Методика обучения пилотированию на двухместном дельталёте.

дима043

первым делом дельтапланы...
Откуда
Киров
Кому не жалко и кто обучал скиньте пожалуйста вкратце методику практического обучения.

Мой знакомый постороил дельталет с автомотором сузуки G16 и крылом X17. Я облетал аппарат недавно - вроде все нормально летит (на мой взгляд). Мелкие дефекты поправили. Поставили дополнительные ручки на трапецию. Нашли большое ровное поле. Пролетели вдвоем. Дал хозяину порулить.

Теперь надо хозяина аппарата научить летать. Какие упражнения надо освоить и в какой последовательности ?  Где должен сидеть обучаемый на разных этапах ? Как быть с газом(он пока на ноге у переднего и есть ручной газ у него же) ?

Дело в том что старшее поколение у нас училось летать на простых одноместных аппаратах буран+славутич УТ,СК-2 или Атлас имея опыт безмоторных полетов. Пробежки, подлеты.

Меня и еще одного человека учили в 2005 на двухместном аппарате но поскольку это был первый раз такого обучения то не всегда удачно(из за ошибки на посадке аппарат таки был сломан а инструктор получил перелом руки).
 
Для первых часов 5- 10ти  (какой курсант попадется) пусть сзади сидит, за ручки держится или за трапецию ,если их нет, пока чувство оп....ния не пройдет. Ну хотя бы в основном. Между перерывами в полетах по кругу ( коробочка,  с 1-2-3-4 разворотами), рулежка по полосе, потихоньку, с прижатой трапецией. По мере привыкания увеличиваем скорость ( почти до скорости отрыва, но не достигая ее!).  Часов после 5-10 ти держится за трапецию от начала взлета до конца пробега на посадке. В горизонте (если трапецию зажимать перестал) летит самостоятельно, обычно от 2 к 3 ему развороту, следим чтоб держал горизонт, поправляем, постоянно инструктируем на земле, с разбором каждого полета, указываем на ошибки. Рулит по полосе , учится работать газом, привыкает к переднему сиденью. Постоянно напоминаем о том что при рулении держим трапецию прижатой, контроль за скоростью постоянный! Когда начинает гонять, ругаемся но не шибко матерно, значит начал что-то соображать.  В полете учим делать развороты, обьясняем работу газом, т.е заостряем внимание на том, что маневр в воздухе как правило связан с потерей скорости и высоты, не забываем про горизонт!
 
приготовил пиво и чипсы 🙂 интересно это троллинг. или человек действительно хочет учить.

могу рассказать со стороны учлета.

1. лететь прямо. именно прямо, а не куда попало.
желательно по линии на полосе
2. поворачивать и после этого п.1.
3. взлетать.
4. садится.
п.1-2 до устойчивых навыков. (часов 5-6-10-20-всю жизнь)
п.3-4 до устойчивых навыков (часов 5-6-10-20-всю жизнь)
после на переднее сидение.
и повтор п.3-4.
в промежутках между 1-4 не повредит час-другой покататься на тележке,привыкнуть рулить ногами, газ давать. тормозить....
каску не забывайте 🙂 и ручку зажимать, чтоб не вылетел раньше времени.....
 
1. лететь прямо. именно прямо, а не куда попало.
желательно по линии на полосе
2. поворачивать и после этого п.1.
3. взлетать.
4. садится.

Почему пп 3 и 4 идут раздельно? Мне кажется, что это должен быть один пункт "взлет-посадка"
 
По поводу лететь прямо и поворачивать вопросов нет. Вчера пробовали на высоте 300 метров. Это быстро можно научится я в конце уже только подсказывал еще два три дня и будет хорошо.
Вот по поводу взлета и посадки есть вопрос. Когда обучаемый с заднего сиденья слегка придерживает ручки я не чувствую усилия на трапеции (скорость больше балансировочной или меньше) и могу только предугадывать это по положению трапеции скорости снижения и скорости полета. На взлете ничего страшного - мотор мощный - вывезет а на посадке страшновато.
Я не собираюсь впоследствии заниматься обучением - мне надо научить человека чтобы он не наломал дров пытаясь учиться летать самостоятельно. Бесплатно конечно.
 
Часов после 15-20 начинаем только поправлять, взлетает сам, целится сам на полосу , при выравнивании учим -следим за работой газом, не забываем обьяснять про точку касания и про расчет на заход на посадку. Одной из характерных ошибок является выполнение 4 го разворота с запозданием и как правило нехватка времени и места на заход. Поэтому  чтоб по прямой заходил , а не с разворота, заодно и у инструктора время поправить будет. На полосу если не попадает, учим на второй круг уходить, заодно обьясняем, что зазорного в этом ничего нет. Если ветерок небольшой равномерный метра 2-3,летаем, учим крылом прикрываться понемногу, показываем как сориентироваться и правильно взлет произвести.
 
Меня инструктор посадил на переднее сиденье на второй полет.Самостоятельно вылетел после 7-ми часов с инструктором.
 
