"МИКРОДЕЛЬТOSS" 1-й слёт любителей одноместных дельталётов

тут вопрос в сборке крыла и мобильности. разве плохо иметь такую возможность два в одном...
Тогда надо не два, а три основных требовния - чтоб можно было летать под дельтой и под парой, и чтоб в багажник влазило, иначе мобильность - понятие условное в любом случае.
Ну разве что сборка крыла времени больше занимает, чем купол разложить, но это, когда руку набъешь  - 20 минут.

я о том же, у меня есть возможность изготовить опытный образец такой телеги.
 
Вообще вариант очень даже интересный! Здесь мобильность должна быть главным критерием!
Саня, к следующему слету  попробуй сделать что-то подобное.
Кроме того это интересно ещё тем, что  паралет  возможно вписать в 115 кг даже. в двухместном варианте.
 
Интересно :-?Уменя открывается.Сделал запрос остальным.
Скоро узнаем в чём дело.
 
Сергей, спасибо за видео! Всё открывается. Пусть коротенький клип, но как снова там побывал 🙂 😎

Сегодня попозже выложу первую часть своего опуса .
 
МИКРОДЕЛЬТОSS как это было. Глазами OSSа

Здесь я постарался описать слёт таким каким лично я его увидел, и запомнил. Фото уже выкладывал, так что заново выкладывать не буду, но зато постарался передать свои чувства, мысли,  эмоции и впечатления. Может где-то и повторюсь. Краткость – сестра таланта, которого у меня нет, так что желающие дочитать до конца наберитесь терпения – будет много букв.

День первый. Четверг 12 сентября​
Рваный сон закончился, наступило 12 сентября 2013 года и вместе с новым днем пришло облегчение от  понимания того факта, что ничего уже изменить нельзя, что всё, что можно было сделать и подготовить к слёту,  уже сделано и подготовлено, вещи собраны и машина практически загружена. Делать пока ничего не надо. Надо только встретиться с Алексеем и ехать. Просто ехать в это маленькое путешествие, а там будь как будет.  Нет,  одна нехорошая мысль меня всё-таки беспокоила с 3-го сентября (когда я нашел поле для слёта и решил, что слёт будет именно там) – я очень переживал, что поле по какому-то злому року могут перепахать. Я честно пытался найти владельца этой земли, но общение с теми официальными и не очень лицами  которых мне удалось найти в Рогачёво завели в тупик – земля была в многократной субаренде и концы уходили в Москву… Конечно был в 25 км в прямом и переносном смысле запасной аэродром «Напругово»,  который его владелец  Владимир любезно предложил  использовать под  проведение слёта, но я там не был и общался с ним только по телефону, поэтому этот вариант был на самый крайний случай. К тому же всех зарегистрированных участников вовремя известить и объяснить где новое место дело непростое. Кстати Владимир собирался накануне моего выезда слетать к месту слёта на своём Пайпере к нашему полю и глянуть что там и как, но что-то у него не срослось и авиаразведка накануне выезда не состоялась.

Несмотря на столь тревожные мысли, настроение было приподнятым, т.к. светило солнышко и вообще погода обещала быть хорошей. С Алексеем встретились на Осташковском шоссе гораздо позже запланированного, т.к. он так и не смог отремонтировать машину до поездки. Вчерашняя поездка в сервис результата не дала, т.к. движок не тянул как следует и троил на холостых…  В пробке на пьяной дороге, что ведёт от Осташковского шоссе к Дмитровскому мы вынуждены были остановиться чтобы что-то с этим делать. Обнаружился очень большой уровень масла и его надо было слить.  После около полутора часов мучений мы медицинским шприцом 5мл и трубкой от капельницы слили из мотора целых 1,5 литра(!!!) масла  марки «отработка», хотя ему вчера его якобы заменили. В остальном доехали без приключений и в  Рогачёво остановились у супермаркета  купить хлебушка. Останавливаться у колодца в Богданово, чтобы набрать по ходу  воды уже не было никакого терпежу – хотел скорее увидеть поле…

К моему великому облегчению и радости поле оказалось нетронутым, а вот нескошенные 3-го сентября  участки уже скосили. Сначала порадовался, что место под лагерь косить не надо (изначально планировалось ставить лагерь в ближайшей «лесной нише» спрятав от глаз и от ветра), но  потом от этого варианта вынуждены были отказаться , т.к. в любой момент могла прийти техника, чтобы убрать скошенное, а с другой стороны светило солнце и ставить лагерь на сене было стрёмно из за риска пожара. В результате коллегиально решили ставить лагерь между небольшим лесочком и убранным участком поля у дороги.  К тому же в этом месте обнаружили довольно уютную полянку,хотя и очень сильно заросшую порослью и  бурьяном. Для вечерних костров полянка подходила как нельзя лучше, несмотря на то, что косилкой там необходимо было поработать от души.

Решение было принято, отзвонился диспетчеру, еще раз напомнил о наших планах. Всё ок, дают "добро".
Как известно любое большое дело начинается с перекура, поэтому мы плотненько пообедав приступили к  поиску наиболее ровного участка поля для взлётной полосы. Дело оказалось непростым и все эти муки выбора и хождения по огромному полю из конца в конец заняли наверное часа два, а то и больше, т.к. периодически попадались участки с жесткой растительностью, колеи от техники, а местами и ямки явно «лопатного»  происхождения. Как позже выяснилось - все эти ямки нарыл один искатель сокровищ с металлоискателем. Он потом объявился, на неубранном участке поля, но поскольку он не приближался и на убранное поле  уже не совался, то и говорить ему что я думаю о его хобби я тоже не стал...
Баннерами и пластиковым укрывным материалом разметили наиболее ровный участок 100х20м на отдалении от лагеря, с таким расчетом, чтобы заходить на посадку можно было не только с длинной стороны поля от д.Богданово, но и со стороны леса/лагеря, без слишком крутой траектории. На этом подготовка взлётки была завершена, т.к. подкашивать планировал уже в пятницу утром.

