Как побороть радиопомехи?!

Так вот результаты следующие! На фирме перепаяли разъем... Стало явно тлучше, но фон до конца не ушел, но сильно получшело. Еще странно, мне впарили 4 метра кабеля и отказываются укорачивать, обьясняя это соображениями качества связи. Врут?
 
Я рискну высказаться. В основном помехи от приборов и системы зажигания имеют небольшой радиус (метры) распространения. Как сказал поиск 06 и подтверждено опытом хорошо помогает вынос антенны подальше от источника помех. Работающий телевизор с ЭЛТ дает помехи на Айком А4 примерно до 2-х метров. Это следствие работы в АМ режиме, принятом сейчас в авиации. Около авто с прерывателем и с распределителем высоковольтным тоже прут помехи. Отмечено еще в давние года на дельтах с Бураном первых выпусков - попытки радиофикации не привели к успеху.
 
Я рискну высказаться. В основном помехи от приборов и системы зажигания имеют небольшой радиус (метры) распространения. Как сказал поиск 06 и подтверждено опытом хорошо помогает вынос антенны подальше от источника помех. Работающий телевизор с ЭЛТ дает помехи на Айком А4 примерно до 2-х метров. Это следствие работы в АМ режиме, принятом сейчас в авиации. Около авто с прерывателем и с распределителем высоковольтным тоже прут помехи. Отмечено еще в давние года на дельтах с Бураном первых выпусков - попытки радиофикации не привели к успеху.
И? Вы что сказать хотели?
 
А почему никто не спрашивает и не пишет – какой фон слышен?
Если это треск от системы зажигания , то это и не фон вовсе, а импульсные помехи.
Может быть вылечено не только правильными проводами системы зажигания
но и установкой обычного LC фильтра от автомобильного радиоприемника.
Раньше такие устройства продавались отдельно.
Также в меню радиостанции может быть режим – подавитель импульсных помех.

Если фоном считать слышимые синусоидальные колебания (  в быту то дома мы слышим наши 50 или 60 гц ) то  наводка от  аппаратуры может давать  самые разнообразные частоты , трели и прочее. В крутых трансиверах  ( на борт такой никто ставить не будет ) борются и с этим.

Носимые станции – пример большого компромисса.
У большинства  антенн должно быть высокочастотное заземление.
В быту – противовес. Вот наше тело, когда мы держим портативку в руке
и является таким емкостным противовесом . Фактически - как бы заземлением.
Поэтому у неправильных антенн кабель может стать  частью антенны.
Обычно, это не правильно. Но иногда является сильно компромиссным решением для снижения КСВ и подгонки в резонанс.
Те фактически по внешней оплетка кабеля течет ВЧ ток и кабель становится излучающей частью антенны.
Это плохо, но если все сопли настраивать по месту, ставить фильтры на провода питания ( для предотвращения растекания ВЧ тока дальше )  – может работать.
   
 
Я писал что фон не двигателя, а прибора Стратомастер Ультра И Джи Пи С. При выключени этих приборов фон пропадает. Двигатель не фонит. Точно такой же фон можно услышать поднеся рацию к экрану компьютера, т.е фонят судя по всему дисплеи. Фон ровный, просто шипение. С установкой внешней антенны расстояние на котором появляется шипение сократилось в двое, но совсем не пропало. Если снять антену вообще рация не фонит. Если подносить к приборам только провод то фона тоже нет. Может нужен какой то особый разъем?
 
Все таки настоятельно рекомендую попробовать ту антену  на мачту по ссылке. Вариант проверенный минимум на четырех аппаратах. На всех четырех  стоят стратомастеры ( 3 флайта и ультра горизонт) и разные станции ( 2 вертекс 700, 300-ка и стратомастер)  и на всех прекрасно работают.

Единственное замечание, разъем кабеля надо делать не на самой антене, а выпустить из нее кабель сантиметров на 30, а то  неудобно кабель крепить к антене когда крыло ставишь и корпус разъема изолировать от каркаса.
 
Спасибо за дельный совет. А каким разьемом на рации пользуетесь?
Поччему нельзя расположить антену по другому? Например на лобике крыла? Или расчитана конкретно под это место?У меня действительно нет запаса по высоте ангара. Можете дать контакты  Юрия Музыченко хочется пообщаться и есть много вопросов.
 