Начал попадать на полосу, выравнивает, глиссаду держит, закрепляем навыки, сидим спереди, еще раз заостряем внимание на работе газом. Не забываем про рулежку! (У нас от места базирования до взлетки метров 300-400, перегоняет курсант.) После серии удачных заходов и посадок, пересаживаемся назад . И... смотрим как он адаптируется к новому месту. Для него (курсанта) все сейчас по другому. Газ между прочим у него теперь, так что просчитываем все заранее и за себя и за него. Не торопимся, главное теперь налет. Хотя иногда полезен и перерывчик небольшой, по курсанту смотреть надо тут.
 
Меня инструктор посадил на переднее сиденье на второй полет.Самостоятельно вылетел после 7-ми часов с инструктором.
Ну наверно мне дубовые попадались , а может я перестраховщик. Меня самого учили по другому, по быстрому так сказать, и с большим перерывом. Ну у каждого свой опыт, я своим делюсь.
По поводу лететь прямо и поворачивать вопросов нет. Вчера пробовали на высоте 300 метров. Это быстро можно научится я в конце уже только подсказывал еще два три дня и будет хорошо.
Вот по поводу взлета и посадки есть вопрос. Когда обучаемый с заднего сиденья слегка придерживает ручки я не чувствую усилия на трапеции (скорость больше балансировочной или меньше) и могу только предугадывать это по положению трапеции скорости снижения и скорости полета. На взлете ничего страшного - мотор мощный - вывезет а на посадке страшновато.
Я не собираюсь впоследствии заниматься обучением - мне надо научить человека чтобы он не наломал дров пытаясь учиться летать самостоятельно. Бесплатно конечно.
А не страшно дуракам, на посадке визуально смотрите больше. И самое главное! Не торопитесь! Бывает вроде все понял, а он такой фортель выкинет. Удачи!
 
Что-то слабо представляю, как можно с заднего сиденья управлять взлетом или посадкой. Даже если трапеция оборудована рукояткой для обучения. Это надо иметь руки длинные как у орангутанга, чтоб можно было бы достаточно отжать трапецию.
 
Когда обучаемый с заднего сиденья слегка придерживает ручки я не чувствую усилия на трапеции

Оно Вам и не надо, смотрим на УС, а какая в этот момент нагрузка на ручке не важно, но если Вас это беспокоит....

Пример: заходим на посадку, ученик чуть подвспухает и тут начинает выкручивать фортеля суча ручкой от себя на себя, скорости уже почти нет, секунда промедления и бах трах в дрова, приходится исправлять борясь с аппаратом потерявшем скорость и учеником дергающем ручку не впопад по крену и тангажу, а еще ж надо и посадить или уйти на второй круг, а еще запомнить где он накосячил, сделать еще пару таких заходов, убедиться что не ошибся в причине отклонения, какое уж тут "слегка придерживает ручки я не чувствую усилия на трапеции". Не боги горшки обжигают, но стоит задуматься.
 
Что-то слабо представляю, как можно с заднего сиденья управлять взлетом или посадкой. Даже если трапеция оборудована рукояткой для обучения. Это надо иметь руки длинные как у орангутанга, чтоб можно было бы достаточно отжать трапецию.

Запросто, даже если не дотягиваешься до ручки, за боковые стойки трапеции прекрасно рулится ;D
 
Что-то слабо представляю, как можно с заднего сиденья управлять взлетом или посадкой. Даже если трапеция оборудована рукояткой для обучения. Это надо иметь руки длинные как у орангутанга, чтоб можно было бы достаточно отжать трапецию.

У нас вот такие ручки стоят. Смотрите трапеция уперта в подкос а дотянуться вполне можно.
 

Вложения

  • d1_001.jpg
    d1_001.jpg
    115,4 КБ · Просмотры: 174
На том аппарате, где я обучаюсь немного другой конструктив учебной рукоятки. Там отжать трапецию до упора будет очень сложно, а может быть даже невозможно.
 
Оно Вам и не надо, смотрим на УС, а какая в этот момент нагрузка на ручке не важно

Для этого нужен хорошо работающий УС. У меня на аппарате отродясь его не было а на том "учебном" аппарате (фото выше) УС стоит но показывает что то не корректное видимо из-за неудачного самодельного ПВД.

Честно говоря я не встречал еще корректно работающих указателей скорости на дельтиках. Но зато видел и пилотировал много аппаратов совсем без воздушных приборов (ну или был только высотомер).
 
Часов после 15-20 начинаем только поправлять, взлетает сам, целится сам на полосу , при выравнивании учим -следим за работой газом, не забываем обьяснять про точку касания и про расчет на заход на посадку. Одной из характерных ошибок является выполнение 4 го разворота с запозданием и как 
...прибыл к нам англичанин ,налетал 5 часов ...посмотрели его документы и...полетели -http://www.youtube.com/watch?v=4GHtnunpbXs
 
Кому не жалко и кто обучал скиньте пожалуйста вкратце методику практического обучения. 
Да-ааааа! Много тут накропали.... Но ни один не предложил методический документ.
Для начала скачайте и изучите вот это:
 

Вложения

Назад
Вверх