После этого приступили к заготовке дров для костров, запланированных на пятницу и субботу. Еще во время разведки я приметил, что в дровах недостатка не будет, т.к. кто-то прилично попилил деревья, а ветки, в т.ч. достаточно толстые бросили. Изначально хотел взять бензопилу у шурина, но он ее починить не успел, поэтому за пару дней до слёта была куплена и обкатана маленькая и очень лёгкая бензопила «Лесник», которая несмотря на 12-ти дюймовую шину с честью справилась со своей задачей. Замечательных берёзовых дров напилили от души, с запасом, и сложили рядом с будущей полянкой в несколько куч. Отдельную кучку сложили из сухостоя.
К слову сказать при подготовке к слёту была проблема еще и с ручной бензокосилкой. Взять ее было не у кого и Алексей предложил купить косилку тоже под слёт, за что ему еще раз огромное спасибо, т.к. я финансово уже сильно вываливался из бюджета, а косилка была нужна. 

Разгрузили машины, съездили с 18 литровыми бутылями в Богданово за водичкой к упомянутому в приглашении колодцу, поставили Лёшину палатку. Алексей помог собрать крыло, ну а дальше разложили столик, кресла, приготовили в мангале шпикачки,  достали что-то еще по мелочи и душевно посидели под звёздным небом допоздна. Погода была замечательная. Делали прогнозы и по погоде и по кол-ву участников. Тут кстати мнения разошлись и в результате мы поспорили с ним на бутылку хорошего шампанского... Алексей говорил, что будет не более 16 человек, я остановился на цифре 32. В итоге вывели граничную цифру 24, разбили руки..

К сожалению Алексею надо было ехать, т.к. у него в пятницу с утра были дела в Москве, так что  я остался один. Принял несколько звонков от участников. Команды двух Сергеев - из Клинцов и из Финляндии были уже в пути и оба ожидались ночью или рано утром. Усталость уже накопилась, самое страшное было уже позади, в принципе на худой конец лагерь был и в таком виде готов к приёму гостей, так что я почти сразу  залез в тёплый спальник и уснул, несмотря на снующих  под палаткой мышей…



Продолжение следует
 
В опере все показывает!
Сергей! Большое спасибо за видео! А ты выложил все что наснимал?
Или редактировал, что-то вырезал? Хотелось бы побольше посмотреть!
 
Да не за что!Этот ролик состоит из десяти не тронутых отрывков.Это не всё отснятое.Думаю хватит материала и на небольшой фильм,но уже с комментариями.Ну и музыкальный фон хорошо бы наверное.Надо подумать.
 
тут вопрос в сборке крыла и мобильности. разве плохо иметь такую возможность два в одном... 

мне этот вопрос- про тележку 2в1 задают всю жизнь.
я даже видел пару подобных аппаратов сделанных добрыми самоделками по заказу грамотных специалистов. при получении аппарата один из вариантов сразу отпиливался а второй приводился от универсального варианта к работоспособному

я тоже пробовал проектировать подобное но по мере проработки становилось ясно что изделие становится все сложнее, а его качества по сравнению со специализированными ла все хуже.

те технически это возможно. но получившийся конструктор по качествам будет хуже специализированных вариантов, по цене дороже. поэтому и так не великий спрос будет еще меньше что сделает его производство неконкурентоспособным.
 
День второй. Пятница 13 сентября
Как известно сон на свежем воздухе более крепкий и высыпаешься быстрее, а потому проснувшись где-то на рассвете почувствовал себя выспавшимся, и даже поваляться в теплом спальнике совсем не хотелось.  Погода стояла изумительная – полный штиль, на небе редкие перистые облачка, и светило солнышко…  Конечно такую погоду надо было «ловить» - собрать аппарат и в небо, но я слишком доверился прогнозам и в итоге  такую «сказку» упустил. Предстояло окончательно подготовить место лагеря и  полосу и я резонно опасался, что могу не успеть к приезду даже не самых первых  гостей. Кстати самые первые к тому моменту так и не доехали.

После завтрака первым делом установил в специальное гнездо на багажнике колдун и занялся выкашиванием бурьяна на поляне, которая планировалась для посиделок у костра. До этого приходилось несколько раз косить электротриммером, но вот бензо держал в руках впервые. Всё оказалось не так страшно, хотя для такого бурьяна мощности моторчика оказалось маловато и спасала только ножевая насадка. К тому же с бензотриммером повезло не так как с бензопилой – моторчик оказался капризный - даже тёплый неохотно выходил на рабочие обороты, но времени было мало и лезть разбираться в незнакомый девайс было некогда. Процесс происходил с перекурами и в один из перекуров ко мне подошел местный житель Юрий из села Софрыгино. Как выяснилось он выйдя утром погулять с собакой увидел моё крыло стоящее носом вниз. Издалека не разглядел, что это и решил посмотреть «что там за самолёт в землю  воткнулся». Он немного полюбопытствовал, я ему предложил заглянуть в субботу и он ушел.