Вы же не единственный , кто использует стратомастер.
Скорее всего не совсем правильный монтаж или вобщее не заземлили  корпус или специальную клемму.
+ у части портативок не все ладно с избирательностью при высокой чувствительности.
Для примера вот статеечка полезная на эту тему.
http://qrz.ru/vhf/portable.shtml
 
Еще раз выскажусь. Сегодня поневоле провел проверку. На работе слушал радио ФМ через плеер с радио. Плеер на груди. Случайно перегнулся через ЖКИ монитор компа и помехи заткнули радио, даже ФМ. Потом с другим прибором с черно-белым экраном то же самое. Так что выноси антенну. Разъем типа байонет или СР с замком, как на Айком А-4- они ВЧ специальные. Ну и на всякий случай что бы не разъединился -контри. Ну а кабель можно и прикупить примерно 25р/метр- 50 Ом!!! Можно и разъем как на Есах переносках VX-6, 7- винтовой. Продаются.
 
Привет всем!
Был очень занят и долго не появлялся на сайте, и сейчас когда появилась возможность присутствовать, я внимательно прочитал тему и решил высказать свои соображения  на эту тему, хотя и особо высказывать не чего поскольку в ранних сообщениях все уже было высказано и я полностью согласен соображениями вышесказаных товарищей , все высказались в тему , только в разнобой и не систематизировано.
Особо я хочу высказать свою поддержку такому товарищу как СЕРЕГА по поводу того что на дельталет необходимо устанавливать хорошую бортовую а не портативную радиостанцию, тут я с ним согласен на все 100% или на все 200%  :IMHO .
  При кажущейся простоте дельталета по сравнению с самолетом , многим кажется что на простенький дельталет достаточно поставить портативную радиостанцию и все нормально, кажущаяся простота дельталета оборачивается в очень большую проблему в части электромагнитной совместимости оборудования в том числе и радиостанций, почему?
   Для примера возьмем Аэропракт-22 или самолет на базе планера Бланик, темы про  которые часто  мелькают в окне форума, что мы имеем?
  1. Двигатель с его шумной системой зажигания, и генератором закрыт металическими капотами, а металический капот это отличный экран, и проблема с помехами от системы зажигания и от генератора отлично решается .
   2. Шумные приборы типа стратомастера или навигаторы , устанавливаются на металических приборных досках, а это дополнительный экран.
   3. Провода от двигателя к приборам проходят внутри металического корпуса самолета и получается естественно экранированы.
   4. Антенна радиостанции расположена с наружи корпуса самолета, и помехи  от двигателя и оборудования ,которые расположены внутри самолета не проникают наружу к антенне и вдобавок к нормальной бортовой радиостанции , и проблем со связью не существует.

  Что мы имеем на дельталете:
  1. Двигатель с его шумной системой зажигания и воющим генератором открыт всем ветрам, за провода зажигания можно дотронуться руками ( чтобы лишний раз треснуло током , и не расслаблялся)
   2.Шумящие приборы в том числе и стратомастер расположены на не металической  приборной доске ( для простоты и уменьшения веса)  и в лучшем случае закрыты обтекателем из стеклопластика и понятно не заземлены.
   3. Провода от двигателя к приборам ,на пример от датчиков двигателя к стратомастеру и являющиеся дополнительным источником помех ( выполняют роль излучающей антенны) в лучшем случае собраны в пучек и засунуты в хлорвиниловый кембрик и подвязаны к раме.

