Бортовой компьютер на СЛА

Функция управления закрылками. При скорости ноль и более и даче газа более 80% должны автоматически выпускаться закрыли во взлетное положение. Уборка закрылков должна производиться при достижении скорости 130км/ч.
На Л-39 есть функция уборки закрылков на скорости более 310 км/ч. И курсант автоматически получал люлей за срабатывание системы 😉. Предположим что вы в верхней точке петли ( полупетли) потеряли скорость. Тут пепелац начинает жить своей жизнью... Или что-то истошно подсказывать...
 
Перед прошивкой контроллера, нужно расписать алгоритмы, провести  анализ условий для срабатывания определенных датчиков. Для закрылков - многоканальная система анализа. Скорость горизонтальная, скорость вертикальная, температура наружная, возможно каналы положения РУД - РУС и их изменение во времени (это на случай плохих метеоусловий и частой перекладки РУС для удержания указателя АГБ в центре шкалы). Плюс нужно уже иметь реальные ЛТХ самого ЛА. Большая часть уравнений (алгоритмов) подойдет от уравнений работы автопилота. В нашем Киевском ГАФе надо порыться  😉
P\S Юра О., я не умничаю, а рассказываю то, что изучал  в институте. Но для тебя лично могу рассказать и проще - надо повключать все тумблеры, залить бензина в баки, а перед этим подробно изучить РЛЭ и правильно рулить. Тогда и не надо будет всё это городить  🙂
 
Функция управления закрылками. При скорости ноль и более и даче газа более 80% должны автоматически выпускаться закрыли во взлетное положение. Уборка закрылков должна производиться при достижении скорости 130км/ч.
На Л-39 есть функция уборки закрылков на скорости более 310 км/ч. И курсант автоматически получал люлей за срабатывание системы 😉. Предположим что вы в верхней точке петли ( полупетли) потеряли скорость. Тут пепелац начинает жить своей жизнью... Или что-то истошно подсказывать...

Наш самолёт рассчитывается для спокойных полётов с перегрузками +6,-3. Сейчас просчитываем лонжерон. Разрушительная перегрузка получается +19 (теоретически) при весе 7кг. Поэтому , надеюсь, что он будет позволять делать фигуры высшего пилотажа. Если так , то в компьютере должна быть отдельная программа для этого, а для спокойных полётов - отдельная.
 
15 лет я ездил на автомобиле с мех . коробкой передач. Теперь у меня Хонда с АКПП. Практика показывает, что к механической коробке возвращаться не хочу...
Это приходит с возрастом 😉
 
в компьютере должна быть отдельная программа для этого, а для спокойных полётов - отдельная.
Саша, программа будет одна, условно. Иначе тебе нужна будет еще программа, которая будет выбирать между двумя этими. Программа одна, но
многоканальная система анализа.
Когда появляются изменения в канале вертикальной скорости, изменения превышающие стандартные, канале ускорения и еще где то, то меняется алгоритм расчета и программа вносит изменение в управление. По любому, всеми этими штучками должен заниматься спец. У нас был предмет изучения аналоговой вычислительной техники. Факультет автоматики и выч. техники в ГАФе. Все факультеты проходили через это. Даже механики. Вот там и изучались подобные задачи. И на сколько я помню, это был еще тот гемор, составление этих алгоритмов по решению какой-нибудь задачи. К чему это я. Прежде всего надо написать условия задачи, что, когда и зачем анализируется и что должно появиться в результате. А что бы написать условие, не достаточно своего взгляда на работу какой-нибудь системы в самолете. Надо знать о ней абсолютно все  нюансы работы и еще ее влияние на работу других систем. Вот климат контроль, с небольшими изменениями можно взять готовый. А по закрылкам, даже не знаю что сказать (Ну раз не знаешь, так и молчи  🙂 это я сам с собой). Т.е. с одной стороны есть РЛЭ и там прописано когда и как. С другой стороны есть пилот с мозгами, который знает то же когда и как. А теперь надо добавить не штатные ситуации, а их сотни, вывести основные и потом все это обьяснить транзисторному пилоту. Надо попробовать найти ФАВТовцев из НАУ, они все же чуть ближе к авиации чем другие. Лучше из преподавателей. 
 