После того, как через несколько часов я закончил с покосом и уборкой от мусора поляны, приступил к выкосу полосы. Поле хоть и было скошено, но местами выступали густые и плотные пучки травы, местами попадались ямки кладоискателя.  На отмеченном  баннерами участке засыпал ямки и  приступил к покосу, но не по всей ширине (20м), а полосой метров 8. Пучки плохо резались леской и я периодически переходил на нож.  Производительность конечно не та, но зато результат радовал – в этом месте можно было садиться на любом СЛА.

В момент очередного перекура уже где-то после полудня, заметил едущий в мою сторону зелёный микроавтобус с характерным длинным грузом на крыше. Ну наконец-то! Первыми добравшимися участниками оказались самые дальние участники из Финляндии Сергей и Харри. Поздоровались, познакомились. С Сергеем от избытка чувств по Русской традиции обнялись… Всё! Слёт для меня начался! Показал ребятам где можно встать, немного пообщались. Харри очень захотел посмотреть взлётку, т.к. для его  сверхлегкой тележки со слабым моторчиком и маленькими колёсиками этот момент важен.  К моей радости Харри взлёткой остался доволен, а я его еще заверил, что обязательно будет 50 метров. Поскольку ребята в обустройстве своего лагеря от помощи отказались, то  я выдав им наклейки и мусорный мешок пошел косить дальше, периодически используя леску и нож. Окончательно я устал, когда были докошены обещанные 50м, к тому же кончилась леска, в общем требовался большой перекур.

Почти сразу подъехала вторая машина с командой из г. Клинцы Брянской области. Удивительно, но почему-то в жизни такая закономерность -  кто дальше всех , тот раньше всех, а кто рядом живёт добирается в самый последний момент или опаздывает. Виталий взялся помочь докосить взлетку несмотря на травму плеча. Тоже отметил, что моторчик косилки работает как-то не так, но тем не менее ему удалось выкосить еще 30 метров, на которые у меня уже просто не хватало сил. Взлетка теперь вполне могла принять даже тяжёлые и скоростные дельты… Вот теперь можно было расслабиться и получать удовольствие от происходящего.

Харри начал собирать свой дельтик и я тоже решил, что пора бы уже и полетать, тем более, что погода начала портиться. В начале 4-го совершил небольшой вылет на 13 минут. Облачность была низкая и на 242м я упёрся в облака… Топлива был минимум с прошлого раза, вылет был пробный, а потому короткий.
 
У  Харри при сборке крыла обнаружилась проблема – забыл одну концевую лату крыла и требовалось ее заменить. Мачта колдуна была из алюминиевых трубок – отдал финнам на отпиливание, благо что ножовка была и вскоре Хари готовился к вылету. (как уже после слёта выяснилось, лата была внутри крыла). Первый взлёт финна был волнительным. Медленный разгон и очень плавный и пологий отрыв где-то на границе взлётки. Вообще все взлёты Харри что я видел были красивыми – такими плавными и элегантными что ли, а дальше плавный медленный набор. Когда Харри садился, мы наблюдавшие за его полётом, услышали какой-то посторонний звук от его мотора, после чего Харри сел в районе взлётки по диагонали и к ветру и к взлётке.  Явно были какие-то проблемы с мотором, и он садился на вынужденную. Всё оказалось не так страшно. Хлипкая на вид подвеска плавную вынужденную даже по диагонали к бороздам выдержала, а причина звука оказалась проста. Дренажная трубка бака (которую Харри из каких-то соображений сделал слишком длинной) попала в винт и разумеется, укоротилась. Харри рассудил совсем по-русски – лишнее уже отрезалось – больше  не попадёт 🙂. В общем наш человек.

Погода за час еще больше испортилась, ветер усилился, небо было затянуто. Я поднялся в воздух ещё раз,  пытался проводить по воздуху брянских до супермаркета в Рогачёво, но начался дождик  и полет  на седьмой минуте пришлось завершить. Дождик сам по себе не особо и мешал, но я опасался шквалов и порывистого ветра. Дождик хоть и был обложной, но мало ли… В общем, запарковали дельтики и занялись кто чем.

К тому времени уже подъехал мой старый знакомый Саша (sasaj)  с которым мы выделись на пробном междусобойчике в  Батюшково.   Саша свой дельт и крыло в этот день даже не стал ни собирать ни выгружать,льку дождь всё усиливался, то мы  решили, что самое время заняться ужином. Остальные занялись тем же. Кое-как разместившись с горелкой  в тамбуре, заваленном разным скарбом, мы в итоге очень даже плотненько навернули гречки с тушенкой  и разными добавками типа огурцов с грядки и сальца. Когда мы уже допивали кофеёк, пришел Сергей (basmen) и пригласил нас на ужин в свою палатку. Есть мы конечно уже не хотели, но от приглашения  отказываться не стали. В итоге все присутствующие участники собрались в палатке команды г.Клинцы. Как выяснилось все они пилоты дельталётов (пожалуй единственные в своём городе), энтузиасты. Отдельно хочу упомянуть Николай Палыча. Он стоял еще у истоков становления дельтапланеризма в России, одним из первых в тех краях построил мотодельтаплан. Будучи токарем фрезеровщиком, он создавая уникальные вещи типа оппозитного самодельного мотора, самодельного карбюратора!!!, самолётной вилки на дельтик и т.п. вещей. Видел некоторые решения на фото – впечатляет!  Огорчило только то, что ребята не смогли привезти ни одного дельтика на слёт, но надеюсь в следующем году будет иначе.

