МИГ-21

Посадка без закрылков!
Ввели в учебную программу посадку без закрылков. Я сказал курсантам, нафиг нам этот цирк. Будем уходить с высоты выравнивания. Самое смешное что потом у моего курсанта на полигоне отказала гидросистема, он зашёл и сел без закрылков, помогли советы! На глиссаде самолёт просто стоит раком, угол атаки по ощущениям градусов двадцать. Из задней кабины даже дальнего конца ВПП не видно. Безумная скорость! Ну выравнивать ладно, кое как. Но дальше ...подбирать некуда, фальшкиль сотрешь. Ну и можно вверх поехать. Куда садиться!? Видел этот цирк с земли, бедные колеса! Потом отменили...
Задний фонарь на УС, УМ тоже с вывертом. Если его разделить на 3 части то сверху огромная металлическая панель, по бокам как окошечки а впереди стена! На панели стоит перископ, железная фиговины как на танке подпирается двумя ломиками. Явно не пожалели металла. На полигоне вещь незаменимая, скорость ему нипочем. Правда у нас экипаж этим перископом птицу поймал, его загнуло как кувалдой, видел лично. Как это сделала птичка меньше курицы непонятно, ну и если чуть пониже то курсанту смерть без вариантов. Это было на глиссаде. В кабине по ощущениям сидишь как в подвале ни черта не видно. Кстати летали на спарке в одиночку, проволокой в задней кабине фиксировали защёлку форсажа и вперёд.
 
Последнее редактирование:
Начнем с начала. Во-первых, в училище, на различных кафедрах идет преподавание предметов с учетом того нового, что находится в войсках. Я когда заканчивал училище, а это было очень давно, выпускались на ПФ с креслом СК и никаких СПС (сдув пограничного слоя) не было. Спарки в училище только МиГ-21У, без перископа. В инструкторской кабине натертая ЗШ дуга на фонаре, т.к. инструктора при заходе на посадку смотрели вперед и слева и справа, определяя ошибки при направлении захода на посадку.
Насчет прицельного оборудования. МиГ-21 -это истребитель и основное его вооружение это "воздух-"воздух" Однако в Тактике истребительной авиации одной из задач, помимо разведки есть и поражение наземных целей. Если не бомбить "по сапогу" как вы говорите, то вполне можно осуществлять бомбометание по прицельной сетке с углами более 30 градусов. При пикировании с углом 30, скорость сброса (истинная) 970, высота сброса 1100м, упреждение 113
тысячных. Скорость больше, сброс раньше и наоборот. Угол больше, сброс раньше и наоборот. Особенно большое внимание превышению/принижению цели. В горах это имеет одно из главных значений. Если цель смещена на 100 м, то превышение /принижение значительные. Какие при этом поправки, считай сам. Т.е соображаловка должна работать очень быстро, на прицеливание и атаку отводится не более шести секунд. Это не Су-17, на котором ввел в пикирование, наложил марку на цель и пикируй, а вычислитель определит когда производить сброс без твоего участия. При меньших углах пикирования цель "находится под брюхом" и никакой точности не добиться (для бомб). Однако в программе было и бомбометание с горизонта, когда цель, задолго до сброса уходит под "брюхо". Мы в таких случаях шли на обман проверяющих. Поднимали высоту подхода к цели с 200 м допустим, на 300м. При подходе цели на обрез прицельной сетки плавно отдаешь ручку "от себя" и с высоты 200 или чуть менее (в зависимости от скорости) производишь сброс. Со стороны не определить горизонтальный полет или полет со снижением, однако при этом бомбе как бы задается траектория падения к цели или другими словами, происходит бомбометание по "логарифмической кривой". По опыту не только полетов на полигон, но и с реальным боевым применением, на МиГ-21 можно добиваться отличных результатов бомбометания, не хуже, чем на навороченных истребителях-бомбардировщиках, только головой приходится работать гораздо больше.
Насчет "безумной" посадочной скорости, так Вы не летали на Су-15. Насчет посадки без закрылков, то у любого самолета глиссада становится пологой, и углы атаки больше, обзор меньше. Тем не менее, МиГ-21 прекрасно садится на автострады, да трудно, поскольку на выравнивании боковых границ не всегда видно.
Навигационная система КИ, время вышло в разворот. Прицельный комплекс, коллиматорный прицел и метание бомб по сапогу. Это надо уметь, но зачем это. Ну ракетой стрельнуть ладно, С5. Ничего ! Просто каменный век!
Если курсант соображает, то при выходе из строя, всех этих приблуд на другом самолете, он выйдет "сухим из воды" А то летчики уже забывают, что такое счисление пути при полете по маршруту, как выйти вручную на цель в заданное время. Если на калькуляторе умеешь считать, а "в уме" не соображаешь, то уровень тупизны с возрастом прибавляется быстрее. Курсантов надо "пороть" не по детски, чтобы умели "выкручиваться" из любых ситуаций благодаря знаниям, в летном деле, перед начальниками и по жизни...
Я с уважением отношусь к училищным летчикам-инструкторам и к вам тоже. У меня есть большой опыт инструкторской работы, только в боевых полках, это, правда уже совсем другое дело. А вот учить азам, и видеть счастливые лица курсантов после самостоятельного полета, совсем другое. Это рабский труд...
 
