Парение в облаках

Дим Димыч

Я люблю летать!
Откуда
г. Смоленск
Уважаемый коллеги. Давно хочу создать тему про парение в облаках. Сам летаю в облака довольно давно, и чем больше летаю, тем больше понимаю что я про такие полеты ничего не знаю. Давайте делится опытом и знаниями по этому вопросу. Ну например первый вопрос - насколько опасно облединение в кучевых облаках. Судя по по литературе, облединение в кучевых облаках совсем безобидная вещь. Ни один автор книг по планеризму не предупреждает о такой опасности, а только констатирует факт - что такое бывает. Однако я сам обычно выскакиваю из облака как только фонарь начинает покрываться инеем. Может и не обязательно так спешить? Ну еще кучу других вопросов имею. Думаю в процессе общения их то же здесь обсудим. Может у кого-то свои вопросы имеются. То же поделимся чем можем. А то скоро сезон. Парение начнется. И облака тут как тут...
 
была тут такая тема
там ещё кто-то рассказ хороший написал про бабу с косой
 
Я бы не стал с этим экспериментироваь. По крайней мере если у Вас на планере стоят пилотажные приборы позваляющие летать в облаках и воздушные тормоза позволяющея при полном потере управления не разогнаться свыше максимальной скорости.
 
Здравый смысл подсказывает, что если появился иней, то т-ра ниже нуля. Опыт говорит о том, что в облаке, где влажность предельно высока и равна 100%, обледенение начинается сразу при минусовой т-ре и происходит стремительно. На борту должен быть термометр, показывающий т-ру воздуха за бортом. Как только она приблизится к 0, пора делать ноги (крылья, рвать когти, драпать и пр.). За пределами облака обледенения может и не быть.
 
Здравый смысл подсказывает, что если появился иней, то т-ра ниже нуля. Опыт говорит о том, что в облаке, где влажность предельно высока и равна 100%, обледенение начинается сразу при минусовой т-ре и происходит стремительно. На борту должен быть термометр, показывающий т-ру воздуха за бортом. Как только она приблизится к 0, пора делать ноги (крылья, рвать когти, драпать и пр.). За пределами облака обледенения может и не быть.
Я то же так думал. Однако многие опытные планеристы утверждают, что в кучевых облаках облединение не достигает опасного уровня. Даже в старых книгах по планеризму облединением не пугают, а описывают это явление как неприятную особенность и все. Например в книгах Гончаренко такие наблюдения встречаются. Опытный планерист старой закалки - Евгений Прокопенко мне советовал нарисовать на кромке крыла черные полосы возле центроплана и возле законцовки. И как только черные полосы исчезают, так и удирать из облака. Причем в разных облаках первыми исчезают то близкие полоски, то дальние.  Прокопенко летал в средней Азии, там облака повыше образуются да и влажность поменьше. Я так и сделал, отлетал сезон, ни разу не видел что бы они пропали, хотя иней на фонаре наблюдал многократно. Правда выше 4000 пока не залезал - град пугает. Как начнет по фонарю молотить кусками льда, так тут уж не до облединения, как бы фонарь не вынесло. Тут мне без облединения ясно что пора удирать. Ну кончно летаю с авиагоризонтом штатным Бланиковским LUN-ном. Много раз приходилось попадать в такие ситуации когда без авиагоризонта потерял бы планер, а может и голову.
 
всем безобидная вещь. Ни один автор книг по планеризму не предупреждает о такой опасности

Да потому-что не один планерист не "полезет" в облако, тем более кучевое и особенно при минусовой температуре. А летом с виду безобидная "кучёвка" может в короткое время перерости в грозовое.

У меня несколько лет назад при полёте на Лак-12 по-маршруту попалосьна вид "безобидное" кучевое облако. Оно находилось прямо по курсу полёта. Но т.к. я уже подходил к месту посадки и высота меня была с запасом. Я решил проскочить под ним. Как только я оказалься все потемнело, запахло Азоном и меня стало со "страшной" силой тянуть вверх. Вариометры почи начали зашкаливать. Тогда поняв, что я скоро очучусь внутри грозового облака, опустил нос планера начал пикировать. Стрелка УС начала подходить к касной зоне когда наконец Вариометры устанвились в "0". Когда я выскочил из поднего и начал строить заход. То увидел, что это "облачко" превратилось в громадную грозавую тучу с верхужкой тысяч десять, под ней стяли "столбы" ливневых осадков и сверкали молнии.

