Планер Лак-12

Вообще Атланта(штат Джорджия) расположена в очень хорошем месте для полётов на планере. Мы там выполняли все три вида планерных полётов. На юге штата Джорджия равнинная местность и там идеально выполнять парящие полёты в термических потоках. На севере начинаются горы "Аппалачи, которые тянутся на тысячи километров на север(до Канады). Там мы зимой(преобладающие западные ветры) выполняли полёты "над грядой" и даже полёты "на волне". Оба вида этих полётов просто "фантастические". Если в первом - ты "несёшься" на планере в нескольких метрах от вершины горы, то во втором ты находишься на высоте нескольких километров(часто там нужен кислород) в совершенно спокойном воздухе "ламинарного" воздушного потока, как авиалайнер на высоте 10 тысяч.
И так(в обоих случаях) можно лететь сотни километров не снижаясь или набирать высоту в "термике". В этом видео Майкл, из планерного клуба Атланты, рассказывает об этих полётах:

Шикарное место! У нас из похожего - клуб ВАСК во Владикавказе. Там даже Лак-12 есть!Только погодой те места не балуют, поймать удачу там не просто.
 
Нашёл видео моих полётов на планере Лак-12 в планерном клубе "Atlanta Soaring Club" штат Georgia и на планере ASK - 21 на выезде в лагерь для полётов в горах, на аэродроме Andru's в штате Северная Королина. Правда это было ещё в 1991 году.
Жаль что Вам не довелось полетать на Лаке с водой. Это совершенно другая степень свободы! Старожилы говорят что Лак без воды не летит вовсе и эту истину испытал на себе. Два сезона летал пустой, думал зачем так говорят про Лак - ведь отлично летит! На третий сезон набрался смелости, залился и взлетел... Первые минуты осторожничал, опасался, разница в поведении заметна, но не сказать что уж очень сильно - спираль выходит 200-250 метров, но намеков на резкость или срыв не появилось - Лак остался таким же дружелюбным, лишь слегка более инертным. Но переходы!!!! Это просто песня!!!! Качество на скорости 140-160 существенно выросло и это вселяло огромный восторг и радость! Казалось будто в планер вставили волшебную гравицапу и ему не нужны потоки. Точнее не потоки, а спирали! Достаточно правильно дельфинить чтобы восполнить потерю высоты между потоками. В первом же полете с балластом удалось пройти 580 км, хотя в предыдущем сезоне планку в 500 одолеть никак не смог. После посадки, когда улеглись эмоции, понял что все полеты без воды - напрасно потраченное время! Имею в виду те полеты, когда были все возможности залиться, но не делал этого из-за различных предубеждений. Аппарат существенно меняется в лучшую сторону и позволяет летать очень далеко! Переходы между спиралями увеличиваются в разы, а при определенной погоде удается проходить сотни (!!!) км не вставая в поток! И это на равнине! Вот один из таких полетов. Не могу сказать что в тот день были классические гряды, скорее погода с низкой базой (1000-1100) и частыми потоками. Удалось пролететь более 300 км не вставая в спираль и очень жаль что остановился на этом (решил подождать друзей), в тот день на Лаке с водой можно было пролететь в два раза больше без единой остановки! (видео лучше смотреть на скорости х2 или х3)

 
Жаль что Вам не довелось полетать на Лаке с водой. Это совершенно другая степень свободы! Старожилы говорят что Лак без воды не летит вовсе и эту истину испытал на себе. Два сезона летал пустой, думал зачем так говорят про Лак - ведь отлично летит! На третий сезон набрался смелости, залился и взлетел... Первые минуты осторожничал, опасался, разница в поведении заметна, но не сказать что уж очень сильно - спираль выходит 200-250 метров, но намеков на резкость или срыв не появилось - Лак остался таким же дружелюбным, лишь слегка более инертным. Но переходы!!!! Это просто песня!!!! Качество на скорости 140-160 существенно выросло и это вселяло огромный восторг и радость! Казалось будто в планер вставили волшебную гравицапу и ему не нужны потоки. Точнее не потоки, а спирали! Достаточно правильно дельфинить чтобы восполнить потерю высоты между потоками. В первом же полете с балластом удалось пройти 580 км, хотя в предыдущем сезоне планку в 500 одолеть никак не смог. После посадки, когда улеглись эмоции, понял что все полеты без воды - напрасно потраченное время! Имею в виду те полеты, когда были все возможности залиться, но не делал этого из-за различных предубеждений. Аппарат существенно меняется в лучшую сторону и позволяет летать очень далеко! Переходы между спиралями увеличиваются в разы, а при определенной погоде удается проходить сотни (!!!) км не вставая в поток! И это на равнине! Вот один из таких полетов. Не могу сказать что в тот день были классические гряды, скорее погода с низкой базой (1000-1100) и частыми потоками. Удалось пролететь более 300 км не вставая в спираль и очень жаль что остановился на этом (решил подождать друзей), в тот день на Лаке с водой можно было пролететь в два раза больше без единой остановки! (видео лучше смотреть на скорости х2 или х3)


