Правительство в четвертый раз отклонило порядок учета БВС, разработанный Минтрансом
Процедура учета БВС была введена в Воздушный кодекс в июле 2016 года на основании поручения Президента Российской Федерации № ПР-369 от 27.02.2016 об упрощении порядка сертификации и регистрации БВС.
Порядок регистрации БВС определен приказом Минтранса России от 05.12.2013 № 457 - Административный регламент государственной услуги по регистрации гражданских воздушных судов, выполняемой Росавиацией.
Основная идея разделения одной процедуры на две - регистрацию и учет, состояла в исключении обязательной регистрации прав собственности на малые БВС. В остальном процедура должна была идти в точности по существующему регламенту, но с переводом в простую электронную форму подачи сведений.
Как и сделано во многих развитых странах.
Четыре попытки
Первый вариант проекта постановления Правительства РФ "Об утверждении Порядка учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации" (порядок учета) был разработан в Минтрансе при активном участии Департамента программ развития и опубликован в декабре 2016 года,
Перегруженность предлагаемой процедуры вызвала бурную реакцию всего беспилотного и авиамодельного сообщества. Вместо упрощения предложенный Минтрансом порядок учета оказался насыщен необоснованными, а в некоторых моментах невыполнимыми требованиями и процедурами.
В декабре 2017 года в Правительство вносится второй вариант проекта Постановления, по заявлению Минтранса доработанный с учетом всех полученных замечаний и предложений, но по факту сохранивший большинство необоснованных требований.
2018 год - Неприемлемость предлагаемой Минтрансом процедуры подтвердило Министерство экономического развития, дав отрицательное заключение на проект нормативного акта по итогам оценки регулирующего воздействия, после чего Правительство вернуло проект НПА на доработку в Минтранс со сроком до 1 марта 2018 года.
1 марта 2018 Минтранс России внес в Правительство РФ третий вариант проекта Порядка учета, но и в этот раз документ был возвращен разработчику, Минтранс не согласовал свой проект с Минэкономразвития и ФСБ России, с поручением обеспечить это согласование в срок до 1 октября 2018.
11 сентября 2018 Минтранс России снова, уже в четвертый раз, внес в Правительство очередной вариант проекта постановления Правительства Российской Федерации о порядке учета БВС, но и на этот раз документ возвращен ввиду нарушения Минтрансом необходимой процедуры согласования с Минюстом. И не только с Минюстом.
Порядок учета БВС внесен в утвержденную Правительством "дорожную карту" по совершенствованию законодательства, и согласно требованию постановления Правительства от 29.09.2017г №1184 проект этого нормативного акта обязательно должен направляться в специально созданную Рабочую группу, разработавшую эту "дорожную карту".
Это требование постановления Правительства Минтрансом нарушено.
Что изменилось?
По существу, никаких обнадеживающих изменений, которые могли бы снять вопросы профсообщества к последней по времени версии проекта постановления о порядке учета в нем, не появилось.
Однозначное определение оператора базы учета в виде никем не уполномоченного ФГУП "ЗащитаИнфоТранс" - замаскировали.
Несложно догадаться, чьи предложения учел разработчик, отдав, например, полностью на усмотрение Минтранса "порядок формирования и ведения базы данных учета БВС" (то есть, и стоимость услуги, и привлечение оператора учета и т.п).
Снова вернулось абсурдное требование к учетному опознавательному знаку – "должен обеспечивать радиочастотную идентификацию информации о БВС". Именно такой принцип радиочастотной идентификации БВС RFID-метками предлагает то самое ФГУП ЗащитаИнфоТранс, о сомнительных действиях которого мы подробно писали в этой публикации.
Следует отметить, что даже пассивная RFID-метка является радиотехническим устройством, нахождение которого на борту воздушного судна должно регламентироваться Федеральными авиационными правилами, но не порядком бюрократической процедуры.
Избыточным является установленное требование о подписании физическими лицами - владельцами БВС усиленной квалифицированной электронной подписью заявления о постановке на учет БВС.
