От начинающего дельталетчика

ВетроЭд

пересел на паралет
Почему-то только сегодня увидел, что здесь на форуме есть такой замечательный раздел для общения новичков. А я как раз новичек и ученик. Поэтому вопросов еще масса, но об этом позже. Сначала хочу рассказать как проходило мое обучение, потому что уже не раз здесь встретил желающих самому себя обучить и поднять в небо.
Я, немного освоив параплан, и получив небольшую травму ноги, с сожалением оставлял этот красивый спорт. И чтоб не оставаться без Неба, да и благодаря брату, совершил свой первый полет на дельталете. Брат немного раньше меня нашел инструктора Евгения Николаевича Колесниченко (Женю) и стал его учеником. Полтора месяца спустя и я стал его учеником. Не буду здесь описывать эмоции, но хочется сказать буквально с первого полета я увидел, что управлять дельталетом еще как сложно! Я держался со второго сиденья за "рога", и мы летели не куда хотелось, а куда несло. Я пытался направлять на указанную цель или хотя бы просто лететь по прямой, а выходила трехмерная синусоида. Крыло дергало из стороны в сторону, трапеция тоже ни как не хотела слушаться моей воли. При этом высоты я совершенно не боялся, лишь бы не заставить весь аппарат падать. Перед посадкой Женя взял трапецию и в его руках аппарат стал послушным... Так происходило еще много раз. Когда стало получаться управлять, мы стали летать в легкую утреннюю или вечернюю болтанку. Признаюсь, я имею около 10 часов налета, но до сих пор сам добровольно в болтанку не полечу! Потрясти может и в казалось бы абсолютном "молоке", когда на земле ни ветра, ни прогрева, и этого мне пока хватает. Ну продолжу. Проучившись еще месяц (а брат - два), мы купили себе, как нам казалось, самый совершенный аппарат - Аэрос с двигателем Сузуки G16. Красавец, он отлично смотрится, фирма сама говорит за себя, предел мечтаний!!! Но после первого же полета Жени на нем, пришло разочарование - аппарат тяжелый и совершенно не учебный. Его вес с крылом и без пассажиров больше 270 кг. Вердикт инструктора был такой - продавайте и покупайте себе легкий аппарат. Посыпаю голову пеплом, но скажу, что продавать его мы даже не собирались и не собираемся сейчас. Ну а дальше произошло вот что. Брат при Жене и по его рекомендациям пролетел сам, потом со мной, ну и как бы подстроился под особенности тяжелого дельталета. А потом мы уже у себя дома выехали полетать самостоятельно. И если первый взлет прошел хорошо, то второй раз едва взлетев, описав "капельку" мы тут же зашли на посадку. Мало того, трапецию на развороте он передал мне и я с заднего сиденья заходил на посадку. Всё произошло быстро - оставалось метров пять, мы шли прямо и тут вместо попадания на полосу нас повернуло градусов на двадцать и мы вылетели на маленькую березку, стукнули ее крылом, что еще больше завернуло аппарат и на огромной скорости коснулись земли. Пробег был коротким, кувырок на кочке, в спину бьет пилон, а в грудь шлем брата. Лежим в аппарате на боку, на ногу льется бензин, а я пытаюсь дышать. И еще очень хочется что-то крикнуть брату про зажигание, про то что его надо выключить. Мы живы, отстегиваю ремни (за них огромная благодарность конструкторам Аэроса), выползаю, иду несколько шагов, бросаю шлем в траву... В общем пролежал я в больнице месяц - компрессионный перелом позвоночника. Видимо еще в легкой форме. У брата ни царапинки, вернее ушибы были, но хоть без травм. Дельтик потихоньку к зиме восстановили, крыло купили новое. Только недавно поняли что тогда произошло - мы влетели в собственную спутку! По началу думали, что это тяжесть аппарата не дала с малой высоты выстроить глиссаду.
Сейчас поставили крыло Стрейнжер немного б/у, лыжи и вновь пробуем летать. В полете трапецию тянет вперед. Узел крепления переместили на самую переднюю центровку, дальше если только сверлить, но можно ли? Трапецию на взлете лишь слегка подаю вперед, до переднего пилона еще сантиметров 20, а дальше полет с поджатой ручкой, которую с небольшим усилием тянет вперед. На посадке с инструктором пробовали на небольшой высоте отдать ручку вперед, куда просится, но при этом крыло начинает срывать (так сказал Женя, я сидел сзади и слышал необычный звук или даже легкую дрожь). Я просто еще не знаю срывные режимы, что при этом происходит на трапеции, да и с самим аппаратом. Хотя сам аппарат просто быстрее обычного встретился с землей тогда (точнее со снегом). В общем летать на своем тяжеленьком Аэросе еще страшновато, особенно посадка. Делаю так - ручку полностью к себе и слегка сбрасываю обороты, перед землей добавляю их и трапецию на половину толкаю от себя, до переднего пилона опять сантиметров 20 остается. Всё-равно получается грубовато и не точно, ладно озеро замерзшее, садись хоть куда. Ну и если не дай Бог двигатель заглохнет, скорость набрать боюсь живот не позволит. Вот как-то надо теперь это отрегулировать всё, может трапецию сделать изогнутую вперед, чтоб тросики пока не трогать?
Большой рассказ-вопрос получился. Жду ответов.
 
