Ремонт гидроаккумуляторов Ил-14.

К сожалению этой зимой полёты на Ил-14 не проводились.  Однако работы по проекту продолжаются уже в спокойном темпе.   
Наступило время доводки самолётов, когда выполняется плановый ремонт систем и агрегатов.  На очереди была гидросистема самолётов, а именно гидроаккумуляторы.



Краткое описание параметров и назначения гидросистемы самолёта Ил-14.
Гидравлическая система самолета предназначена для выпуска и уборки шасси, закрылков, торможения, питания автопилота и стеклоочистителей.



При нормальном функционировании систем шасси, закрылков, тормозов и др. все агрегаты работают от общесамолетной гидравлической системы. Азотная система предназначена для случаев аварийного выпуска передней ноги шасси, аварийного торможения и наземной зарядки азотных камер гидроаккумуляторов. Гидравлическая система работает при давлении 110 кГ/см2.
Источником энергии гидросистемы служат два шестеренчатых гидравлических насоса НШ-13, установленных по одному на правом и левом двигателях.
В гидросистеме имеются четыре гидроаккумулятора (два обслуживают шасси, закрылки и стеклоочестители и тормоза, один - тормоза и один - систему автопилота).
Во время нормальной работы насосов и малых расходов жидкости в системе в гидроаккумуляторах накапливается энергия путем сжатия азота. Эта энергия автоматически используется в дополнение к энергии, развиваемой насосами НШ-13, для ускорения выпуска и уборки шасси, закрылков и торможения. Когда производительность насосов падает или вовсе прекращается (из-за отказа), то гидроаккумуляторы позволяют рулить с торможением или убирать закрылки.
Гидроаккумуляторы необходимы и на случай бездействия системы. При нахождении гидросистемы в состоянии покоя автоматы разгрузки переключают гидронасосы на холостой ход, а гидроаккумуляторы компенсируют падение давления в системе, вызываемое утечками, чем уменьшают частое переключение насосов с холостого хода на рабочий. Также гидроаккумуляторы поглощают и устраняют гидравлические толчки и пульсации давления жидкости.
Рабочей жидкостью системы является минеральное масло АМГ-10, заливаемое в гидробак. Полная емкость гидробака 84 л. Полная емкость системы по количеству заправляемой жидкости -114 л.


Устанавливаются гидроаккумуляторы на правом борту служебного отсека.  Гидроаккумуляторы общей сети и тормозов имеют одинаковую конструкцию.  Несколько отличается от них только гидроаккумулятор автопилота, который выполнен из дюраля.
По конструкции гидроаккумулятор Ил-14 представляет собой стальной цилиндр с полусферическими донышками. Внутри цилиндра двигается стальной поршень. На поршне установлены два уплотнительных резиновых кольца круглого сечения. Ёмкость гидроаккумулятора составляет 8л.



Большой запас энергии в гидроаккумуляторах сети позволяет быстро выпустить или убрать шасси в случае отказа одного гидронасоса или в полёте с одним работающим двигателем. В этом случае время подъёма или выпуска шасси увеличивается на полторы-две секунды.

Воздушные камеры гидроаккумуляторов заряжаются через воздушные редукторы азотом до давления 70 кг/см2, гидроаккумулятор тормозов 45 кг/см2.

За время прошедшее, с последнего заводского ремонта гидроаккумуляторов, резиновые кольца на поршне и уплотнительные кольца в крышке гидроаккумуляторов  стали умирать.  В гидробаке слышалось бурление, прорывающегося азота, зарядка воздушных камер гидроаккумуляторов упала.

Гидроаккумуляроты был демонтированы с самолётов и перевезены на Тушинскую авиаремонтную базу.

Для их разборки были специально заказаны и изготовлены компанией “Сигма-Тех”  ключи. Из толстой листовой стали, при помощи высокого давления воды они были вырезаны.



Один из ключей необходимо было делать разрезным.  К этой задаче подключился Дима Синёв, который выполнил эти сварные и доводочные работы за один вечер.





Наступил долгожданный момент разбора гидроаккумулятора.    До сего момента мы его изучали только по книжкам и инструкциям, но что окажется внутри?

Стравив давление с помощью специального приспособления из верхней азотной камеры, мы приступили к отворачиванию крышки. Предварительно были нанесены маркером метки, отмечающие положение крышки относительно баллона.

И вот крышка поддалась и мы её отвернули!  Из баллона торчал поплавок.



