Одноместная система обучения

Г-н Домбров, в Вас спит писатель. У Вас наверняка образное, "художественное" мышление и сильно развито правое полушарие. По Вашим описаниям очень реально воспринимается событие, как сам летишь. Так что не смущайтесь размера текста Ваших постов  🙂.
 
      Талантов много, да толку нет! А точно и образно изъясняться меня научили мои учлёты. Часто попадались индивидуумы, которым невозможно объяснить суть упражнения, так, чтобы он понял. Те слова, которые достаточны для других, до этого не доходят! И приходилось выдумывать такие аллегории, дабы вдолбить простую мысль так, чтобы он её не забыл, как только запустят мотор. Раз у меня был коллектив человек 15, и там девки были, три штуки. А девки - народ смешливый по-натуре, стали втихаря записывать некоторые мои высказывания во время тренировок, к которым я сам относился никак, как к рутине. Потом они на юбилей клуба издали такой журнал о нашей жизни, куда всё это вошло, та мы хором чуть животы не порвали, так прикольно получилось. Свой журнал я потерял , когда Харьковчанам хвалился, но можно как-нибудь разыскать у ребят и выложить на форуме, чтобы все посмеялись и хлебнули той атмосферы, которая царила у нас на сборах. Люди потом, когда разъезжаются, так некоторые плачут, а уж если встречаются, так навсегда братья. Правда Харьковская наша диаспора распалась. Ушёл человек, который был основным, и все расползлись, как тараканы...
   Ну а с песнями - тоже было дело. Я всё собираюсь как-нибудь в Москву нагрянуть, там в клубе девять-девять, кажется, авиаторы свои песни самодельные поют по пятницам. Приглашают и меня, там можно всем, так меня грехи да нищета не отпускают. Пока собираться буду, как та черепаха, так они там наверно и перестанут уже эти концерты делать... Но пока я ещё надеюсь.
   Опять не туда тема ушла.
   А вот Вы лучше представьте себе такое упражнение, когда вы дачей левой ноги устраняете левый крен!!! Нигде, даже наверно на классическом планере это не делают, потому что его "за ноздрю "тянут. Это можно на Коршуне. Любой самолёт сначала бежит, бежит, бежит, а потом в конце раз и летит! А Коршун с первых метров уже летит и этот приём часто выручает, когда скорости ещё нет.
 
Домбров,браво!  Вы,наверно,суперинструктор.
но,несколько вопросов
[ А вот Вы лучше представьте себе такое упражнение, когда вы дачей левой ноги устраняете левый крен!!!  [/quote]
Я предполагаю,что так устранять крен можно только при пробежках на земле а в воздухе ,всётаки лучше как обычно
Помогает или мешает, при одноместной системе обучения,
опыт полётов на мотодельте?
Где Вы планируете обучение в этом году?
 
предполагаю,что так устранять крен можно только при пробежках на земле а в воздухе ,всётаки лучше как обычно
Когда апарат уже вполне разгоняется по земле, элероны становятся эфективными. Можно открениваться ими. В тот момент, года помошник уже не успевает, а скорости нет, даже положенная на упор ручка не может выправить крен, если появился дисбалланс. Высокий Ц.Т. не позволяет это сделать на скорости 20-30 км/ч. Но тот же самый высокий Ц.Т. очень замечательно заваливает сам аппарат по крену, при изменении траектории, когда дается нога. Т.к. хвостовое оперение в струе от винта, то оно очень эффективно на любой скорости.
Эстественно все это относится  к движению по земле. Как только колесо отрывается, характер поведения и точка отсчета меняется. А переходной режим очень забавный  😀. Но Домбров о его появлении предупреждал заранее.
 