За стенками палатки лил дождь, а внутри было, сухо, тепло и весело. Всем нам было о чем поговорить, было чем закусить, полёты сегодня уже не ожидались, поэтому не обошлось без 5 капель, но без какого-либо перебора.
Что касается «выпить», то Харри вопреки бытующему стереотипу об отдыхе скандинавов в России не пил. Совсем. Вообще как мне показалось  Харри был немного не в своей тарелке, т.к. был в этой чужой для него стране впервые, вокруг исключительно «употребляющие» мужики говорящие на непонятном языке и хохочущие по непонятному поводу. Иногда Сергей ему наши диалоги переводил, иногда мы сами у него что-то спрашивали. Но вообще Харри (как мне показалось – возможно ошибаюсь) спасало то, что он сам по себе человек не очень общительный и скорее замкнутый.
Во время наших посиделок подъехал Евгений (тряпколёт) и поскольку погода оставалась ненастной, был сразу присоединен к нашей компании, в которую с лёгкостью влился , т.к. оказался очень компанейским и коммуникабельным.

Периодически дождик стихал и мы вылезали из палатки подышать. Когда совсем стемнело, дождь слегка поутих и к половине десятого мы окончательно переместились под крыло моего «Аватара». Фонарь на пилон, столик под крыло и общение продолжилось, затянувшись далеко за полночь, несмотря на периодические усиления дождя.  Евгений притащил ноутбук, и поскольку не было гитары, то общение происходило под авиационные песни из компьютера. Зашли сюда на reaa.ru,  заглянули  в тему про слет, решили чего-нибудь написать остальным, но что-то ничего оригинального в голову не приходило. В результате в сообщении №171 появился такой текст «От всех участников слета, привет дельталетчикам не попавшим на слет! Долетайте или приезжаите, приползайте, ждем!»

Наблюдал в тот вечер крайне любопытное явление – над головой (и не только) звёздное небо, а на голову капает дождь. Пытливый читатель дочитавший до этого места может съехидничать мол «пить надо меньше», но дело в том,  что пил я в этот вечер совсем немного т.к. назавтра планировал всё-таки полетать,  и к моменту, когда расположились под Аватаром, я уже был «ни в одном глазу» налегая оставшуюся часть вечера  на чаёк.

Финны уже спали, когда ночью подъехали Саша и Володя из Тулы. Тут случился прикол – перед этим отзвонился и вот-вот должен был приехать Володя Мысенко (с которым мы были немного знакомы, но только по переписке) и поэтому решил, что этот Володя Мысенко и есть. Я ему говорю  - тебя Порохов не смог дождаться просил если что- чтоб разбудил. Володя видимо ничего не понял, удивился, но промолчал [ch61514]. И тут я только сообразил, что и номера на машине не те, да и Мысенко должен быть гораздо старше 😉 Тульский пряник который ребята принесли к столу под чаёк оказался очень кстати, а вот  до запланированного на этот вечер костра, из-за дождя, у нас так и не дошло.

Разошлись где-то в начале второго.  Саша разместился  со мной в Лешиной палатке, (т.к. свою он не ставил),  поэтому еще немного поболтав на сон грядущий мы отрубились.
 
К посту 453
Ну вот уже и текст к фильму почти готов 😀 Прочитал на одном дыхании.Ждём продолжения.
 
Ну это уже совсем не обязательно. Если только в самом начале и конце. Лучше чтоб была слышна речь участников! 
Думаем одинаково Александр.Музыкальный фон только там,где этого требует фильм,остальное то,что ты сказал.
 
Прочитал на одном дыхании.Ждём продолжения. 
текст в черновом варианте уже написан, по ходу причёсываю... Шрифт для читабельности увеличил.


[pre]Продолжение. Начало на  15 стр. сообщ. №448[/pre]
День третий. Суббота 14 сентября.​
Этот день для меня начался пожалуй с момента, когда я проснулся около 3-х часов, и сходил «посмотреть на звёзды». И только залез обратно в спальник, только начал задрёмывать, несмотря на традиционное шуршание под палаткой, как подъехал микроавтобус с Володей Мысенко и Тимуром. Познакомились, сориентировал их на местности, перекинулись парой фраз и оставили всё общение на завтра. Я снова попытался уснуть, но нормального сна не получилось, и даже дело не в храпе Александра – просто что-то не спалось, хотя на сон не жалуюсь. Периодически и многократно проваливался  в какой-то полудрём, просыпался, потом разные мысли на разные темы снова не давали уснуть. В общем сна не получилось.  Встал я задолго до рассвета, когда еще не было и семи.  Лагерь еще спал, ветер был не сильный, но облачность была низкая, а обе близлежащие деревни терялись в тумане.  Делать было нечего, в палатку не хотелось – пошел прогуляться, посмотреть окрестности.

К восьми, когда основная масса прибывших уже встала, я  решил  что уже можно и пожужжать  и «пощупать» воздух.  Облачность за это время может и поднялась, но не сильно, по крайней мере выше 132 метров подниматься не захотелось, т.к. земля подо мной начала растворяться и стало не по себе…  В этот полёт я впервые захватил  фотоаппарат (до этого даже пассажиром не снимал), решил я сделать своё самое первое фото на котором запечатлел наш просыпающийся лагерь.  Далось мне это на малой высоте как-то непросто, поэтому в этом полёте больше снимать не стал. Покружив таким образом  в районе лагеря 19 минут я сел, т.к. при такой видимости, когда ближайшие деревни еле угадывались даже с высоты удаляться от знакомого поля без навигатора совсем не хотелось.

