Планер Мак-15.

aleks

Я люблю строить самолеты!
УВАЖАЕМЫЕ!
Огромная просьба поделиться информацией по планеру Мак-15.
Планер строился серийно, и эксплуатировался во многих аэроклубах страны.
Должны ведь остаться какие-то руководящие документы, как-то:
Техническое описание, Руководство по эксплуатации и ремонту, Руководство по лётной эксплуатации и прочее. Может быть обрывки чертежей, кроме тех, что выкладывались на форуме. Даже фотографий этого планера практически нет.
Может быть, ПЛАНЕРИСТЫ из форумчан, поищут в своих, или архивах своих друзей
“фото на память, на фоне планера”, а те, кто заходит на планерные форумы, поспрошает там.
Книги:
Планеры, Планеры СССР, Летательные аппараты МАИ, имеются.
 

Вложения

  • 15_032_001.jpg
    15_032_001.jpg
    48,4 КБ · Просмотры: 772
Алекс скиньте почту, у меня куски чертежей оригинальных есть . Будет вам в копилку. Вот сжатые куски для предварительного просмотра. оригиналы по 20-30 мб весят. там все видно при увеличении
 

Вложения

  • 20090402-154157_-_kopija.jpg
    20090402-154157_-_kopija.jpg
    35,9 КБ · Просмотры: 781
  • 20090402-134625__-_kopija.jpg
    20090402-134625__-_kopija.jpg
    9,3 КБ · Просмотры: 765
Планер МАК-15 конструкции М. А. Кузакова, построенный в 1952 г., является дальнейшим развитием планеров МАК-8, МАК-12 и МАК-13, построенных в 1935-1937 гг.
Планер спроектирован по своеобразной схеме высококрылого од-ноподкосного моноплана с правым подкосом (рис. 72 и 73). Форма крыла в плане тоже необычна. Крыло с обратной стреловидностью имеет широко развитый по хорде центроплан, переходящий в горизонтальное оперение. На стабилизаторе крепится и вертикальное оперение-
Такая форма крыла в сочетании с удачным подбором профилей (Д2-10 у корня и Р-Ш-15,5 на концах) позволила резко улучшить срывные характеристики крыла, что способствует безопасности полета.
Как показали аэродинамические продувки модели планера и летные испытания, критический угол атаки крыла доходит до 20°, а коэффициент подъемной силы крыла после критического угла очень медленно падает до углов атаки порядка 35-40°. Планер самопроизвольно не сваливается в Щтопор на' самых малых скоростях полета. Более того, преднамеренный ввод в штопор осуществить на планере обычным способом затруднительно, вывод же планера из штопора никаких затруднений не представляет и производится стандартным сцр-собом.
Лланер снабжен одноколесным шасси. Конструкция планера целиком деревянная, с металлическими узлами несложной конструкции.
Гондола
Планер не имеет обычного фюзеляжа, а только гондолу. Аналогично планерам А-1, А-2 и другим гондола имеет плоскую силовую фер-му, на которой крепятся сиденье пилота с привязными ремнями, узлы' крепления крыла и хвостового оперения, посты ручного и ножного управления, буксировочный замок, замок самопуска и колесо (рис. 74).
С фермой жестко связана кабина пилота, представляющая собой легкий каркас, покрытый полотняной обшивкой (рис. 75).
Силовая ферма (рис. 74) состоит из трех сосновых раскосов сечением 30X30 мм и верхнего бруска - 10X30 мм. Раскосы фермы и верхний пояс соединяются между собой с помощью сосновых бобышек и книц из 2-мм фанеры. Нижним поясом фермы является лыжа, представляющая собой балку коробчатого сечения. Верхняя полка балки имеет сечение 15X30 мм, нижняя - 20X30 мм, стенки - из 2-мм фанеры.
Сверху лыжи устроена подставка для пилотского сиденья и приклеены три бобышки для крепления педалей и поста ручного управления. Внутри лыжи вклеены бобышки для буксировочного замка, узла крепления подкоса и крепления колеса. Задний конец лыжи усилен дополнительно наклейкой снаружи двух сосновых бобышек и фанерными 4-лш накладками (сеч. по А - А, рис. 74).
Передний узел крепления крыла (рис. 74) выполнен в виде вилки, сваренной из двух щек и трех проушин, вваленных между щеками. Материал узла - 2-мм хроманеилевая сталь. К двум верхним проушинам приварено по одной шайбе размером 1X20 мм, к нижней приварен Q-мм болт для крепления спинки сиденья.
< 122
Узел крепится к ферме тремя стальными 8-мм пистонами и одним 6-лш болтом, за который крепятся привязные ремни пилота.
Задний узел для крепления оперения выполнен из хромансилевой стали. Он представляет собой вилку, овареиную из двух щек, U-образ-ного вкладыша и двух прокладок (рис. 74). Узел крепится к ферме тремя 6-лш болтами.
 
