Ну диспуты, они на то и диспуты.
Не в обиду выпусникам ЮПШ, я всё-таки сделаю нажим на то, что Коршуновская система более крутая и продвинутая, чем на БРОшках в ЮПШ. Здесь более широкие возможности и более крутые результаты, хотя и ответственность инструктора тоже выше. В ЮПШ если ребёнок сломал ногу, то инструктор может сказать:"Да мы ж не летали, мы ж только подлётывали..." И будет на 100% прав. А Коршунисты сами заявляют, что они сами самостоятельно выходят на круг, а это от 50 до 200 метров высоты, и нагло это делают. Тут уже не отопрёшься.
Не следует пугаться и двухместникам. Это разные вещи и их нельзя сравнивать. Коршуновская система - это система ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО обучения полётам. Она, например, здорово не подходит для экс-пилотов из ВВС или ГВФ. В то же время, например, если человек осваивает новую машину, то это лучше всего делать с инструктором бок о бок! Другое дело, что Коршунисты очень легко осваивают любые типы машин, потому что у них знания азов пилотирования на приличном уровне. Из опыта таких полётов могу сказать, что "настоящие" инструктора с "настоящих" самолётов всегда недовольны коршунистами в том смысле, что тех не заставишь тянуть ручку на себя, и скорость они пытаются держать не двигателем, а углом тангажа, т.е. по-планерному. А ведь как раз из-за отсутствия этой моторной привычки люди и бьются в основном.
Коршунисты третьего года обучения выходят на парение в термиках. На машине с качеством чуть больше 10 это совсем не просто, но когда получается - это что-то. Машина висит под облаком носом вниз и с креном градусов 45 и вращается. На приборе 65 км/час , вариометр +3 и хвостом вперёд мотопланер лезет вверх! Боковым зрением видишь вращающийся горизонт и не сводишь глаз с УС-250, рука нерперывно и резко шевелит ручкой, тоже и ноги, потому, что надо удержать скорость в её оптимальном значении и не выпасть из потока, который к верху сужается. Чем дольше держишься, тем больше растёт скороподъёмность. Вот уже 5, 6 метров в секунду! Закладывает уши. Мотор молчит и только ветерн на определённой ноте свистит в растяжках. По его тональности можно пилотировать как по указателю скорости! Далеко ли до облака? Задираешь голову, в ЗШ это не просто, а оно уже вот оно, и ты начинаешь путаться в его космах - пора сматываться, пока не поздно. Беда тому, кто на этой этажерке попадёт внутрь облака, да и не на этой - тоже беда. Где там ближайший край? Ручку от себя, скорость 80, чтобы побыстрее... Внезапно резко планер кидает вниз, так что хочется завизжать. Это мощный нисходящий поток, он рядом или вокруг восходящего, в котором ты только что был...
Несколько длинных секунд борьбы с падением и снова крылья почуствовали опору. От облака ушёл. Теперь в голове кувыркается вопрос: " Иде я нахожусь ? "
ЮПШ не могло дать таких упражнений, им бы не дали это сделать, да и БРОшка для этого не годилась. Но если бы не было ЮПШ, никто не додумался бы и до Коршунизма. Пробить это дело, сделать его жизнеспособным - вот задача!
Ещё я тоже не согласен, что за 30 минут можно чему-то научить. Ну разве что не упасть первые 5 минут полёта. Настоящие курсы коршунистов должны включать теоретическую подготовку с зачётами и экзаменами, и происходить всё должно не в течение месяца, а хотя бы 3-х для взрослых людей. Но у взрослых нет такого времени! У них месяц на отпуск и всё. Значит будущие курсанты должны по почте получать учебники и по ним готовиться самостоятельно, а потом на сборах сдавать экстерном.
Ещё в этой системе есть такие упражнения, каких нет нигде, а жаль. Взять хотя бы коронную "фишку", как теперь любит говорить молодёжь - пробежку на одном колесе. Если всегда заранее знаешь, зачем ты глотаешь таблетку, а уже потом горько, то здесь наоборот. Сначала горько и досадно от того, что ничего не получается, и только потом, много позже, возникает прозрение, нафига это было нужно. Если до этого упражнения при слове "полёт" ничего, кроме тошнотворного страха ты не ощущаешь, то после этого упражнения, после того, как оно начинает получаться всё лучше и лучше, ты, внезапно для самого себя вдруг в самом себе начинаешь замечать наглую уверенность в своих возможностях и постоянно растущее желание "Взять и полететь"!!! Но понять эти мои слова могут только те, кто через это уже прошёл, вот ведь в чём заковыка! И я представляю, что чувствуют сейчас, читая эти буквы, Ватулинские курсанты... Они переживают всё это так, как будто они сейчас там, в кабине Коршуна и делают пробежку.
Эх чёрт, опять я длинно расписался. Но про пробежки стоило бы поговорить отдельно.