Митинг 2010 - СЛГ

И еще включить таки фразу о необязательности сертификации для ЛА пустым весом менее 115кг и минимальной скоростью полета менее 50 кмч. а максимальной менее 100 кмч. 

Вставляйте в текст (а,б,в...) точную формулировку.
 
aschni сказал(а):
Всех с Праздиником.
Однако, хочу отметить. Предложений поступило крайне мало. На следующей неделе запускаю проект на согласование.

Если будут предложения - предлагайте. Если есть желание поучаствовать в совещании - организую, но только до 26/02/2009.

Потом не жалуйтесь на правила. В качестве доказательства буду приводить материалы с этой ветки.
это было написано чуть меньше года назад. Неплохо было бы узнать, у Шнырева, текущее состояние по пректу документа предполагавшегся взамен 118 приказа.
 
Всех с Праздиником.
Однако, хочу отметить. Предложений поступило крайне мало. На следующей неделе запускаю проект на согласование.

Если будут предложения - предлагайте. Если есть желание поучаствовать в совещании - организую, но только до 26/02/2009.

Потом не жалуйтесь на правила. В качестве доказательства буду приводить материалы с этой ветки.
это было написано чуть меньше года назад. Неплохо было бы узнать, у Шнырева, текущее состояние по пректу документа предполагавшегся взамен 118 приказа. 

Г-н Шнырёв - человек, благодаря которому мы имели возможность Законно оторвать колёса от земли 5 лет назад!
И ему за это - честь!
А сегодня у нас есть возможность включитья в процес. Если Шнырёв здесь обозначиться - мы будем только рады его участию!
 
Я думаю, что всё-таки необходимо перед началом работы принять стратегическое решение;
- модификация 118-го акта (минимальная по форме, но с максимальным эффектом), или
- проект новых правил.
Решающее слово тут должны сказать заказчики - организаторы акции. Им же придётся проталкивать проект в кабинетах.
Без этого решения трудно будет найти консенсус и общее мнение.
От этого зависит и категории-определения (ЕЭВС, например), и сама структура документа.

Для новых правил у нас (вас?) маловато времени и сил.
 
2Kestas

С уважением! Мы еще не сделали НИЧЕГО, ни модификации 118-го, ни проекта нового ФАПа. Давайте прекратим базар, и пойдем по предлогаемой мной схеме:

1. Единичный экземпляр воздушного судна авиации общего назначения ( далее ЕЭВС) допускается к эксплуатации при наличии сертификата летной годности. ЕЭВС подразделяются на классы:

а)....
б)...
в)...
и т.д.
Сюда включаем всё что было в короткой версии пункта 1 через запятую, и пожелания участников всех категорий ВС, пусть с переводом зарубезных примеров. Вобще всё как вы хотите видеть.

Просмотров этой темы много, всех она интересует, но никто не хочет встревать. Ждать что сюда придёт Jan и всё напишет за нас - бесперспективно, у него всё хорошо, он летает на сертифицированном типе. Я тоже за всех сочинять не буду, меня только вертолёты интересуют. Так что либо все вместе без флуда примем участие, либо - как всегда.

А затем  в разделе II. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ ЕЭВС прописываем саму процедуру сертификации для каждого класса ВС в звисимости от  сложности и ЛТХ.
 
2Kestas

С уважением! Мы еще не сделали НИЧЕГО, ни модификации 118-го, ни проекта нового ФАПа. Давайте прекратим базар, и пойдем по предлогаемой мной схеме:
Очень жаль.
Пока не будет общего согласия об окончательной форме нашего продукта (модификация 118-го, или проект новых правил), я не смогу предложить конкретные формулировки.
Но не беда. Через несколько дней попытаюсь выложить предлагаемую структурную схему АОН-ЕЭВС (в виде блок схемы или таблицы), которую потом можно будет формализовать в любой форме - как в новой редакции 118-х, так и новых правил.
 
- модификация 118-го акта (минимальная по форме, но с максимальным эффектом), или
- проект новых правил.
Модифицировать 118 - можно.  А вообще, там не модификация нужна, а структурная перестройка всего 🙂. Так что неминуемо на проект новых правил выйдем.
 