В средней части лыжи, справа по полету, крепится тремя 6-иш болтами ушко для крепления подкоса кабины. Ушко согнуто из 2-мм стали и усилено наваркой шайбы 2,5X20 мм-
Сиденье пилота состоит из чашки и спинки. Чашка сиденья является готовым изделием (на планере использовано самолетное сиденье). Чашка спереди крепится к лыже двумя стальными трубчатыми подкосами. Сзади чашка укреплена к передней стойке фермы одним 8-мм болтом с помощью двух кронштейнов, приклепанных к сиденью.
Спинка сиденья выполнена из 3-иш фанеры, усиленной по краям и в середине рейками сечением 10X15 мм и 10Х-0 мм. Спинка сиденья крепится шарнирно к чашке с помощью кронштейнов и двух валиков диаметром 6 мм. Валики крепятся булавками. Сверху спинка прикреплена 6-лш болтом к переднему узлу крепления крыла. Спинка имеет мягкую подушку из дерматина с волосяной набивкой.
Привязные ремни пилота стандартного самолетного типа с быстродействующим замком. Плечевые ремни крепятся при помощи стальной скобы за болт крепления переднего стыкового узла крыла с фермой. Поясные ремни прикреплены к замку, который одним ремнем связан с лыжей. Для этой цели на бобышке перед сиденьем укреплена на 6-лш болте скоба, согнутая из 2-мм пластины с приваренным к ней ушком.
Вся силовая часть гондолы закрыта легкой кабиной. Каркас кабины состоит из 8 шпангоутов, 27 стрингеров, верхней дуги и носового кока (рис. 75).
Передний шпангоут набран из обода, склеенного из пяти реек и трех раскосов сечением 8X12 и*и*. Эти раскосы связаны в центре шпангоута тремя бобышками из липы и двумя кницами из l-мм фанеры. В бобышке прорезано отверстие диаметром 29 иш для крепления кронштейна трубки ПВД. В шпангоут вырезаются концы всех стрингеров, образующих форму кабины. У шпангоута № 7 ободок выполнен из рейки сечением 10Х-2 мм. Шпангоуты № 6 и 7 поставлены наклонно (в соответствии с углом наклона спинки сиденья), остальные шпангоуты стоят вертикально. Шпангоуты № 4 и 6 окантовывают вырез левой стороны кабины под дверь. Поэтому каркас кабины с левой стороны усилен на этих шпангоутах наклейкой фанерных лент шириной 50 лш.
Шпангоуты крепятся к лыже, верхней дуге и фанерной обшивке нижней части кабины кницами из 1-лш фанеры и уголками из липы. Шпангоут № 6 крепится дополнительно к передней стойке и верхнему бруску фермы раскосами сечением 15Х-5 мм (на чертеже не указаны) . Ободок шпангоута усиливается наклейкой ленты из фанеры толщиной 1 и*и*.
Шпангоут № 8 (рис. 75) является силовым. Шпангоут собран из двух стоек сечением 15X35 мм, распорок сечением 10X15 мм, книц из 1-и*и* фанеры и фанерной стенки толщиной 1,5 мм.
Для установки узлов шпангоут усилен сосновыми бобышками и фанерными накладками. Шпангоут крепится к раскосам фермы и к лыже с помощью больших сосновых бобышек на клею.
На шпангоуте крепятся тремя 6-лш болтами два узла подвески кабины к лонжеронам крыла. Каждый узел изготовлен из хромансилевой 1,5-лш пластины и усилен наваркой шайбы. Под узлами для уси-
127
ления древесины на смятие на шпангоут наклеены хромансилевые накладки размером 1,5X86X90 мм. Накладки приклеены клеем БФ-4.
Стрингеры сделаны из реек сечением 5Х-0 мм и накладываются на шпангоуты без врезки, только в шпангоуты № 1, 4 и 6 стрингеры врезаны.
Верхняя дуга сечением 20X20 мм выклеивается из фанерных лент толщиной 2 мм. Дуга имеет мягкий валик из дерматина с волосяной набивкой.
Кабина снабжена козырьком из органического стекла, укрепленным к дуге кабины дуралюминовым уголком, согнутым из листа толщиной 1,5 мм. Уголок крепится к козырьку и к дуге 4-мм болтами с полукруглой головкой. Между уголком и стеклом проложена резиновая прокладка толщиной 1 мм.
Пол, выполненный из 2-мм фанеры, крепится к лыже и шпангоутам рейками и фанерными кницами.
Кабина обшита в нижней части (до пола пилота) l-мм фанерой, в остальной части обтянута полотном марки А-85.
Кок кабитты выколочен из дуралюмина толщиной 1 мм и укреплен шурупами к шпангоуту № 1. В центре кока прикреплена стальная втулка для крепления кронштейна трубки ПВД.
Дверь кабины навешена на двух петлях к шпангоуту № 4 и имеет штыревой замок, открывающийся изнутри и снаружи. Дверь сделана из \-мм фанеры, подкрепленной набором реек.
С правой стороны кабины установлен подкос, соединяющий кабину с лонжероном крыла и воспринимающий боковые удары при посадке. Подкос выполнен из дуралюминовой трубки диаметром 32X28 мм и имеет по концам два вильчатых наконечника, один из которых сделан регулируемым.
Заголовник согнут из дуралюминового листа толщиной 1 мм, имеет деревянную переднюю стенку и подушку, набитую волосом.
Обшивка кабины покрыта тремя слоями нитролака и окрашена серебряной нитрокраской.
 