Где вы это чудо купили и у кого. Аэрос не  делает мотодельты двигателем Сузуки G16у. http://www.aeros.com.ua/structure/trike/complaer2_ru.phpДлины пилонов могут быть другие. Вопрос второй какое было крыло и где и у кого куплено.
Сейчас поставили крыло Стрейнжер немного б/у,
Если это серийный аппарат. на килевой должна быть бирка с номером, годом выпуска и хар-ками. Под передним капотиком должен быть тоже номер написаный обычно ручкой.
Если этого нет то это типа стренжер и типа аэрос.
Как лечить. Самостоятельно можно проверить некоторые параметры у телеги и крыла.  Нужно вывесить телегу с нагрузкой и посмотреть ее положение относительно горизонта. Переднее колесо должно быть выше на 100-150мм. Крыло. Навесить крыло на телегу. Сесть на место пилота. Поставить крыло примерно 15-20гр. к горизонту. Положение трапеции должно быть где-то посередине между грудью и передним подкосом. Если нет, то вероятно ее положение менялось переделкой тросов.
Настройкой параметров крыла без определенного опыта и знаний заниматься очень опасно. И обращение к специалистам даже за 1000км это наиболее дешевый и безопасный способ.
 
Спасибо Пух! Да, действительно Аэрос не выпускает комплектацию с Сузуки, но покупалось на Украине, у опытного пилота, пролетели с ним и купили. Кстати, в ангаре, где мы покупали  еще стояли дельталеты Аэрос с Сузуками и Хондами. Пилоны мы уже сами дома подгоняли. При взлете тележка как бы выпрыгивала вперед и летела с задранным носом. Скорость показывал около 60 км. Евгений сказал, что это очень плохо и мы решили его вывесить. Переднее колесо при загрузке мной(90 кг) было на 40 см выше задних. Как и что регулировать не нашли. Сделали следующее: удлинили подкос на 17 см подходящей трубой снизу. Пилон с узлом крепления крыла ушел немного назад. Пересверлили одно из нижнихотверстий его крепления к раме. После этого аппарат со мной показал превышение переднего колеса 12 см. Трапеция тоже ушла вверх(!) и в полете на руки стала постоянная нагрузка килограмм 10 вперед. Сдвинули узел подвески по килевой трубе на одно деление вперед - нагрузка на руки стала поменьше, но все-равно осталась. Я списался с инженером Аэроса, он сказал что наши манипуляции чрезмерны - подкос на его аппарате с Сузукой удлинен всего на 4 см. В данный момент мы обратно уменьшили удлинение подкоса до 6 см и больше не вывешивали. Да, крыло теперь уже другое, модель как и прежнее Стрейнжер, 14,7 кв.м., только чуть старее бывшего. Чтобы не менять размеры тросов подумываем про выгнутую трапецию, я писал выше. Про 15-20 градусов понял, на полетах сфотографирую и проверю. Чего ожидать, если просверлить еще отверстие и сместить узел еще вперед? Вроде как фокус крыла в полете должен находится немного сзади, хочется надеяться что ручка уравновесится в полете, вот опять же скорость полета/посадки еще возрастет, что для меня не есть гуд.
 
