Начинаем обсуждать алгоритм работы бортового компьютера и его взаимодействие с другими приборами
1. Перечень приборного оборудования, расположенного на приборной панели:
1) Радиостанция
2) Транспондер
3) СПУ (интерком; может быть совмещен с радиостанцией)
4) GPS
5) EFIS INTEGRA (полетная информация)
6) EMS INTEGRA (информация о параметрах двигателя)
7) ELT (emergency locator transmitter – аварийный передатчик, активируемый при крушении или бедствии ВС) - опция!
Аналоговые резервные приборы
8) Указатель скорости
9) Высотомер
10) Вариометр
11) Указатель оборотов
12) Авиагоризонт
13) Компас
14) Указатель скольжения
2. Перечень оборудования, расположенного на центральной консоли:
1) Указатель количества топлива в баке (баках)
2) Блок управления выпуском и уборкой шасси
3) Блок управления выпуском и уборкой закрылков
4) Блок управления климат-контролем – опция!
3. Выключатели:
1) Основной аккумулятор
2) Генератор?
3) Оборудование
4) БАНО
5) АНО
6) Обогрев ПДВ
7) Подогрев сидений – опция!
8) Радиостанция?
9) Посадочная фара
10) Освещение приборов
11) Активация ELT – опция!
12) Выключатель вентилятора кабины
13) Выключатель сирены в авиагарнитурах
Кнопка «радио» на ручке у каждого пилота. Трехпозиционный переключатель «триммер РВ» на центральной консоли.
4. Световые индикаторы:
1) Триммер РВ
2) Положение шасси (выпущенное, убранное положение)
3) Положение закрылков (убранное, взлетное, посадочное положение)
4) Индикатор незакрытого фонаря кабины или багажного люка.
5) Индикатор сваливания (световая и звуковая сигнализация)
Опция:
На самолете может быть установлен дополнительный компьютер и дисплей с функцией визуализации:
- положение дверей, люков, фонаря кабины
- положение шасси
- положение закрылков
- положение триммера РВ
- количество топлива в баках
Алгоритм работы дополнительного компьютера и функции визуализации на дисплее:
1. Индикация открытого/закрытого положения дверей, люков, фонаря кабины. Открытое положение дверей, люков или фонаря кабины отображается на дисплее картинкой открытого положения и данный элемент подсвечивается оранжевым цветом. При закрытом положении – картинка закрытого положения и нейтральная (фоновая) окраска всех элементов. При открытом положении (любого из перечисленных дверей и люков) и увеличении режима выше 3800 RPM, на дисплее данный элемент подсвечивается и мигает красным цветом (незакрытый люк или дверь) и звучит сирена в авиагарнитурах. До оборотов 3800 RPM красная световая сигнализация открытого положения люков на мониторе и сирена не срабатывают (для возможности проверки контуров зажигания на земле). Возможно предусмотреть «концевик» обжатия стойки шасси. Если стойка будет не обжата (полетное положение) и при открытии какого-либо люка или двери в полете, данный элемент подсветиться красным цветом на мониторе независимо от режима работы двигателя и будет звучать сирена.
2. Положение шасси. При выпущенном положении шасси (кран шасси установлен в позицию «выпуск») и срабатывании замков вылущенного положения – шасси подсвечиваются зеленым цветом в выпущенном положении. При установке крана шасси на уборку и снятии с замков выпущенного положения – шасси подсвечиваются оранжевым цветом и отображают процесс уборки. При полностью убранном положении шасси и срабатывании замков убранного положения – шасси отображаются на дисплее в убранном положении и имеют нейтральную (фоновую) окраску. Если кран шасси находится в крайнем положении (выпуск или уборка) а шасси не встали на замки (выпущенного или убранного положения), через 20 сек. стойка, которая не встала на замок, будет отображаться на дисплее в промежуточном положении и подсвечиваться (мигать) красным цветом. Если кран находится в положении «выпуск», а шасси на замки не встали – возможно дополнительно предусмотреть срабатывание сирены в наушниках. На земле непроизвольная уборка шасси (установка крана в положение «уборка») может быть заблокирована концевым выключателем обжатия стойки.
3. Положение закрылков. При убранном (полетном) положении закрылков и кране управления закрылками в положении «убраны» - закрылки на мониторе отображается в убранном положении, имеют нейтральную (фоновую) окраску. При установке крана управления закрылками во взлетное положение, закрылки на мониторе отображаются во взлетном положении и имеют бледно-зеленую окраску. Так же подсвечивается крупная цифра взлетного положения закрылков (20 град). При установке крана управления закрылками в посадочное положение, закрылки на мониторе отображаются в посадочном положении и имеют ярко-зеленую окраску и одновременно подсвечивается крупная цифра посадочного положения закрылков (40 град). При рассогласовании в работе закрылков более 2 градусов, автомат блокирует выпуск или уборку закрылков, на мониторе закрылки подсвечиваются оранжевым цветом и цифра зафиксированного положения (например 27 градусов). При достижении критической скорости, соответствующей данному выпущенному положению закрылков, на мониторе подсветится надпись «Закрылки выпущены во взлетное (посадочное) положение, скорость 130 км/ч (110 км/ч) не превышать!»
4. Положение триммера РВ. При нейтральном положении триммера РВ – триммер имеет нейтральную (фоновую) окраску и отображается на мониторе в нейтральном положении. При отклонении триммера РВ от нейтрального положения (на кабрирование или пикирование) – триммер РВ на мониторе отображает отклонение и подсвечивается коричневым цветом, а так же подсвечивается цифра отклонения триммера РВ в градусах (например: кабрирование 10 град.; или пикирование 5 град.)
5. Количество топлива в баках. На мониторе возможно схематично отобразить группы топливных баков на самолете (крыльевые, фюзеляжный, расходный). Топливо в баках отображается согласно тарировочным значениям желтым цветом с дополнительным подсвечиванием цифры (шкала в литрах) в каждом баке. При остатке суммарного топлива в баках менее чем на 30 мин. полета, (например суммарный остаток топлива 10 литров), цифра остатка топлива подсвечивается красным цветом и начинает мигать. Оставшееся топливо в баках так же подсвечивается красным цветом, что сигнализирует о его малом остатке. В этом случае возможно предусмотреть подсветку информационного сообщения «Малый остаток топлива! Выполнить посадку на ближайшем аэродроме!»