Крыло
Крыло состоит из двух консолей, стыкующихся по оси планера. Для предотвращения концевых срывов и для увеличения плеча оперения крыло имеет обратную стреловидность в 9°30' по оси лонжерона.
Крыло представляет собой однолонжеронную конструкцию с работающим на кручение носком, обшитым фанерой.
Каркас консоли крыла (рис. 76) состоит из лонжерона, носового и хвостового стрингеров, концевой дуги и 21 нервюры.
Лонжерон имеет постоянную ширину полок по всему размаху, равную 40 мм, и состоит из двух полок, двух стенок и диафрагм. Верхняя полка имеет толщину 43 мм у корня и 8 мм у конца лонжерона, нижняя - соответственно 25 мм и 8 мм. Полки выклеены из набора сосновых реек.
Передняя стенка лонжерона, выполненная из l-мм фанеры, начинается у корня и заканчивается у нервюры № 12. Задняя стенка сделана до нервюры № И из 1,5-лш фанеры и далее до конца - из \-мм фанеры. Волокна наружной рубашки фанеры ориентированы под углом 45° к оси лонжерона.
В передней стенке лонжерона, между нервюрами № 7 и 8, и в задней, между нервюрами № 9 и 10, вырезаны по два овальных отверстия для прохода тросов управления элеронами. Отверстия окантованы l-мм фанерой шириной 15 мм.
128
Диафрагмы выполнены из сосновых планок сечением 8X40 мм, приклеенных к полкам лонжерона посредством уголков из липы.
Лонжерон в плане имеет излом у нервюры №-17. В месте излома лонжерон разрезан, и стык выполнен посредством дуралюминовых накладок толщиной 1 мм, укрепленных стальными пистонами диаметром 6 мм. Нервюра в месте стыка крепится к лонжерону с помощью металлических уголков и пистонов.
Нервюры крыла разрезаны и состоят из носков рамной конструкции и ферменных хвостиков. Все носки нервюр до нервюры № 17 поставлены нормально к оси лонжерона, остальные носки и все хвостики направлены по полету.
Типовая конструкция носка нервюры состоит из верхней и нижней ба. лочек, связанных в носке косынкой из \-мм фанеры. Каждая балочка имеет корытное сечение и состоит из двух реек и 1-мм фанерной стенки-
Хвостик нервюры представляет собой раскосную ферму, собранную из реек 6X8 мм, с кницами из l-мм фанеры. Носок и хвостик корневой нервюры усиленного типа. Сечения полок у носка увеличены до 10X20 мм и 15X20 мм, у хвостика - до 10Х-5 мм.
Хвостики нервюр № 11 и 19, на которых установлены узлы подвески элерона, - усиленного типа, с двусторонней фанерной обшивкой, имеющей отверстия облегчения.
Передний стрингер имеет толщину 12 мм и переменную по размаху ширину от 25 до 15 мм.
Концевая дуга сечением 10X30 мм выклеена из набора реек. Задний стрингер имеет такое же сечение, но изготовлен из целой планки.
На участке элерона задний обрез крыла зашит l-мм фанерой, образующей (профилированную щель.
В корневой части крыла длинные хвостики нервюр в поперечном направлении поддерживают два стрингера сечением 8X8 мм, по верхней и нижней поверхности крыла.
Обшивка носовой части крыла фанерная, толщиной 1,5 мм от корня до нервюры № 11 и l-мм - далее до конца. Хвостовая часть крыла обтянута полотном. Обшивка покрыта тремя слоями аэролака и окрашена серебряной нитрокраской. Для подхода к роликам управления элеронами между нервюрами № 10 и 11, в нижней обшивке крыла, за лонжероном, сделан лючок, закрываемый фанерной крышкой.
Взаимная стыковка обеих половин крыла (рис. 76) осуществляется по лонжерону четырьмя хромансилевыми башмаками, связанными с полками лонжерона девятью 8-мм болтами.
Стыковой башмак согнут из хромансилевой листовой стали толщиной 3 мм. Проушины для стыкового болта усилены наваркой шайб размером 3-44 мм. По носку крыло стыкуется двумя узлами, установленными .на -носках нервюры № 1 крыла.
Передний стыковой узел представляет собой сварной кронштейн из 2-мм листовой стали. Кронштейн связан с нервюрой и лобовым стрингером четырьмя 6-мм болтами. Связь кронштейна со стрингером осуществляется посредством сварной коробочки, которая крепится к стрингеру двумя 6-мм болтами. В конце крыла к лонжерону двумя 6-мм болтами закреплена концевая предохранительная опора, за которую осуществляется и швартовка планера.
На правом крыле у нервюры № 5 на лонжерон поставлен узел крепления подкоса.
 