За хлопотами и общением пролетело еще два часа. Рассудив, что недоехавшие участники только собираются выезжать и самые первые будут только ближе к обеду,  решил снова полетать несмотря на то, что Саша пытался нагнать на меня пессимизму, в смысле, что погода не очень. Пессимизм он хоть и нагонял, но дельтик тем не менее уже наполовину собрал  🙂.   На этот раз заправив полный бак и чуток забеднив смесь в карбюраторе, я взлетел с твёрдым намерением вдоволь налетаться. Облачность к тому моменту уже поднялась почти вдвое, горизонтальная видимость стала несколько километров, со мной был мой 62-й гармин с забитыми точками завтрашнего маршрута и почему-то сразу подумалось «а почему бы и нет»? Дело в том, что маршрут был проложен исключительно за компьютером, но как ни вглядывайся в космоснимки не первой свежести, реальность может быть иной, так что перед завтрашним полётом имело смысл слетать и всё посмотреть. Неделю назад на взлёте сел на вынужденную на пашню, так что сама по себе вынужденная уже не так пугала. Звук мотора на РУДе был ровным, температура нормальная, турбулентность незначительная, а вокруг полно полей -  все условия для маршрутного полёта. Первого в моей жизни маршрутного полёта от точки к точке в незнакомой с воздуха местности! До этого хоть и удалялся почти на такие же расстояния, но это было в знакомой местности, в пределах видимости и в варианте лечу куда глаза глядят.  Так собственно почему бы и нет? Решено, лечу!

Вокруг красоты неописуемые – бескрайние заливные луга с петляющей Яхромой и прямыми каналами, множество капустных полей разных оттенков, на севере не менее бескрайние лесные массивы. По маршруту были  также Никольский собор в Рогачёво (http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=680), но надо сказать, что снизу он смотрится намного интереснее, Николо-Пешнонский монастырь в п.Луговой (http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=6641) там сейчас на территории находится психоневрологический интернат, храм в с. Ивановское   (http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=6801). Посетил я и одно очень уютное местечко у большого безымянного пруда куда приезжал в разведку на предмет проведения там слёта, но поле оказалось перепаханным. Тут не не удержался, чтобы не сделать красивую фотку (это которая с приборкой – сейчас она у меня на рабочем столе)… Над прудом неслабо поболтало, т.к. во время маршрута высота как-то сама уменьшилась до 100-150м, иногда и ниже чтобы все эти красоты разглядеть получше, кое где кружил, и лишь иногда вынужден был забираться повыше, чтобы не выпасть из «конуса». Некоторые другие места узнавались, т.к. недавно там побывал в поисках места для слёта, но сверху всё выглядело конечно иначе. В общем,  душа пела! Незаметно сделав круг  (а точнее маршрут был в виде сердечка) и пролетев чуть больше 40 воздушных км, я снова оказался возле лагеря. Меня не было всего 42 минуты, но получил в лагере замечание, за то, что никого не предупредив улетел в «самоволку» и заставил поволноваться... Виноват.

Сергей Порохов привёз много фотоальбомов и плакатов  с наклеенными фотографиями. Фото не простые, а с тех соревнований и слётов в которых он участвовал. Там действительно было что показать, а нам посмотреть. Разные страны, разная техника, разные годы, разные лица. Кто-то на этих фото узнавал знакомых. Ценность этих фотоматериалов была еще и в том, что Сергей многие фото подробно комментировал.

Когда меня снова потянуло в небо, поинтересовался у Харри  - не желает ли он полетать парой?  Он согласился, и в итоге решили лететь с учетом ветра по треугольному маршруту примерно как я летал сегодня, но в укороченном варианте и в обратную сторону. В ходе обсуждения решили, что я ведущий, а Харри за мной подстраивается на своё усмотрение.  Отзвонился диспетчеру. Несмотря, на то, что маршрут предполагался сокращённый, я заправил снова полный бак, т.к. ветер крепчал и хотелось иметь максимальный запас. Так, на всякий случай. Дозаправка задержала на взлёте, Харри тем временем ждал меня наверху. Ввиду сильного боковика взлетали с дороги ведущей к лагерю.  Не знаю как Харри, но я до этого в паре ни разу не летал.

Снова что-то впервые! Оказалось что без связи и слётанности дело это непростое несмотря на кажущуюся простоту. Даже просто из спиралей одновременно уйти на маршрут оказалось непросто. Я кружу его поджидая со стороны первой точки, он видя что я кружу тоже уходит на новый виток 🙂. После нескольких таких спиралей рванул я на маршрут  и убедившись что Харри хоть и далеко позади, но летит за мной, сделал еще одну спираль, чтобы Харри меня догнал, дальше пошли уже относительно рядом  в 50-150 метрах друг от друга. В ходе полёта выяснился еще один момент – у нас с ним разные крейсерские скорости, очень разные! И что удивительно у меня С5 летело заметно быстрее сверхлетучего Комбата.. Уже дома, глядя фото, заметил на его вариометре цифры 47 и 45 км/ч.  Моя балансировочная около 62-65. Разница очень приличная. У меня центровка сильно передняя, у него видимо сильно задняя, а слабый мотор не особо позволял в горизонте зажимать ручку, или Харри просто летел как привык ловя потоки или не желал поддать (я так и не выяснил причину).  В любом случае это была наша ошибка – финна надо было пускать вперёд с координатами,  а я бы просто идя сзади гасил бы скорость спиралями-зигзагами в другой плоскости что было невозможно будучи ведущим. Идя первым оставалось только одно – всё время держать трапецию отжатой. Так и летел с вытянутыми руками, что было довольно неудобно и утомительно. Сфотографировать Харри в полёте удалось только один раз, когда он оказался сбоку, а так он всё время держался практически сзади и чуточку в стороне. Мне это доставляло еще больше неудобств чем разница скоростей,  т.к заставляло всё время извиваться в сиденье как вошь на гребешке чтобы понять где относительно меня сейчас находится финн.
 