   В итоге это трещащее, воющее, фонящее воздействует на портативную радиостанцию которая расположена в вашем кармане комбеза, или того хуже на приборной доске не имеет наружной антены, и обладает (портативная радиостанция) худшими параметрами по сравнению с бортовой, в итоге мы имеем проблему которую обсуждаем.
  Я вообще считаю что сравнивать портативную и бортовую радиостанцию мягко говоря не корректно, поскольку радиостанции имеют каждая свое назначение.
   Портативная радиостанция предназначена для работы в отсутствие помех, например стоя на летном поле и держа связь с летательным аппаратом, или с балкона КДП руководя полетами , где до  любого источника помех 5-10 или больше метров, если меньше начинается проблема которую обсуждаем.
  Бортовая радиостанция наоборот расчитана для работы на борту летательного аппарата в условиях сильных помех, в бортовой радиостанции благодаря серьезным мерам по экранировке, применению крутых фильтров ( как по входу, так и промежуточнным частотам) , многократным преобразованиям по промежуточной частоте , такие параметры как чувствительность, избирательность , помехозащищенность загнаны в очень узкие и критичные рамки.В портативной радиостанции эти параметры принесены в жертву весу и габаритам, я согласен с теми товарищами которые говорили об излишней чувствительности портативок ( это связано с работой на маленькую, коротенькую антенну), в итоге вход портативки перегружается и она начинает принимать и то что надо и то что не надо ( в основном то что не надо) .Вот почему я поддерживаю товарищей которые рекомендуют применять на дельталете хорошую бортовую радиостанцию.

  Но.... как говорят : как пошла такая пьянка...  и не хочется покупать бортовую радиостанцию, нет денег или другая причина ( на ваше усмотрение, что больше нравится), я считаю что возможно при применении некоторых мер пристроить на борту портативку тем более  что со слов вышеуказанных товарищей имеется положительный практический опыт, и удастся найти разумный компромис.

  Я рекомендую следующие меры:
     1.Через всю длину телеги от двигателя до приборной доски проложить медную шину шириной 20-30 мм и толщиной 2-3мм и на эту шину заземлить: все металические части телеги дельталета, двигатель, генератор, минус аккумулятора, приборную доску ( если металическая) , корпуса приборов, в том числе и стратомастера, если корпус не металический сделайте его искуственно ( закройте металическим колпаком, или по совету  GVV  обклейте металической фольгой и заземлите.)
      2. Запитайте стратомастер через фильтр питания от автомагнитол, проводку к датчикам стратомастера  выполните экранированным проводом с последующим заземлением оплетки на общую шину, как вариант пройдет если пучек этих проводов запустить в совдеповский гибкий металорукав который также заземлить на общую шину.
      3.Радиостанцию следует максимально удалить от источника помех, выполнить это вы можете по совету такого товарища как Поиск-06, тоесть прицепив антенну на мачту крыла.
  Длина кабеля пусть вас не заморачивает, как специалист скажу что на данных частотах длина кабеля от метра до пяти не критична режте по своему усмотрению , вы ни чего не заметите ( разве по КСВ -метру в допустимых пределах), главное чтобы кабель был однородный ( без спаек, скруток и повреждений) , кабель прокладывайте по кратчайшему пути , без петель и завитушек.Если вам не хочется резать кабель остаток не вздумайте скручивать в аккуратную бухточку, этим вы только усугубите ситуацию.
  На радиостанции Icom A-6  установлен отличный 50-ти омный байонетный  разьем с фиксацией, менять его не вижу смысла , лучшего для данной ситуации вы не найдете, помните пословицу " Лучшее враг хорошего"
  Я думаю выполнив рекомендации выработанные сообща с вышеуказанными товарищами вы решите данную проблему.
 
🙂 я только сегодня понял - скорее всего парень вообще не включал шумодав ...
а мы тут ему про медную шину на дельтике пишем ...
 
🙂 я только сегодня понял - скорее всего парень вообще не включал шумодав ...
а мы тут ему про медную шину на дельтике пишем ... 
Сам такой ! Шумодав включал, но фон затыкается на 15 единицах.э Это много!

да двигатель у меня не наводит, от него ни каких помех! Помехи только от Стратомастара и Джи Пи Ски, причем навигатор работает от батарейки и к сети не подключен.
А обязательно медную шину? Может люминивую? Или просто на корпус?
 
Repa, попробуйте сделать следующее:

1. Определите, как помеха попадает в р-станцию, через разъем питания или антенный разъем, или и то и другое. для этого при выключеном шумоподавителе отключите каждый из разъемов. У Вас, как я понял, ручная (носимая) р-с с аккумулятором.