Было это летом и на этом красавце:
 

Вложения

  • Lak-12_003__Large___Large__001.JPG
    Lak-12_003__Large___Large__001.JPG
    135,8 КБ · Просмотры: 189
  • Lak-12_002__Large___Large_.JPG
    Lak-12_002__Large___Large_.JPG
    140,2 КБ · Просмотры: 190
Я бы не стал с этим экспериментироваь. По крайней мере если у Вас на планере стоят пилотажные приборы позваляющие летать в облаках и воздушные тормоза позволяющея при полном потере управления не разогнаться свыше максимальной скорости.
Кстати, насчет потери управления. Мой инструктор, Масленников Алексей Васильевич еще в 1970 году рекомендовал мне при попадании в непонятную ситуацию в облаке ставить рули на ввод в штопор. Говорит, как из облака вывалишься в штопоре, тут уж и сориентируешься. Ни разу не пробовал, так как еще не попадал в ситуацию когда не понимаю что со мной происходит. Хотя иногда приходилось выкручиваться из ситуаций, когда крен 90 градусов а скорость 0!
 
всем безобидная вещь. Ни один автор книг по планеризму не предупреждает о такой опасности

Да потому-что не один планерист не "полезет" в облако, тем более кучевое и особенно при минусовой температуре. А летом с виду безобидная "кучёвка" может в короткое время перерости в грозовое.

Было это летом и на этом красавце:
Да, красавец! Ну, а я как раз принадлежу к тем планеристам, кто с удовольствием лезет в облако, если оно меня принимает. Конечно грозовые обхожу стороной. Хотя был случай в 19 часов вечера выскочил из облака на высоте 4000 метров из-за града, отошел от него километров на 5, смотрю, за спиной гроза полыхает! Ну град помог в данном случае. Когда в облако заходил ничего не предвещало грозы - обычное мощное кучевое облако, дожившее до вечера. Ни одного термика, а вокруг голубое небо. Кстати, скорость набора в облаке была чуть больше 10 м/с, ровный без рывков и качаний восходящий поток по центру облака. Отцепился на 600. Под облаком 1 -1,5 м/с до самой нижней кромки  - 900 метров. Скорость начала расти когда высота к 2000 приблизилась. Само облако диаметром не больше километра. Пока в нем барахтался - подрасло но не намного. Выходил - вокруг все чисто, ни единого облачка.
 
Ну, а я как раз принадлежу к тем планеристам, кто с удовольствием лезет в облако

У меня инструктором был Англичанин(на фото он стоит перед Лаком) он всю жизнь летал на планерах в Англии. Так он мне рассказывал, что они тоже заходили в облака что-бы набрать больше высоты(наверное у них облачность ниже в основном). Но у них на планерах было установлено адекватное пилотажное оборудование. Но самое главное хорошие воздушные тормоза(как на пикирующих бомбардировщиках). Что при потере управления в облаке   они просто их выпускали и давали планеру просто "вываливаться" из облака где они могли восстановить управление над ним! Спойлеры Бланика(и не только) на это не способны.
 