Элероны
Элероны - щелевого типа. Каркас элерона состоит из лонжерона, 13 нервюр, лобового и хвостового стрингеров (рис. 77).
Лонжерон - корытного сечения, полки сделаны из реек 10Х-0 мм,
130 ' -
стенка - из 1-лш фанеры. Для установки узлов подвески элерона к крылу лонжербн имеет сосновые бобышки.
Нервюры выполнены разрезными. Хвостики образуют раскосную решетку. Носки нервюр вырезаны из липовой планки толщиной 6 мм. Хвостики изготовлены из двух полок 6X6 мм, 1-мм фанерной стенки и фанерных книц.
Лобовой стрингер имеет сечение 10Х-0 мм, хвостовой - 10Х ХЗО мм. • •
Весь носок элерона и хвостовая часть в местах подвески элерона зашиты 1-мм фанерой, остальная часть покрыта полотном А-85.
Элерон подвешен к крылу на двух шарнирах (рис. 77), выполненных из Q-мм листового дуралюмина с запрессованными шарикоподшипниками. Внутренний шарнир служит одновременно кабанчиком для управления элероном. Шарниры установлены на лонжероне с "помощью дуралюминовых уголков и крепятся к лонжерону 6-мм болтами. Ответные кронштейны на крыле установлены на нервюрах крыла № 11 и 19 и согнуты из 1-лш стали (рис. 76).
Хвостовое оперение
Оперение состоит из стабилизатора, руля высоты, киля и руля направления.
С т а б ил и з а то р (рис. 78) выполнен заодно целое с центральной частью крыла. Их общий каркас состоит из трех лонжеронов, центральной нервюры, двух косых нервюр, шести носков консольной части стабилизатора и двух внутренних раскосов.
Задний лонжерон-корытного сечения, состоит из двух полок сечением 10Х-0• мм> стенки из 1-мм фанеры, стоек и бобышек. На лонжероне установлены шесть узлов для подвески руля высоты и ,узел крепления лонжерона киля.
Центральная и две косые нервюры (рис. 78) - силовые. Они передают нагрузки от оперения на фюзеляж, и каждая из них представляет собой ферму, собранную из полок и раскосов, связанных косынками из 1-лш фанеры. Полки имеют переменное сечение.
У центральной нервюры на конце полки имеют сечение 10Х-5 мм, у корня - 20X20 мм. Косые нервюры имеют полки сечением 15Х Х20 лш у конца и 20Х--0 мм у корня и рейки сечением от 10X15 лш до 20X20 мм. Для установки узлов стыковки с крылом центральная нервюра имеет ряд бобышек.
Носки нервюр № 1 и 2 выполнены из липы, носок нервюры № 3 собран из полок сечением 6X8 мм и 1-лш фанерной стенки.
Средний лонжерон обеспечивает форму стабилизатора в поперечном сечении и представляет собой раскосную ферму, набранную из реек сечением 10Х-0 мм и зашитую с одной стороны 1-мм фанерой.
Внутренние раскосы стабилизатора связывают стыковые узлы стабилизатора с лонжероном стабилизатора. Раскосы - коробчатого сечения, выполнены из полок сечением 10X20 мм, 1-лш фанерной стенки, стоек и книц. Лобовой стрингер имеет сечение 10X30 мм.
Стабилизатор стыкуется с крылом и фюзеляжем в четырех точках. Передний узел представляет собой две стальные 1,5-лш накладки, крепящиеся к центральной и косым нервюрам 6-лш болтами с помощью двух дуралюминовых уголков. Под накладками к каркасу клеем БФ-4 приклеена хромансилевая пластина толщиной 1,5 мм (узел Б, рис. 78).
