Продолжаем разговор.
Ориентир, держим ориентир. Эти слова были вбиты в наши мозги долгими, систематическими и постоянными напоминаниями Алексеевича. Дело в том, что на разбеге, самый простой и действенный способ держать аппарат на прямой — наметить на прямой на горизонте заметный ориентир и не допускать отклонения от него. Если случилось от него отклониться, то соответственно нужно дать подходящую ногу. Для начала нам пришлось покататься на двухколесном Беркуте при разных метеорологических условиях 🙂 В такой конфигурации по крену работать не актуально, ручка нейтрально, двигаешь РУД и РН.
Не знаю, как другие, но мне лично было вначале муторно ориентироваться по ориентиру, за что аппарат меня постоянно наказывал, т.к. действительно момент начала рыскания заметить без удержания намеченной точки сложно. А когда уже пошел процесс виляния на крошечном аппарате с прижатым хвостом, то вдвойне сложнее. Так что мой совет будет не оригинальным.
Ориентир, держим ориентир. Вон то дерево вполне подойдет.
На сборах пробежки, т.е. такие кривые загогулины на полосе, мы начали вырисовывать на Беркуте. Т.к. там было 2 основных колеса и скорость небольшая, то фактически все сводилось к управлению опять одним каналом, педалями. И еще двигателем. Предварительно на кануне вечером, каждый попробовал послушать и почувствовать спиной, как рычит и вибрирует движок, ассоциируя с показанием тахометра по определенному алгоритму.
На пробежке главное не мешать аппарату двигаться прямо, но это сложно. Во первых самоориентирующийся костыль заднего колесика, прыгая вначале пробега по неровностям грунто-щебенчатой полосы заставлял подвиливать хвост. Учитывая, что оперение находится большей частью в потоке винта, любое отклонение начинало усугублять ситуацию вместе со второй причиной. Другая причина заключалась в том, что, поймать нейтральное положение РН очень сложно, если не знать как. А мы и не знали. Каждый ставил педали в «свое» нейтральное положение, руль смотрел в одному ему известную сторону и тут начинался непонятный курсанту цирк. Типа едешь прямо, а он прёть не знамо куда, рулишь, а если педали путаешь, то еще смешнее, а в итоге оказывается ширина полосы почему то маленькой. Конечно ногу давали от души, практически от упора до упора, хотя как оказалось, в отличии от ручки по крену, нажимать надо легохонько и понемногу. С неделю потребовалось, что бы выработать действенную рекомендацию: при начале разбега слегка понажимая поочередно то на одну, то на другую педаль, типа как на велосипеде, уменьшая амплитуду, этими затухающими рысканиями выставиться на ориентир и держать его так далее. И не важно, как криво будут стоять ноги, главное как прямо будет двигаться ЛА. Ведь когда поддувает боковичек, педалями по любому отворачивать от ветра, а ручкой держать крен от заваливания. Но это мы забежали вперед.
Так что читаем и выполняем пункт №2 Балансировка по крену, курсу и тангажу на штыре при ветре 8 и более м/с. В связи отсутствия штыря держимся на колесе. Все получится, особенно если увеличить размах стабилизатора до 1,5 м каждой половинки, массу загнать в мин. (поставить 0, он сам выставит мин возможное) углы поворота рулей +-30. «омывание пропеллера» поставил 20%. Чесно говоря до конца не могу понять, что за термин такой. С одной стороны это явно добавление потока от винта на элемент плоскости, но с другой стороны, если это значение будет большим (я пробовал 75 %), то при выключении движка от стабилизатора просто отнимается 75% его несущей способности. И планер при выключении двига просто кувыркается вперед, как будто у него отвалился стабилизатор напрочь. То ли глюки старой версии, толи что то непонятное. Короче 20-30 процентов пусть омывает, это не критично, а размахи мы увеличиваем.
Киль так же увеличиваем размах до метра, массу в 0, углы +-30, пропеллерная составляющая 30 %