Ну, а я как раз принадлежу к тем планеристам, кто с удовольствием лезет в облако

У меня инструктором был Англичанин(на фото он стоит перед Лаком) он всю жизнь летал на планерах в Англии. Так он мне рассказывал, что они тоже заходили в облака что-бы набрать больше высоты(наверное у них облачность ниже в основном). Но у них на планерах было установлено адекватное пилотажное оборудование. Но самое главное хорошие воздушные тормоза(как на пикирующих бомбардировщиках). Что при потере управления в облаке   они просто их выпускали и давали планеру просто "вываливаться" из облака где они могли восстановить управление над ним! Спойлеры Бланика(и не только) на это не способны.
Это правда. Интерцепторы на Бланике не сильно спасут если пикируешь. Но Бланик сам в пикирование не переходит, а если его туда ввести, то быстро сам выходит. Но тут еще и от пилота зависит. Приходится все время контролировать свое положение и  своевременно парировать возникающие ситуации. Например, я заметил что в кучевых облаках часто планер задирает нос вверх градусов аж на 40. При этом, на удивление, скорость не падает, а даже может увеличиваться первых несколько секунд. Иногда скорость сама по себе начинает неожиданно стремительно расти, хотя вроде летишь в горизонте. Тут уж самому приходится нос задирать, что бы не разогнаться до критической скорости. Кстати какую скорость нельзя в облаке превышать? Я считаю, что в зависимости от максимально возможной перегрузочной способности. Например, для старенького Бланика перегрузка не должна превысить 4-х. Значит скорость должна не превысить удвоенной скорости срыва, т.е. 120 - 130 км/час. Тогда ни при каких обстоятельствах перегрузка даже кратковременно не превысит 4-х, так как С-игрек не даст. Какие бы восходящие потоки не ударили снизу, на крыле только появится срыв потока, но подъемная сила не возрастет более чем в четыре раза. Я этому правилу и следую. Держу скорость в пределах 70 - 80 км/час. Т.е. предельно малой. При выходе из облака не более 90. А иногда и ниже 70 кратковременно приходится держать. Лишь что бы срыва не было. Но и срыв не страшен для Бланика. Он очень быстро набирает скорость, а в штопор сам не валится. Так что не все так страшно. Главное не терять самообладания и все время видеть свое положение в пространстве...
 
Слышал что на закате Советского Союза, в Казанском ДОСААФе, ребятам пришлось парашютами воспользоваться после захода в облако на Бланике.
 
В Англии разрешено летать в облаках, у них другого выбора нет по погоде. В наших краях летать в облаках запрещено. Основная причина не обледенение или потеря ориентировки, а возможнисть встретиться там с теми, кто выполняет полет по приборам под руководством диспетчеров. Поэтому тут первый вопрос будет о какик полетах идет речь? Я так полагаю, что о партизанских, поскольку я сильно сомневаюсь, что в России можно летать в облаках легально. Но даже при партизанских полетах не надо забывать о том, что можно нарваться на очень неприятный сюрприз.

Я предвижу, что сейчас будут объяснения, что мол мы залетаем только в маленькие облака, где наверняка никого нет, да и воздушное движение у нас почти отсутствует и т.д., но все же, не забывайте о том, что вы не одни в небе.
 
Уважаемый коллеги. Давно хочу создать тему про парение в облаках. Сам летаю в облака довольно давно, и чем больше летаю, тем больше понимаю что я про такие полеты ничего не знаю. Давайте делится опытом и знаниями по этому вопросу. Ну например первый вопрос - насколько опасно облединение в кучевых облаках. Судя по по литературе, облединение в кучевых облаках совсем безобидная вещь. Ни один автор книг по планеризму не предупреждает о такой опасности, а только констатирует факт - что такое бывает. Однако я сам обычно выскакиваю из облака как только фонарь начинает покрываться инеем. Может и не обязательно так спешить? Ну еще кучу других вопросов имею. Думаю в процессе общения их то же здесь обсудим. Может у кого-то свои вопросы имеются. То же поделимся чем можем. А то скоро сезон. Парение начнется. И облака тут как тут...
А зачем?
 
Данный гемор оправдан только в одном случае-маршрут большой дальности.Просто попарить можно и не забираясь на 4 штуки,рискуя как минимум однажды словить грозу или что ещё важнее-влететь в боинг полный народа.Кто вам сказал ,что пилоты джета обязательно увидят вас на локаторе.По телику уже показывали как 4местная козявка лихо отрезала стабилизатор у реактивника .В итоге 1,5 сотни трупов.Причем случилось это в условиях хорошей видимости.
 
Уважаемый коллеги. Давно хочу создать тему про парение в облаках. Сам летаю в облака довольно давно, и чем больше летаю, тем больше понимаю что я про такие полеты ничего не знаю. Давайте делится опытом и знаниями по этому вопросу. Ну например первый вопрос - насколько опасно облединение в кучевых облаках. Судя по по литературе, облединение в кучевых облаках совсем безобидная вещь. Ни один автор книг по планеризму не предупреждает о такой опасности, а только констатирует факт - что такое бывает. Однако я сам обычно выскакиваю из облака как только фонарь начинает покрываться инеем. Может и не обязательно так спешить? Ну еще кучу других вопросов имею. Думаю в процессе общения их то же здесь обсудим. Может у кого-то свои вопросы имеются. То же поделимся чем можем. А то скоро сезон. Парение начнется. И облака тут как тут...
А зачем?
Эта ветка не предназначена для тех кто задает вопрос "Зачем". Это сайт экспериментальной авиации. И здесь каждый находит себе собеседников по своим интересам. Кому не интересно, можно в тенис поиграть, но это в другом месте.
 