Я знал об этом, но я не был профессиональным спортсменом для таких полётов и как-то об этом не думал. Хотя у нас в клубе было пару человек, которые постоянно летали по заданной программе и повышали своё мастерство как спортсмены-любители. Я-же предпочитал летать на дистанцию используя самолёты...
 
Жаль что Вам не довелось полетать на Лаке с водой. Это совершенно другая степень свободы! Старожилы говорят что Лак без воды не летит вовсе и эту истину испытал на себе. Два сезона летал пустой, думал зачем так говорят про Лак - ведь отлично летит! На третий сезон набрался смелости, залился и взлетел... Первые минуты осторожничал, опасался, разница в поведении заметна, но не сказать что уж очень сильно - спираль выходит 200-250 метров, но намеков на резкость или срыв не появилось - Лак остался таким же дружелюбным, лишь слегка более инертным. Но переходы!!!! Это просто песня!!!! Качество на скорости 140-160 существенно выросло и это вселяло огромный восторг и радость! Казалось будто в планер вставили волшебную гравицапу и ему не нужны потоки. Точнее не потоки, а спирали! Достаточно правильно дельфинить чтобы восполнить потерю высоты между потоками. В первом же полете с балластом удалось пройти 580 км, хотя в предыдущем сезоне планку в 500 одолеть никак не смог. После посадки, когда улеглись эмоции, понял что все полеты без воды - напрасно потраченное время! Имею в виду те полеты, когда были все возможности залиться, но не делал этого из-за различных предубеждений. Аппарат существенно меняется в лучшую сторону и позволяет летать очень далеко! Переходы между спиралями увеличиваются в разы, а при определенной погоде удается проходить сотни (!!!) км не вставая в поток! И это на равнине! Вот один из таких полетов. Не могу сказать что в тот день были классические гряды, скорее погода с низкой базой (1000-1100) и частыми потоками. Удалось пролететь более 300 км не вставая в спираль и очень жаль что остановился на этом (решил подождать друзей), в тот день на Лаке с водой можно было пролететь в два раза больше без единой остановки! (видео лучше смотреть на скорости х2 или х3)


Интересно, здесь есть какие-то правила "отцепки" от "тягача"? В штатах после отцепа планер обязательно должен отвернуть в право, не зависимо куда ему нужно лететь после отцепки. На этом видео хорошо видно, пилот сначала делает правый отворот, хотя ему надо влево. Только когда тягач и планер "разошлись", только тогда планер начинает делать левый разворот:
 
Я знал об этом, но я не был профессиональным спортсменом для таких полётов и как-то об этом не думал. Хотя у нас в клубе было пару человек, которые постоянно летали по заданной программе и повышали своё мастерство как спортсмены-любители. Я-же предпочитал летать на дистанцию используя самолёты...
Ну, до спортсмена еще очень далеко, сейчас больше привлекают кросс-кантри полеты. Хочется летать далеко, это волнительно и интересно. Конечно, в определенный момент начинаешь упираться в продолжительность погодного окна и понимаешь чтобы летать действительно далеко, нужно учиться летать быстро, иначе просто не хватает времени (потоки кончаются). Наверное так и приходят в спортсмены. Существует три стадии развития планериста:
- сперва (после самостоятельного вылета) пилот считает свое мастерство в часах. Например, сегодня парил аж 4 часа! Пилот стремится летать дольше и дольше, улучшая свои показатели.
- затем (когда научился покидать конус долета) пилот переходит с часов на километры. Например, сегодня пролетел 200 км! И пилот стремится летать все дальше и дальше, улучшая свои достижения.
- и наконец наступает время (когда уперся в продолжительность светового дня) когда планерист переходит с километров на километры в час! С этого момента он измеряет свое мастерство скоростью полета. Эта стадия практически бесконечна, можно совершенствоваться всю жизнь. И именно из этой стадии приходят в спорт, когда соревнование с самим собой наскучивает и хочется померяться силами с другими горячими головами🙂

