Летом 2001 года мне посчастливилось быть в гостях у производителей СЛАшного самолёта (наименование – СЛА-1) на краснодарском ПО «Мера».
Автором проекта был краснодарский конструктор-любитель, к тому времени ушедший из жизни (имени его я, к сожалению, не помню). На тот момент было выпущено, по крайней мере, несколько самолётов, ещё два или три находились в сборке.
Подлетнуть на самолётике не получилось, но, судя по просмотренному видео, летал он очень хорошо: имел короткий разбег, крутил петли, активно применялся на химии. По словам пилотов-химиков, он имел отличную маневренность (малое время виража), по производительности существенно превосходил дельталёты с тем же двигателем.
Компоновка самолёта – классическая ультралайтная. Клёпаные дюралевые крылья (полотняная обшивка от лонжерона) заказывались в Самаре у С. Щетинина. Двигатель - R582 (предполагалось попробовать «Сузуку».
Отличительной особенностью самолётика являлась оригинальная (хотя и не бесспорная) компоновка СУ с удлинённым валом винта наподобие знаменитой «Аэрокобры» (только редуктор в блоке с двигателем).
Применением такой компоновки разработчик имел цели: улучшить маневренность за счёт уменьшения момента инерции самолёта, уменьшить сопротивление за счёт уменьшения обдува винтом фюзеляжной гондолы, улучшить взлётно-посадочные характеристики за счёт обдува винтом центральной части крыла. Можно констатировать, что эти цели были в значительной степени достигнуты.
Из разговора с главным конструктором серии Сергеем Козлитиным я сделал вывод, что узел удлинённого вала СУ небезпроблемный. Винт применялся неоклееный и неокованый, относительно небольшого диаметра, с целью уменьшения его момента инерции (и, соответственно, вероятности усталостного разрушения вала). По мысли производителей, уменьшение стойкости такого винта компенсировалось его удешевлением.
С тех пор об этом самолёте ничего не слышал и не читал. В Сети – только одно старое объявление о продаже. ПО «Мера» существует (основное направление деятельности – приборостроение), но самолёты в прайсе её продукции не фигурируют. Недавно нашёл на http://foto.mail.ru/mail/logosha_alex/24/30.html фотки самолётика (без комментариев), две из которых помещаю ниже.
Прошу тех, кто знает, рассказать: какова дальнейшая история выпуска самолёта, сколько их было сделано, летают ли они сейчас, как в длительной эксплуатации зарекомендовала себя оригинальная СУ с удлинённым валом, а также: привести его реальные ЛТХ, и вспомнить автора этой интересной конструкции.
Автором проекта был краснодарский конструктор-любитель, к тому времени ушедший из жизни (имени его я, к сожалению, не помню). На тот момент было выпущено, по крайней мере, несколько самолётов, ещё два или три находились в сборке.
Подлетнуть на самолётике не получилось, но, судя по просмотренному видео, летал он очень хорошо: имел короткий разбег, крутил петли, активно применялся на химии. По словам пилотов-химиков, он имел отличную маневренность (малое время виража), по производительности существенно превосходил дельталёты с тем же двигателем.
Компоновка самолёта – классическая ультралайтная. Клёпаные дюралевые крылья (полотняная обшивка от лонжерона) заказывались в Самаре у С. Щетинина. Двигатель - R582 (предполагалось попробовать «Сузуку».
Отличительной особенностью самолётика являлась оригинальная (хотя и не бесспорная) компоновка СУ с удлинённым валом винта наподобие знаменитой «Аэрокобры» (только редуктор в блоке с двигателем).
Применением такой компоновки разработчик имел цели: улучшить маневренность за счёт уменьшения момента инерции самолёта, уменьшить сопротивление за счёт уменьшения обдува винтом фюзеляжной гондолы, улучшить взлётно-посадочные характеристики за счёт обдува винтом центральной части крыла. Можно констатировать, что эти цели были в значительной степени достигнуты.
Из разговора с главным конструктором серии Сергеем Козлитиным я сделал вывод, что узел удлинённого вала СУ небезпроблемный. Винт применялся неоклееный и неокованый, относительно небольшого диаметра, с целью уменьшения его момента инерции (и, соответственно, вероятности усталостного разрушения вала). По мысли производителей, уменьшение стойкости такого винта компенсировалось его удешевлением.
С тех пор об этом самолёте ничего не слышал и не читал. В Сети – только одно старое объявление о продаже. ПО «Мера» существует (основное направление деятельности – приборостроение), но самолёты в прайсе её продукции не фигурируют. Недавно нашёл на http://foto.mail.ru/mail/logosha_alex/24/30.html фотки самолётика (без комментариев), две из которых помещаю ниже.
Прошу тех, кто знает, рассказать: какова дальнейшая история выпуска самолёта, сколько их было сделано, летают ли они сейчас, как в длительной эксплуатации зарекомендовала себя оригинальная СУ с удлинённым валом, а также: привести его реальные ЛТХ, и вспомнить автора этой интересной конструкции.