Уважаемый коллега, очень жаль что мы не поменялись местами. Счастливые лица... Шутка. Я представитель ИБА и учить меня бомбометанию наверное не стоит, тем более у Вас свой почерк. Мы все делали по другому. Бомба с горизонта это просто жесть особенно в темную ночь. У нас выдержка была 8 секунд после накрытия цели, кто песни матерные пел, кто считал там чего. Если облачность то сверху тьма и снизу тьма, полигон в тайге был. Просто нифига не видно, одни приборы горят. Один КНС, огонечек горит.
Пикировали мы с углом 20, курсанты и пилоты, по сути с круга. У пилотов было со сложного вида маневра, сложного там ничего не было, на 200 подходишь к траверза, заломил хорошенько боевой и в точку прицеливания. Пара шла с размыканием и так вплоть до эскадрильи. Называлось это Лассо. Но те кто воевал это Лассо не понимали. Вы правы, тут вычислитель нужен всегда. Но на МИГ-21 он в голове пилота, учти ветер, как бросить если угол пикирования больше/меньше ну и ещё там, уже не помню. Пушка/пулемет проще, куда навёл туда и прилетит, с ракетами чуть разброс.
Один раз на учениях стреляли парами в колонне, С 5.Ну заходим и что то дымка. Я говорю вводи, ввели а угол примерно 15 промазали бл. .. Ну, был уже опыт, вынесли точку вперёд, накрыли нормально. Вообще считалось с пикирования надо класть бомбу с отклонением 10-15 метров. Утром бывало летишь на себя на полигон, ветра нет, заходил к точке ввода, пикирование, сброс, на выходе в перископ глянул, бомба в кресте дымит, отлично и домой, курсанты ждут.
Насчёт пороть у меня был наверное перебор. Без оскорблений, без матов, но очень строго.
 
Народ инструкторить не хотел категорически! Потом как то принималось, позднее.
В инструкторы наверное стоило набирать послуживших в войсках лётчиков, понявших что к чему в военно-лётной работе, которым надоела жизнь в ипенях?
Такое дилетантское мнение.... 🙂
 
Вы совершенно правы! Это грустно называется, не умеешь сам, научи другого. Ну чему лейтенант, вчерашний курсант, может научить? Если соображаешь то втягиваешься быстро, а если слабоват то стыдоба, мочит товарищ корки на глазах у всех.
Такая схема, как Высказали, у нас не применялась. Я бы добавил и обмен. Строевой летчик педагогом сразу стать не сможет, много там причин, не буду углубляться. А вот инструктора, ну как вот я вполне могут, в строевую часть, пусть и карьеры особо не будет.
За 3-4 года летчик получает или первый класс или уровень 1 класса и после обучения, сразу нельзя!!! Милости просим в педагогический процесс. Полки не заменялись, так что действительно прекращалась цыганская жизнь. В соответствии с методикой летного обучения. Есть такая наука.
Не соответствует структура и штаты просто авиационного полка и педагогический процесс. Нужны некоторые отличия, иные решения, спорили мы на эти темы много.
Вы правы.
 