Как его достать?   Надо дать небольшое давление в воздушную камеру.   Подключили компрессор и с помощью продувочного пистолета подали воздух.  Поплавок стоял. И вдруг раздался взрыв!  Это выстрелил поплавок.  С потолка капало масло, все мы были тоже в нём.   Вот чёрт. Небольшое давление, даже на такой, вроде бы небольшой площади может быть опасным.   При дальнейших разборах мы снова и снова “стреляли” поплавком, только вот роль мишени у нас выполняла деревянная доска и масло, находившееся в верхней камере предварительно сливали.  К сожалению другой возможности достать поплавок просто нет.



Резиновые кольца гидроаккумулятора были замерены и выбрав удобный момент я рванул на Щёлковскую.  Там располагается офис компании “Валькар”, которая производит самые разнообразные резинотехнические изделия.
Нужные кольца изготовлены!  Теперь мы можем перебрать 6 основных гидроаккумуляторов (с двух самолётов).



Обеспечив практически стерильную чистоту на рабочем верстаке пошла сборка.  Внутренняя полость баллона промыта бензином и смазана АМГ-10, она хромирована и нанесён хон.



   Поплавок без уплотнения проверен на движение внутри цилиндра (от руки).  Установлены новые уплотнительные кольца на поплавок и крышку.  Все кольца и резьба обильно смазаны минеральной смазкой AeroShell Grease 6 (аналог нашего Циатим-201). 

Начинаем сборку.  Аккуратно заправляем поплавок в баллон.  Его нельзя перекашивать, иначе просто заклинит.  Далее также очень аккуратно, в вертикальном положении заправляем и наварачиваем крышку.   Она садится очень плотно.  В одиночку такую работу не сделать!  Только вдвоём, в 4 руки.

К сожалению в наших условиях проверку на полное давление в 180 атм мы произвести не можем.  Воздухом это делать нельзя, по правилам безопасности, а гидростанции у нас пока нет.

Гидроаккумулятор собран! В азотную камеру заливается 200 мл гидромасла АМГ-10.

Медная шайба под клапаном оджигается и устанавливается на место.  Оджигать нужно обязательно, что-бы сделать её на время мягкой.

Теперь с него нужно смыть старую краску и заново покрасить, после этого зарядить азотом.  В дальнейшем мы немного изменили технологию.  На смывку старой краски гидроаккумуляторы поступают сразу по приезду на Тушинскую авиаремонтную базу и только после этого они перебираются.








Покраска гидроаккумулятора тоже не простая задача в наших условиях.  Вначале растворителем и обезжиривателем протирается вся окрашиваемая поверхность, после этого наносится слой грунта Body, даётся сушка в течении 3 часов,  и после этого два слоя полиуретановой краски.  Финишной операцией является нанесение чёрных или жёлтых полос (указывающих в какой сети работает гидроаккумулятор) и нанесение таблички с параметрами и датой ремонта.

 
Ребята, очень нужно и очень срочно. Руководство завода "Прогресс" г. Арсеньев, решило оказать помощь в реставрации самолёта ИЛ-14. Машина комплектная и хотят её поставить в музей. Нужна калькуляция на перетяжку рулевых поверхностей.
 
  1. Какова площадь всех рулей?
  2. Сколько нужно ткани?
  3. Сопутствующих материалов?

   Хотя бы приблизительно.

                                ПОМОГИТЕ!!!
 
порядка 50-60 погонных метров (чуть больше рулона) уходит на 1 борт.
Площадь - смотрите в техописании, благо оно в интернетах есть.
Сопутствующие материалы - АК20, АК113, эмалит, грунты, краски, нить, иглы и кучка мелкой фурнитуры.
По хорошему если есть команда хотя-бы из 2-4 человек добровольцев - перетянуть Ил-14 не так сложно как кажется и самостоятельно.
 
Оригинал взят у  в Облет Ил-14 "Голубая мечта" в Орловке.На субботу 26 сентября в связи с уходящей хорошей погодой было запланирована масса всевозможных авиационных событий. Это и слет в Можайске и вторая "Мясорубка" в Кудиново и  облет Ил-14 "Голубая мечта" в Орловке. А день становится короче,а в Мячково так и нет ночного старта:-((( В итоге в девять утра вылетел на  iar-823 в Кудиново. Самолет только после капремонта двигателя,поэтому пока прислушиваюсь к его поведению. О Кудиново будет отдельный рассказ. После Кудиново я перелетел в Орловку в надежде успеть поснимать Ил-14. "Голубую мечту" я в воздухе живьем еще не видел.
web.jpg

все об Ил-14
IAR-823 и все о нем
Интересные авиационные события.