И конечно же, введение учета именно в предлагаемой форме обязательно обосновывается разработчиком его стремлением к исполнению возложенной на него государством функции по обеспечению безопасности полетов БВС и о мерах по защите от антитеррористической угрозы. Правда, каким образом наличие RFID-меток на БВС повысит безопасность полетов и защитит от террористов, внятно объяснить не смог пока никто.
Свое авторитетное заключение по вопросу использования радиочастотных меток для идентификации БВС высказывал Государственный НИИ авиационных систем (ГосНИИАС) , согласно которому RFID метка на борту БВС не только бесполезна для какого-либо мониторинга, но и представляет угрозу безопасности полетов!
Но если вышеупомянутые процедуры и положения порядка учета, которые обязан будет выполнить и владелец малого БВС и авиамоделист, имеют объяснение чьими-то конкретными интересами в Департаменте программ развития Минтранса, лоббирующего радиочастотные метки и упомянутый ФГУП, то чем объяснить другие совершенно бессмысленные и просто противоречащие здравому смыслу:
Разработчик проекта НПА не задумываясь о том, как будет работать эта норма, настаивает на обязанности собственника поставить на учет БВС не перед началом полетов (запретив полеты не поставленных на учет БВС), а в "течение 10 дней со дня покупки / ввоза" на территорию РФ беспилотника.
Зачем магазину импортных квадрокоптеров регистрировать на себя все игрушки в оптовой партии после ввоза в РФ, получать и клеить радиочастотные метки, а потом после их продажи снова снимать с учета каждый беспилотник?
Само понятие "собственник БВС", которым оперирует разработчик, вызывает удивление, не говоря уже о таких терминах, как "дата перехода права собственности на БВС", "причина смены собственника". Предполагается, что при продаже или дарении коптера ребенку надо будет составлять письменный договор, а потом регистрировать право собственности на него, равно как переход права. Напомним, речь идет о малых беспилотниках, в которые попадают все летающие игрушки и авиамодели!
К слову, среди последних инициатив Минтранса есть, в том числе, проект по отмене регистрации прав собственности на воздушные суда вообще (большие самолеты, вертолеты), как излишней дублирующей процедуры. С беспилотниками такая либерализация, видимо, не пройдет.
Ну, и по печальной традиции, все предложения общественности по введению особого порядка учета авиамоделей с учетом их специфики и с использованием ресурсов и механизмов Федерации авиамодельного спорта России были в очередной раз проигнорированы.
Неожиданностью для многих стало появление в проекте нормативного акта Росавиации, которую вдруг назначили ответственной за учет БВС.
Безусловно, именно Росавиации еще в 2016 году следовало поручить организовать учет БВС и дать предложения по процедуре. И нет сомнений, сейчас бы процедура отлично работала, но несмотря на колоссальный опыт Федерального агентства воздушного транспорта советоваться с Росавиацией в Минтрансе не спешат.
В предложенной конфигурации порядка учета замаскированное ФГУП "ЗащитаИнфоТранс" продает радиочастотные метки, ведет разумеется дорогую базу данных учета, а всю ответственность за процедуру несет Росавиация, по сути стоящая в стороне от всех регистрационных действий.
Говорящий факт
Подводя неутешительные итоги, можно констатировать: за почти три года элементарное поручение Президента Российской Федерации об упрощении процедуры регистрации БВС не выполнено.
Департамент программ развития Минтранса, преследуя интересы явно не государственного характера, продолжает тормозить развитие одного из самых перспективных рынков в современном высокотехнологичном мире, навязывая бесполезные для беспилотников RFID технологии и делая невозможной интеграцию БАС в общее воздушное пространство.
Лучше уж никакого Порядка учета, чем плохой! В "дорожной карте" по совершенствованию законодательства сроком выполнения первого пункта "Определение порядка учета беспилотных гражданских судов с максимальной взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг" обозначен июнь 2019 года – у нас есть время добиться разработки и принятия такой процедуры, которая достигнет целей регулирования без абсурдных требований, бесполезных для безопасности и обременяющих лишь законопослушных граждан.
Источник