Совет такой,ничего не делайте самостоятельно без опытного человека.Попросите в конце концов того же Евгения,есть ребята толковые в Заречном.Сам бы помог, да только живу не совсем рядом.
Сами вы только наломаете дров или аппарат  после вас  не смогут  нормально уже сделать...
P.S По моему на новом(старом) крыле  у вас задняя центровка,но это только из ваших публикаций.
 
По тележке все делали в правильном направлении.  Только похоже резать надо два пилона. Попробуйте сделать так . Сделайте временный передний пилон .Вывесте телегу с полной нагрузкой и длинной передеднего пилона сделайте правильное растояние под передним колесом. Далее замерьте длины переднего заднего пилона и расстояние между точками нижнего крепления переднего и заднего пилона. Нарисуйте в маштабе этот треугольник. Далее замерьте перпендикулярно длинну от планки трапеции до точки подвеса телеги. Нарисуйте на рисунке эту длинну. Далее найдите точку правильного(удобного) расположения трапеции и отложите обратно длинну перпендикуляра. Вы получите высоту подвеса телеги. Сместите эту точку на вертикальную ось от старой точки подвеса телеги. Померяйте стороны получившегося треугольника это длины ваших пилонов. Но здесь есть засада со стороны винта . Растояния должно быть 100мм как минимум в любом положении крыла.
По крылу. Нужно тщательно проверить симметрию и наличие деформаций  на каркасе крыла (консоли, килевая и носовой узе , боковые узлы). Лучше это делать без паруса. Далее проверить по плазам профили лат. Латы дожны быть симметричны и соответствовать профилю. Далее натяжка паруса по консолям. Стандарная натяжка 20мм по пазу до фиг.шайбы. Натяжка поперечины 1или 2отв. По центровке. Прежде чем сверлить дополнительные отверстия в килевой нужно найти причину почему ушла центровка. Стандартные три положения это примерно 65, 75, 85 км/ч. И если она у вас ушла значить на то есть причина. Ее и надо искать.
 
Прочитал...
Ну вы блин даёте! (с)
Ни с кем не посоветовавшись взяли и купили аппарат не такой на котором учились. Да еще и полусамодельный!

Далее, не имея достаточных навыков начали летать без инструктора.
Неужели инструктор вам не рассказывал про спутку?!
Она в тихую погоду может "жить" до 5 минут!!!

Вообще то я удивлен описание поведения тяжёлого аппарата попавшего в спутку. Я честно говоря думал, что на тяжёлый все атмосферные возмущения действуют меньше. Я думал он летит как утюг и его хрен чем сбить с траектории. А вона как оказывается просто, о первую же березу!!!
Может все таки виноват не вес аппарата, а недостаток опыта пилота? :-?
Хозяева тяжеловесов ау! Можете прокомментировать эту историю?

А теперь ты пишешь, что предстоит вторая серия по доводке до ума другого крыла. И охота тебе за свои же деньги так трахаться? Сколько ты за него заплатил? Может его тебе задаром отдали? Или ты садомазохист 😉

Дааа, выходит мне несказанно повезло, что у меня Грач.
Это настолько предсказуемое крыло, что создается впечатление, будто на нем можно все.  😀
Никакие спутки и болтанки не мешают пилотировать.
Трапеция гуляет как ей хочется, я ей особо не мешаю, только придерживаю чтобы не сильно шалила  😉
При этом общее направление полета остается под контролем.

