Для всеобщего примера приведу пример (пардон за тавтологию) как я с опытным инструктором чуть не убился на моём СЕРИЙНОМ вертолёте Хьюз-269А. Я за штурвалом с налётом уже часов 50, инструктор рядом на подхвате. Причиной попадания в нештатную ситуацию стало слишком большое "взятие"мною ручки ОШ на взлёте, чтобы задавить нагрузкой возросшие до предела обороты двигателя и НВ. Лень было крутить ручку корректора газа, да и форсануть захотелось-показать, как вертолёт взлетает почти вертикально. Скороподъёмность допустимая 7,6 м.с., а тут подскочила метров до 10-ти. На высоте 200-220 м .и скорости 110 км.ч. произошел срыв потока с лопастей.Вертолёт затрясло так, что с инструктора слетела гарнитура а я прикусил язык до крови (пи...деть поменьше надо в полёте). Пока инструктор вмешался в управление, что сначала тоже привело к вертикальной раскачке-работа ручкой ОШ в т.н. "противофазе", пока нашел педали и пр.... Короче, выхватить из падения вертоль удалось на 10-ти!! метрах до земли. Сели мягко, ничего не поломали, кроме сломанных нашими ##пами от перегрузки в воздухе!!КАРКАСОВ СИДЕНИЙ!!!
Спаслись ЧУДОМ!! После многочисленных разборов и общения с опытными вертолётчиками поняли, что шансы выжить были мизерные. Спасибо Господу Богу и другим святым, которым молюсь перед каждым вылетом.
Я, собственно, к чему это всё пишу. Только для того, чтобы было понятно, чего стоит ошибка пилотирования вертолёта. Потеря на вертолёте несущим винтом тяги в любой аварийной ситуации-срыв потока, потеря оборотов или "вихревое кольцо"-равносильно потери крыльев у самолёта. Правда на самолёте при наличие высоты можно(не всегда) спастись с парашютом или отстрелив БПСку. А на вертолёте деваться некуда-порубает НВ. Не успеешь вовремя восстановить необходимый режимы и кирдык. Полный рот земли. Успеваешь только просмотреть ускоренное кино про прошедшую жизнь.
Думаем, анализируем, делаем выводА.
Вот ка-то так,пожалуй, господА.