   Насчёт опыта мотодельты. Если этот опыт большой, то с ногами будут проблемы даже после того, как Вам покажется, что уже всё полцчается. Пилот летает на инстинктах, как собака Павлова, он не думает! Как-то я беседовал с одним очень опытным пилотом, который работал на химии и тоже прыгал с одного аппарата на другой и однажды чуть не разбил себе морду вовремя очередного прохода на высоте 1 метр. "Я сам не понял, как у меня нога дёрнулась, или рука??"После этого случая он решил остановиться на одном типе и больше не прыгать. Жизнь дороже! Нет, но согласитесь, досадно однажды наблюдать, как поломаная дюралевая труба ныряет тебе под ребро и рвёт твои внутренности, только из-за того, что тебе, видишь ли, захотелось слетать на другом аппарате... При переходе на другой тип аппарата, надо пройти очень длительную адаптацию, прежде чем начнёшь летать серьёзно. Тихоходные аппараты дают немного больше времени на осознание ошибки и её исправление. Я, например теперь и сам не знаю, как я летаю на Коршуне - я не успеваю это осознать, а руки и ноги сами всё делают, достаточно упереться взглядом в горизонт, да и без этого даже. Можно одновременно взлетая, стирать бельё в тазике. Но я представляю, что я вытворю, если меня пересадить в мотодельту! И потому я себе на эту тему наложил запрет.  А вообще вопрос актуальный. Не зря Киевляне, когда делали Т-2, сделали ему самолётное управление передним колесом. Они думали о переходе самолётчиков на мотодельту. Но мировая статистика, а именно - безшабашный Запад, где самолёты строют, как раскладушки, пошли по более приметивному пути, а наши, как всегда, подхватили. Поэтому, учить летать на самолёте дельтапланеристов надо с нуля и долго, чтобы убить в них велосипедистов. Ну у них хотя бы есть некоторая теория в голове, а это всё-таки +.
   А по второй части вопроса всё ответил Хвост.
 
