Приборы индикации сдвига ветра для СВС есть?

XM Eger

Я люблю строить самолеты!
Пилоты рухнувшего под Ростовом самолета СП-30 выполняли полет перед авиашоу: http://ria.ru/incidents/20160819/1474834861.html http://www.interfax.ru/russia/524520
19.08.2016
Пилоты рухнувшего в Ростовской области легкомоторного самолета Спектр-аэро СП-01 (КП) выполняли тренировочный полет перед завтрашним авиационным шоу
по словам самих пострадавших, причиной крушения стало попадание самолета в воздушную яму.
"Произошел перепад давления в воздушных массах, самолет сначала тряхнуло, а потом он резко пошел вниз", — рассказал старший следователь-криминалист.
Как сообщалось ранее со ссылкой на пресс-службу ГУ МЧС РФ по Ростовской области, легкомоторный самолет потерпел крушение в районе столицы Романовская Волгодонского района Ростовской области в 18:50 по Москве.
Тогда маркой самолета указывалось СП-30. По словам собеседника агентства, воздушное судно после того, как потерпело крушение, загорелось.

Казалось бы, вовремя увидь сдвиг ветра и ничего бы...
Вот в большой авиации, такие приборы, позволяющие визуализировать сдвиг ветра и другую турбулентность, размером с сундук есть:
Новый локатор, с функцией сдвига ветра: http://superjet.wikidot.com/wiki:radar
Этот локатор — один из ключевых элементов системы метеолокации нашего самолёта. Определение метеообстановки основано на сканировании импульсным СВЧ сигналом воздушного пространства перед самолётом.
При помощи этого локатора система метеолокации самолёта выполняет следующие функции:
- радиолокационный обзор воздушного пространства, обнаружение и выдача на индикаторы опасных метеоусловий (гроза, мощная кучевая облачность, зоны градообразования, зоны интенсивных осадков, турбулентные зоны);
- обнаружение и выдача на индикацию вертикального профиля метеообразований и турбулентных зон в метеообразованиях;
- радиолокационный обзор земной поверхности;
- и плюс ко всему, теперь ещё и выдавать информацию в систему определения сдвига ветра, которая интегрирована в систему Т2CAS. Алгоритм предупреждения о сдвиге ветра непрерывно осуществляет контроль факторов ветра, которые влияют на рабочие характеристики самолёта, как при взлёте, так и при заходе на посадку.
При выполнении анализа происходит идентификация присутствия низковысотного сдвига ветра (нисходящие порывы). Если факторы ветра приводят к тому, что самолёт снижается до заданного уровня, включается звуковое предупреждение, показывающее экипажу, что вертикальная устойчивость самолёта снижается и быстро приближается к критическому состоянию.
В дополнение к предупреждению, алгоритм определения сдвига ветра обеспечивает предостережение, когда выявляется увеличение интенсивности сдвига ветра.
Информация от системы T2CAS1 отображается на пилотажных и навигационных дисплеях системы индикации к кабине лётчиков (CDS2). Также на индикаторе PFD3 отображаются рекомендации по выполнению оптимального вертикального манёвра.

Сдвиг ветра
Сдвиг ветра (англ. Wind Shear) – векторная разность (или градиент) скоростей ветра в двух точках пространства, отнесенная к расстоянию между ними. Проще — изменение направления и(или) скорости ветра в атмосфере на очень небольшом расстоянии.
Это скрытое и труднопредсказуемое явление. Несмотря на его давнюю очевидность («воздушные ямы»), официальной авиационной метеорологией оно отрицалось (не без влияния аэродинамиков) вплоть до 70-х годов, когда заметно изменились ЛА (в основном увеличение массы и инертности), условия и интенсивность их эксплуатации. Увеличение частоты лётных происшествий при взлёте и посадке по, казалось бы, необъяснимым причинам, заставило обратить внимание на это явление.
Элементарная сущность сдвига ветра в том, что если одна из составляющих турбулентного местного вихревого возмущения воздуха совпадает с направлением полета ЛА и его скорость сравнима с местной скоростью потока, обтекающего крыло, то происходит как бы его торможение (вплоть до нуля) или ускорение. Подъёмная сила резко меняется, и ЛА, имеющий на посадке малые скорость и высоту, может заметно изменить траекторию движения, вплоть до падения.
 
К сожалению, радарная технология определения сдвига ветра работает только в областях с осадками или видимой влажности.
 
Но к счастью сдвиг ветра опаснее всего для тяжёлых самолётов, имеющих большую инертность.

