В теме уже были рассмотрены многие разные конструкции - но мало было написано про моторы с числом цилиндров более двух. Были вопросы про три цилиндра. Наверно пора поговорить о этом подробнее - хотя таких моторов и немного.
Для трехцилиндровых моторов встречаются системы с однаканальным коммутатором и тремя катушками зажигания включенными последовательно. Я осматривал такой мотор от снегохода - толи Ямаха - толи Судзуки. Точно сейчас не припомню. Там стояли трм катушки зажигания - похожие на ВВ катушки от скутера Хонда Дио включенные последовательно. Тоесть искра во всех цилиндрах должна была происходить одновременно при повороте коленвала на 1/3 оборота. Узел датчика я не осматривал - но скорее всего там на колоколе ( роторе) генератора должны быть три выступа расположенные через равные углы и один индукционный датчик. Система не сложная. Некоторая повышенная требовательность у такой системы может быть в отношении питания - так как частота срабатывания коммутатора получается большая. К вопросу питания таких прожорливых коммутаторов я еще вернусь.
Кроме того, я думаю, что в коммутаторе присутствовала некая микросхема отвечающая за изменение опережения при увеличении оборотов - как на большинстве современной мототехники. Искра проскакивающая в трех цилиндрах двухтактного мотора одновременно - на практике проблем не вызывала. Хотя я сначала был удивлен таким простым техническим решением.
До этого я встречал только трехцилиндровый двухтактный мотор от грузовичка Баркас - там было три прерывателя - три катушки зажигания и в общем - три независимых канала классического батарейного зажигания. Так что одноканальная схема у меня сначала вызвала удивление.
Кроме вышеописанной однаканальной трехискровой системы зажигания можно встретить трехканальные конструкции. Чаще всего трехканальный коммутатор имеет три датчика и три независимых ВВ катушки зажигания. Для питания трехканального коммутатора - чаще всего приходится применять обмотки питания состоящие из двух катушек с разными обмоточными характеристиками. Эти питающие катушки могут быть включены последовательно или параллельно.... К тонкостям этого вопроса я вернусь чуть ниже.
А пока - выложу схему зажигания трехцилиндрового водного мотоцикла Ямаха 1200.
( Осветительная обмотка генератора не нарисована - но она на водном мотоцикле тоже присутствует. )
Обложка мануала:
...................................................................
Схема нарисована несколько криво... Ее рисовал художник от слова ''худо''. Однако понять что там изображено можно.
Вокруг ротора генератора расположены через равные углы три индукционных датчика. На картинке углы не равны - потому что художник был лох. В натуре датчики стоят через 1/3 круга.
На роторе есть один выступ ( модулятор ) который последовательно проносится мимо трех датчиков.
Выступ етот не нарисован - но он есть.
Коммутатор питается от двух последовательно соединенных обмоток генератора с разными характеристиками.
.........................................................................................
Обратите внимание - сопротивление одной обмотки питания порядка двухсот ом - а сопротивление второй обмотки - порядка восьмисот ом. Они намотаны проволокой разной толщины и имеют разное число витков. Зачем - разберем ниже.
( обмотка вверху справа - около 350 ом - от другой ( двухцилиндровой ) модели мотора описанной в том же мануале )
Как пример одноканальной системы зажигания для двухцилиндрового двухтактного мотора - схема самодельно доработанной системы зажигания для мотолодки. Схема иллюстрирует правильную схему присоединения двух катушек к однаканальному коммутатору двухискровой системы зажигания. Питание коммутатора происходит от двух обмоток с разными характеристиками. Питающие обмотки включены последовательно с применением дополнительных диодов шунтирующих отрицательные полупериоды.
Я думаю что питание трехканального коммутатора Ямахи 1200 происходит при помощи подобного технического решения.
«
Вариант зажигания для лодочного мотора.»
................................
Если к крайней схеме добавить еще один конденсатор и ВВ катушку зажигания - ее можно поставить на трехцилиндровый мотор. Чтобы небыло перебоев на повышенных оборотах - генератор должен быть с достаточно сильными магнитами ротора. Ибо трехцилиндровое зажигание жрет пропорционально больший ток.
В данном посте я пишу про принципы работы системы зажигания трехцилиндровых моторов. Следует учитывать что крайняя схема ПЛМ работоспособна для двух и ( с доработкой) для трех цилиндровых моторов. Она реально эксплуатировалась на двухцилиндровом советском лодочном моторе. Однако в случае применения на каком - либо еще моторе - может потребовать некоторых доработок. Таких как изменение параметров обмоток - в зависимости от примененного генератора или добавление резисторов и конденсаторов в цепи управления - при применении скутерных датчиков.... Или применение тиристоров другой марки. Тоесть - схема не готовая панацея на все случаи жизни. Это как типовой проект дома - который требует доработок в зависимости от свойств местности - где его будут строить. Так и эта схема может требовать доработок по месту - но в принципе - показывает направление для движения творческой мысли.