Ну и отдельно хочется сказать про разницу в маршрутных полетах на самолете и планере. Она огромна. Начнём хотя бы с целей! Планерный полет - это прежде всего хобби, увлечение. Полет на самолете - это как правило задача перемещения из точки А в точку В. На ум приходит такое сравнение: полет на самолете - это езда на минивэне по прямому хайвею, однообразно и скучно (да еще и шумно). Полет на планере - это езда на красивом кабриолете по интересному серпантину. При чем этот серпантин и его сложность каждый раз разные и непредсказуемые. И едем мы на кабриолете просто покататься и получить удовольствие от процесса, а на минивэне едем чтобы добраться к нужной цели. Как-то так 🙂
 
Интересно, здесь есть какие-то правила "отцепки" от "тягача"? В штатах после отцепа планер обязательно должен отвернуть в право, не зависимо куда ему нужно лететь после отцепки. На этом видео хорошо видно, пилот сначала делает правый отворот, хотя ему надо влево. Только когда тягач и планер "разошлись", только тогда планер начинает делать левый разворот:
Да, правила такие же. Как понимаю смысл маневра в том числе и для того, чтобы букс попал в поле зрения планериста. Наверное поэтому частенько пилоты инстинктивно ограничиваются лишь удержанием буксировщика в поле зрения на безопасных дистанциях, не отворачивая туда, куда им не надо...
 
Ну, до спортсмена еще очень далеко, сейчас больше привлекают кросс-кантри полеты.

Согласен, но тогда ещё я мало налетал на планерах и не был уверен в своих способностях. К тому-же приборное оборудование на нём стояло простейшее - два указателя вертикальной скорости. Даже "пищалки" не было, я уже не говорю о более современных "девайсах." Вот Ваш Лак-12 очень хорошо оборудован - внушает доверие. А так в этой местности рельеф холмистый и всё в лесах и найти место для вынужденной будет весьма проблематично. Короче - не был тогда я ещё к этому готов.
 
Вообще Атланта(штат Джорджия) расположена в очень хорошем месте для полётов на планере.

Уже давно мечтаю (и не только я) сделать выезд с планером в Калмыцкие или Волгоградские степи. Погоды там почти африканские, можно замахнуться на 1000! Калмыкия сейчас накрыта запреткой, а вот Волгоградская область открыта и в принципе можно планировать что-то на будущий сезон. Бен, Вы насколько знаю живете сейчас в тех краях! Может посоветуете место с удобным аэродромом?
 
Да, правила такие же. Как понимаю смысл маневра в том числе и для того, чтобы букс попал в поле зрения планериста. Наверное поэтому частенько пилоты инстинктивно ограничиваются лишь удержанием буксировщика в поле зрения на безопасных дистанциях, не отворачивая туда, куда им не надо...
Ну принцип простой - они всегда должны уходить в разные стороны(что-бы исключить столкновение), поэтому что-бы не "договариваться" каждый раз и в суматохе не перепутать, сделали правилом что после отцепки планер всегда должен уходить в право.
 
Уже давно мечтаю (и не только я) сделать выезд с планером в Калмыцкие или Волгоградские степи. Погоды там почти африканские, можно замахнуться на 1000! Калмыкия сейчас накрыта запреткой, а вот Волгоградская область открыта и в принципе можно планировать что-то на будущий сезон. Бен, Вы насколько знаю живете сейчас в тех краях! Может посоветуете место с удобным аэродромом?
Я пока не планирую куда-либо уезжать из Волгограда. Волгоградская область западнее Волгограда тоже закрыта, на востоке начинается зона полигона Капустин Яр.
На север близко Саратов с его базой Энгельс. Вообще-то раньше у нас было много планеров в ДОСААФ на аэродроме Средняя Ахтуба(где и мы будем скоро базироваться), но там нет буксировщика(да и во всей области его наверно не найти). А так, если чем нужно помочь - обращайтесь и аэродром Средняя Ахтуба будет то что надо.
 
Шикарное место! У нас из похожего - клуб ВАСК во Владикавказе. Там даже Лак-12 есть!Только погодой те места не балуют, поймать удачу там не просто.

Место не плохое, но площадка ограничена со всех сторон высокими деревьями, что не очень хорошо. Насколько я знаю клуб уже переехал на новое место.
Этот аэродром находится на востоке от Атланты и там ещё базируются парашютисты. Местность более равнинная и открытая. А старое место конечно было намного пейзажнее, но сильно ограниченно лесом:
Atlanta soaring club.jpg
Lak-12 005 (Large).jpg
Lak-12 007 (Large).jpg
 
Вообще площадка была не плохой, полоса тоже была хорошего состояния. Иногда приходилось летать и с худших полос, что для Лака не совсем хорошо с его длинными и низко расположенными крыльями. Особенно это сказывается на посадке:
 
Назад
Вверх