Узел соединен с лонжеронами крыла общим стыковым болтом диаметром 12 мм на конусных втулках.
Два узла на переднем лонжероне и раскосах соединяют стабили-
132" '
затор с задними кромками крыла и передают на крыло нагрузки от вертикального оперения. Каждый узел выполнен в виде уха из 1-мм стали с наваренной шайбой и крепится тремя 6-мм пистонами с шайбами на нижней стороне стабилизатора.
К центральной нервюре, в нижней части ее, на расстоянии 365 мм от оси стыкового болта крепится тремя Q-мм болтами сварной кронштейн, соединяющий стабилизатор с фермой фюзеляжа.
Стабилизатор обшит частично Л-мм фанерой и полотном.
Руль высоты состоит из двух половин, управляемых раздельно. Каркас каждой половины руля (рис. 78) состоит из лонжерона, пяти одинаковых косых нервюр, концевой нервюры, заднего стрингера, концевой дуги и металлического обтекателя внутреннего торца руля.
Лонжерон руля - сплошного сечения 8X^3 мм, постоянного по всей длине, имеет ясеневые наклейки для крепления узлов подвески руля к стабилизатору. Узлы подвески руля и кабанчик такие же, как и у планера А-2.
Нервюры состоят из полок сечением 6X8 мм и \-мм фанерной стенки. Стрингер и концевая дуга сечением 10X30 мм.
Обтекатель внутреннего торца руля изготовлен из согнутого листа дуралюмина толщиной 0,8 мм, укреплен шурупами к лонжерону руля и на заклепках - к заднему стрингеру.
Показанные на чертеже весовые балансиры руля высоты были сняты в процессе эксплуатации.
Киль (рис. 79) имеет треугольную форму. Каркас киля собран из лонжерона, двух нервюр, двух лобовых стрингеров и двух стоек сечением 15X30 мм.
Лонжерон коробчатого сечения, состоит из двух полок, распорок и 1-лш фанерной обшивки. Задняя полка имеет сечение 20X40 мм, передняя - 10X40 мм- Лобовой стрингер выфрезован из бруска 25X40 мм и имеет С-образную форму. К нижнему стрингеру двумя Q-мм болтами крепится костыль, представляющий собой стальную рессору из одной пластины. Лонжерон киля соединен с лонжероном стабилизатора сварным узлом из 1,5-мм стали с четырьмя 8-мм 'болтами.
Лобовые стрингеры приклеены к лонжерону киля и центральной нервюре стабилизатора посредством фанерных косынок и липовых уголков.
Руль направления имеет каркас, собранный из двух лонжеронов, восьми нервюр и обода (рис. 79).
Передний лонжерон состоит из сосновой планки сечением 10X40 мм с наклеенными под узлы подвески руля бобышками из ясеня. Узлы подвески и кабанчик аналогичны узлам планера А-2.
Нервюры собраны из двух полок сечением 6X8 мм и 1-мм фанерной стенки. Нервюры нанизаны на второй лонжерон из планки 10X28 мм и прикреплены к нему уголками из липы.
Обод имеет треугольное сечение размером 10X30 мм- Нервюры соединены с лонжероном и ободом бобышками, уголками и кницами HS 1-лш фанеры. Металлические узлы вертикального оперения такие же, как у планера А-2.
Рули и киль обтянуты полотком. Обшивка покрыта нитролаком и алюминиевой нитрокраской
 