[pre]Продолжение. Начало на  15 стр. сообщ. №448[/pre]
В остальном полёт проходил нормально. Места были уже знакомые, приборы показывали нормальные показания, турбулентности особой не было, чем-то это напомнило  прошлые мои дальнобойные мотопутешествия, когда вот так вот в дороге двигаясь "на автомате", параллельно с действительностью, отлично думается о том, что осталось где-то там, что будет впереди... Вот и сейчас обстановка располагала  к размышлениям, правда немного другого характера…

Погода была в целом ничего, хотя и ухудшалась, но лететь завтра на маршрут кроме как с Харри похоже было больше не с кем…. Андрей и Алексей – оба еще не приехали, к тому же Андрей хоть и с огромным парамоторным опытом вообще и маршрутных полётов в частности, но на дельтике пока нелетающий и дельтик привёз для облёта. Алексей планировал как раз на слёте совершить свой первый вылет (в прошлом и свободник и москита у него была на которой он летал, и с Кареткиным недавно освежал навык, но на своём дельтике как раз на слёте собирался совершить свой первый вылет, но погода была для этого явно не подходящая, а маршрут вообще исключался. Сергей Кожин из Екатеринбурга перед слётом сообщил, что выезд отменяется – заболел сын.  Ожидалась еще одна одноместная пока  нелетающая самоделка, паралет, парамотор и большие дельты но сегодня. Оставался только Саша уже летавший маршруты, но он в воздух еще не поднялся и его пессимизм на счет погоды говорили о том, что на маршрут он скорее всего не полетит.  Погода действительно портилась, прогнозы были неутешительные, так что всё сводилось к тому, что надо лететь сегодня и более того, сейчас, чтобы не лететь почти там же еще раз завтра (если погода завтра вообще позволит). Решено, меняю курс – летим «сердечко».

Аналогичные мысли не давали покоя и относительно запланированных соревнований, которые похоже «накрывались».  По тем же причинам соревноваться было не с кем, а два дельтика это несерьёзно. Конкурс «Высота» отпал по причине сплошной низкой облачности где-то в пределах 400м, а конкурс «Вверх» на скороподъемность из-за слишком большой разницы наших моторов 15и 33лс.  На вечер правда оставались «Палуба» и «Бомбометание», но при сильном боковике на этот счёт в голове рисовался большой такой вопросительный знак…

Полёт в обратную сторону был по-своему интересен, т.к. те же виды открывались с другой стороны. Когда-то тут был процветающий совхоз "миллионер", но надо сказать, что окрестности Рогачева и сейчас сверху не вызывают ощущения сельскохозяйственной разрухи, скорее наоборот – движуха. Полей в бурьяне и развалившихся коровников и прочих подтверждений бесхозяйственности я на маршруте так и не увидел, так что красоту и необъятность можно было демонстрировать иностранцу не стесняясь, тем более что виды были на самом деле красивые.  Не удержался, еще раз сделал фото уже пролетая над Николо-Пешнонским монастырём.

Подлетая к лагерю увидел подъезжающую к нему машину с характерным прицепом. Ага, Андрей приехал! Других новеньких с воздуха замечено не было.  И вот тут видимо сказался конкретный недосып и я не менее конкретно ступил… Пролетел рядом с колдуном, который стоял почти горизонтально, отметил для себя что ветерок ого-го и надо садиться на дорогу (параллельна ветру), сделал разворот и совершил посадку  на эту дорогу  ведущую к лагерю, но ПО ветру!!!. В голове только промелькнуло "хренасссе скорость", а она при при касании и пробежке получилась действительно огромной и я с трудом сумел оттормозиться не ожидая такой дистанции пробега. Остановился в нескольких метрах от нашей палатки… Кто-то уже приготовился меня ловить, потом начали прикалываться, и только тогда до меня дошло…

Андрей привёз с собой ручного хорька, который тут же стал всеобщим любимцем и я думаю, на слёте большинство его и погладило и подержало на руках, а многие сфотографировались с ним.  Дельтик Андрей тоже привёз, но тут случилась «засада» - мотор категорически отказывался заводиться.  Саша свой Эво перед этим тоже никак не мог завести, но зная маленькие хитрости этого мотора (у меня такой же), решение было найдено быстро, а вот F200 оказался изрядной головоломкой. Неделю назад Андрей летал с ним же на парамоторе, и просто переставил на дельтик, а тут ни одного чиха… И искра есть, и бензин поступает. Советами Андрея откровенно достали.  Чего только не пробовали, чего только не советовали…  Танцев с бубнами только не было, хотя демонстративное презрение и равнодушие кстати тоже было испробовано. В итоге спустя  не  один час, Андрею удалось его победить. Причина была проста до смешного - перепутаны местами провода идущие на катушку и искра как-то попадала не в фазу… На лице Андрея снова появилась улыбка и он довольный рассекал по полю отрабатывая рулёжку.