А для СЛА это не так страшно, их скорость полёта относительно воздушной массы, изменяется незначительно при любых сдвигах ветра. И само понятие о сдвиге ветра появилось лишь при массовом появлении в эскплуатации сравнительно тяжёлых самолётов.
 
Сдвиг ветра для СЛА обычен на посадке. Поэтому заход на посадку безопаснее делать на повышенной скорости - 1,3-1,5 от минимальной допустимой скорости полёта.
Сдвиги, бросающие аппарат вниз на десятки метров, бывают, но редко. Поэтому полёты на СЛА разрешены только в простых условиях.
 
На кик-стартере видел устройство, которое создатели планируют ставить на шлем пара-дельтапланериста. Называется turbulence detector. Действующий образец есть, при направлении на термик пищит в зависимости от его интенсивности, и видео с полетом есть.
Собирают всего 30 тыс долл на запуск в производство.
 
Сдвиги, бросающие аппарат вниз на десятки метров, бывают, но редко.
Вот это "редко" и произошло буквально позавчера - как-то у всех проскочило мимо внимания цитата вначале темы с сообщением о крушении самолёта типа СП-30 под Волгодонском именно из-за попадания в "воздушную яму".
Ребята получили тяжёлые травмы, чудом спаслись, сейчас лежат в реанимации, самолёт сгорел.
Так что такой прибор не помешал бы именно "сейчас".
 
На кик-стартере видел устройство, которое создатели планируют ставить на шлем пара-дельтапланериста. Называется turbulence detector. Действующий образец есть, при направлении на термик пищит в зависимости от его интенсивности, и видео с полетом есть.
Собирают всего 30 тыс долл на запуск в производство.

Этот прибор, по сути, детектор ИК излучения(тепловизор), закрепленный на шлеме. Температура локальных восходящих потоков выше окружающего воздуха, прибор детектирует этот факт и пищит в наушники.
Данная технология неприменима в типичных случаях приземного сдвига ветра, который образуется либо в результате атмосферной инверсии, либо из-за взаимодействия ветра с препятствиями (орографически). 
 
Сдвиги, бросающие аппарат вниз на десятки метров, бывают, но редко.
Вот это "редко" и произошло буквально позавчера - как-то у всех проскочило мимо внимания цитата вначале темы с сообщением о крушении самолёта типа СП-30 под Волгодонском именно из-за попадания в "воздушную яму".
Ребята получили тяжёлые травмы, чудом спаслись, сейчас лежат в реанимации, самолёт сгорел.
Так что такой прибор не помешал бы именно "сейчас".

В подобных случаях, к сожалению, нужен не прибор, а пройденный курс метеорологии. Не хочу никого обидеть.
 
На кик-стартере видел устройство, которое создатели планируют ставить на шлем пара-дельтапланериста. Называется turbulence detector. Действующий образец есть, при направлении на термик пищит в зависимости от его интенсивности, и видео с полетом есть.
Собирают всего 30 тыс долл на запуск в производство.

Этот прибор, по сути, детектор ИК излучения(тепловизор), закрепленный на шлеме. Температура локальных восходящих потоков выше окружающего воздуха, прибор детектирует этот факт и пищит в наушники.
Данная технология неприменима в типичных случаях приземного сдвига ветра, который образуется либо в результате атмосферной инверсии, либо из-за взаимодействия ветра с препятствиями (орографически). 

...Тогда я не понимаю, для чего в приборе 2 лазерных излучателя, работающие в 2 разных диапазонах.
И еще  один нюанс, не играющий в пользу тепловизионного детектирования : он работает и на фоне склона горы, а тепловизор не смог бы. Как мне кажется.
 
Погуглите ЛИДАР сдвиг ветра -наткнетесь на отечественные боевые треножники 🙂
4d167763ad6c5f64bb1b6b9256655c0a.jpg


Там же и принцип работы описан - вкратце - измерение расстояний до частичек пыли/аэрозоли в воздухе и по ним определение вектора ветра.

У устройства с кикстартера принцип ровно тот-же самый.
 
Лидарные детекторы сдвига давно используют в наземном варианте. У них противоположный радарам недостаток - работают только в отсутствие влажности, иначе луч рассеивается.

Кикстартер тогда не совсем понятно как работает. Лидар, как и радар, определяют сдвиг в горизонтальной плоскости, а кикстартер вроде бы определяет вертикальные потоки...

Ну и дальность обнаружения у них заявлена 100 метров - для предупреждения о сдвиге маловато будет.
 
Назад
Вверх