Опасность спутного следа

Ну смешно просто читать такие раздумия от человека который просто априори не может так ставить вопрос, если он конечно понимает физику процесса.
Раздумья ещё никому не помешали. В пользу спутки говорит то, что вертолёт летит довольно высоко над землёй, и земля не может её быстро рассеять. Также вертолёт, видимо, летит не вдоль ВПП, а пересекает её под углом. Поэтому самолёт пересёк её внезапно. Обратим внимание на то, что самолёт вошёл в левый крен, а не в правый. Спутная струя вертолёта представляет собой тороидальный вихрь. Снаружи вихрь имеет восходящий поток, а внутри - нисходящий. Поэтому, если вертолёт пересёк ВПП под острым углом справа налево, то очевидно, что восходящая часть спутки сначала поднимет правое крыло.
Это соображения в пользу спутки.
 
Вот интересно было бы знать, про спутную струю от вертолёта, Вы из теории или из практики знаете.
Вы стояли под вертолётом, когда он висит на 20 метрах или на 50 метрах? Или стояли на земле, когда вертолёт пролетает над Вами? Если нет, то обязательно попробуйте. На всю жизнь запомните свои ощущения и потом всё другим сможете написать. Про парусность самолёта тоже не забывайте.
 
Я как-то в молодости своей аэроклубовской на маршруте при пересечении коридора МВЛ 2-й категории на ЯК-12М по своей неосмотрительности и бесшабашности попал в струю от проходившего надо мною с подвеской МИ-4.

За три-четыре секунды потерял 150 м высоты и "выпарил" над ёлками на высоте менее 10 м. Мне этого на всю жизнь хватило, чтобы не спорить, а держаться от вертикальных подальше...
 
Вадим, а как тогда ты объясняешь происходящее в этом ролике?
Этот ролик не полный. Он начинается с того, что вертолёт уже летит. Где он взлетел и когда? Мы видим, что полёт и вертолёта, и самолёта происходил вдоль ВПП. Почему самолёт начал переворачиваться в данном конкретном месте? Если вертолёт взлетел раньше и пролетел некоторое расстояние, почему самолёт не перевернулся раньше, когда влетел в спутную струю?
Сама по себе спутная струя не стоит на месте, она расползается в стороны. Мы видим, что стоящий рядом вертолёт не покачнул лопастями. Он не почувствовал струю, а летящий самолёт почувствовал.
Тут много вопросов, на которые мы не сможем ответить. Поэтому маловероятно, что самоль пострадал от спутной струи от вертолёта, пролетевшего полминуты назад.
Я тоже не думаю, что авария произошла от спутки. После крушения образовалась пыль. Она слегка передвигается. Где спутка?
 
Одно крыло в восходящем потоке, другое в нисходящем (заворачивает мама не горюй).
На видео не видно ест-ли ветер, возможно есть и вдоль полосы с небольшим сдвигом.
 
Мужики.
Я много раз крутил этот ролик и пришел к выводу, что пилот самолёта никуда не попадал(в спутку).
Я думаю, что сделал не удачную попытку уйти от столкновения с чем-то. С момента пролёта вертолёта и появления самолёта, проходит по моим скромным подсчетам, около 10 сек. Наверно всё таки вертолет решил сесть на полосу, а пилот самолёта проворонил разрешение на посадку. Но тут от увиденного, хотел уйти на второй круг. Потеря мгновенно скорости, наверняка задрав руль высоты.
Срыв в штопор. Название самого ролика, привело всех к обсуждению. Заявляю, что это, не спутка 100%.
 
Думаю, что спутка могла создать начальный крен. А вот авария уже произошла от неправильных действий/недоученности/испуга. Продолжительный выход на такие углы и потеря скорости объясняется, наверное, этим. Хотя, с версией попытки ухода на 2й - тоже согласен
 
Думаю, что спутка могла создать начальный крен. А вот авария уже произошла от неправильных действий/недоученности/испуга. Продолжительный выход на такие углы и потеря скорости объясняется, наверное, этим. Хотя, с версией попытки ухода на 2й - тоже согласен
По опыту сказать, в момент попадания в спутку происходит довольно резкий ударный момент на консоли. Самолёт на видео похоже действительно исполняет нечто вроде ухода с набором высоты. Может от резкой дачи газа мотор обрезало? Соответственно, потеря скорости при уже приличном тангаже и сваливание на крыло.
 
Если учитывать скорость самолета при проходе, то для срыва в штопор, а перед этим, потеряв скорость, ему потребуются значительно большие пространственные характеристики и по оси Х и У. Здесь налицо, по-моему влияние действительно спутного следа, мощность которого у вертолета, вес которого, по всей видимости 5-7 тонн и скорость полета при разгоне от 20 до 30 м/с, не маленькая, чтобы сделать небольшой самолет неуправляемым.
При имитации атак таких самолетов, как Ту-16, при попадании в спутный след, неуправляемый истребитель сыпался с 7000 м до 3000-1500м.
У любого РП, на рабочем месте должна быть таблица минимальных интервалов взлета и посадки воздушных судов, в зависимости от типа (категории) ЛА.
 