Уважаемый коллега, очень жаль что мы не поменялись местами. Счастливые лица... Шутка. Я представитель ИБА и учить меня бомбометанию наверное не стоит, тем более у Вас свой почерк. Мы все делали по другому. Бомба с горизонта это просто жесть особенно в темную ночь. У нас выдержка была 8 секунд после накрытия цели, кто песни матерные пел, кто считал там чего. Если облачность то сверху тьма и снизу тьма, полигон в тайге был. Просто нифига не видно, одни приборы горят. Один КНС, огонечек горит.
Пикировали мы с углом 20, курсанты и пилоты, по сути с круга. У пилотов было со сложного вида маневра, сложного там ничего не было, на 200 подходишь к траверза, заломил хорошенько боевой и в точку прицеливания. Пара шла с размыканием и так вплоть до эскадрильи. Называлось это Лассо. Но те кто воевал это Лассо не понимали. Вы правы, тут вычислитель нужен всегда. Но на МИГ-21 он в голове пилота, учти ветер, как бросить если угол пикирования больше/меньше ну и ещё там, уже не помню. Пушка/пулемет проще, куда навёл туда и прилетит, с ракетами чуть разброс.
Один раз на учениях стреляли парами в колонне, С 5.Ну заходим и что то дымка. Я говорю вводи, ввели а угол примерно 15 промазали бл. .. Ну, был уже опыт, вынесли точку вперёд, накрыли нормально. Вообще считалось с пикирования надо класть бомбу с отклонением 10-15 метров. Утром бывало летишь на себя на полигон, ветра нет, заходил к точке ввода, пикирование, сброс, на выходе в перископ глянул, бомба в кресте дымит, отлично и домой, курсанты ждут.
Насчёт пороть у меня был наверное перебор. Без оскорблений, без матов, но очень строго.
Как раз в истребительной авиации отрабатывалось и "лассо" и орбита и бомбометание и стрельба парами, но не ночью. Хотя два раза в боевых условиях приходилось Меня как раз после проверки МО СССР звеном после "лассо" на полигоне, уламывали перейти в ИБА, но я остался в ИА, хоть и было очень приятно
 
В рабочем состоянии защелка не давала снять РУД с положения "Полный форсаж". Защелку можно и поднять, однако в авиации лучше "зафиксировать". У меня был подобный случай, когда во второй кабине сидел техник-радист с блоком радиостанции на коленях, перевозили на запасной аэродром для замены на другом самолете. Защелки "развалились", а он не знает как их убрать, форсаж не выключить, скорость растет, уменьшить только перегрузкой, а от неё он вообще перестает соображать. Кое-как выключили и полет по маршруту Кандагар-Шиндант закончился благополучно
 
Совершенно верно, это делал техник. У нас был полный форсаж и минимальный, в принципе выдрать все это можно было, но отломишь РУД и что потом? Был период не помню чего опять не хватало. Никаких отличий непривычно просто. Летали парами с курсантами.
У нас было интересное упражнение , боевое применение в сумерки из КБП. У нас сумерки длились минут 40, половина светлые сумерки и половина темные. Опаздывать нельзя, время деньги! Интересная тема, сверху темно, снизу светло и наоборот, ночь темная, ночь светлая, землю видно, землю не видно. Мозги сломаешь. Особенно ведомым в паре.
Кроме Лассо ничего больше не делали, не горело начальство. Пикирование парой это несложно если цели разнесены, подходишь поближе чтобы пикировать на расходящихся. Ведущий как обычно, ведомый смотрит на ведущего, целится сам по себе. Тут есть нюансы, если близко то опасно, если далеко то ракеты или снаряды пойдут впритирку с ведущим. Ночью только бомбили одиночно с горизонта, насколько помню.
Насчёт перелета тоже было, летим из командировки, я в задней кабине. Сначала дипломат, потом чемоданчик, потом ещё что то и потом пластинка, держи и не дыши, зима. Я говорю а как я прыгать будет со всей Вашей муд.... трататой. Да фигня, скинешь фонарь, повыбрасываешь и прыгай. Ну да, на взлете, на посадке... Тем более на МИГ-21 катапультирование и сброс фонаря срабатывает циклом. Неважно кто дёрнул. Ну обошлось.
На МИГ-21 угол набора высоты без потери скорости был 32 градуса, на наших модификациях. Изредка давали пилотаж над точкой. Оторвались, шасси, закрылки убрал, форсаж не спешишь выключать и потащил тангаж, заворачиваешь спираль, эх красота! Но тут ПРП из бывших, блин уменьши угол да уменьши угол. Да там угол, .... был бы угол. Блин никакой у человека фантазии испортил праздник!
 
Последнее редактирование:
Позвольте продолжить об инструкторской работе на МИГ-21.
Инструктор должен быть подготовлен, рациональнее брать из боевых полков, через 3-4 года, но обязательно переучивать. У нас брали своих кто получше. А на МИГ-21 нужно уметь летать и уметь обучать, это разные вещи! Это придет со временем. Опытный пилот не требует большого внимания, его не надо учить, у него есть все допуска.
По структуре. Если у меня есть все допуска то я просто работаю, мне нужен только проверяющий который моим курсантам даёт допуск по видам программы. В этой ситуации командир звена для 4 таких летчиков особо не нужен. Желательна иная структура. Насчёт звания, через десять лет инструкторской работы ты станешь майором и с первым классом, как у нас шутили. Хотя если повезёт, первый класс можно получить за 3-4 года. В инструкторском классе боевого применения и другого довольно мало. По моему звание штатное можно было увеличить, например до подполковника с ограничениями. Чем больше инструктор учит, тем лучше, я доволен что не вырос и только летал с курсантами. А структура обычного полка предполагает карьерный рост. Это противоречие! Научился пилот и вырос, КЗ, замкомэска и приходит молодежь которую надо опять учить.
 