Начинаем обсуждать алгоритм работы бортового компьютера и его взаимодействие с другими приборами


1. Перечень приборного оборудования, расположенного на приборной панели:
1)      Радиостанция
2)      Транспондер
3)      СПУ (интерком; может быть совмещен с радиостанцией)
4)      GPS
5)      EFIS INTEGRA (полетная информация)
6)      EMS INTEGRA (информация о параметрах двигателя)
7)      ELT (emergency locator transmitter – аварийный передатчик, активируемый при крушении или бедствии ВС)  - опция!

Аналоговые резервные приборы
8)      Указатель скорости
9)      Высотомер
10)       Вариометр
11)       Указатель оборотов
12)       Авиагоризонт
13)       Компас
14)       Указатель скольжения

2. Перечень оборудования, расположенного на центральной консоли:
1)      Указатель количества топлива в баке (баках)
2)      Блок управления выпуском и уборкой шасси
3)      Блок управления выпуском и уборкой закрылков
4)      Блок управления климат-контролем – опция!

3. Выключатели:
1)      Основной аккумулятор
2)      Генератор?
3)      Оборудование
4)      БАНО
5)      АНО
6)      Обогрев ПДВ
7)      Подогрев сидений – опция!
8)      Радиостанция?
9)      Посадочная фара
10)       Освещение приборов
11)       Активация ELT – опция!
12)       Выключатель вентилятора кабины
13)       Выключатель сирены в авиагарнитурах
Кнопка «радио» на ручке у каждого пилота. Трехпозиционный переключатель «триммер РВ» на центральной консоли.
4. Световые индикаторы:
1)      Триммер РВ
2)      Положение шасси (выпущенное, убранное положение)
3)      Положение закрылков (убранное, взлетное, посадочное положение)
4)      Индикатор незакрытого фонаря кабины или багажного люка.
5)      Индикатор сваливания (световая и звуковая сигнализация)

Опция:
На самолете может быть установлен дополнительный компьютер и дисплей с функцией визуализации:
- положение дверей, люков, фонаря кабины
- положение шасси
- положение закрылков
- положение триммера РВ
- количество топлива в баках


Алгоритм работы дополнительного компьютера и функции визуализации на дисплее:

1.      Индикация открытого/закрытого положения дверей, люков, фонаря кабины. Открытое положение дверей, люков или фонаря кабины отображается на дисплее картинкой открытого положения и данный элемент подсвечивается оранжевым цветом. При закрытом положении – картинка закрытого положения и нейтральная (фоновая) окраска всех элементов.  При открытом положении (любого из перечисленных дверей и люков) и увеличении режима выше 3800 RPM,  на дисплее данный элемент подсвечивается и мигает красным цветом (незакрытый люк или дверь) и звучит сирена в авиагарнитурах. До оборотов 3800 RPM красная световая сигнализация открытого положения люков на мониторе и сирена не срабатывают (для возможности проверки контуров зажигания на земле). Возможно предусмотреть «концевик» обжатия стойки шасси. Если стойка будет не обжата (полетное положение) и при открытии какого-либо люка  или двери в полете, данный элемент подсветиться красным цветом  на мониторе независимо от режима работы двигателя и будет звучать сирена.

2.       Положение шасси. При выпущенном положении шасси (кран шасси установлен в позицию «выпуск») и срабатывании замков вылущенного положения – шасси подсвечиваются зеленым цветом в выпущенном положении. При установке крана шасси на уборку и снятии с замков выпущенного положения – шасси подсвечиваются оранжевым цветом и отображают процесс уборки. При полностью убранном положении шасси и срабатывании замков убранного положения – шасси отображаются на дисплее в убранном положении и имеют нейтральную (фоновую) окраску. Если кран шасси находится в крайнем положении (выпуск или уборка) а шасси не встали на замки (выпущенного или убранного положения), через 20 сек. стойка, которая не встала на замок, будет отображаться на дисплее в промежуточном положении и подсвечиваться (мигать) красным цветом.  Если кран находится в положении «выпуск», а шасси на замки не встали – возможно дополнительно предусмотреть срабатывание сирены в наушниках.  На земле непроизвольная уборка шасси (установка крана в положение «уборка») может быть заблокирована концевым выключателем обжатия стойки. 
   