На мой взгляд, нет ни тени сомненья, что причина этой тяжелейшей аварии (а скорее всего катастрофы), стал спутный след взлетевшего вертолёта. Эту ситуацию, только после взлёта, я имел удовольствие пережить много лет назад. Условия: выруливаю на полосу на лёгкомоторном самолёте, передо мной, с полосы (метров триста впереди)  взлетает МИ-8 и, разгоняясь уходит с набором влево. Секунд через 30 запрашиваю условия для взлёта. Р.П. даёт ветер встречно-боковой справа 1-2м/сек. Направление ветра предполагает снос спутной струи от вертолёта будет влево от курса взлёта. Полагая, что это соображение бесспорно, и к моменту отрыва всю "аэродинамическую помойку" снесёт с полосы, примерно через 45-50 сек после взлёта вертушки начинаю разбег.  В процессе разбега понимаю, что ветер скорее попутный нежели встречный - самолётик  разбегается долго лениво наращивая скорость, но поскольку впереди ещё километры бетона меня это не настораживает. наконец отрыв и переход в набор курсом взлёта. На высоте 50 метров мощный рывок кладёт машину на правый бок (точно как на видео) и самолёт начинает падать. Что произошло я понял мгновенно,  на отклонение элеронов и Р.Н. реакция ноль.  Интуитивно понимая, что движение из неуправляемого может перейти в штопорное удерживал руль высоты около нейтрали, глядя на точку, куда должен был упасть самолёт. Всё продолжалось не более 4-5секунд. И вдруг он послушался, ответив на отклонённые рули и, ещё продолжая скользить на правое крыло, стал быстро уменьшать крен,а на высоте около пяти метров перешёл таки в горизонтальный полёт. Обошлось.  Основная моя ошибка состояла в том, что вместо того, чтобы выдержать интервал по времени не менее 2-3х минут я положился на озвученное Р.П. направление ветра, игнорируя тот простой факт, что слабый ветер может быть неустойчив по направлению и у земли, а тем паче имеет право менять направление даже с небольшим изменением высоты.  Я не претендую на истину в последней инстанции, но исходя из своего опыта, полагаю, что спутная струя от вертушки в определённых условиях мощнее и коварнее чем от самолёта (при равных массах, естественно). Что же касается  видео, думаю, что после начала валёжки у пилота шансов благополучно выйти из этой ситуации не было.
 
Ребята, почитайте DOC 4444 ИКАО, вот выдержка
4.9.1.2 В режиме висения или при рулении по воздуху вертолеты должны находиться на значительном
расстоянии от легких воздушных судов.
Примечание 1. При выполнении полета вертолеты образуют вихри, и имеются данные о том, что в расчете на каждый килограмм общей массы образуемые ими вихри являются более интенсивными, чем у воздушных судов с
неподвижным крылом.
Читайте еще п.5.8.3 http://utc-aviator.com/pdf/4444_cons_ru.pdf
 
Вот, нашел http://dead-city.ru/transport/id_1963/ Як-40 и Ми-6
http://gruzdoff.ru/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B0_%D0%AF%D0%BA-40_%D0%B2_%D0%A2%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B5_(1987)
Як-40 и Ил-76
 
Вертолеты - страшная сила, на себе испытал. http://www.youtube.com/watch?v=jLhnk4c5meo  на 8:03 вертолет пролетел где-то в 300 м. Хоть в фильме не очень видно, но тряхнуло очень здорово, особенно когда не ожидал, причем два раза на 8:19 и 8:30 с.
 
Тут http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1389191873 тоже, было обсуждения про спутку, может кому пригодиться.🙂  МЛМ опасность очень велика. 
 
Меня (и ещё 3х человек) спутка, в каком-то смысле, спасла. В Мчк образца 2003г, из-за большого траффика, была добрая традиция занимать исполнительный по двое. Например, с середины взлетает Ан-2, а в это время, позади, уже стоит какой-нибудь совсем мелкий. У меня был тогда контрольный на Як-52. Мы встали в начало полосы, а впереди взлетала тэшка. Она уходила от 1го в зону, поэтому мы пошли с задержкой всего секунд 10. Как на зло, сразу после взлёта у нас заклинило РУД на максимале (погнуло тягу). От такой неожиданности коэффициент моего обалдения превысил 9000% - это был мой всего-лишь 2й тип (и 1й "ручечный"), на котором я налетал на тот момент аж 2ч. Силушкой Ильи Муромца я долго пытался молча отломить рычаг. Инструктор осознал это не сразу, поскольку я молчал как партизан. Затем я всё-таки доложил ситуацию и обязанности борца с РУДом принял на себя специально обученный человек. Я-же - вместо того, чтобы держать направление и высоту (как наивно рассуждал он в задней кабине) - продолжал помогать в неравной борьбе, лишь немного следя периферийным зрением за скоростью и креном. А скорость всё росла. Вдруг начало немилосердно колдыбасить. Я перевёл взгляд вперёд и... Помните "Красотку Мемфиса" - тот момент, когда она пробивает облачность и влезает под другой борт? Вот почти так-же оно и выглядело.  Не тряхни нас вовремя - ещё секунд 5 и всё  😱

З.Ы. А РУД мы так и не победили. Пришлось играть в Як-52 Glider Edition 😉
 
Таким образом при горизонтальном полёте неподалёку от вертолёта, ВС следует идти хотя бы немного выше чем вертолёт, это будет гарантией не попадания в его спутку, если ветер дует в вашу сторону.

Я прав?
 
Совершенно верно,   с превышением. Не зря, для исключения попадания в спутный след, при выполнении групповых полетов на малых высотах все ведомые должны следовать с небольшим превышением, относительно впереди летящего самолета.
 
Назад
Вверх