2. Если помеха попадает через разъем питания, надо-

   а) Возле самой рс на провода питания надеть ферритовую клипсу, которую Ви витащите со старого кабеля, что соединял монитор и системный блок  компа. Там таких клипс две в утолщениях. Вместо этой липсы можно применить ферритовое кольцо, продев через него оба провода питания в несколько витков. Обозначения на фер кольце могут быть 1000нн или 5000нн или др, тут надо пробовать, так как кольца с разными обозначениями работают на разных частотах. Эта мера позволит Вам убрать помехи, идущие по проводам от др устройств. Если питание идет по экр проводу- перед самой рс вытащите часть центрального плюсового провода, и на него наденьте клипсу или ферр кольцо.

б) Если помеха "наводится" на провод питания по эфиру (в Вашем случае это от жпэски), то она точно "пролезет" через фер кольца с обоззнач "нн" и наверное пролезет через ферр комп клипсу. Вы ее " железно" остановите Применив ферр кольцо с обозначением 50ВЧ или 20ВЧ или меньше. Это ферр кольцо надо поставить после колльца или клипсы по пункта а). также само намотав черезнего несколько витков.  Высокочастотное кольцо (или тор, или любой др формы) можно также  найти во входном блоке с антенным разъемом старого тв или приемника.
 
2)Если помеха попадает через антенный разъем, надо-

  Установить на Вашу носимую рс ее штатный штырек, выключить шумоподавитель и, прислоняя ее к разным частям Вашего ЛА, найти то место, куда было бы удобно установить наружный штырь или диполь, и куда бы не "доставала" помеха от приборов и двига. Далее в это место устанавливаете наружную антену и коаксиальным кабелем к рс. Если что не понятно или интересно какие "засады" на этом участке-спрашивайте. 73!      
 
Ну вот , значит , бывает же , что не шипит  🙂
15 единиц много … много для чего … ультралайты – сплошной компромисс почти во всем.
(хотя выше все перечисленные советы правильные )
Даже если на земле такая же пукалка – все равно нужно попробовать радиус действия.
Может вам больше и не надо. И все прекрасно слышно будет.
Но если на земле нормальная антенна и нормальная станция , да даже если и портативка
но с нормальной антенной – вы то их в небе по любому услышите.
Если вы летаете на обычном аэродроме со штатным оборудованием то  вы их точно  услышите и скорее всего и они вас.
Если вы летаете партизаном с поляны – нафиг вам на передачу  авиадиапазон.
Нужно чтить уголовный кодекс.

У меня через неделю-две придут три разные  стационарные  “заводские” антенны авидиапазона.
“Штырь” , петлевой диполь и Уда-Яги ( 5 эл волновой канал ).
Испытаю – расскажу. Всем привычная “морковка” (дисконусная ) – ничем, кроме широкополосности не примечательна.
Да и 276 Garmin с авиарадиостанцией и второй на 433-470 мгц  в новый жирик  монтировать буду. 
Но пока в макете ничего не шумит.
 
Нет... Питание пока не причем. И рация и Джи пи Ска работают от акумулятора. Причем и Стратомастер запитанный от сети и навигатор от батарейки фонят примерно одинаково. На дельте полно мест где фона нет, но все они не удобны. Проникает наводка скорее всего через разьем антенны. Выносную антену можно установить хоть на носу, там наводки уже нет, но если подне5сти рацию разъемом к Стратомастеру или навигатору - шумит... Если подносить только провод то наводки нет.
 
Очень помогает от помех металлизация аппарата и экранированные провода от высокочастотных приборов.
 
To Repa: Что означает "если подне5сти рацию разъемом к Стратомастеру или навигатору - шумит"? Это Вы подносите рс с отключенной антеной?  Если так,- то она ловит через пластмассовый корпус. Что означает " Если подносить только провод то наводки нет"? Какой провод? Подключаете кабель от антены на носу к рс, саму рс держите в руке в метре, полтора от приборов а кабель подводите к приборам- и не шумит? Если так- то замотайте рс в пишевую алюмин фольгу, соединив с корпусом антенного разъема. Можете этот экран спрятать под кожаный футляр рс или обклеить ее пластмассовый футляр из нутри той же алюм фольгой, следя за тем , чтобы фольга ничего не коротнула. Если после этого на внутр динамик рс работает без помех, а на гарнитуру шум появляется- значит нада применить и экр провод к гарнитуре. 73!
 
Назад
Вверх