Элероны
Элероны - щелевого типа. Каркас элерона состоит из лонжерона, 13 нервюр, лобового и хвостового стрингеров (рис. 77).
Лонжерон - корытного сечения, полки сделаны из реек 10Х-0 мм,
130 ' -
стенка - из 1-лш фанеры. Для установки узлов подвески элерона к крылу лонжербн имеет сосновые бобышки.
Нервюры выполнены разрезными. Хвостики образуют раскосную решетку. Носки нервюр вырезаны из липовой планки толщиной 6 мм. Хвостики изготовлены из двух полок 6X6 мм, 1-мм фанерной стенки и фанерных книц.
Лобовой стрингер имеет сечение 10Х-0 мм, хвостовой - 10Х ХЗО мм. • •
Весь носок элерона и хвостовая часть в местах подвески элерона зашиты 1-мм фанерой, остальная часть покрыта полотном А-85.
Элерон подвешен к крылу на двух шарнирах (рис. 77), выполненных из Q-мм листового дуралюмина с запрессованными шарикоподшипниками. Внутренний шарнир служит одновременно кабанчиком для управления элероном. Шарниры установлены на лонжероне с "помощью дуралюминовых уголков и крепятся к лонжерону 6-мм болтами. Ответные кронштейны на крыле установлены на нервюрах крыла № 11 и 19 и согнуты из 1-лш стали (рис. 76).
Хвостовое оперение
Оперение состоит из стабилизатора, руля высоты, киля и руля направления.
С т а б ил и з а то р (рис. 78) выполнен заодно целое с центральной частью крыла. Их общий каркас состоит из трех лонжеронов, центральной нервюры, двух косых нервюр, шести носков консольной части стабилизатора и двух внутренних раскосов.
Задний лонжерон-корытного сечения, состоит из двух полок сечением 10Х-0• мм> стенки из 1-мм фанеры, стоек и бобышек. На лонжероне установлены шесть узлов для подвески руля высоты и ,узел крепления лонжерона киля.
Центральная и две косые нервюры (рис. 78) - силовые. Они передают нагрузки от оперения на фюзеляж, и каждая из них представляет собой ферму, собранную из полок и раскосов, связанных косынками из 1-лш фанеры. Полки имеют переменное сечение.
У центральной нервюры на конце полки имеют сечение 10Х-5 мм, у корня - 20X20 мм. Косые нервюры имеют полки сечением 15Х Х20 лш у конца и 20Х--0 мм у корня и рейки сечением от 10X15 лш до 20X20 мм. Для установки узлов стыковки с крылом центральная нервюра имеет ряд бобышек.
Носки нервюр № 1 и 2 выполнены из липы, носок нервюры № 3 собран из полок сечением 6X8 мм и 1-лш фанерной стенки.
Средний лонжерон обеспечивает форму стабилизатора в поперечном сечении и представляет собой раскосную ферму, набранную из реек сечением 10Х-0 мм и зашитую с одной стороны 1-мм фанерой.
Внутренние раскосы стабилизатора связывают стыковые узлы стабилизатора с лонжероном стабилизатора. Раскосы - коробчатого сечения, выполнены из полок сечением 10X20 мм, 1-лш фанерной стенки, стоек и книц. Лобовой стрингер имеет сечение 10X30 мм.
Стабилизатор стыкуется с крылом и фюзеляжем в четырех точках. Передний узел представляет собой две стальные 1,5-лш накладки, крепящиеся к центральной и косым нервюрам 6-лш болтами с помощью двух дуралюминовых уголков. Под накладками к каркасу клеем БФ-4 приклеена хромансилевая пластина толщиной 1,5 мм (узел Б, рис. 78).
Узел соединен с лонжеронами крыла общим стыковым болтом диаметром 12 мм на конусных втулках.
Два узла на переднем лонжероне и раскосах соединяют стабили-
132" '
затор с задними кромками крыла и передают на крыло нагрузки от вертикального оперения. Каждый узел выполнен в виде уха из 1-мм стали с наваренной шайбой и крепится тремя 6-мм пистонами с шайбами на нижней стороне стабилизатора.
К центральной нервюре, в нижней части ее, на расстоянии 365 мм от оси стыкового болта крепится тремя Q-мм болтами сварной кронштейн, соединяющий стабилизатор с фермой фюзеляжа.
Стабилизатор обшит частично Л-мм фанерой и полотном.
Руль высоты состоит из двух половин, управляемых раздельно. Каркас каждой половины руля (рис. 78) состоит из лонжерона, пяти одинаковых косых нервюр, концевой нервюры, заднего стрингера, концевой дуги и металлического обтекателя внутреннего торца руля.
Лонжерон руля - сплошного сечения 8X^3 мм, постоянного по всей длине, имеет ясеневые наклейки для крепления узлов подвески руля к стабилизатору. Узлы подвески руля и кабанчик такие же, как и у планера А-2.
Нервюры состоят из полок сечением 6X8 мм и \-мм фанерной стенки. Стрингер и концевая дуга сечением 10X30 мм.
Обтекатель внутреннего торца руля изготовлен из согнутого листа дуралюмина толщиной 0,8 мм, укреплен шурупами к лонжерону руля и на заклепках - к заднему стрингеру.
Показанные на чертеже весовые балансиры руля высоты были сняты в процессе эксплуатации.
Киль (рис. 79) имеет треугольную форму. Каркас киля собран из лонжерона, двух нервюр, двух лобовых стрингеров и двух стоек сечением 15X30 мм.
Лонжерон коробчатого сечения, состоит из двух полок, распорок и 1-лш фанерной обшивки. Задняя полка имеет сечение 20X40 мм, передняя - 10X40 мм- Лобовой стрингер выфрезован из бруска 25X40 мм и имеет С-образную форму. К нижнему стрингеру двумя Q-мм болтами крепится костыль, представляющий собой стальную рессору из одной пластины. Лонжерон киля соединен с лонжероном стабилизатора сварным узлом из 1,5-мм стали с четырьмя 8-мм 'болтами.
Лобовые стрингеры приклеены к лонжерону киля и центральной нервюре стабилизатора посредством фанерных косынок и липовых уголков.
Руль направления имеет каркас, собранный из двух лонжеронов, восьми нервюр и обода (рис. 79).
Передний лонжерон состоит из сосновой планки сечением 10X40 мм с наклеенными под узлы подвески руля бобышками из ясеня. Узлы подвески и кабанчик аналогичны узлам планера А-2.
Нервюры собраны из двух полок сечением 6X8 мм и 1-мм фанерной стенки. Нервюры нанизаны на второй лонжерон из планки 10X28 мм и прикреплены к нему уголками из липы.
Обод имеет треугольное сечение размером 10X30 мм- Нервюры соединены с лонжероном и ободом бобышками, уголками и кницами HS 1-лш фанеры. Металлические узлы вертикального оперения такие же, как у планера А-2.
Рули и киль обтянуты полотком. Обшивка покрыта нитролаком и алюминиевой нитрокраской