Кстати, интересно узать у спецов в гидроавиации по поводу гидросамолёта-экраноплана - все "за" и "против"
Экрноплан это не самолет. Это следует хотя бы из того, что Правила Классификации и постройки экранопланов класса А в России, например, издал Российский морской регистр судоходства.
По существующей классификации они делятся на три типа (по высотам наврать могу - не помню точно. не судите строго):
- движущиеся на экране вблизи поверхности;
- кратковременно "подпрыгивающие" до 50 м;
- позволяющие свободный полет до 500 м.
Главное (и на мой взгляд - единственное) преимущество экраноплана - экономичность. На экране качество этого судна доходит до 40-50 единиц. Ни один самолет таких показателей не имеет. Хотя, есть еще одно - при его регистрации нет необходимости общения с авиационными властями. (Хотя, готов побиться об заклад, что уровень коррупции в морском регистре не меньше).
Наиболее серьезная проблема экраноплана - обеспечение продольной устойчивости: на скоростях > 120 км/ч с высотой десятки сантиметров над поверхностью просто не хватит реакции пилота на парирование рулями по тангажу. Развитие экранолетов сдерживает отсутствие адекватной АСУ. Более устойчивая в продольном отношении схема утка-катамаран. (об этом ниже).
Из-за низкой высоты полета становится невозможным управлять креном по-самолетному => поворот на скорости имеет большой радиус с сильным скольжением.
Эксплуатационные (потребительские) недостатки: для него необходима подготовленная инфраструктура - слип, адекватный причал (для эксплуатации по-судовому). Выход из него будет затруднен по тем же причинам, что и у лодки - при швартовке лагом (законцовкой крыла) к причалу идти придется по крылу. Да и само крыло в этом случае должно быть достаточно прочным чтобы выдерживать ударные (от волн и ветра) нагрузки на законцовку. Если причаливать носом - необходим причал специфичной конфигурации и буксир (или выдвижное подруливающее устройство) для разворота при выруливании с базы.
Интересную вещь (модель) видел в Киевском институте гидродинамики: лучшие результаты в опытовом бассейне показал экранолет схемы "утка" с двойным фюзеляжем. Представьте себе два фюзеляжа перевязанные в носу тонким крылом. Наружу по левому и правому бортам выступают крылышки - стабилизаторы. Несущее крыло и двигатели - в хвосте. Щас попробую нарисовать и сфотографировать. О, шото получилось
😀
Планировалась эта штука для пассажирских перевозок до 500 чел.
со скоростью (боюсь переврать) до 450 км/ч. Была даже подготовлена специальная презентация-фильм для ЦК КПСС. На Брежнева проект впечатления не произвел и проект закрыли.
Как ни странно, у них (в институте) еще ведутся разработки экранолетов для иностранных заказчиков.
Есть реально интересные вещи по глиссирующим обводам. Они предлагают использовать не традиционное килеватое днище переходящее в редан, а что-то вроде канала в днище с испоьзованием эффекта саней Фокса.
Под Киевом, в Украинке, ребята которые серийно строят аэроглиссеры ведут разработку экранолетов. Правда, я там кроме моделей ничего не видел. Их сайт: http://www.aero.kiev.ua/ekran_2.php