@ ВетроЭд
Показываю тебе (остальные уже видели)
http://www.youtube.com/user/deltaangar#p/u/44/pwchnmqmEQ0
вааще никаких проблем с посадкой!

Дружище надо вдумчивее подходить к покупке аппарата.
И учиться надо не с братом, а с инструктором.
Чё братан то говорит про березу? Чё он не вмешался в процесс неудачной посадки? С первого то кресла неужели нельзя было исправить ситуацию?
Да тупо дал бы полный газ и ушли бы на второй круг.
 
Колесниченко тебе сказал продавай...ты не послушал...дальше ответственность на тебе...Е.Н.старый орёл,он много видел и много знает и ему не надо вставать с дивана,чтоб узнать,что там за углом...
 
У нас летает Стрейнджер с 1997г,налёт более 700 часов,на АХР лет 6 был...Так вот на нём просверлили отверстие,потому как общивка старая потянулась,шаг отверстий там по моему где то 20 мм,усиление должно хватить,но всёж сделайте вначале то что вам посоветовали.
И ещё,попадал и неоднократно в спутный след как свой так и в чужой,при опыте не критично,если знаешь что можешь попасть то скорость немного увеличиваю,на  взлёте+посадке-чревато!!!На показухах изредка  такое случается  🙁.....
Ещё вопрос,откуда  у вас 270 кг взялось? Комплектацию  аппарата можно?.
 
Спасибо, читаю, рисую чтоб понять.
найдите точку правильного(удобного) расположения трапеции и отложите обратно длинну перпендикуляра

отложить через полученную новую точку подвеса? Ответить можно через ЛС. Понять хочу, но делать сам пока опыта не наберусь не буду. Обсудим с инструктором.

я удивлен описание поведения тяжёлого аппарата попавшего в спутку
Ну вот так! Спутка и за парапланом и за Боингом есть, от размеров и скорости зависит. Мы же влетели в собственную (от тяжелого дельталета) примерно через 30-40 секунд: взлет, разворот и посадка в обратном направлении. Был безветренный вечер.
Показываю тебе (остальные уже видели) 
мне очень нравятся ваши полеты, смотрел не раз.

сказал продавай...ты не послушал...дальше ответственность на тебе
совершенно согласен. Исхожу из того, что даже самый безопасный учебный аппарат будет очень опасен без соответствующего обучения!

откудау вас 270 кг взялось? Комплектацию аппарата можно?
Взвешивали когда везли, двигатель при этом снимали. Получилось: сам аппарат без двигателя с пустым баком 110 кг, крыло 50 кг, двигатель 110 кг.

Скорость на посадке точно не скажу какая, зимой что-то стал не то показывать прибор, зашкаливает уже при взлете. При заходе на посадку подбираю по тахометру обороты в районе 3000 и на них сажусь, перед самой землей еще поддав газку для выравнивания.
 
откудау вас 270 кг взялось? Комплектацию аппарата можно?
Взвешивали когда везли, двигатель при этом снимали. Получилось: сам аппарат без двигателя с пустым баком 110 кг, крыло 50 кг, двигатель 110 кг. 

Не буду показывать пальцем 😉
но если взвесить крыло одного уважаемого производителя, то результат не сойдется с паспортными данными :-?
Весы покажут намного больше. 🙁
 
Взвешивали когда везли, двигатель при этом снимали. Получилось: сам аппарат без двигателя с пустым баком 110 кг, крыло 50 кг, двигатель 110 кг.

Дааааа,ни разу не встречал ещё телегу весом 110кг без двигателя 😱.....
 
При заходе на посадку подбираю по тахометру обороты в районе 3000 и на них сажусь, перед самой землей еще поддав газку для выравнивания. 
По какой глисаде заходите на посадку по крутой или по полгой,с дотягиванием движком?
 
По какой глисаде заходите на посадку по крутой или по полгой,с дотягиванием движком? 

Дык скорее по пологой, и трапеция "у помидоров" и скорость страшно ниже сбросить, ну не знаю я еще, что такое срыв потока и как оно. Вообще про второй режим почитал и ролики посмотрел, сцыкотно!
 
