Опасность спутного следа

Artem-Alien

Я люблю летать!
Откуда
Питер
http://www.youtube.com/watch?v=l8EwvDTJeNs
Сразу вспомнился собственный опыт посадки на  172-й сразу вслед за L-410... Это был кошмар. Больше так не буду, несмотря на все разрешения РП.
 
За 34 года работы в гражданской авиации случаев попадания в спутный след знаю много. Самый запомнившийся это по моему в Душанбе, Як-40 взлетал за Ми-6 и потерпел катастрофу. После этого установили интервалы взлет-посадка, взлет-взлет. На представленном видео от момента взлета вертолета до момента посадки самолета прошло около 25-ти секунд, но этого недостаточно. В таких случаях надо обязательно учитывать ветер у земли и на высоте около 30-50м. Он может сносить спутный след в сторону от предпосадочной прямой.
 
Воздух - не вода, тут волны не видно... Мне тогда сказали, что после элки надо как минимум пару минут выждать (а в безветрие турбулентность даже минут пять продолжает "висеть"). Вертуха покруче воздух мутит, судя по всему.
 
Собственно всегда интересно было - как определить рассосалась спутка или нет? Если ветер боковик - то понятно, что почти сразу сдувает. А если штиль?
 
Наверное, приходится полагаться лишь на опыт старших товарищей. Какая-то статистика вроде есть - мне вот про две минуты запомнилось. И любые сомнения лучше трактовать в сторону увеличения этой цифры. В моем случае это был реальный замес, дикий и непредсказуемый, не похожий по ощущениям на обычную болтанку. К счастью, по крену не особо уводило, но по высоте были резкие подскоки, и по курсу рыскало. Сейчас понимаю, что надо было при первых же признаках на второй уходить.
 
Всем в детстве говорили: не суй руку к огню-обожжет. Вроде всё ясно, но большинство из нас это знает на собственном опыте.
 
Притом, что из за него произошла катастрофа легкомоторного самолета.

Нет там ни какого спутного следа от вертолета, который взлетал по вертолетному (откуда там возникнуть этому следу, который возникает при горизонтальных перемещениях впереди летящего ЛА, а чтобы его учитывать - при значительных скоростях горизонтального перемещения впереди летящего ЛА).
Да даже если и допустить (от взлетающего по вертолетному вертолета) - возмущение потока что по горизонту, что по вертикали не превышали и 3 м/с ("штиль" это, а не спутный след) - да еще земля рядом - а вихри у земли за считанные секунды рассасываются.
Тем более от вертолета, у которого поступательная скорость отбрасываемого потока при взлете, посадке у земли стремится к нулю, а  возможное влияние от отбрасываемого воздуха от НВ уже на расстоянии его (НВ) диаметра от плоскости мало сказывается (поэтому для безопасности берется расстояние в два диаметра НВ - где даже дуновения от потока не чувствуется (кто знает, тот учил 😉).
Взлетал "Блэк Хок" - у него НВ где-то метров 18 в диаметре, т.е. на 40 метрах от него вообще ни дуновения не услышишь, да еще по видео отчетливо видно где он на косую обдувку перешел - еще + 200 метров (а это только 40-60 км/ч (10 - 15 м/с в лучшем случае и то, если сразу на срезе стоять)).
А он (самолет) садился через 30 секунд, а валиться начал уже метров за 150-200 до места начала взлета вертолета (который взлетал по вертолетному).

Вот я и спрашиваю - при чем там спутный след от вертолета?

С уважением
 
у него НВ где-то метров 18 в диаметре, т.е. на 40 метрах от него вообще ни дуновения не услышишь
Чудес то не бывает
чтобы вертолёт мог взлететь, он должен отбросить лопостями огромную массу воздуха
Может там и тихо в звуковом плане, но в это не значит, что там нет диких вихрей.

самолет) садился через 30 секунд, а валиться начал уже метров за 150-200 до места начала взлета вертолета
Ролик начинается не с момента взлёта вертолёта.
Но к началу ролика вертолёт уже двигается.
Где именно он совершил взлёт мы не знаем.
 
Если представить себе вертолёт на большой высоте, то скорость потока в его вихре быстро убывает с расстоянием, как R[sup]-3[/sup]. Поэтому трудно себе представить, что самолёт влетел в спутку от вертолёта через полминуты после его пролёта.

Другое дело спутка от большого пассажирского самолёта. Она свирепа и долгоживуща.
 
