«Хаббар», или как лопасти ротором становятся.

Потому, что там вертикальный шарнир не нужен. Точнее, он бы доставлял больше хлопот, чем его отсутствие.
Саша, вертикальный шарнир очень даже нужен в роторе (или его заменитель – торсион, эластомер, ШС, и т.д.)
особенно с экструдированными жесткими лопастями  – он помогает разгрузить комель лопасти
(у композитных податливый комель, который частично компенсирует отсутствие ВШ)

Некоторые производители перестраховываются (не без оснований) и вводят упругий елемент в хаббар (две упругих вертикальных пластины у Магни)
или ВШ (как у ЕЛЫ+две упругих тяги)

А некоторые не перестраховываются и ....получают трещины в комле лопасти

Идеальным было бы вообще делать хаббар композитным и податливым  (как у Хрибкова-Половинкина например) тем самым он погасит возможные резонансные возбуждения и смягчит вибрации передаваемые от аппарата к ротору и наоборот.
 
(как у ЕЛЫ+две упругих тяги)
Что то мне не показались эти тяги сколько нибудь эластичными(упругими), хотя в идеале, наверное было бы здорого если так было.

Вопервых, там достаточно прогиба на доли миллиметра,
во вторых, в ВШ уже есть люфт каким бы он нибыл,
а в третих - кто сказал что в ВШ автожира ЕЛА нет упругого елемента (втулки какой) ?

обрати внимания на ажурное, Y-образное водило этой самой (вынесенной на определенное расстояние) тяги – вот оно-то и демпфирует, в том числе и резонансы....

...вспомни споры – нет ли сайлентблока в Спорткоптере и Аверсо втулках или есть  😉
 
Быть может, во втулке ВШ и есть упругий элемент, я не знаю.
Но вот в (ажурной Y образной, водиле) нет упругой сколько нибудь ощутимой, (для компенсации маха лопасти в плоскости вращения), демпфирующей деформации. Т.к. это специально сделано конструктивно в виде треугольника жесткости.
Тяга же очень напоминает рулевую тягу авто, и регулирует в данном случае "бумеранг" в сборе лопастей и хаббара.
Надеятся на зазоры в соединениях, чтобы их использовать как степень свободы (хоть и малую), тоже не приходится, т.к. любые зазоры в соединениях дадут ударные нагрузки, которые и приведут к разрушению.
 
.вспомни споры – нет ли сайлентблока в Спорткоптере и Аверсо втулках или есть 

Помню, там Сысолятин не знал, что они (с/блоки) там есть. Т.к. их можно определить только при разборке.
Лёнь, считаешь, что в данном хаббаре этот сайлентблок работает как шарнир, или упругий элемент?
Я вижу, что там стоит ШС (это одна точка), и еще 2 точки (дающие в геометрии плоскость), это регулировочные шайбы установочного угла, которые стянуты соответственно болтами. Шайбы эти не "елозят" по хаббору, это не скользящее соединение, иначе бы были заметны следы износа на хаббаре.
А вот сайлентблок работал когда уст. угол регулировался, он нивелировал точность при сборке ротора и позволял менять угол. А когда все регулировочные работы закончились, то и с/блок, "уснул".
Я не прав?
 
Лев - царь зверей, он всегда прав  😉

не знаю лев ...предлагаю домашнее задание: создай модель в солиде ротора ЕЛЫ и МТОшки, прокрути в моушине оба (с тем же профилем) подгрузи потом комель лопасти в космосе и сам увидиш где какие силы и нагрузким возникают в комле лопасти для разных роторов (в плоскости ВШ или в горизонте иными словами, махи нас пока не интересуют - нас интерессует иследовать комель на вертикальную составляющую сил в нем)

прелесть в том, что алюмниевый ротор достаточно точно считает, в отличие от композитов...даже солид с космосом
 
Но вот в (ажурной Y образной, водиле) нет упругой сколько нибудь ощутимой, (для компенсации маха лопасти в плоскости вращения), демпфирующей деформации.
Лев пойми, тебе не надо никаких махов ВШ компенсировать  :STUPID

тебе надо снять критические напряжения возникающие в комле лопасти и хаббаре (из-за связки "наступающая"-"отступающая" лопасть - надеюсь ты не будеш спорить о знакопеременной циклической силе возникающей в комле и хаббаре, пытающейся разрушить этот самый комель или хаббар ?)


вот эта вот конструкция ажурная вместе с ВШ позволяет тебе их и снимать (может она и для транспоритровки и для чего другого предназначалась - я не конструктор ЕЛЫ и не могу знать) но то что она помогает разгрузить комель это точно


так же с сайлентблоком и любым другим упругим елементом (втулкой) вставленной между болтами крепления и хаббаром - они разгружают комель....чего на МТОшном хаббаре нет и это не есть гуд, как показывает статистика и недавние факты....ее мать, статистику, не обманиш... 😡
 
.к. любые зазоры в соединениях дадут ударные нагрузки, которые и приведут к разрушению.
никаких разрушений - против центробежки все остальные "колебания" детский лепет, никаких ударных нагрузок не будет - будет циклически изменяемые нагрузки в раене прилегания, нагруженые центробежной силой
 
.вспомни споры – нет ли сайлентблока в Спорткоптере и Аверсо втулках или есть 

Помню, там Сысолятин не знал, что они (с/блоки) там есть. Т.к. их можно определить только при разборке.
Лёнь, считаешь, что в данном хаббаре этот сайлентблок работает как шарнир, или упругий элемент?
....так считают создатели СпортКоптера - упругий елемент там точно есть !