Тем временем подъехавший Алексей начал сборку своей тележки, которая сразу привлекла всеобщее внимание, а по другому и быть не могло. Тележка красивая с дерзким ярким желто-черным дизайном и необычной полулежачей позой пилота. Но вот собирать свои Дискусы ни Андрей, ни Алексей не торопились, и к сожалению так и не собрали.

Володя Мысенко по нашей с Сашей просьбе и к своему (я надеюсь) удовольствию опробовал в полёте наши дельтики. Этот испытательный взлёт на Сашином аппарате был незабываемым. Видимо сложились такие факторы как сильный порыв ветра, небольшой вес Володи, мощный мотор и небольшая взлётная скорость этого крыла, т.к. разбег был не более 5 метров!!!  Почти вертикальный взлёт 🙂 И хотя немецкое крыло Swing Владимиру понравилось  меньше, чем еще более древний С-5, но в целом его заключение по обоим было «Летают нормально». Мнение производителя крыльев Апогей и эксперта в этой области для меня дорогого стоит, т.к в ходе доусиления и адаптации крыла под тележку мной было внесено немало  изменений, а на форуме по ходу высказывались категоричные соменения.

Как я уже упомянул в фотоотчёте – в лагерь на велосипеде приехала женщина и привезла нам пакет спелых сладких яблок. Ближе к вечеру на УАЗе подъехал местный житель Юрий с женой – привезли нам картошки и питьевой воды. И то и другое у нас было, поэтому с благодарностью отказался...  Все трое говорили что в деревне авиа праздник, все задирают головы, т.к. никогда подобного не видели, а на вопрос не мешаем ли своим жужжанием с исренностью в жестикуляциях уверили в обратном ,чуть ли не «летайте пониже да поближе». Где-нибудь в Батюшково или в другом «налётанном месте» даже представить такое невозможно! Очень приятно...
.
 
[pre]Продолжение. Начало на  15 стр. сообщ. №448[/pre]

Кстати о Батюшково  - позвонил Игорь Капран, сообщил, что вместо ожидаемых  2-х дельталётов в Батюшково готова к вылету эскадрилья из 3-х дельталётов (прилетело правда четыре :🙂).  Аналогично отзвонился Александр из Старово и сообщил, что готов вылетать, но будет ещё один дельт (вылетело правда три  :🙂, но один не долетел – сел на вынужденную из-за мотора 🙁).  Предупредил диспетчера,  что к нам летят гости, тот дал добро, я отзвонился Игорю и Александру и где-то спустя  час мы увидели первых гостей с воздуха. 

Первыми прилетели дельталёты из Батюшково, чуть позже из Старово.  И тут закрутилась-завертелась такая движуха! Встреча старых знакомых, братание, новая техника, фотографирование и т.п. . Приезжали новые люди, новые знакомства. Некоторые подходили интересовались техникой, задавали вопросы, щупали, просились посидеть, примеряли под себя. Особо запомнилось, что наверное каждый подойдя к дельтику Харри считал своим долгом пошатать его непривычно узенький «игрушечный» винт  🙂. Дело в том  что  винт этот быстросъёмный, крепится одним пальцем и имеет люфт на концах лопастей около 2 см. (но со слов Харри никакой вибрации это не создаёт) . 
Вообще действо происходило сразу по всему лагерю, так что наверняка много интересного  из происходящего  я упустил.

Поскольку перед посадкой Игорь на своём Аэросе сделал много заходов, я естественно спросил у него, как посадка, полоса?. Т.к. ответ был положительный, я напросился пассажиром для фото лагеря с разных ракурсов с воздуха. Взлетели, сделали несколько кругов и я махнул  мол,  достаточно – идём на посадку. На посадке чуть не случился форсмажор, т.к. моя нога слегка зажала пассажирскую педаль газа, Игорь вовремя сообразил и просто выдернул ногу.  Возможно я не первый такой.  Да, афигенно хорош Аэрос, и красив, но тесноват…Потом Игорь катал желающих, так что сияющих, счастливых лиц на слёте прибавилось. Техника прилетевших гостей тоже вызвала немалый интерес присутствующих, т.к. все аппараты были очень разные, и каждый по своему интересен.

Как и планировалось, из Батюшково прилетел Андрей Вячеславович Кареткин со своей бывшей ученицей Машей. Бывшей, потому что она уже вылетела и вот уже под руководством маэстро осуществила  маршрут и туда и обратно. Респект.
По ходу всей этой движухи Евгений (тряпколёт) сделал отличный шашлык, который пришелся очень кстати, т.к. вкупе со всякими закусками получился отличный сытный и вкусный обед.

Харри тем временем  несмотря на облачность запросил через меня высоту, диспетчер дал "добро" и Харри улетел. Видимо пока винт не отломали  ;D. Улетел куда-то  далеко и надолго.
 
[pre]Продолжение. Начало на  15 стр. сообщ. №448[/pre]

Тем временем прилетевшим гостям надо было собираться в обратный путь, а потому именно сейчас решили сделать коллективное фото. Выставлять всю технику было теперь сложно, из микро было только 2 собранных аппарата (Харри в этот момент был  воздухе). Почти все кто был на тот момент  в лагере собрались под крылом Сашиного дельтика. К сожалению на эти фото не попало еще 8 человек. Сделали несколько дублей и гости постепенно начали разлетаться.