По какой глисаде заходите на посадку по крутой или по полгой,с дотягиванием движком? 

Дык скорее по пологой, и трапеция "у помидоров" и скорость страшно ниже сбросить, ну не знаю я еще, что такое срыв потока и как оно. Вообще про второй режим почитал и ролики посмотрел, сцыкотно! 
Пологой траекторию не назавёшь- когда ручка на "помидорах",у меня например в одноместном варианте; -5м\с и скорость 85-90км\ч,куда ещё подгазовывать на выравнивании?  Вдвоём могу  и -7-8 м\с развить,скорость до 100 км\ч.....причём в обеих случаях -  стоит малый газ.
 
Пологая траектория -это когда устанавливаешь определённую скорость снижения например -1;-2м\с вот и подходишь к земле а перед землёй добавляешь режим на движке или отдаешь ручку ,чтобы уменьшить скорость снижения до 0, ну и потом само выравнивание со сбросом оборотов и  отдачей ручки 😉.
Крутая траектория- сброс оборотов до минимальных,ручка на помидоры и так  до высоты выравнивания.
 
-1;-2м\с вот и подходишь к земле а перед землёй добавляешь режим на движке чтобы уменьшить скорость снижения до 0,
Это на тяжёлых аппаратах так надо садиться?
А если движок чихнет в этот момент?

Я этим летом освоил такой способ посадки - подхожу к полосе на высоте 50м. , за 100м. до торца полосы беру трапецию к животу, как следствие проваливаюсь на 45 - 48м, скорость естественно возрастает и дальше уже по мере снижения скорости постепенно отдаю трапецию до упора в подкос. Касание происходит на скорости около 60 км/ч. при вертикальной почти 0.
Самое интересное, что ловить момент выхода из пикирования не надо.
Набрав горизонтальную скорость аппарат сам уменьшает вертикальную и мне остается лишь плавно отдавать трапецию не давая ему коснуться ВПП пока скорость не упадет до 60ти.
Этот способ хорош тем, что исключает возможные проблемы из за отказа мотора на глиссаде и перед выравниванием.
Но нужен либо хороший подход к ВПП либо длинная ВПП (метров 300).

А подходя к ВПП "на моторе" у меня был рекорд пробега (после касания на торце) всего 40м. Но опять же нужен хороший подход к ВПП.
 
-1;-2мс вот и подходишь к земле а перед землёй добавляешь режим на движке чтобы уменьшить скорость снижения до 0,
Это на тяжёлых аппаратах так надо садиться?
На разных 🙂 речь об траекториях, я же написал-НАПРИМЕР.
Варианты разные есть,по газу,отдаче ручки, а также совместые действия обеими органами управления.
На тяжелых я бы заходил с большей скоростью ,тоесть с прибранной ручкой и до -5м\с....Тоесть по крутой траектории.Сдвиг ветра у земли на нём скажется более негативнее,потому и скорость не помешает 😉
 
Я тоже стараюсь запасаться скоростью, приживая ручку. А так - контроль скорости по приборам (потому что на глаз ее определять пока опыта не хватает), и можно плюс-минус играться. Так получилось крайни раз, который я в ЖЖ описывал, когда попал под нисходящую часть ротора от леса на 3-м и 4-м.
 
Большой рассказ-вопрос получился. Жду ответов.

Ответ тут один - прекратить полеты и искать кого нить кто знает это крыло, пускай облетают апарат, отрегулируют крыло и покажут что с ним делать, не стоит ставить эксперементы над собственной жизнью на ровном месте, если конечно все происходит так как Вы описали.
 
Ответ тут один - прекратить полеты и искать кого нить кто знает это крыло
Пусть это будет ключевой фразой! Я во всяком случае уже согласен благодаря всем ответившим и здесь и через ЛС. Спасибо друзья!
Тему можно не закрывать. Есть разные способы посадок, я слышал что у тяжелого аппарата часто применяют "по-самолетному". Это по пологой глиссаде значит?
 
Назад
Вверх