количество впрыскиваемого топлива будет прямо пропорционально зависеть от степени открытия дросселя
Нет не прямо, намного сложнее. Наши ЭБУ могут поддерживать
• Speed Density с MAP
• Percent Baro (Speed-Density+ атм давление) – пока отключили
• Alpha-N (с TPS)
• MAF (с MAF)
Перед объяснением что это микро ликбез
Системы дозирования топлива карбюратором + механический или вакуумный корректор угла опережения зажигания имеют недостаточную точность для обеспечения чистого выхлопа, максимальной экономичности и мощности.
При применении ЭБУ на 26-сильном 2-тактном двигателе мы получили удельный расход вплоть до 257 г/(л.с.·ч) что соизмеримо с 4-тактным мотором близкой размерности. Инжектор остается экономичным при изменении температуры воздуха и атмосферного давления. Двигатель запускается с первого оборота. Он же с карбюратором и фиксированным УОЗ потребляет 340.
Нам нужно точно смешивать топливо и воздух и зажигать полученную смесь в нужный момент. Любое отклонение ухудшает характеристики.
Сколько топлива нужно? Для бензина соотношение воздух топливо 14,7:1 AFR (по английски) Смесь может быть «беднее» AFR 15 и более, смесь хуже горит, двигатель сильнее греется, но сгорает все. Может быть «богаче», AFR 14 или меньше, сгорает не полностью, но мощность максимальна.
Чтобы определить сколько поступило воздуха есть несколько путей:
ДМРВ или MAF —
датчик
массового
расхода
воздуха. Датчик прямо измеряет количество проходящего через него воздуха. Есть недорогие от 2000р.
ДАД или MAP —
датчик
абсолютного
давления во впускном коллекторе вместе с датчиком температуры и частоты вращения помогает процессору вычислить количество воздуха. Для корректировки алгоритма надо знать давление окружающего воздуха. Для измерения атмосферного давления либо ставят еще один датчик, который непрерывно его измеряет, либо просто до запуска двигателя измеряют давление (если летать невысоко).
ДПКВ или
датчик
положения
колен
вала позволяет точно знать, в каком положении находится коленвал. Без него ничего не будет работать, большинство индукционные, либо Холла.
ДПРВ —
датчик
положения
распред
вала. При его помощи можно понять в каком из цилиндров в данный момент такт впуска.
Дополнительно уточняют расчёты датчики
температуры охлаждающей жидкости — и
датчик температуры поступающего воздуха
В ЭБУ также измеряется напряжение бортовой сети и вносятся поправки.
Топливо дозируется
форсунками -«инжекторами». Подали напряжение— форсунка открылась, прекратили - форсунка закрылась.
Статическая производительность = объем топлива в см, который пройдет через открытую форсунку за минуту. Для дозирования надо открывать и закрывать форсунку на определенное время.
Смотрим показания датчиков и открываем форсунку на вычисленное время. И так каждый оборот для 2-тактного или каждый второй для 4-тактного.
Для поддержки стабильных оборотов холостого хода есть—
РХХ —
регулятор
холостого
хода. Это шаговый двигатель (реже электромагнит) через специальный канал дает двигателю воздух мимо дроссельной заслонки, чтоб не загдох.
Чтобы понять что мы хотим от мотора смотрят на—
ДПДЗ —
датчик
положения
дроссельной
заслонки. Это потенциометр, который измеряет на какой угол повернута ось дроссельной заслонки.
Дополнительно контролировать двигатель на качество выхлопа позволяет
лямбда зонд или датчик кислорода. Бензин разный, хранясь стареет. В результате производительность форсунок изменяется. Этого датчика достаточно для обратной связи. Сгорело не все — льем меньше, всё — льем больше.
Лямбда зонды бывают двух видов — узкополосные за 25$ и широкополосные за 200$. Отличаются точностью. Первые показывают богатая или бедная смесь, вторые точно указывают соотношение воздух-топливо.
Еще один сенсор — датчик детонации. В нормальном режиме топливо сгорает, при детонации взрывается. Это вредно. По принципу работы похож на микрофон, который «слушает» двигатель пытается понять есть ли детонация.
В итоге:
Есть так называемая топливная карта — таблица. У таблицы три измерения — частота вращения коленвала, нагрузка на двигатель и AFR.
В штатном режиме все работает, если один из датчиков вышел из строя? Вычислить, что датчик врет, не принимать во внимание его показания, зажечь «check engine» и продолжить работу.