Немного полетал и я. В этот момент Игорь кого-то  еще катал накручивая спирали, Саша тоже решил подняться в воздух. Летал паралёт.  Летали кто как хотел, и должен заметить, что хоть и огромное поле, но при таких полётах уже становилось тесновато и приходилось вертеть головой постоянно.  Решил попробовать догнать паралёт,  получилось не очень сложно.

Когда уже все гости улетели, решено было провести замер тяги наших дельтиков. Замеры получились примерно такие:  F200 выдал 58кг, СмахС - 65, Два simonini mini 2 evo 75-80кг. Вернулся Харри, который в итоге пробыл в воздухе в этом полёте больше двух часов и сжег за это время «целых» 5 литров топлива!!!! Его дельтик тоже прицепили к динамометру, и он показал  50 кг!,  хотя Харри думал что там 35-40. К сожалению эти замеры не то что не достоверны, но их нельзя даже сравнивать, т.к. я например делал замер сидя в дельтике, кто-то сидя в тележке, Харри стоя рядом с дельтиком. Но этот момент как-то в голову не пришел (ступил второй раз), а никто не подсказал, а так бы обязательно зацепил электронные  весы-безмен и узнал усилие «чтобы сдвинуть с места» для каждого аппарата и приплюсовал бы к полученным данным.

Уже начинало смеркаться и проводить конкурсы уже не получалось, т.к. Саша вообще летать не планировал, поскольку у него  сломался  РУД, да и Харри после замера тяги дельтик сразу запарковал… Видимо налетался. В общем, конкурсы накрылись…

Ну раз такое дело решил просто еще немного полетать до темноты, пока будет видно, т.к до захода оставалось около получаса. Ветер немного стих.  Решил замерить скороподъёмность, но значения  на вариометре всё-время менялись. Выход был получить усреднённое значение. На высоте 100м дал полный газ, включил на приборке секундомер и поднимался так до 600 метров. Расчет на вертикальной дистанции в полкилометра дал цифру 2,77м/с., что для микро с не самым летучим крылом можно считать неплохим результатом. Поскольку край облачности был рядом, то решил заодно подняться до упора. Где-то на высоте 652 от земли упёрся в облачность. Личный рекорд, т.к. до сих пор так высоко еще подниматься не доводилось, негде было. Плавно сбросил газ  (глушить в воздухе пока так ни разу и не рискнул) и решил поиграться со скоростью планирования. В балансировочном положении выходило около 2м/с при отдаче ручки достигалось порядка 1,4м/с. Солнце уже зашло, начинало смеркаться и я уже собирался садиться, как вспомнил, что с момента установки еще ни разу не опробовал фары.  В режиме стробоскопов я их включал, а вот  садиться  с ними в темное время, случай еще не представился. Было самое время испытать. Включил фары на постоянный режим и начал делать заходы. Всё-таки 76 ватт направленного светодиодного света это что-то!!! С каждым заходом становилось всё темнее и разница становилась всё заметнее.  Пытался освещать просто поле, дороги, взлётку, лагерь… Вращая вилку ногами, светил вправо-влево. Результатами остался  очень доволен, т.к. с таким светом можно было садиться в любой темноте, лишь бы с высоты можно было различить ориентиры или очертания места посадки. Для микродельта с его не самой большой посадочной скоростью вполне.

Пока я летал, Алексей уже занялся разведением костра, Евгений уже вовсю готовил очередную порцию шашлыков. Когда костёр заполыхал жарким пламенем вокруг него разместилось больше половины от всех участников слёта.   
Поскольку программа пошла немного не так как было задумано (конкурсы не состоялись, да и номинантов определять голосованием не имело смысла), то надо было срочно принимать  какое-то новое единоличное решение. 

Ненадолго взял слово, поздравил  и поблагодарил участников слёта с его окончанием. Harri Lampanen был удостоен титула "Лучший пилот МИКРОДЕЛЬТОSS" и ему были вручен памятный сувенир в виде деревянного винта с часами,  а также бейсболка и кожаный брелок с символикой слёта. Харри нас заверил, что время на этих часах он переводить не будет,  и что они у него всегда будут показывать московское время....
Всем участникам прибывшим на слёт с микродельтами (кроме Андрея - он уехал раньше, но тоже получит) были вручены бейсболки и кожаные брелочки с вышитой символикой слёта...Бейсболку получил также наш почетный гость Владимир Мысенко, оставшийся с нами. Надеюсь, что все они используют их по назначению  :-[. Остальные участники еще по приезду получали памятные наклейки.

А дальше Мысенко у костра отвечал на разные вопросы и вообще прочитал нам длительную, познавательную и интересную лекцию у костра о крыльях, о безопасности полётов, справедливости и многом другом. К сожалению лекцию эту я помню какими-то отрывками, т.к. почти сутки без сна и напряженный день, + немного перцовочки под шашлычок и умиротворяющее тепло и вид костра в сумме  давали о себе знать. Меня просто срубало и я сидя в кресле несколько раз отключался. Было жутко неудобно, но ничего не мог с этим поделать – организм требовал сна. Во сколько мы разошлись покинув полянку уже не помню, но тоже где-то далеко за полночь…  Мышка традиционно шуршала под палаткой. Сон пришел сразу…
 
Назад
Вверх