Через несколько дней попытаюсь выложить предлагаемую структурную схему АОН-ЕЭВС (в виде блок схемы или таблицы), которую потом можно будет формализовать в любой форме - как в новой редакции 118-х, так и новых правил. 

Ждем!
 
структурную схему АОН-ЕЭВС (в виде блок схемы или таблицы), которую потом можно будет формализовать в любой форме - как в новой редакции 118-х, так и новых правил

  Хорошее решение, сначала модернизировать а потом полностью новым заменить.
Кестас, а ваши регламентирующие доки насколько я понял на европейских построены, но по типу амерской системы сертификации самоделок, я имею в виду пошаговую инспекцию постройки и правило 51%.?
 
Кестас, а ваши регламентирующие доки насколько я понял на европейских построены, но по типу амерской системы сертификации самоделок, я имею в виду пошаговую инспекцию постройки и правило 51%.?
Если вопрос о ЕЭВС (или Экспериментальных, как у нас называются), то есть специальные правила выдачи Спец.СЛГ для готовых ВС, и есть отдельные правила для сертификации самоделок. В них прописан контроль производства. Контроль осуществляет или гос-инспектор (это я), или непосредственно сама федерация самодельщиков через техком. Список и квалификация инспекторов утверждены в САА. Есть некоторая специализация инспекторов техкома - дерево, пластик, трубы-тряпки.

Слашники  тоже имеют свои правила (точнее - внутренние процедуры) и своих инспекторов. На основании чек-листов, подписанных общественными инспекторами, САА виписывает Спец. СЛГ с приложением, где перечислены конкретные ограничения (на пилотаж, перевозку пассажиров, авиаработы итд).

Сертифицированным ВС выдаётся СЛГ формы ЕАСА по правилам ПАРТ-21 и националЬным процедурам.
 
Слашники тоже имеют свои правила (точнее - внутренние процедуры) и своих инспекторов. На основании чек-листов, подписанных общественными инспекторами, САА виписывает Спец. СЛГ с приложением, где перечислены конкретные ограничения (на пилотаж, перевозку пассажиров, авиаработы итд).

Где об этой системе можно почитать подробнее?
Кто такие инспектора-слашники? И какие-такие свои внутренние процедуры?
 
Слашники тоже имеют свои правила (точнее - внутренние процедуры) и своих инспекторов. На основании чек-листов, подписанных общественными инспекторами, САА виписывает Спец. СЛГ с приложением, где перечислены конкретные ограничения (на пилотаж, перевозку пассажиров, авиаработы итд).

Где об этой системе можно почитать подробнее?
Кто такие инспектора-слашники? И какие-такие свои внутренние процедуры?
1. К сожалению, почитать можно только на литовском...
Но похожие принципы управления СЛАшников есть и в других странах с более распостранёнными языками. Поинтересуйтесь на сайтах BMAA, DULV и др.

2. Инспектора-слашники - это представители федерации СЛА, уполномоченные проводить проверку ЛГ СЛА. Они подразделяются по видам СЛА (самолёты, мотодельты, автожиры итд.) и должны иметь приемлемый уровень образования/опыта. По их выводам CAA выдаёт и продлевает СЛГ. Стоит это примерно 30 евро за выдачу и 15 евро за продление СЛГ. С инспектором договариваются индивидуально.
У нас проще, мы все друг друга знаем хорошо и давно, поэтому много формальностей отпадает.

3. Внутренние процедуры федерации СЛА - это описание структуры и порядка поддержания ЛГ СЛА. Этот порядок согласован с национальными правилами выдачи Спец. СЛГ, а сами процедуры утверждены в CAA.
 
Как обещал, подготовил что-то вроде структуры АОН-ЕЭВС. Прикладываю в .doc файле.
Конечно, СЛГ только часть общей картины.
Она малопригодна без комплекса лётных ограничений, лицензий и требований к ТО.
 

