Байкал, респект за "статью", печальная статистика. И за конструктивные советы для пилота, учащегося диалогу с близкой Землей. Я как то уже упоминал, - прелесть в разнообразии. Я, грешник, тоже иногда включаю полеты в "близком контакте" в свои "упражнения".. А что делать? Моя самоделка для высшего пилотажа не рассчитана, на маршрут далеко не хожу, по району только, да и зрители просят поближе летать. Повторюсь: к тяжелым последствиям обычно приводят не одна, а несколько накладывающихся причин. При обучении их количество нужно свести к минимуму. Ты это тоже отметил: 1) хорошая погода, 2) известная, простая местность, 3) надежный ЛА. Остается пилот (человеческий фактор). Тут постепенное, планомерное отрабатывание автоматической соразмерности действий рулями, быстроты реакции, точности, глазомера. Ты упоминал про скользящий взгляд. Добавлю просто из своего "арсенала". (1) Взгляд: При работе с перемещающимися предметами (ты сам в полете на СЛА, земля, дерево, другой ЛА, истребитель противника ;D) в комплексе - нужно переключиться на "боевое", периферийное зрение. Это всеохватывающий взгляд в никуда, мимо перемещающихся в твоем поле зрения предметов, но отслеживающий малейшее их движение. Увидеть всю картину. (2) И, что очень важно, включить себя, свое перемещение в эту общую меняющуюся картину. Малейшее отклонение от траектории любого обьекта меняет картину, ты мнгновенно реагируешь, вписываешь свою траекторию в общий план перемещений по своей тактике (плотно пройти, пробрить, обогнуть, уйти от пушечно-пулеметной трассы ;D и т.д.) .(3) Ну, а тактике нужно тоже учиться. "Боевое" зрение хорошо тренируется при движении на авто, на чем угодно по земле между движущимися "помехами". Подозреваю, многие водители им пользуются, но если бы все - столкновений было бы меньше. Не спорю с Батями сего форума, я тоже за безопасность полетов. Но именно для безопасности нужны тренинги в различных ситуациях, полетах на ПМВ тоже. Только осторожно и обдуманно. С уважением.