The durometer of the urethane is such that it doesn't allow for alot of movement, but enough to keep things from cracking.

http://www.rotaryforum.com/forum/showpost.php?p=385267&postcount=63
 
Да я и не спорю, что его там нет. Тогда как он, этот элемент работает? Я не вижу, в виду того, что когда ротор собран, то для с/блока там нет работы.
А вот если ввести в конструкцию ЕЛА в тягу двойной демпфер, то все встанет на свои места. Мне его конструкция прям по душе.
 
АБМ писал:
Магни и Тервамяки, в отличие от вас, физику понимают такой, какая она есть, т.е. точно так же, как и Чак. Конструкция коромысла ротора Магни максимально жесткая. Для повышения жесткости в плоскости вращения, в частности, добавлены распорные катушки между пластинами коромысла.

Означает ли это, что ВШ для АЖ вреден? Но у Сиервы то были. Где тут собака зарыта?
 
ВШ для АЖ вреден? Но у Сиервы то были. Где тут собака зарыта? 

У Сиервы роторы были свободнонесущие, у нас - качельные. В этом и зарыта.
Cаша наверное намекает, что наступающая лопасть должна вести на жесткой связке отступающую лопасть.

И так и не так – абсолютная жесткость вредна для комля лопасти (в особенности если с углом конусности не попали или летаем то в двох, то по одному)


Поэтому лучше всего жесткая (по вертикали) и упругая (по горизонтали, на расстяжение и крутку) связка чем абсолютно жесткая - собственно как у МАГНИ




а еще лучше композитный хаббар с разными характеристиками заданными в разных направлениях (жесткость по маху, упругость по ходу и на расстяжение и на крутку)

но это все надо считать, делать и экспериментировать а самое главное - испытывать, испытывать, испытывать....
 
А про этот хаббар, так ни кто и ни чего не сказал. Как я понимаю, что такие тоже успешно используют. И если слушаться АБМ-а, то этот хаббар как раз и макс. жесткий. И наверное даже по проще чем мы привыкли видеть.
 

Вложения

  • web_001.jpg
    web_001.jpg
    73 КБ · Просмотры: 125
А ну вот нашел эти слова АБМ-а;
Вибрационные нагрузки на ротор и на сам аппарат в случае качельного ротора тем выше, чем жестче мачта и чем эластичнее в плоскости вращения сам ротор. Это связано с необходимостью развести по резонансным частотам ротор и мачту.
Идеальное сочетание для АЖ с качельным ротором - максимально жесткий в плоскости вращения ротор и максимально эластичная заделка мачты.

А так же нашел фото Казачка, где видна его "мягкая" мачта, аж прозрачная.
 

Вложения

  • Bezimeni-3_001.jpg
    Bezimeni-3_001.jpg
    84,4 КБ · Просмотры: 121
И если слушаться АБМ-а, то этот хаббар как раз и макс. жесткий. 

Во-первых, я такого не говорил.
Во-вторых, то, что я пишу, обычно всего лишь констатация фактов, хорошо известных и понятных тем, кто признает законы матери-природы первичными, и изучает эти законы, а не изобретает свои.
Коромысло Тервамяки/Магни (скорее, все-таки, Тервамяки его автор, т.к. такую форму оно приобрело на его аппаратах АТЕ и JT еще в 60-е годы) не является самым жестким в плоскости вращения. Оно является достаточным для этого ротора и этого АЖ. Такая форма коромысла и способ крепления к нему лопастей горизонтальными, а не вертикальными болтами, имеют свои плюсы и минусы. У нас как-то приклеилось называть такое коромысло европейским, хотя кроме Магни его сейчас больше никто не использует. Для металлических лопастей привычное нам коромысло с вертикальными соединительными болтами практичнее.

видна его "мягкая" мачта, аж прозрачная

Такая мачта эластична только в поперечном канале и неприлично жесткая в продольном. На "Чижиках" это компенсируется слайдером, на RAF-2000 - "волшебной втулкой" (magic bushing) в нижней части мачты. Если ничем не компенсировать, вибрация благодаря такой мачте будет изумительная с любым ротором.
 
А про этот хаббар, так ни кто и ни чего не сказал. Как я понимаю, что такие тоже успешно используют. И если слушаться АБМ-а, то этот хаббар как раз и макс. жесткий. И наверное даже по проще чем мы привыкли видеть.

Жесткий по маху , упругий по ходу  :~)

Двух десятых милиметра хода, двух достаточно тонких-упругих пластин хватает для спасения комля от трещин  :IMHO

Этот хабар именно для композитных лопастей с горизонтальным креплением болтов, для екструдированных придется какой-то переходник городить, или ... О ! Эврика! сточить хвостик и носик и пройтись болтом в горизонтальной плоскости экструдата !  😉

Специалист АВМ – сообщите нам толщину и материал даных пластин  😉
 
Моя мачта имеет такую же "волшебную втулку", как на РАФ 2000 и способна гасить колебания намного эффективнее, чем слайдер. Я такую конструкцию использовал на всех своих аппаратах. Конструкция такой мачты в случае аварии легко сворачивается (видел несколько раз опрокинутые РАФы), сохраняя абсолютно целой раму, на которой она крепится, что удешевляет восстановление аппарата.   
Эта конструкция с эластичной втулкой и эксцентриком позволяет легко изменять центровки всего аппарата, что очень удобно во время юстировочных работ.
 
Назад
Вверх