самом разгаре, пора отчитаться о проделанной работе.
Дрозд показал следующие результаты.
Максимальную «летнюю скороподъемность»получили 3м/с на скоростях 60-65 км/час. Максимальная скорость 95-100км/час, что удачно соответствует нормам до 115 кг FAR103 (не более 102 км/час). В крейсере при легком винте скорость 65 км/час и обороты двигателя-5600 об/мин. Минимальную скорость пока не замеряли, т.к. нужно по GPS в штиль. Чтобы поднять крейсерскую и максималку для перелетов, видимо нужен более мощный двигатель, типа Ротакс-503 и, наверное, облагородить фюзеляж, поставить обтекатели на пилон и колеса.
В полете очень удобно легким усилием ручки по изменению шага ротора выставлять для заданного режима нужные обороты. В видео это видно. Т.е. для взлета и малых скоростей шаг побольше, на максималке – шаг поменьше. Ограничение по увеличению шага – попадание в режим «срыв потока с лопастей». Начинается с ростом скорости ощутимая тряска ротора и приходится уменьшать шаг. Но максимальное качество ротора – это на границе срыва. Один раз, из-за ошибки летчика, который уменьшил сильно в полете шаг, обороты выросли до 440 об/мин, ощутимо пропала подъемная сила ротора и аппарат перешел в снижение на прежнем режиме мотора. Но зато испытали ротор на запас по флаттеру, до 440 об/мин.- все ок!
.................................................................................................................................................................
Информация по раскрутке. Намотка троса, требует некоторого времени.Наш аэродром сначала был не скошен от травы, пользовались тросовой раскруткой, получили результаты описанные ниже. Потом местные фермеры скосили траву на сено, затем оставили сено в рулонах на полосе, и использовать можно было только рулёжку длиной метров 400. Такая длина -400м позволяет легко взлетать без раскрутки даже в штиль, но надо пробежаться в один конец, набрав около 140 оборотов, быстро развернутся и обратно уже взлетать . При ветре в 8-10м/сек ротор раскручивается на месте до 130об/мин и дальше идет короткий разбег.Тросовую раскрутку, лучше использовать при взлете с ограниченных площадок. Время от запуска прогретого двигателя, с уже намотанным на шкив тросом, и до отрыва автожира на взлете занимает всего 40 секунд. Испытания были в почти штиль. Статтяга двигателя в летнюю жару упала до 126 кгс, по сравнению с зимней – 135 кгс. Обороты ротора при сходе 35м троса с шагом около 0 град. – уже взлетные 250 об/мин. Если сразу в начале раскрутки выставить рабочий полетный шаг, то обороты получаются гораздо меньше- около 200 (это для автожиров с фиксированным шагом ротора). Если есть встречный ветерок, то лучше использовать средний шаг, т.к. встречный ветер помогает раскрутке ротора. Общий разбег в штиль получается около 45м, т.е. трос длинной 35м и надо еще метров 10, чтобы набрать взлетную скорость около 35-40км/час. В момент схода троса имеем скорость автожира- 10 км/час, поэтому можно разбегаться с неподготовленных площадок и неровных просёлочных дорог. По длине троса в шкиве есть еще запас на увеличение, но был один нехороший случай, когда трос слетел с края полного шкива, намотался в щель между шкивом и валом,и порвался. Усилие разрыва троса 2мм –всего около 200 кгс, поэтому он не останавливает аппарат, а с легким толчком просто рвется, и автожир еще не набрав обороты, раньше времени начинает внезапно ускоряться. Для прыжкового взлета необходимо иметь запас по взлетным оборотам процентов на 40 выше, мы пока такого не достигли. Также общий шаг сильно влияет на продольную балансировку. При взлетном положении ротора при отрыве, дача большого шага вызывает резкое увеличение угла тангажа автожира, повышенное сопротивление, потерю скорости и оборотов, и грубое приземление снова на полосу. Поэтому с работой шагом, тренироваться надо постепенно и аккуратно.