Изучая тему репрессий 20-х -30-х годов увидел потрясающего человека инструктора первых Героев СССР расстрелянного в результате репрессий. Похоронен на Бутовском полигоне под Москвой.
Русский икар: Николай Николаевич Данилевский
13.04.2006 г.
Один из первых русских летчиков, Николай Николаевич Данилевский, оставил нам несколько очерков и статей, посвященных проблемам авиации. Свои “Воспоминания военного летчика” Н. Н. Данилевский закончил словами: “Нас осталось мало, иные разбились, кости иных покоятся на полях всемирной войны, иные, по воле судьбы, далеко от нас. Но все же хочется надеяться и думать, что тот дух и традиции, которые одушевляли нас в свое время, не пропали. На смену нам пришло новое поколение, выросла могучая семья молодых летчиков, и остается только пожелать, чтобы нравственная связь между нами и новыми свежими силами никогда бы не прерывалась".
Какой смысл вкладывал один из первых русских летчиков в слова: “тот дух” , “те традиции” , “нравственная связь”?.. Его жизненный подвиг позволит ответить на этот вопрос.
Николай Николаевич Данилевский родился 17 августа 1885 г. в городе Пензе, в дворянской семье. Его отец, полковник Николай Иванович Данилевский, вместе со своей женой, Капитолиной Ивановной, сумел дать сыну хорошее образование и передать ему высокие нравственные традиции. Одиннадцати лет мальчик был отдан в Воронежский кадетский корпус, по окончании которого в 1902 г. поступил в Павловское военное училище, которое окончил в 1905 г. по первому разряду и первой категории. С этого времени Н. Н. Данилевский всецело посвятил себя воздухоплаванию и авиации. В 1907 г. он окончил офицерский класс Учебного воздухоплавательного парка в Петербурге также по первому разряду, а в 1911 г. стал выпускником Гатчинской авиашколы; после соответствующих испытаний он получил звание летчика. Там же, в Гатчинской авиашколе, до 1916 г. он состоял инструктором по полетам и начальником команды низших чинов.
До своей трагической кончины Н. Н. Данилевский продолжал учиться самостоятельно и старался передать свои знания и опыт младшему поколению. Сестра его, учительница математики в Бобруйске Лидия Николаевна Данилевская, писала: “Из-под крыла Николая Николаевича Данилевского вылетели такие соколы, как Водопьянов, Слепнев, Бабушкин, Фарих... ” Среди подчиненных Николая Николаевича был Геннадий Нелидов, ставший впоследствии мотористом у знаменитого П. Н. Нестерова.
Молодой инструктор по полетам, Данилевский был требователен к себе и подчиненным, заботился, чтобы они были хорошо накормлены, аккуратно и чисто одеты, обеспечены культурным досугом (в авиашколе, например, имелся свой оркестр балалаечников).
В 1-ю мировую войну в 1916—1917 гг. Н. Н. Данилевский командовал 10-м дивизионом Западного фронта. Он был награжден орденами Св. Анны 2-й степени с мечами и бантом, Св. Станислава 2-й степени. После октябрьского переворота, по ликвидации фронта, Н. Н. Данилевский вновь вернулся в авиашколу, где солдатами был выбран в школьный комитет.
Осенью 1918 г. Николай Николаевич был вызван в Москву и назначен начальником авиашколы вместо перешедшего на сторону белых капитана Борейко. Но не проработал Данилевский и трех дней, как был арестован и отправлен в Петропавловскую крепость. Оттуда почти всю партию арестованных перед годовщиной Октябрьской революции перевели на Васильевский остров (в Дерябинские казармы). Однако вскоре по ходатайству бывших подчиненных Николай Николаевич был в числе двенадцати человек освобожден с приказанием явиться в штаб округа, где был назначен инспектором авиации и воздухоплавания округа. В начале 1919 г. управление переехало в Иваново-Вознесенск, далее в Ярославль, где в конце года его расформировали. После этого Н. Н. Данилевский получил назначение в Витебск — на должность помощника начальника 3-го авиапарка, затем в 1920 г. стал начальником аэростанции вновь сформированного летного отдела Главвоздухфлота; там прослужил он до 1923 г...
С этого года комдив Н. Н. Данилевский оставил военную службу и перешел в гражданскую авиацию. Он участвовал в разработке многих воздушных маршрутов, содействовал полетам советско-германской авиакомпании “Дерулюфт” . В 1925 г. он принял участие в организации уникального для того времени перелета шести советских самолетов из Москвы в Пекин. С 1926 г. Н. Н. Данилевский работал в обществе “Добролет” — специалистом по применению авиации, а после ликвидации “Добролета” в 1930 г. был назначен на ту же должность в Московское управление воздушных линий. Николай Николаевич Данилевский является одним из первых организаторов аэрофотосъемочных работ в России. В 1932 г. он стал начальником эксплуатационного техотдела летного управления “Госаэрогеодезия” и заместителем начальника управления этого же треста. Ради пользы дела Данилевский подбирал в летное управление опытных летчиков, несмотря на то что некоторые из них в прошлом служили в Белой армии. Сам он в Белой армии не служил.