    Почему я ратую за альтернативную систему обучения на коршунах, хотя и не являюсь её автором? А вот из-за возможности делать на земле такие упражнения, которые очень важны для тренировки у пилота адекватных реакций, которые на других аппаратах невозможно смоделировать.
Конечно, современные тренажёры позволяют создать у учлёта в голове комплекс ощущений, подобных тем, что он должен ощутить в настоящем полёте. Кабина тренадёра даже наклоняется в нужную сторону, идёт шум, показывают приборы... и прочие "резиновые бабы", очень похожие на настоящих. Вероятно скорочеловек обленится настолько, что за этими технологиями станет будущее. В конце-концов и на Эверест можно слазить вертуально. Но обеспечить перегрузки и, самое главное, эмоциональное напряжение, эти машины неспособны. В нашем, коршуновском случае, всё реально, как теперь любят говорить, / я всю жизнь учил английский, но никогда не думал, что наши дети подцепят это словцо и сделают его жаргонным/. И более, чем реальны, переживания учлёта перед простой пробежкой. И ведь он знает, что никуда он не полетит! А вдруг?! И закон природы о сохранении себя срабатывает безукоризненно. Вы можете наблюдать, как человек начинает заикаться при посадке в кабину, у некоторых наблюдаются помутнения рассудка, а уж таких, у которых не тряслись бы колени - просто нет. И только инструктор спокоен, потому, что если он обеспечил нормальные условия для выполнения упражнения и на просторном поле врезаться не во что, то максимум, чем он рискует - это подломаный планер. Спрашивается - для чего эти психические перегрузки нужны? Да для того, чтобы человек перестал боятся, и эта боязнь не мешала ему быстро и правильно думать и принимать решения. От упражнения к упражнению учлёт чувствует себя всё уверенней, и это не так, как на двухместной системе, где ничего никогда не происходит. Наш учлёт на собственном опыте знает и прочуствовал, что следует за перепутыванием ноги или запоздалой реакцией элерона, или выключения из внимания ориентира. Наказание за ошибки следует неотвратимо и с природной непосредственностью, и обижаться не на кого. Инструктор обматерит Вас уже потом, для закрепления материала, но досадные личные промахи и недвусмысленные взгляды товарищей действуют очень болезненно на самолюбие, возбуждая желание овладеть-таки норовистым конём! Ошибку пилотирования ты наблюдаешь сначала из кабины, а потом со стороны, когда твой товаришь наколбасит! И тут появляется тяга к знаниям - как и должна эта тяга появляться в жизни. Знания нужны для объяснения непонятностей, для глубокого изучения процесса!
   ЮПШ на лебёдках - тоже очень здорово, если нет коршуна. Когда тебя тянут на лебёдке, про ноги можно вообще забыть - так меньше хлопот, потому что планер идёт за фалой послушно, ноздрями вперёд, как лошать за удилами. На коршуне, не умея управлять ногами - ничего не выйдет, т.е. этому прийдётся внимательно научиться, причём до полного автоматизма, как и положено. На коршуновских пробежках надо иметь навыки управления по всем трём каналам + двигатель + приборы. Вот и сравните теперь с БРОшкой.
   На беркуте появились новые возможности - двухколёсное шасси. Как человека научить управлять двигателем и чтобы он не только не боялся его шума, но и смог контролировать работу движка в полёте? Ставим самолёт на два колеса и на стояночные колодки. Должным образом подбираем балансиры по весу пилота. Запускаем мотор и можно наблюдать показания термопары и тахометра, быстро отыскивая их на приборной доске и правильно считывая, учимся плавно работать РУДом, а заодно правильно прогревать двигатель, газовать.  На чуть более среднем газу уже можно отклонить РУС от себя и поднять хвост, и стоя на двух колёсах, балансировать аппарат в линии горизонта с разной интенсивностью газа!!! И при этом учиться сосредотачивать внимание на горизонте! Практически ты в воображаемом полёте, как на тренажёре, но ощущения - настоящие, и давление крови поднимается тоже по настоящему, и организм учиться с этим жить и бороться, привыкает потихоньку.  Это упражнение простое, но люди снимают шлем с мокрой головы, в начале, конечно. Это упражнение можно попытаться сделать и на других самолётах, но иногда получается опрокидывание на нос и коршун поломкой винта при этом не рискует. Коршун - это тренажёр, который летает.
    И ещё масса интересных и полезных упражнений. Если у человека есть мозги, то, построив Коршун, по нашей программе он может и сам себя обучить, в принципе. Но кто же скажет, что у него мозгов нет?
 
Немножко не в тему, но недавно познакомился с человеком который  совершенно не будучи знаком с авиацией(тогда), в Афгане поднял, пролетел по маршруту и посадил МИ-8. Командир был убит, второй тяжело ранен, управлять не мог и давал ему советы.
 
Какая разница как зовут? Кто его знает тот знает.

Везли на МИ-8 секретный груз. Приказ: груз не вскрывать, доставить в целости и сохранности. Он ответсвенныйи. Экипаж  под его командой.  Прилетели в точку , сели , забрали, полетели домой, через какое о время внизу заметили небольшой отряд наших, кругом куча душман. Идет стрельба, нашим жить чуть-чуть..... Решил забрать,  Дал команду пилоту садится. Секли. Душманы по кабине  х#рачат, командир убит, второй тяжело ранен. Рябята запрыгнули в вертушку, А он в это время  сам за штурвал сел. Второй командовал. Так и взлетели, и летели и сели.
Потом конечно по трибунал и тд.
 