Ребята уже все подготовили и ждали только Дмитрия Евгеньевича Сухарева. Именно он должен поднимать этот самолет в воздух. У меня было мало времени,нужно было еще по светлому попасть в Мячково и немного поработать.Вообще я надеялся пофотографировать с земли,но Саша с Сережей меня убрали как конкурента(хотя какой я им конкурент!!) и отправили снимать с воздуха🙂))
Хотел подписать: "За спиной Мэтра.." Саша Маркин готовится к съемке.
web.jpg


"Голубая мечта" конечно внешне выглядит не так презентабельно как "Пингвин",но  ребята потрудились над ним очень сильно.
web.jpg


Первым делом решались проблемы влияющие на функционал. Красота пока отошла на второй план,на все нужны деньги,а это все же не музейный экспонат,а живой самолет!
web.jpg


Кабина самолета.
web.jpg


Гармин опять же за стеклом!🙂) Это видимо после крайнего раза на "Пингвине" после доклада в эфир Дмитрия Евгеньевича: "Ил-14 работу в зоне закончил,приступаю к поиску аэродрома..."🙂) Шутка была,но осадочек видно остался?🙂)
web.jpg


Здесь какой то огромный блистер,самолет не разворачивает от этого?🙂) Аварийный люк открыт,жарко...
web.jpg


Александр Беляков
web.jpg


Денис Павлов
web.jpg


Экипаж по местам...
web.jpg


Нас уже гонят занимать места в своем самолете. Ил-14 запускается и нам нужно успеть взлететь перед ними. Со мной летит Антон Петров. Моя задача будет поближе и покрасивей подойти к Ил-14 в этом полете,но мне это не удалось в полной мере. В наборе ИАР не догонял Ил-14,а круг коротенький и в общем очень скомкано. Я в этом полете даже не доставал фотоаппарат.
web.jpg


Андрей Гондарь на Commander-114 тоже будет гоняться за Ил-14. Интересно,что у них получилось? Они перехватили нашу эстафету.
web.jpg



Первый полет закончился быстро. Ил-14 успел проверить уборку-выпуск шасси и быстренько сел. Я тоже подсел на грунт (ох и поскакал🙂)) и выпустил Антона на вольные хлеба. Сам тут же вырулил на бетон и взлетел перед Ил-14. После этого я сразу без посадки уйду домой.
Не привык я еще к иару,только три часа после капремонта двигателя,поэтому хоть сам команду Ил-14 на взлет и давал,но собственно взлет проморгал:-((( Пытаюсь догнать,при этом фотографирую... Жесть была🙂)
web.jpg


Невозможность фотографирования самолета компенсирую фотографированием Орловки. Есть вот такие затейники: поющие пилотажники,в общем крутят пилотаж и поют при этом для публики. И поют хреново и пилотаж так себе,но вот выступают. У меня тут все как у них и лечу хреново и фотографирую еще хуже...
web.jpg


Саша Маркин машет рукой.
web.jpg


Подрезаю внутри круга,пытаюсь догнать,но в наборе не очень это выходит,плюс жара...
web.jpg


Далеко,но все же,контроль уборки шасси.
web.jpg


Еще залез снизу. Экипажу сейчас явно не до меня,поэтому стараюсь не лезть лишний раз под ноги.
web.jpg


Пока я очень далеко. Ил-14 на третьем. Дмитрий Евгеньевич делает все,чтобы я их догнал,но моего мастерства на два дела не хватает. Надо тренироваться🙂))
web.jpg


Но самолет красив в такой металлической окраске. Огрехи издалека не видны.
web.jpg


Догоняю. Тут у меня скорость под 280.
web.jpg


Теперь надо пересечь курс Ил-14 не попав в спутный след и встать справа на проходе.
web.jpg


Ил-14 делает проход на высоте круга на полных парах,а я безбожно отстаю. На исполнительном стоит Коммандер-114.
web.jpg


На первом,снова буду резать чтобы догнать.
web.jpg


Прохожу над КТА. Не помню как фотографировал. Забыл,что есть мыльница,она порой более удобна чем здоровая зеркалка в таких условиях.
web.jpg


Андрей Гондарь на исполнительном.
web.jpg


Снова коротенький круг и Ил-14 заходит на посадку. Андрей взлетел и просит меня встать в правый пеленг,а мне в общем это и нужно. С левой стороны я ничего не вижу и фотографировать не могу.
web.jpg


Все в дымке,Ил-14 на прямой. Это не от запуска Ил-14,это само по себе🙂))
web.jpg


Видно как Андрей старается подойти по внутреннему кругу к Ил-14.
web.jpg


Шасси выпущены и законтрены🙂) Наконец догнал Ил-14,теперь нужно гасить скорость и не глядя на приборы фотографировать....
web.jpg