Старшие товарищи осваивают сложный пилотаж. Ну, два друга. Решили схитрить и бак не снимать, все равно пустой. А он возьми и оторвись. Прилетают, чешут в затылке был бак и нет бака, как то не гламурно. Командир полка очень возмутился! Может он этот бак на дачу себе планировал. Пока бл.. не найдете бл.... этот бак бл.... я Вас....... порву...... на тряпки. Самое смешное что запланировали они полет на малой высоте в эту зону и на втором вылете бак этот нашли, невероятно!
Изредка теряли бомбы. Бомба практическая, то есть учебная, весит 75 кг., даёт оранжевый дым и осколки тоже летят. По сути ФАБ-100. Был у нас один полигон среди озера. На стабилизаторе карябаешь свой позывной. Бомбу опоясывает металлическая лента, сверху кольцо, снизу болт и гайка в отверстиях. Если этот болт не затянут, вибрация поможет, то бомба может банально выпасть. И вот тогда народ ходит цепью пока не найдут. А расстояние там ого го!
 
Был ещё момент. На МИГ - 21 стоит блокировка, пока бортсеть не включил она не работает. Все просто, справа вешают бомбу, слева гнутая скоба которая поджимает замок, ну вроде там висит чего. Замки фиксируются чеками. Но изредка бывает что левый замок забывали закрыть, там щелчок всего, а на аэродроме тишина бывает редко, ну и дырочка крошечная. Ну и кто то включает питание, бабах. Бомба чугунная с взрывателем, с треском врезается в бетон, высота 1.5-1.7 метра. Блоки падали парами. Народ в бега. Она на боевой взвод ещё не встала но все равно страшно.
 
Был ещё момент. На МИГ - 21 стоит блокировка, пока бортсеть не включил она не работает. Все просто, справа вешают бомбу, слева гнутая скоба которая поджимает замок, ну вроде там висит чего. Замки фиксируются чеками. Но изредка бывает что левый замок забывали закрыть, там щелчок всего, а на аэродроме тишина бывает редко, ну и дырочка крошечная. Ну и кто то включает питание, бабах. Бомба чугунная с взрывателем, с треском врезается в бетон, высота 1.5-1.7 метра. Блоки падали парами. Народ в бега. Она на боевой взвод ещё не встала но все равно страшно.
Можно узнать в каком училище и в какие года происходили все "эти страсти"?
 
А зачем Вам это? Много лет прошло, много событий, позвольте не травить душу. Уже давно поразогнали все. Речь ведь о самолёте идёт, причем тут я. А это не страсти, в учебном полку спешка обычное дело. А спешка с оружием даёт результат вот такой.
Позвольте ещё случай.
Оружейники обычно не перерабатывают. Пока не начинаются полеты на полигон, тут они как белка в колесе. А жара летом за 30. По стоянке буквально бегут два оружейника, у одного пульт проверки блоков УБ-16. Проверка простая, в каждый ствол импульс срабатывания, проверил, второй техник сует ракеты С5 калибра 57 мм и закрепляет обтекатель. Вот когда они друг за другом бегали все было нормально. Но вдруг они побежали наперегонки. Прибегает тот кто заряжает, пихает ракету в блок. Прибегает этот с пультом и даёт импульс срабатывания в блок. Шшух, ракета сходит и летит за полосу, слышал я лично этот звук с КДП. Потом конечно страшная порка.
Когда спрашивают а как это он такой молодой и уже на пенсии, за что ее дают, так вот в том числе и за это. Это ЧП конечно, но это было редко но регулярно. Ежегодно или убивался кто то или серьезная авария.
 
А в чем дело, Вы прямо как особист. Когда, где, годы, лица, кто помогал. Почему не докладывали. Шутка!
Для верификации ваших историй... Может вы истории с анекдот ру рассказываете. (шутка). Тут военных лётчиков немало, так что может кто с вами и пересекался...
И зря вы вы не указываете когда этэ и где было. В любом случае это было в другой стране, ко орой ужже 30 лет как нет.


Вообще чувствуется что вам хочется рассказать свои истории за время службы. Может вам создать отдельную тему с вашими историями, там и пообсуждать можно будет каждую вашу историю.
 