В марте 1933 г. средь бела дня прямо на службе Н. Н. Данилевского арестовали во второй раз. Одновременно с ним были арестованы его подчиненные: старший пилот К. К. Арцеулов, пилот В. С. Боженок, пилот Б. А. Иванов, старший механик Я. И. Слесарев и механик И. Ф. Матвеенко. Всем предъявили обвинение по ст. 58-10, 11. Данилевский был осужден на 3 года ИТЛ, его подчиненные получили значительно меньшие наказания. Свой срок Николай Николаевич отбывал в Кемьских лагерях на строительстве Беломоро-Балтийского канала. Несмотря на тяжелейшие условия жизни, он и здесь, как всегда, был увлечен работой, организовывал полеты гидросамолетов, работал метеорологом и даже стал ударником труда.
Каждые пять-семь дней он писал письма жене, актрисе московского передвижного (украинского) театра, Александре Матвеевне Данилевской-Чуенко. Он даже отправлял домой небольшие посылочки с Белого моря, в основном, “очень вкусную местную селедку” . Александра Матвеевна ездила с детьми на Север, навещала мужа...
В связи с отличной работой Н. Н. Данилевского освободили досрочно, но в Москве ему жить не разрешили. Он был выслан “за стокилометровую зону”. С 1934 г. он поселился в Рязанской области, где устроился работать начальником метеостанции при железнодорожном поселке Шилово, а с марта 1937 г. перебрался поближе к Москве и работал в той же должности, что и прежде, при станции Петушки Дзержинской (ныне Курской) ж. д. Несмотря на ничтожную зарплату, Николай Николаевич трудился с полной отдачей сил. Благодаря глубоким знаниям и исключительному трудолюбию, он вывел отстающие метеостанции в передовые, получал благодарности, грамоты от начальства.
Для своих коллег-летчиков Н. Н. Данилевский был общепризнанным авторитетом. Еще до ареста 1933 г. известный русский летчик А. В. Беляков говорил о нем: “Когда возникали сложные вопросы, требующие немедленного разрешения, всегда обращались к Данилевскому” . Николай Николаевич Данилевский обладал редким качеством — уважительным отношением к изобретательству, к творческому труду. Он стремился бескорыстно пропагандировать “чужие” идеи, оказывал всевозможную помощь изобретателям. В очерке “Русские Икары” Н. Н. Данилевский писал: “Я... производил испытания многих ценнейших изобретений безвестных авторов, но, несмотря на хорошие результаты, изобретения не осуществлялись. Например, в 1913 г. я произвел испытание действия пулемета в полете. Испытания показали полную возможность стрельбы с самолета. И все же в 1914 г. русские летчики пошли на войну, имея на вооружении Наган или, в лучшем случае, Маузер” . Далее он пишет: “Наиболее талантливым и плодотворным изобретателем того времени был, несомненно, Сергей Алексеевич Ульянин ... ” “Талант Ульянина, — продолжает автор очерка, — был многогранен и разнообразен. Кажется, не было той отрасли в авиации, куда бы он не внес своих усовершенствований” .
Н. Н. Данилевский надеялся, что после Октябрьской революции к изобретателям и их творчеству будут относиться с большим пониманием. Но этого, к великому сожалению, не произошло. Высокопоставленным лицам, от которых зависело обеспечение авиации надежными самолетами, в частности, для аэрофотосъемочных работ, жесткие требования Данилевского не могли нравиться. Не понравилось им и особое мнение, высказанное им на заседании Совета труда и обороны (СТО): Данилевский был против строительства самолетов-гигантов, наподобие самолета “Максим Горький” , и дирижаблей-гигантов. Николай Николаевич Данилевский говорил, что наша страна пока не столь богата, чтобы строить гиганты. В настоящее время, считал он, нам нужны сравнительно недорогие самолеты для обороны страны и для народного хозяйства. По воспоминаниям дочери Данилевского, Елены Николаевны Домриной (Данилевской), ее отец был “заядлым книгочеем” , любил больше всего Гоголя; был общителен, имел много друзей... Отдыхом и любимым развлечением для него был волейбол.В конце 30-х гг. Николаю Николаевичу Данилевскому, всеми уважаемому, известному человеку, предложили быть секретным осведомителем, давать информацию в органы НКВД на друзей и сослуживцев. Но он не побоялся отказаться от такого предложения. Дальнейшее уже было делом времени.
Н. Н. Данилевского арестовали 25 января 1938 г. на метеостанции в Петушках и отправили в Таганскую тюрьму. На следующий день дочь Данилевского получила записку. Писал младший сын хозяйки дома в Петушках, где снимал угол за занавеской Николай Николаевич. В записке говорилось: “Ляль, вчера арестовали твоего папу, вместе с ним и моего старшего брата. Приезжай за вещами” .
Данилевскому было предъявлено обвинение в контрреволюционной агитации, высказывании “пораженческих взглядов” по адресу Советской власти и, что самое удивительное, в “нанесении оскорбления Герою Советского Союза, депутату Верховного Совета Союза ССР тов. Водопьянову” . Даже в выписке из протокола заседания тройки УНКВД по МО от 16 февраля 1938 г., приговорившей одного из первых летчиков страны к расстрелу, повторяется то же абсурдное обвинение.
Сам же М. В. Водопьянов, по воспоминаниям сестры Николая Николаевича, говорил: “Если бы не Н. Н. Данилев