Полагаю будет нелишним рассмотреть основные причины катастроф применительно именно к авиации в личном пользовании. Как я себе это представляю. В порядке убывания вклада в аварийность.
Я сознательно оставляю за рамками такую причину, как лихачество. Во-первых ее вклад в статистику не так велик, во-вторых с ней нельзя бороться: человек либо лихач по складу характера, либо нет. Так же и другие особенности личности, не позволяющие человеку делать что бы то ни было в реальном времени - без рассмотрения. Это я имею ввиду то, что в летных училищах называется "отсев по нелетной". Человек соответствует всем формальным требованиям, но летать не может. Например по жизни тормоз. Или впадает в оцепенение, столкнувшись с неожиданным. И это не меняется никакими способами. Так же за рамками сознательно оставлены аварии по состоянию здоровья.
На мой взгляд основные причины таковы:
1) цейтнот. Спешка в любой форме. При подготовке к полету, при принятии решений в полете, просто психологическое давление от самого факта наличия ограничения по времени (необходимость куда-то успеть).
2) систематическая нехватка времени. Располагаемого времени объективно недостаточно для поддержания летных навыков на необходимом для безопасного летания уровне и экономия времени на обслуживании ВС.
3) психологическая неготовность конкретного пилота к конкретному полету. В любой форме.
4) беспечность. Традиционный русский "авось". Воспитывается с малолетства и практически неизлечима.
5) нехватка ресурсов. Человек занимается делом, которое очевидно ему не по средствам. Перекликается с пунктом 2.
6) техническая и "функциональная" безграмотность.
7) недостаток информационного обеспечения. Сюда идет всё - от незнания конструкции того, на чем летаешь, до недостоверности карт, недоступности прогноза погоды, невозможности определить качество топлива, и т.п. Сюда же записывается из пункта 6 - неумение находить нужную информацию. Отсутствие данных по реальным причинам аварий. Слабые знания в области аэрологии и физики полета.
Можно дополнять и сортировать.
_______________
А теперь вопрос - что из этих причин выявляется официальным расследованием?
_______________
Объективная причина, по которой аварийность мелких ВС всегда будет больше, чем крупных - при прочих равных: скоротечность процессов. Механические процессы с объектами малой массы и малого момента инерции чаще всего протекают гораздо быстрее, чем с тяжелыми и большими. Соответственно у мелких меньше время на принятие решения и его реализацию.
Я сознательно оставляю за рамками такую причину, как лихачество. Во-первых ее вклад в статистику не так велик, во-вторых с ней нельзя бороться: человек либо лихач по складу характера, либо нет. Так же и другие особенности личности, не позволяющие человеку делать что бы то ни было в реальном времени - без рассмотрения. Это я имею ввиду то, что в летных училищах называется "отсев по нелетной". Человек соответствует всем формальным требованиям, но летать не может. Например по жизни тормоз. Или впадает в оцепенение, столкнувшись с неожиданным. И это не меняется никакими способами. Так же за рамками сознательно оставлены аварии по состоянию здоровья.
На мой взгляд основные причины таковы:
1) цейтнот. Спешка в любой форме. При подготовке к полету, при принятии решений в полете, просто психологическое давление от самого факта наличия ограничения по времени (необходимость куда-то успеть).
2) систематическая нехватка времени. Располагаемого времени объективно недостаточно для поддержания летных навыков на необходимом для безопасного летания уровне и экономия времени на обслуживании ВС.
3) психологическая неготовность конкретного пилота к конкретному полету. В любой форме.
4) беспечность. Традиционный русский "авось". Воспитывается с малолетства и практически неизлечима.
5) нехватка ресурсов. Человек занимается делом, которое очевидно ему не по средствам. Перекликается с пунктом 2.
6) техническая и "функциональная" безграмотность.
7) недостаток информационного обеспечения. Сюда идет всё - от незнания конструкции того, на чем летаешь, до недостоверности карт, недоступности прогноза погоды, невозможности определить качество топлива, и т.п. Сюда же записывается из пункта 6 - неумение находить нужную информацию. Отсутствие данных по реальным причинам аварий. Слабые знания в области аэрологии и физики полета.
Можно дополнять и сортировать.
_______________
А теперь вопрос - что из этих причин выявляется официальным расследованием?
_______________
Объективная причина, по которой аварийность мелких ВС всегда будет больше, чем крупных - при прочих равных: скоротечность процессов. Механические процессы с объектами малой массы и малого момента инерции чаще всего протекают гораздо быстрее, чем с тяжелыми и большими. Соответственно у мелких меньше время на принятие решения и его реализацию.