Спасибо, может Вы правы. Вы знаете, летал я сравнительно недолго и не налетался вообще! И любовь моя с годами вообще не изменилась и не уменьшилась. Поэтому отношение сложное. Просто на сайте люди неравнодушные к полетам и авиации им я готов что то рассказать. А так вспоминаю редко, есть желание или нет пока не определился. У нас вся семья в авиации была, дед ветеран, тетушка ветеран, дядька лет 15 проработал, отец рано погиб но пролетал около 20 лет. Ну и я тоже, у меня первые детские воспоминания когда отец мне самолётики рисует. Или я с подоконника на самолёты смотрю.
Вот так. Извините за болтовню. А говорю я про самолёт, я один из многих.
 
А зачем Вам это? Много лет прошло, много событий, позвольте не травить душу. Уже давно поразогнали все. Речь ведь о самолёте идёт, причем тут я. А это не страсти, в учебном полку спешка обычное дело. А спешка с оружием даёт результат вот такой.
Позвольте ещё случай.
Оружейники обычно не перерабатывают. Пока не начинаются полеты на полигон, тут они как белка в колесе. А жара летом за 30. По стоянке буквально бегут два оружейника, у одного пульт проверки блоков УБ-16. Проверка простая, в каждый ствол импульс срабатывания, проверил, второй техник сует ракеты С5 калибра 57 мм и закрепляет обтекатель. Вот когда они друг за другом бегали все было нормально. Но вдруг они побежали наперегонки. Прибегает тот кто заряжает, пихает ракету в блок. Прибегает этот с пультом и даёт импульс срабатывания в блок. Шшух, ракета сходит и летит за полосу, слышал я лично этот звук с КДП. Потом конечно страшная порка.
Когда спрашивают а как это он такой молодой и уже на пенсии, за что ее дают, так вот в том числе и за это. Это ЧП конечно, но это было редко но регулярно. Ежегодно или убивался кто то или серьезная авария.
У нас в Бутурлиновке был такой же случай. Чудом не попали в КПИ🙂
 
Я уж подумал громить будете. Так там народ ходил, как никого не убили непонятно. Потом запретили впереди ходить, а как это? Интенсивная эксплуатация старой техники, вечная гонка непонятно куда и зачем. Довольно сложная программа. Каждому курсанту несколько вылетов на полигон, потом с проверяющим потом он сам несколько. И бомбы и ракеты. Если перемножить просто, получается внушительные цифры. Ну и ЧП. Был период когда две или три ракеты сошли произвольно, неясно как, одна в районе полигона ранила местного мужика. Пилота просто задрали, ужас, а кто ещё виноват? А тут на взлете сходит, ну пилота опять за хобот. Но тут кто то из начальства сказал, да вы что, офонарели! А как он на взлете блокировку снимет!!! И вроде успокоился народ.
Да что полигон, иду по стоянке, а выруливает борт с места где плиты просели. Ну он газанул, меня сбило с ног, я лежу а надо мной поток воздуха ревет, который меня от земли отрывает. А я понимаю что если оторвёт то переломает. Эти пару секунд вечностью показались. Вот беда, совсем на пустом месте, как это возможно так попасть, там ведь сопло меньше метра диаметром!
 
Я уж подумал громить будете. Так там народ ходил, как никого не убили непонятно. Потом запретили впереди ходить, а как это? Интенсивная эксплуатация старой техники, вечная гонка непонятно куда и зачем. Довольно сложная программа. Каждому курсанту несколько вылетов на полигон, потом с проверяющим потом он сам несколько. И бомбы и ракеты. Если перемножить просто, получается внушительные цифры. Ну и ЧП. Был период когда две или три ракеты сошли произвольно, неясно как, одна в районе полигона ранила местного мужика. Пилота просто задрали, ужас, а кто ещё виноват? А тут на взлете сходит, ну пилота опять за хобот. Но тут кто то из начальства сказал, да вы что, офонарели! А как он на взлете блокировку снимет!!! И вроде успокоился народ.
Да что полигон, иду по стоянке, а выруливает борт с места где плиты просели. Ну он газанул, меня сбило с ног, я лежу а надо мной поток воздуха ревет, который меня от земли отрывает. А я понимаю что если оторвёт то переломает. Эти пару секунд вечностью показались. Вот беда, совсем на пустом месте, как это возможно так попасть, там ведь сопло меньше метра диаметром!
Да интенсивность была очень высокая. С марта до Гос-в делали по 5-ть летных смен в неделю. В каждой по 5-6 заправок. МиГ-21ПФМ
 
Последнее редактирование:
Назад
Вверх