   Я спросил, потому, что у нас в ХАИ в дельтаклубе был такой парень Валера Микитёнок, если я ничего не перепутал по-старости, он и на Коршунах летал... Позже я узнал, что он и через Афган прошёл и был сбит на вертолёте, побились сильно, но как-то удалось спастись. Вот я и думал, может это про него? Таких историй там была масса. Люди туда ехали Родину на её подступах защищать, и досталось многим.
   Ну а если по теме: в мире зарегестрирован с десяток случаев, когда при выходе из строя экипажей ситуацию спасали люди, иногда просто знакомые с принципами вождения самолёта, простые авиамоделисты. Ну а если ты ещё и летаешь на каком-нибудь самодельном самолёте, то в подобной ситуации просто будешь обязан сделать всё, чтобы спасти людей. Жаль только, что те, кто обязаны следить за авиационным воспитанием населения,  : этого не понимают.  :-?
 
Да, Валера, немного перепутал, Валера Микитенко  с Ваней Галасом "чудили" на  Коршуне. А Валера куда то пропал, никаких о нем вестей.
 
Да я обидеть или задеть не хотел. Так история вырвалась. Имена тут ни к чему. Человеку этот случай жизнь поменял-не в хорошую сторону. Пацанов спас, груз сохранен. а тем не менее. В армии иногда тупо все.
 
Очень полезная и интересная ветка, отдельное спасибо  dombrov. Внесу свои пять капель. Я прошел школу Зотова Генадия Алексеевича на брошке, не назвал бы это подлетами, т.к. забирался на 140метров за машиной, это позволяло уже выполнять полный круг с посадкой в место старта. Про педали  не совсем согласен
Когда тебя тянут на лебёдке, про ноги можно вообще забыть - так меньше хлопот, потому что планер идёт за фалой послушно, ноздрями вперёд, как лошать за удилами. На коршуне, не умея управлять ногами - ничего не выйдет, т.е. этому прийдётся внимательно научиться, причём до полного автоматизма, как и положено.
сам планер за машиной ровно не едет, и при буксировке приходится помогать, чтобы не сносило. При начальных упражнениях- буксировка без подлета- как раз и учишься работать педалями чтобы держаться за машиной и креном, чтоб не свяливаться на крыло. Как раз и вырабатываются навыки необходимые для первого взлета на самолете (чтоб с полосы не съехать). Думается что с планером по проще т.к. нет мотора, у Зотова летать начинали 10летними детьми (ко мне правда не относится). С коршуном получается, что в первый моторный полет курсант летит еще не разу в воздухе не побывав. Если за плечами уже есть планер то в первом вылете на самолете, что делать ручкой и педалями в полете уже на подсознании зашито и напряги идут что надо газом работать на приборы смотреть и т.д. На планере проще научить и надо только планер да машину. Ну и планер гробить не так жалко как самолет. Хотя в вашем случае обучаемый сразу уже умеет летать на самолете, ваша методика я думаю посложнее, надо отпустить человека в воздух, а он там еще не был ни разу.
Хотя все сказанное мое личное мнение и я за планер, потому что сам так учился.
 
Методики по сути схожи. Просто в планерном варианте нужна дополнительно машина, которая будет бегать по тому же полю или полосе + водитель опытный. И вообще может быть не самым безопасным вариантомю Много нюансов, которые при широком применении могут наломать не мало дров. Хорошо если только дров.
А мотопланерном варианте есть СУ и работа с ней. И методика постепенная с последовательным охватом органов управления. И пока не будет уверенности в адекватности восприятия, стоят уголки или бруски на крыле и удлинняется тросик газа. Это исключает взлет в принципе.
 
   Только время и мирное соревнование двух методик обучения помогут выяснить какая из них лучше. В каждых конкретных обстоятельствах лучше то одна, то другая. Беда в том, что сегодня нет ни одной, ни другой, кроме Прибалтики конечно, но там и раньше было по-своему. Пусть будут и те и другие! А теперь рассчитаемся по порядку: " Кто положет свою жизнь без остатка, чтобы возродить, внедрить и укоренить свою ссистему и дать мальчишкам небо не щадя живота своего?"    Кто?  Нет, именно из собравшихся, кто положет?   Вот то то и оно, что у всех дела поважнее...
 
Назад
Вверх