3.      Положение закрылков.   При убранном (полетном) положении закрылков и кране управления закрылками в положении «убраны» - закрылки на мониторе отображается в убранном положении, имеют нейтральную (фоновую) окраску. При установке крана управления закрылками во взлетное положение, закрылки на мониторе отображаются во взлетном положении и имеют бледно-зеленую окраску. Так же подсвечивается крупная цифра взлетного положения закрылков (20 град). При установке крана управления закрылками в посадочное положение, закрылки на мониторе отображаются в посадочном положении и имеют ярко-зеленую окраску и одновременно подсвечивается крупная цифра посадочного положения закрылков (40 град). При рассогласовании в работе закрылков более 2 градусов, автомат блокирует выпуск или уборку закрылков, на мониторе закрылки подсвечиваются оранжевым цветом и цифра зафиксированного положения  (например 27 градусов). При достижении критической скорости, соответствующей данному выпущенному положению закрылков, на мониторе подсветится надпись «Закрылки выпущены во взлетное (посадочное)  положение, скорость 130 км/ч (110 км/ч) не превышать!»

4.       Положение триммера РВ.  При нейтральном положении триммера  РВ – триммер имеет нейтральную (фоновую) окраску и отображается на мониторе  в нейтральном положении. При отклонении триммера РВ от нейтрального положения (на кабрирование или пикирование) – триммер РВ на мониторе отображает отклонение и подсвечивается коричневым цветом, а так же подсвечивается цифра отклонения триммера РВ в градусах (например: кабрирование 10 град.; или пикирование 5 град.)

5.      Количество топлива в баках. На мониторе возможно схематично отобразить группы топливных баков на самолете (крыльевые, фюзеляжный, расходный). Топливо в баках отображается согласно тарировочным значениям  желтым цветом с дополнительным подсвечиванием цифры (шкала в литрах) в каждом баке. При остатке суммарного топлива в баках менее чем на 30 мин. полета, (например суммарный остаток топлива 10 литров), цифра остатка топлива подсвечивается красным цветом и начинает мигать. Оставшееся топливо в баках так же подсвечивается красным цветом, что сигнализирует о его малом остатке.  В этом случае возможно предусмотреть подсветку информационного сообщения «Малый остаток топлива! Выполнить посадку на ближайшем аэродроме!»
 
Плиточник, не хочу никого обидеть, но ваш "алгоритм" НЕ ЧИТАЕМЫЙ программистом, да и просто любым человеком. По крайней мере вот так будет правильнее и понятнее. Да и ТЗ будет более простым для исполнения программистами
039.gif
 
Строго говоря это не компьютер (так как он вычислений не делает, не дает команд на РМ) а плата сбора информации и индикации. Поверьте, чем меньше синих лампочек на приборной панели тем летчик интересней проводит время созерцая окружающий мир. Если вам так хочется- создайте качественную РИТУ (хотя и ее боевые летчики отключают- надоедает).
 
По крайней мере вот так будет правильнее и понятнее. Да и ТЗ будет более простым для исполнения программистами

Вот про эту хрень (алгоритм) я и говорил. Только это
алгоритм для составления программы расчета элемента схемы, базового узла, детали. Но именно таким образом Александр, вам надо будет составить десяток алгоритмов по каждому каналу обработки информации. И затем все это подать  на контроллер, которому, в свою очередь, то же надо составить алгоритм по обработке этой входящей информации. Нужен спец. Я все время удивлялся препадам, которые могли это расписывать без остановки, за минуту. Раз и расписано как должно работать. А самое интересное, что сколько я не плевался на ненужность такого занятия, позже я понял, что без этих ромбиков, кружочков и квадратиков не создать правильно работающей электронной балалайки, компьютера. Получив свой трояк за терпение по этой дисциплине, я с огромным облегчением рванул на следующий курс ГАФа. Александр, найдите спеца, что бы всё это на кубики раскатать. Реально правильней будет.  😱
 
Назад
Вверх