Добрый день коллега, приятно поговорить с единомышленником.
Я так понял Вы истребитель, ну и служили на Западе? И помоложе. У нас профиль был другой и эти системы никому не нужны были. Полк был бомбер ский, прошло всего 3-4 года а у Вас по 20 лет летали истребители. Молодежь уже себя осознавала, а те кто постарше и пилотаж крутили... Ещё раз скажу, на ПФ, ПФМ, никакой конус за РУДом не двигался. А как Вы летали на 250-300, в испытателях или хулиганили? Да самолёт это позволяет. Дали нам поработать на совершенствование, выбрал я борт со свежим Р 13. Никакой особой разницы не увидел. Все там нормально давится и на вираже на форсаже и на форсированных виражах. Р 25 не видел. Насчёт затенения расскажу из первых рук, Хэнди роунд, ввод как на петлю, при тангажа 50-60 даёшь педаль полностью и держишь и перегрузку держишь. Машина движется по огромной спирали и вращается вокруг 3 осей. Впечатления ого го. Ну и следишь за скоростью, на 400 отпускаешь и тянешься к горизонту, никаких вопросов по двигателю, тянет отлично. Насчёт практической аэродинамики трудно спорить, все верно. Вы посмотрите в этом плане ЯК-28, на там все эффекты были. Были у нас полеты на ввод и исправление отклонений. На УС, УМ загорались лампочки если угол атаки большой а перед сваливанием нос начинал рыскать, дальше стоп. Это делали на петлях пока ввод, то да сё уже вертикально и все горит и мелькает.
Коллега, ввод в петлю на малой скорости обеспечивает тяговооруженность которая меняется с выработкой топлива, компоновка здесь вторична. Я в конце заданий всегда ставил горку 60 при остатке 1100-1200. Очень впечатляет. А если Вы в верхней точке зависните на скорости ноль, так Вас там и грохнут, хоть с земли, хоть с воздуха. Косые для этого есть.
Я влюблен в этот самолет, но в наше время это была старая рухлядь. Время уже ушло. И никакие модификации ничего не поправляли. Применяли от нужды.
В истории Отечественной войны есть случай когда командир полка на И 16 в одном бою завалил два мессера!!! Это немыслимо, но завалил!!!.