Вложения

  • AON-RU.doc
    AON-RU.doc
    52,5 КБ · Просмотры: 190
2kestas
Cпасибо за пример! Очень наглядно показывает, что для написания ФАП нужна команда профи.
Для Оргкомитета Митинга 2010 и РАОПА - после прочтения предидущих тем про СЛГ  и ЕЭВС, позволю себе сделать вывод, что в формате данного форума «родить» хоть что то похожее на полноценный ФАП - не возможно! ФАП сверстать  можно и за 3 дня, но это должна делать группа людей, нацеленных только на эту работу, и  в этом должны принимать участие специалисты от всех видов летающего народа ( СЛА, ПАРА, МОТО, ДЕЛЬТА ии Т.Д), а собрать всех вместе у нас ещё ни разу не получилось (ну типа у СЛАшников своя тусовка).
Далее – сверстать хороший ФАП, операясь на п 36 ВК – это цель к к которой мы должны прийти, рано или поздно. Безусловно, нужно это делать уже «позавчера». Но , как показывает практика, новый ФАП мы не пройдём раньше двух лет.
В связи с этими проблемами, предлагаю потребовать на митинге 2010 - внести поправки в 118 приказ, поправки без двусмысленного понимания. И создать группу по написанию ноыхФАПов.
 
Cпасибо за пример! Очень наглядно показывает, что для написания ФАП нужна команда профи.
Не совсем так...
Для профи тоже будут нужны исходные данные и тех. задание заказчика.
Как для поправок 118-го, так и для новых ФАП-ов.
Постараюсь обьяснить на примере - скажем надо регламентировать признание ЛГ самоделок.
Для этого, чтобы написать проект правил, надо определить:
- возможность разделения функций между гос. органами и общественными организациями,
- наличие активных общественных организаций в области саморегулирования авиа-творчества,
- готовность этих организаций взять на себя ответственность за контролем ЛГ самоделок,
- компетенцию этих организаций в области создания и внедрения внутренних правил (например, по порядку аккредитации общественных инспекторов) и участии во "внешнем" законотворчестве.
Т.е. вам надо определиться с моделью регулирования АОН, в виде тезисов, скелета, блок-схемы итд.
Кто и каким образом будет проверять, продлевать ЛГ самоделок - власти, ЦС, ассоциация (как юр.лицо), или уполномоченный представитель (как физ.лицо).
И согласовать этот порядок с авиавластями.
А переписать эту заготовку в правовой форме в виде правил - дело техники.
 
Всё правильно вы пишите! Одновременно просто, понятно, но и сложно. Только сделать это в рамках данной темы форума мы не сможем, хоть это, по вашему, дело техники.
Вот вы говорите больше про самоделки, т.е. настоящие ЕЭВС, видимо эта часть АОН вам ближе. Это хорошо. Но прочитайте мои посты выше. Там, для начала, я предлогаю разделить авиацию АОН по пунктам, от самых лёгких и не требующих СЛГ , и далее по возростанию сложности. Так даже сюда пока не поступило никаких предложений. Так что про разделение функций, полномоций и ответственности в процессе сертификации мы вообще молчим.
 
Если можно, продолжу дискуссию после месячного перерыва.

Грубо говоря, есть два варианта определения ЛГ воздушных судов типа ЕЭВС: американский и европейский:
1. Американский - через уполномоченных преставителей (DER/DAR), т.е. через физ. лиц.
2. Европейский (хотя порядки немного разные в каждой стране) - через уполномоченные общественные организации (ассоцияции, федерации итд.). В свою очередь эти организации имеют свои уполномоченные инспектора. Иногда эти организации сами выдают/продлевают СЛГ и регистрируют ВС, иногда по их рекоммендации это делает гос. орган.

Если Вы пока не можете определить субьект уполномоченного лица и порядок выдачи СЛГ, можно в правилах оставить только грубое определение типа:
1. Выдачу/продление СЛГ осуществляют уполномоченные представители (юр. или физ. лица).
2. Порядок признания уполномоченных представителей дать в приложениях к правилам.

В таком случае можно было оперативно, в рабочем порядке, признать представителей не меняя самих правил.

Можно временно иметь все формы представительства:
1. Сертификационные центры,
2. Общественные организации (типа СЛА, АЭА, пара/дельта...),
3. Эксперты типа DER/DAR.

