Почему я ратую за альтернативную систему обучения на коршунах, хотя и не являюсь её автором? А вот из-за возможности делать на земле такие упражнения, которые очень важны для тренировки у пилота адекватных реакций, которые на других аппаратах невозможно смоделировать.
Конечно, современные тренажёры позволяют создать у учлёта в голове комплекс ощущений, подобных тем, что он должен ощутить в настоящем полёте. Кабина тренадёра даже наклоняется в нужную сторону, идёт шум, показывают приборы... и прочие "резиновые бабы", очень похожие на настоящих. Вероятно скорочеловек обленится настолько, что за этими технологиями станет будущее. В конце-концов и на Эверест можно слазить вертуально. Но обеспечить перегрузки и, самое главное, эмоциональное напряжение, эти машины неспособны. В нашем, коршуновском случае, всё реально, как теперь любят говорить, / я всю жизнь учил английский, но никогда не думал, что наши дети подцепят это словцо и сделают его жаргонным/. И более, чем реальны, переживания учлёта перед простой пробежкой. И ведь он знает, что никуда он не полетит! А вдруг?! И закон природы о сохранении себя срабатывает безукоризненно. Вы можете наблюдать, как человек начинает заикаться при посадке в кабину, у некоторых наблюдаются помутнения рассудка, а уж таких, у которых не тряслись бы колени - просто нет. И только инструктор спокоен, потому, что если он обеспечил нормальные условия для выполнения упражнения и на просторном поле врезаться не во что, то максимум, чем он рискует - это подломаный планер. Спрашивается - для чего эти психические перегрузки нужны? Да для того, чтобы человек перестал боятся, и эта боязнь не мешала ему быстро и правильно думать и принимать решения. От упражнения к упражнению учлёт чувствует себя всё уверенней, и это не так, как на двухместной системе, где ничего никогда не происходит. Наш учлёт на собственном опыте знает и прочуствовал, что следует за перепутыванием ноги или запоздалой реакцией элерона, или выключения из внимания ориентира. Наказание за ошибки следует неотвратимо и с природной непосредственностью, и обижаться не на кого. Инструктор обматерит Вас уже потом, для закрепления материала, но досадные личные промахи и недвусмысленные взгляды товарищей действуют очень болезненно на самолюбие, возбуждая желание овладеть-таки норовистым конём! Ошибку пилотирования ты наблюдаешь сначала из кабины, а потом со стороны, когда твой товаришь наколбасит! И тут появляется тяга к знаниям - как и должна эта тяга появляться в жизни. Знания нужны для объяснения непонятностей, для глубокого изучения процесса!
ЮПШ на лебёдках - тоже очень здорово, если нет коршуна. Когда тебя тянут на лебёдке, про ноги можно вообще забыть - так меньше хлопот, потому что планер идёт за фалой послушно, ноздрями вперёд, как лошать за удилами. На коршуне, не умея управлять ногами - ничего не выйдет, т.е. этому прийдётся внимательно научиться, причём до полного автоматизма, как и положено. На коршуновских пробежках надо иметь навыки управления по всем трём каналам + двигатель + приборы. Вот и сравните теперь с БРОшкой.
На беркуте появились новые возможности - двухколёсное шасси. Как человека научить управлять двигателем и чтобы он не только не боялся его шума, но и смог контролировать работу движка в полёте? Ставим самолёт на два колеса и на стояночные колодки. Должным образом подбираем балансиры по весу пилота. Запускаем мотор и можно наблюдать показания термопары и тахометра, быстро отыскивая их на приборной доске и правильно считывая, учимся плавно работать РУДом, а заодно правильно прогревать двигатель, газовать. На чуть более среднем газу уже можно отклонить РУС от себя и поднять хвост, и стоя на двух колёсах, балансировать аппарат в линии горизонта с разной интенсивностью газа!!! И при этом учиться сосредотачивать внимание на горизонте! Практически ты в воображаемом полёте, как на тренажёре, но ощущения - настоящие, и давление крови поднимается тоже по настоящему, и организм учиться с этим жить и бороться, привыкает потихоньку. Это упражнение простое, но люди снимают шлем с мокрой головы, в начале, конечно. Это упражнение можно попытаться сделать и на других самолётах, но иногда получается опрокидывание на нос и коршун поломкой винта при этом не рискует. Коршун - это тренажёр, который летает.
И ещё масса интересных и полезных упражнений. Если у человека есть мозги, то, построив Коршун, по нашей программе он может и сам себя обучить, в принципе. Но кто же скажет, что у него мозгов нет?