Управление
Все управление в основном гибкое, за исключением управления элеронами, в которое включена трубчатая жесткая тяга.
Ручное управление состоит из поста управления, роликов, тяги, трехплечей качалки и тросовой проводки к рулям высоты и элеронам.
134
Пост ручного управления отличается от поста управления планера А-2 только отсутствием второй ручки управления. Кроме того, на конце вала смонтирован на кронштейне ролик для троса руля высоты. Тяга и трехплечая качалка отличаются .от подобных деталей планера А-2 только длиной и размерами.
Проводка к рулям высоты и элеронам выполнена из 3-мм стального троса.
От нижнего конца ручки управления прямой трос к рулям высоты проходит над валом управления и через ролик на конце лыжи выходит из кабины. За кабиной тро.с разделяется на две ветви, идущие к обеим половинам руля высоты. Обратный трос от ручки проходит через перекидной ролик, через трубу и ролик вала управления и за кабиной также разветвляется.
Перекидной ролик крепится 10-лш болтом к бобышке педалей с помощью обоймы и проволочной уздечки.
Два ролика, выводящие тросы из кабины, крепятся на лыже двумя болтами. Кронштейн сварен из l-мм листовой стали.
Движения от ручки к элеронам передаются рычагом, приваренным на валу управления, трубчатой тягой и трехплечей качалкой. От качалки к обоим элеронам идут тросы через подвесные ролики, установленные на лонжероне. Устанавливают ролики и качалку так же, как и на планер А-2.
Ножное управление состоит из педальной качалки, двух направляющих роликов и тросовой проводки.
Педальная качалка такой же конструкции, как и на планере А-2. Ролики установлены на чашке сиденья снизу с помощью двух кронштейнов. - J
Кронштейны крепятся к сиденью 5-мм болтами и представляют собой согнутые из 2,5-мм стали уголки, к которым приварены 6-мм болты, служащие осями для роликов.
Для регулировки натяжения тросов в проводку управления включены тандеры.
Управление буксировочным замком (рис.80) состоит из ручки, соединенной тросом диаметром 2 мм с буксировочным замком. Ручка установлена на левом борту кабины и представляет собой рычаг из 2-мм стали, вращающийся на 8-мм болте. Ручка снабжена деревянным шариком. Проводка к замку от ручки проходит через латунную трубку и далее в боуденовской оболочке под полом.
Буксировочный замок (рис. 81) крепится на переднюю часть лыжи слева по полету тремя 8-мм болтами.
Замок 'Состоит из двух щек (дет. / и 2), буксирного крюка 9 и спускового рычага 6. Рычаг удерживается пружиной 10, работающей на скручивание. Для предупреждения соскакивания буксирного троса с крюка замок снабжен предохранительным устройством. Оно состоит из рычага 7, который прижимается <к буксирному крюку спиральной пружиной 4 и предотвращает соскакивание с крюка буксирного кольца. Рычаг 7 вращается на оси 13, представляющей собой валик с двумя лысками. Рычаг 7 имеет два отверстия, соединенных прорезью,, и может утапливаться внутрь замка, скользя прорезью по лыскам после поворота оси укрепленным на ней рычажком 15. Это утапливание производится при полетах планера с амортизатора. Для поворота оси рычажок 15 сначала надо расшплинтовать, а после уташгивания рычага 7 вновь повернуть ось лысками поперек прорези и зашплинтовать рычажок 15 в прежнем положении.
Щеки замка выполнены из 2-мм стали. Буксирный крюк и спусковой рычаг выфрезованы из стали марки 45.
Управление замком самопуска состоит из рукоятки, укрепленной на левой стороне чашки сиденья, и из тросовой проводки (рис. 80).
Ручка установлена на сиденье с помощью кронштейна, прикрепленного к чашке 3-мм заклепками. Кронштейн согнут в виде скобы, к которой приварен 8-мм болт, служащий осью вращения рукоятки. Рукоятка имеет деревянный шарик.
Замок самопуска, как и у планера А-1, состоит из четырехзубой звездочки и рычага. Звездочка вращается на заднем болте крепления колеса, а рычаг удерживает звездочку от проворачивания. Рычаг сделан из двух \~мм пластин с вваренными между .ними втулкой и упором для звездочки. Звездочка выполнена из 4-лш листового хромансиля с приваренной втулкой.
Посадочное устройство
Для облегчения взлета, посадки и транспортировки на земле планер снабжен колесом полубаллонного типа размером 200X80 мм и лыжей. Колесо устанавливается на кронштейне, сваренном из двух щек и ребра между ними, являющегося одновременно грязеочистителем. Кронштейн изготовлен из 2-мм листовой стали. Ось колеса закреплена гайкой со шплинтом. Между подшипниками колеса и кронштейном вставлены распорные втулки. Кронштейн крепится к задней части лыжи четырьмя В-мм болтами.
Лыжа планера жесткая. Посадка планера производится на колесо с последующим переходом на лыжу. При посадке киль не касается костылем земли. Пружинящий костыль, установленный на киле, служит только для предохранения от поломок вертикального оперения при транспортировке планера на земле.
Оборудование
На приборной доске пилота слева направо размещены высотомер, указатель скорости, указатель поворота, компас и вариометр.
Приборная доска выполнена из 1,5-лш дуралюмина и крепится к шпангоуту №4 четырьмя 5-лш винтами.
Датчиком для указателя поворота является трубка Вентури, укрепленная на правом борту кабины у шпангоута № 4. Датчиком для остальных приборов является приемник воздушного давления, установленный на конце трубы, в носу кабины. Проводка от датчика к приборам выполнена из алюминиевых трубопроводов и дюритовых шлангов.
 