В Англии разрешено летать в облаках, у них другого выбора нет по погоде. В наших краях летать в облаках запрещено. Основная причина не обледенение или потеря ориентировки, а возможнисть встретиться там с теми, кто выполняет полет по приборам под руководством диспетчеров. Поэтому тут первый вопрос будет о какик полетах идет речь? Я так полагаю, что о партизанских, поскольку я сильно сомневаюсь, что в России можно летать в облаках легально. Но даже при партизанских полетах не надо забывать о том, что можно нарваться на очень неприятный сюрприз.

Я предвижу, что сейчас будут объяснения, что мол мы залетаем только в маленькие облака, где наверняка никого нет, да и воздушное движение у нас почти отсутствует и т.д., но все же, не забывайте о том, что вы не одни в небе.
Ни каких партизанских полетов! У меня все полеты зарегистрированы. И имеется радиосвязь. Кстати, это не раз выручало меня при общении с транспортной прокуратурой. Добрых людей у нас полно, и "сигнализируют" регулярно. И не простые люди - например владелец бывшего местного аэропорта, криминальный авторитет Березин Юрий Алексеевич регулярно на меня натравлял своих замов. Но ничего, выживаю.
 
Данный гемор оправдан только в одном случае-маршрут большой дальности.Просто попарить можно и не забираясь на 4 штуки,рискуя как минимум однажды словить грозу или что ещё важнее-влететь в боинг полный народа.Кто вам сказал ,что пилоты джета обязательно увидят вас на локаторе.По телику уже показывали как 4местная козявка лихо отрезала стабилизатор у реактивника .В итоге 1,5 сотни трупов.Причем случилось это в условиях хорошей видимости.
Кстати, по маршрутам не летаю. В Смоленской области сельское хозяйство умерло. Практически не осталось мест для вынужденной посадки. Поля и пастбища отсутствуют. Все заросло или превратилось в болота. Последний раз летал по маршруту в 1970 году. Тогда можно было выбрать площадку где угодно. Увы, те времена далече... Поэтому приходится только в районе аэродрома. А в облако тянет - так высоты хочется, полета... Кстати. На сайте федерации планерного спорта мне отказали в регистрации потому что у меня налета по маршрутам нет. Я с их точки зрения не планерист...
 
Я больше 10 лет летал на Бланиках и мотобланике, изображённом на фото. Он был сделан во 2-м Московском аэроклубе. Часто заходил на нём в облака. Главная опасность в любом облаке - столкновение. Ну и, конечно, возможность разрушения мощными потоками. Но в такие жутко-грозовые я не ходил, а столкнуться было не с кем в той зоне.
Вот могу поделиться своим скромным опытом. Это история одного из облачных полётов: http://www.proza.ru/2011/10/05/660
 

Вложения

  • ClipBoard.jpg
    ClipBoard.jpg
    75,5 КБ · Просмотры: 194
Ни каких партизанских полетов! У меня все полеты зарегистрированы. И имеется радиосвязь.
Ну, тогда это будут полеты с нарушением, скажем так. 😉 Или в России, всет-таки, можно ЛЕГАЛЬНО летать в облаках?

Кстати. На сайте федерации планерного спорта мне отказали в регистрации потому что у меня налета по маршрутам нет. Я с их точки зрения не планерист... 

Вот это и есть основная причина умирания планеризма, на мой взгляд. Отсутствие массовости. Да и откуда ей взяться с таким подходом? В наших краях тоже есть такая проблема. Ассоциация выпускает журнал "Парение", а там все, в основном, про соревнования. Уже не раз народ писал им письма примерно такого рода: "Отдайте это название журнала тем, кто хочет просто парить для удовольствия, а себе возьмите другое типа "Планерные гонки".
 
Назад
Вверх