Если даже они будут действовать в одно время в одной области, конкуренция всегда хороша для пользователя.
Время и практика покажет самую оптимальную модель для конкретных условий.
Могут быть совсем разные механизмы выдачи СЛГ для Москвы, и для Севера, скажем.
Как и для разных типов авиатехники (для сложной, скоростной - центры, комиссии, для СЛА, дельт итд. - эксперты).
 
Процедуры оформления СЛГ необходимо законодательно отделить от процедур сертификации.

Это, кстати, тесно согласуется с требованиями ФЗ №184 "О техническом регулировании"(ФЗ ОТР), в соответствии с которым [highlight]решения федеральных органов исполнительной власти в области технического регулирования[/highlight] (аккредитации органов по сертификации, сертификации объектов ГА, оценке соответствия, стандартизации продукции или связанных с ней процессов) [highlight]могут носить только рекомендательный характер[/highlight].
Сегодня в ФАВТ дйствует комиссия по сертифкации. В Органе ГА, имеющем функции по аккредитации, никакой сертификации быть не может. "Рекомендации" упомянутой комиссии носят далеко не рекомендательный результат, ибо чиновники [highlight]обязаны[/highlight] исполнять решения этой комиссии.
У ФАВТ есть еще одна "хитрая" функция - [highlight]организация инспектирования с целью оценки соответствия[/highlight] объектов ГА установленным требованиям. Инспектирование - это функция контроля и надзора. А оценка соответствия - это собственно сама процедура сертификации. Функция названа "хитрой", потому что [highlight]нарушены требования норм ФЗ ОТР: нельзя совмещать в одном органе функции по аккредитации с функциями по контролю и надзору, нельзя совмещать в одном органе функции по аккредитации с функциями по сертификации (оценке соответствия), нельзя функциями по контролю и надзору наделять два и более органов[/highlight] (этими функциями наделен Госавианадзор).

В рамках готовящегося мероприятия необходимо указать чиновникам на их место, обозначенное Федеральным законом  "О техническом регулировании". Этот Закон совершил Революцию в современном российском законодательстве. Авиаторам, как наиболее интеллектуально продвинутому, технически грамотному сообществу, необходимо отстаивать незыблемость положений и требований этого, повторю еще раз революционного и по-настоящему антикоррупционного Закона.
  Предлагаю лозунги:
1. Чиновники!!! Соблюдайте  Федеральный закон "О техническом регулировании"!!!
2. Чиновников, нарушающих ФЗ "О техническом регулировании" - к ответу!!!
3. Сертификацию ЕЭВС - общественным экспертам!!!
4. Перестаньте людям врать!!! Дайте прото нам летать!!!

Чиновники обязаны оформлять СЛГ на основании одного единственного документа - Комплексного заключения, подписанного лицом, имеющим свидетельство авиационного специалиста по ТОиР с квалификационной отметкой "С".
Обладатель такого свидетельства может быть частным лицом или представителем юридического лица любой организационно-правовой формы. Аккредитация должна производиться в строгом соответствии с требованиями ФЗ ОТР. При этом, в соответствии с ФЗ ОТР: [highlight]не допускается ограничение конкуренции при аккредитации и сертификации, не допускается ограничение действия документа по аккредитации на какой-либо одной территории, не допускается введение препятствий к услугам сертификации.[/highlight]
Кстати, [highlight]в соответствии с ФЗ ОТР органом по сертификации может быть физическое лицо (индивидуальный предприниматель)[/highlight]. Аккредитация этого физического лица в качестве органа по сертификации должна производиться при условии его соответствия критериям аккредитации, предусмотренным "ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ АККРЕДИТАЦИИ ОРГАНОВ ПО СЕРТИФИКАЦИИ И ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ (ЦЕНТРОВ), ВЫПОЛНЯЮЩИХ РАБОТЫ ПО ПОДТВЕРЖДЕНИЮ СООТВЕТСТВИЯ", введенным Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. №163:

...5.   Заявитель   должен   соответствовать   следующим   критериям аккредитации:
     а)  наличие   системы   учета   и  документирования  результатов выполнения   работ   по   подтверждению   соответствия,  в  том  числе утвержденных  руководителем  органа  по сертификации или испытательной лаборатории  (центра)  правил  организации  делопроизводства,  ведения архива  по  сертификации, исследований (испытаний) (с указанием сроков хранения  дел),  которые должны содержать документы, касающиеся работ,
выполненных при сертификации, испытаниях;
     б) наличие необходимых для осуществления деятельности помещений, оборудования и иных материальных ресурсов;
     в) наличие   не   менее   3   специалистов,   имеющих   высшее профессиональное      образование,      подтвержденное      документом государственного образца, и не менее 3 лет стажа практической работы в области    аккредитации,   указанной   заявителем   в   заявлении   об аккредитации;
     г) наличие  официально изданных действующих нормативных правовых актов,   национальных  стандартов  и  сводов  правил,  устанавливающих требования к объектам подтверждения соответствия;
     д)  наличие  утвержденных  в  соответствии  с  законодательством Российской   Федерации   о  техническом  регулировании  и  обеспечении единства   измерений   методов  и  правил  сертификации,  исследований (испытаний) и измерений.
     6.    Дополнительным    критерием    аккредитации   испытательных лабораторий  (центров)  является наличие аттестованного испытательного оборудования  и поверенных средств измерений, необходимых для проверки соответствия   объектов   подтверждения   соответствия   установленным требованиям  в  области аккредитации, указанной заявителем в заявлении
об аккредитации.
     7.  Органы  по  аккредитации  не вправе устанавливать в отношении заявителя  критерии  аккредитации,  не  предусмотренные пунктами 5 и 6 настоящего Положения...

Здесь единственное коррупционное требование - "наличие для осуществления деятельности иных материальных ресурсов".
Наличие 3-х специалистов (аттестованных экспертов) обеспечивается привлечением к работам необходимого количества специалистов по договору (соглашению о сотрудничестве). Повторю, орган по сертификации в соответствии с ФЗ ОТР может представлять один человек - физическое лицо (индивидуальный предприниматель).
Увы, упомянутое Положение действует в рамках системы обязательной сертификации. А ФАП-118 и им подобные могут действовать только в системе добровольной сертификации. Самоделки не являются продукцией, обращаемой на рынке. Самоделка состоит из набора продукции: планер + двигатель + воздушный винт.  Продаже подлежат отдельно планер, отдельно двигатель и отдельно воздушный винт. Двигатели и воздушные винты как продукция сертифицируются в системе обязательной сертификации в АР МАК. Не имеющие сертификатат типа двигатели и воздушные винты сертифицируются в составе ЕЭВС. Сертификацию обеспечивает владелец ЕЭВС, которому выдан акт самостоятельной постройки.

Есть, правда, ещё одна "заморочка", действующая в системе аттестации авиационного персонала (ФАП-147): обладатель свидетельства специалиста с квалификационной отметкой  "С" должен в крайние 24 меяца участвовать не менее 3 месяцев в проведении  ТО на авиатехнике, на которую он может оформить соответствующее отрицательное заключение или Комплексное заключение о соответствии установленным требованиям. С учетом разнообразия типов, видов и категорий ВС набрать по 3 месяца можно только на 8 разных ВС. Решить сию проблему можно  существенным увеличением количества экспертов. В наших российских условиях в число экспертов необходимо включать и летный состав, участвующий в разработке и постройке авиатехники, и разработчиков АТ, и производителей АТ, которым можно засчитать участие в тяжелых формах ТОиР создаваемой ими авиатехники. Независимость экспертов должна обеспечиваться выполнением условия: не допускать эксперта к сертификации  конкретного экземпляра ВС, который он сам построил или в котором принимал участие в постройке.
 
Я думаю, что для выбора принципов регулирования АОН интересен опыт Канады: классификация, Recreational класс, тех. обслуживание и СЛГ сертифицированных-экспериментальных ЛА, уполномоченные представители, итд.
1. Recreational Aircraft:
http://www.tc.gc.ca/civilaviation/maintenance/aarpe/recreational/menu.htm
2. Owner Maintenance:
http://www.tc.gc.ca/civilaviation/maintenance/aarpe/recreational/classification.htm
3. Уполномоченные инспектора для самоделок:
http://www.md-ra.com/en/
 
Пока суть да дело, появился вот такой проект.
Небходимо срочно вмешаться и выдать свои правки.

красным выделил важные для себя моменты.
 

Вложения

Назад
Вверх