введение в курс зажигания авиационных двигателей:
http://aviaciaportal.ru/category/dvigateli/vvedenie-v-kurs-zazhiganija-aviacionnyh-dvigatelej/
может Квадратов не знает, а там по моему со времен братьев райт...
Я ранее небыл знаком с данной публикацией. Представленные там материалы - по отдельности ( почти все ) мне были ранее известны из различных учебников по электротехнике, по устройству автомобилей и мотоциклов и из описаний двигателей летательных аппаратов. В упомянутой публикации мне кажутся наиболее интересными представленные аналогии между электричеством и гидравликой... Более того - несколько лет назад я пробовал написать брошюру подобного вида - по электрооборудованию мотоцикла. Предполагалось начать рассмотрение вопроса от печки - с движения электронов - наличия в природе диэлектриков, проводников и полупроводников ( а также электролитов и электропроводности в ионизированных средах ).... При этом - привести аналогии электрических и гидравлических процессов....
Ну и далее - о всеми остановками: - закон Ома - закон ома для полной цепи - закон Кирхгоффа, - три действия электрического тока ( тепловое, химическое /электролизное и магнитное ).... Закон Фарадея и устройство основных видов генераторов. Естественно - с кратким рассмотрением работы гальванических батарей и аккумуляторов.... А также с описанием работы ламп - соленоидов - трансформаторов и электродвигателей. С основными формулами - примерами несложных лабораторных работ и популярными картинками. За основу ( при начале написания учебного пособия ) предполагалось взять учебник физики для 8 класса ( кажется 1959 года ) - великолепный учебник. Вроде он был крайним - до принятия системы СИ. И книги Гинцбурга - по ремонту мотоциклов. Описание наиболее характерных агрегатов и систем электрооборудования мотоциклов - предполагалось в приложении ( после теоретической части ).
У меня лежит процентов 70 задуманной рукописи ( теоретической части ) - не отредактированная до конца.... В виде пачки из примерно 50 - 60 машинописных листов с вклееными картинками.
Картинки частично отксерокопированны из разных источников - частично нарисованы от руки.
Я отдавал рукопись на прочтение двум преподавателям техникума - имеющим приличное образование в области физики и электротехники. Они внесли некоторую правку... Нужно было сделать новый ( третий с начала работы ) вариант редактирования брошюры.... Было это давно.... И кончилось тем - что контора никанора в которой я трудился - реформировалась и перестала платить деньги. Кончилось время - когда можно было не особо напрягаться на работе и иметь время и силы - чтобы писать в свое удовольстие - планово убыточные книжицы. Потом я пошол работать сварщиком - и после работы просто валился с ног. Потом - поехал в Питер и работал там на заводе электриком по ремонту металлорежущих станков. Потом - вернулся в Москву и пошел на завод собиравший электронику для комплектации ВАЗ Калины и ГАЗелей... Потом сменилось еще много работ и прошол десяток лет.... Появился доступный интернет.
Сперва показалось - там и так есть все. Потом стало ясно - что все есть - но не совсем... и распылено в разных местах. При необходимости - иногда два дня искать нужное приходится. А иногда - легче найти нужную книжку ( часто весьма старую ) в бумажном виде - отсканировать странички и самому выложить в сеть.
Есть теперь справочник БОШ. Есть книжки издательства Алфамер по электрооборудованию мотоциклов и автомобилей. Однако там - то больно заумно - то слишком примитивно написано. Часто - намеренно. Чтобы человек смысл - понял. Но чинить технику - поехал бы в мастерскую.
Данная тема - про бесконтактное зажигание - очень напоминает вторую часть ( приложение ) - от некогда задуманной мной брошюры... только с уклоном не в мототехнику - а в самодеятельную авиацию. Своего рода бета версия - не редактированная подборка для второй части. Не всегда последовательная в изложении материала - но в целом годная для употребления подборка описаний узлов и агрегатов.
Я склоняюсь к мнению - что первую ( теоретическую ) часть по электрике тоже стоило бы довести до ума и опубликовать.
Однако - в этом деле есть некоторые сложности - для преодоления которых мне не хватает таланта - образования - времени т. п.
Попробую более конкретно описать возникающие сложности.
Задача написать просто - внятно - доступно для людей имеющих знания в пределах школьной программы - не простая затея.
Освежить пройденное в школе ( часто изрядно подзабытое ) - и при этом не вывихнуть людям мозг академическими формулами - собое искусство. У людей часто возникает разрыв между пониманием физических процессов и формулами физики или электротехники.
Один из источников этого - некоторое несоответствие между логикой исторического развития электротехники ( как науки ) - и введенной ( не так давно ) системой СИ. Электротехника начала развиваться - достигла больших успехов и сформировалась как наука - задолго до того как придумали и ввели систему СИ. В этом процессе развития была своя логика - последовательность формирования понятий и введения единиц измерения. Единицы измерения - введенные позже - выводились из единиц принятых раньше. Это придавало электротехнике некоторую логичность изложения. Более старые единицы небыли главнее более новых.
И закон Ома - был такойже как ныне. Но изложение электротехники до принятия системы СИ - получалось логичнее и проще для понимания. Я уверен ( ИМХО ) - что система СИ - не оптимальна для электротехники. Одновременно - система СИ удобнее остальных для ядерной физики и ( отчасти ) для механики.
Я понимаю - что после принятия системы СИ - обратной дороги нет.... Но когда старую добрую логичную электротехнику переписали в соответствии с правилами СИ - из нее ушла логика и стройность изложения многих вопросов.
В своей рукописи - я построил порядок описания процессов, понятий и величин - ( в основном ) в исторической последовательности открытия и принятия их в научный обиход.
Такой порядок изложения материала был общепринятым - до введения системы СИ.
Сохранив старую последовательность описания - я ( тем не менее ) - вставил все формулировки величин - в системе СИ...
В результате - не все получилось описать так просто - как хотелось... Возможно - просто я не умею достаточно красиво сформулировать текст по русски ( на уровне языка ).
Я завидую умению Якова Перельмана - просто и доходчиво писать про физику ( к сожалению он обошол вниманием электрику ).... Также великолепно писал Гинцбург. В его книгах по ремонту мотоциклов - есть не плохие главы по электрике. Однако - хотелось затронуть вопрос немного глубже, и добавить сведения по более современным агрегатам. Разделы по электрике из переводных современных книг по ремонту мотоциклов и машин - кажутся мне слишком конспективными по стилю изложения.... Да и качество перевода - часто не нравится.
- - - - - - -
Еще немного критики по материалам из ссылки -
http://aviaciaportal.ru/category/dvigateli/vvedenie-v-kurs-zazhiganija-aviacionnyh-dvigatelej/
Материалы интересные.... Но к сожалению - не PDF - а расшифровка текста с многочисленными косяками .... печаль...
С удовольствием почитал бы полноценный пдф книги или первоисточник.... Жаль что не нашол толкового указания откуда все это взято изначально. Былп бы возможность поискать книгу в оригинальном виде.