Все ближе и ближе. Пора выпускать закрылки и мне...
web.jpg


Догоняю...
web.jpg


Дальше мне было не очень до фотографирования,ИАР он не Хаски,он ближе к Як-52 и Тэшке,проморгаешь скорость...
web.jpg


тут вот уже на земле только,зато с дымами🙂))
web.jpg


Ну и отходя от первого попытался сделать общую картину. Андрей вроде ушел дальше и я ему не помешал.
web.jpg


Еще так,но правда блики на стекле все портят.
web.jpg


Досвидания Орловка. До новых встреч. Огромное спасибо ребятам во главе с Андреем Ивановым за эту чудесную возможность лицезреть такой самолет в воздухе.
web.jpg

Вот как то так...
 
22750545784_d0ebfe239e_b.jpg


Зимой, пока Ил-14 спят наступает время активных работ по ремонту агрегатов самолёта.
Прошлой зимой были отремонтированы гидроаккумуляторы, сейчас же наступило время воздушных винтов.


Предыдущие две недели мы были заняты ремонтом резервной втулки винта АВ-50, которая весной этого года, приехала к нам из Риги.

22829085847_5e5bcf4262_b.jpg


23223024245_04a499c8f6_b.jpg


22828856087_03e74e8138_b.jpg


22829025317_dd71cab9ff_b.jpg


22855284169_1a770b9566_b.jpg


Ремонт втулки завершён, осталось только найти место, где её можно будет в тепле покрасить, теперь нужно снимать винт с правого мотора Ил-14Т "Голубая Мечта".  Предыдущий его ремонт выполнялся на рем. заводе и с того момента прошло уже более 20 лет, что очень много. Необходимо выполнить дефектацию и обязательную полную замену всех резиновых уплотнений. Состояние лопастей будет также внимательно изучено.

Но!  Надо вывернуть лопасти и демонтировать втулку винта.  Как показал опыт с левым мотором Ил-14, ремонт втулки которого выполнялся ещё в Тушино, лопасти в стаканах прикисают намертво и чтобы вывернуть их аккуратно - нужно очень постараться.

Придётся изготовить специальный вороток.  Т.к. лопасти дюралевые и повреждать их нельзя, для изготовления воротка будем использовать более мягкий материал - а именно древесину.
По пути в Орловку заезжаем в Леруа Мерлен, где покупаем шпильки М12, гайки, шайбы, перьевое сверло по дереву и пилки для лобзика.  В Зубцове (рядом с аэродромом) покупаем брус 150 х 100.

Ну а дальше, процесс демонтажа лопастей Вы можете увидеть в фотографии.

23379049535_d67f08b377_b.jpg


22750503244_a4d6abd4a4_b.jpg


22751876893_14794416aa_b.jpg


23083128410_2892f688f6_b.jpg


23083114050_91380925dd_b.jpg


23378901995_5dc2928ccb_b.jpg


22750557044_5569cc213b_b.jpg


23083153350_e449bf9974_b.jpg


23010992109_75fd661f30_b.jpg


23296393001_1e2a15cf68_b.jpg


К вечеру субботы - все лопасти аккуратно вывернуты из втулки. И их путь теперь лежит на рем. базу в Тушино!

23083189150_24607e6430_b.jpg


Друзья, нужна Ваша помощь - возможно кто-нибудь из читателей ЖЖ живущих в Москве сможет помочь с гальваникой и качественной покраской агрегатов. К сожалению в наших условиях сделать качественное гальваническое покрытие почти не возможно.  Также будет здорово, если найдётся выход на 3D сканер. 
 
Есть предположение, что у лопастей гальванизированы только комлевые части, где резьба.
 
Великолепный самолёт. И руки вы к нему очень хорошо приложили.
Не красьте только его.
И так здорово смотрится: как суровый ветеран в полевой форме.
 
какой-то толстый пИнгвин навел тут намедни шороху в нашей тихой деревушке ватулинке..)  :~)
 

Вложения

  • il14.jpg
    il14.jpg
    57,7 КБ · Просмотры: 360
  • __14_2.jpg
    __14_2.jpg
    44,3 КБ · Просмотры: 349
  • __14_4.jpg
    __14_4.jpg
    67,1 КБ · Просмотры: 338
Как же красивы оба эти самолёта!!!  Как бы не вылизывать формы  с применением самых современных технологий, получить можно очень неплохо летающие обмылки, но не такую уважаемую красоту!
 
Назад
Вверх