Слышал такой случай пассажирский самолет небольшой попал на глиссаде в спутный след самолет сам сделал бочку и потом удачно сел все живы.
 
@ mdp-shnik

Вадим, а как тогда ты объясняешь происходящее в этом ролике?
 
Тем более от вертолета, у которого поступательная скорость отбрасываемого потока при взлете, посадке у земли стремится к нулю, а  возможное влияние от отбрасываемого воздуха от НВ уже на расстоянии его (НВ) диаметра от плоскости мало сказывается (поэтому для безопасности берется расстояние в два диаметра НВ - где даже дуновения от потока не чувствуется (кто знает, тот учил
А где вас учили? Наоборот, опасность спутки обратно пропорциональна скорости, и для роторных ЛА должна приниматься равной (на большой скорости) или гораздо большей (на маленькой скорости), чем у ЛА с фиксированным крылом той же массы:
https://www.faa.gov/training_testing/training/media/wake/04SEC2.PDF
http://en.wikipedia.org/wiki/Wake_turbulence
А насчет двух диаметров ротора, за которыми даже дуновения ветерка не чувствуется - спасибо, повеселили  😀 
Вспоминаю, как на Ямале четверо здоровых мужиков держали дельту, в 100 метрах от которой садился Ми-8.
 
От одного только ролика у людей страх.
Хотите безопасно летать, выдерживайте жесткую дисциплину, как на старте, так и в воздухе, не летайте за кем попало.
При этом понимая, что за этим может скрываться.
Хотите ощутить спутную струю в учебных целях. Пожалуйста.
Выполняется обычное упражнение:
Вираж к примеру 30 градусов. Условие.
Упражнение считается (правильным)выполненным, если вираж закончен полностью на той же высоте, что и заход на него.
Прочувствуете встряску.
Это советская школа.
 
Вадим, а как тогда ты объясняешь происходящее в этом ролике?
Этот ролик не полный. Он начинается с того, что вертолёт уже летит. Где он взлетел и когда? Мы видим, что полёт и вертолёта, и самолёта происходил вдоль ВПП. Почему самолёт начал переворачиваться в данном конкретном месте? Если вертолёт взлетел раньше и пролетел некоторое расстояние, почему самолёт не перевернулся раньше, когда влетел в спутную струю?
Сама по себе спутная струя не стоит на месте, она расползается в стороны. Мы видим, что стоящий рядом вертолёт не покачнул лопастями. Он не почувствовал струю, а летящий самолёт почувствовал.
Тут много вопросов, на которые мы не сможем ответить. Поэтому маловероятно, что самоль пострадал от спутной струи от вертолёта, пролетевшего полминуты назад.
 
Вадим, а как тогда ты объясняешь происходящее в этом ролике?
Этот ролик не полный. Он начинается с того, что вертолёт уже летит. Где он взлетел и когда? Мы видим, что полёт и вертолёта, и самолёта происходил вдоль ВПП. Почему самолёт начал переворачиваться в данном конкретном месте? Если вертолёт взлетел раньше и пролетел некоторое расстояние, почему самолёт не перевернулся раньше, когда влетел в спутную струю?
Сама по себе спутная струя не стоит на месте, она расползается в стороны. Мы видим, что стоящий рядом вертолёт не покачнул лопастями. Он не почувствовал струю, а летящий самолёт почувствовал.
Тут много вопросов, на которые мы не сможем ответить. Поэтому маловероятно, что самоль пострадал от спутной струи от вертолёта, пролетевшего полминуты назад.

нет слов. Вы на теорию ходили или так научились и летаете?
Рядом вертолет не шевельнулся... рядом это в 80 метрах? самолет сразу не перевернуло... а какого его перевернет если он по глиссаде снижался пока не нашел остатки спутки?

Блин в чем тут сомниватся? Ну смешно просто читать такие раздумия от человека который просто априори не может так ставить вопрос, если он конечно понимает физику процесса.

Простите если резко, еще на первый комент в таком духе хотел ответить, но Ваш оказался ближе.
 
Спутный след - страшная сила.И чем больше(тяжелее),  впереди летящее,ВС тем больше должен быть временной интервал для более меньшего(легкого),летящего за ним.НПП-ГА
Ми-6 зашел на полосу на посадку(по самолетному),прошло 3-5 мин.и зашел на посадку АН-2 - с высоты около 10-15 м.он просто вертикально рухнул на полосу.После этого случая все вертикальные садились только после АН-2.
 
Назад
Вверх