А.Б.
Большое спасибо, но Вы цитируете книгу Планеры.
Она у меня есть, как в оригинале, так и в электронном виде.
 
Шереметев? Точно, вы же ее перечислили в списке-проглядел.  А я только хотел вам ее скинуть. ну это тогда все чем могу помочь....
Желающие могут читать в онлайне тут:
http://reslib.com/book/Planeri
 
Здравствуйте, aleks
поделитесь пожалуйста чертежами МАК -15, ну или что у вас есть?
 
“скажите ув, aleks имеет ли смысл обратиться в МАИ по поводу документации или иной информации по планерам Кузакова?”
  К сожалению, это всё, что есть у меня.
http://narod.ru/disk/23999138001/%D0%9C%D0%B0%D0%BA-15.rar.html
Довольно странно, планер выпускался серийно, эксплуатировался в ДОСААФ, должны быть: “Техническое описание”, “Руководство по лётной эксплуатации” для курсантов, но ничего найти не могу. Даже фотографий, практически нет. Должны же быть в домашних архивах.
    Комплект рабочих чертежей был уничтожен в Тушино.
Вполне возможно документация на Мак-15 сохранилась в МАИ, тем более, что там он и разрабатывался. Но как подступиться?
 

Вложения

  • 15_072.jpg
    15_072.jpg
    89,6 КБ · Просмотры: 657
Если МАИ не секретная организация может шанс есть...
 
Спасибо, У Шереметьева рабочие чертежи , только на учебные планеры, по МАКУ описание конструкции.....
 
Для пробы обратился в АНТК "Антонова"....отправили в музей.......дали тклефоны их библиотеки....ну телефоны как водиться мертвые....а вот с музеемс поговорил:" Мы книгу писали о планерах антонова..сами искали докумпенты , чертежи........раньше КБ в новосибирске базировалось , когда на украину переезжали естественно ничего такого с собой не брали.........сейчас даже на А - 15 документов нет..что говорить об аппаратах 30-х годов".......ВОТ ТАК!
 
Приветствую!
На МАРЗ РОСТО вроде их ремонтировали и по моему он там испытания проходил. Спрошу при случае, но маловероятно, что сохранились материалы...... Кажется в Монинском музее есть единственный сохранившийся....
 
Назад
Вверх