Приемы опытного инструктора.

Поделимся лучшими приемами обучения курсантов СЛА.
Первая рекомендация. Во время сборов курсантов в классе, до начала занятий, дайте им задание поиграть в шашки. Три раза в нападение и три  раза в поддавки. Мозги от такой десятиминутной тренировки работают лучше у всех.
 
Вторая рекомендация. Разделить курсантов по видам модальностей. И соответствовать способу их общения.

Третья рекомендация. Разложить теоретический материал одного занятия на блоки. Курсант пройдя все блоки сходу, делает индивидуальную (по билетам к блокам) проверку усвоения. Не усвоенные блоки он выделяет отдельно и снова проходит их. Вынимая усвоенный материал из обучения тратим  время на подробное изучение неусвоенного материала.
Таким способом легко обучал группы желающих  Правилам Дорожного движения для последующей сдачи экзаменов по самоподготовке.
Далее. Есть способ улучшить запоминание курсантов - использовать особые добавки к их питанию. Так же и наоборот. Например морские рыбопродукты увеличивают возможности мозга к запоминанию и реакции поиска нужной информации, а алкогольные добавки ухудшают.
Если просто взбодрить курсанта, то  достаточно плитки шоколада или глоток Пепси-Колы.
Если просто успокоить волнение курсанта, то надо...

Вам интересно?
 
@ Батя_я

Я не инструктор, но мне очень интересно. Это может пригодится в жизни не только в сфере авиации и преподавания ИМХО. Я бы с удовольствием изучил продолжение.
Спасибо.
 
Хорошо. Рассчитываю и на ваш собственный опыт преподавания.
Продолжу.
... надо не давать бодрящие продукты и вспомнить пословицу "Повторение - мать учения". Другими словами многократное повторение курсантом однотипного действия доводит его выполнение до автоматизма. У таких действий эмоций минимум. Естественно при положительной мотивации и оценки его действий.
Далее. Как сказал Андрей Миронов в одном интервью - Мы с Сашей Ширвиндтом считаемся профессионалами разговорного жанра (остряками). Однако мы всего лишь запомнили шесть-семь стилей (типов острот) этого жанра и умело чередуем эти стили при общении с прессой или фанатками.
Тоесть, говоря авиационным  языком, инструктор от курсанта отличается хорошим знанием нескольких видов ЛА и уже имеет опыт их эксплуатации...
Чем больше таких знаний и такого опыта, тем инструктор имеет больше авторитет в глазах своих курсантов (фанатов).
И так есть в любой профессии. Шесть-семь личных профессиональных секретов. И не забудьте передать их своим курсантам.
Кстати, авторитет инструктору нужен, чтобы не бороться с великим искушением курсанта - самому быть учителем... Это из психологии. В любом общении двух человек присутствует вертикаль, позиция "Учитель-ученик". Если вам задали наивный вопрос, то вы автоматически можете быть учителем. Это для вас приятно. Но не забудьте, что такой же приятности хочет и человек задавший вам вопрос. И он потерпит, находясь внизу этой условной вертикали, если вы будете умело чередовать перед ним свои шесть - семь секретов (обучения и управления ЛА). Если возникает спор, то значит вы не используете удивительные для него примеры из своего опыта. Вы не можете удивить (научить). Поэтому авторитет инструктору необходим.

Есть смысл поговорить о способах преподавания?
 
Есть, конечно.
Уважаемый  Батя_я! Раскройте секрет, у Вас откуда опыт?
По-моему, как минимум -- преподавание в авиаучилище, в военном. А может быть и инструктор.
 
по видам модальностей
А это как? То есть что такое "виды модальностей"?
морские рыбопродукты увеличивают возможности мозга к запоминанию и реакции поиска нужной информации
Надо взять на вооружение!
Если просто успокоить волнение курсанта, то надо...
Из своего опыта: на экзамен надо приходить с пустой головой, но со свежей. Ну конечно не с пустой. Имеется ввиду в перед ответственным моментом необходимо часов за 12 просто отдыхать, в том числе часов 8 хорошего сна. Перед сами экзаменом никаких "повторений наиболее сложных дополнительных вопросов". В аудиторию на экзамен входить сразу, не обсуждая никаких тем перед этим. И когда возьмёшь билет -- о, чудо! В голове ясно и чётко всплывают ответы именно на эти вопросы (конечно, если ходил на лекции и готовился положенные три дня, повторяя материал)
больше авторитет в глазах своих курсантов
Полностью согласен. Проще гораздо обучить летать 16-17 летнего юношу, чем опытного авиатора из "большой" авиации переучить. (Юноша "смотрит тебе в рот", то есть авторитет имеет положительное "продавливание"). Или парашютиста. Особенно в возрасте. У них присутствует к тому же консерватизм восприятия. Хотя бывают исключения. Но реже.
 
По образованию я педагог, и изучаю возможности психологии в преподавании. Работал и на армию по контракту в авиаучилище, и затем в обычной школе. Давно работаю на себя, то есть с населением.
Про модальности спроси у Гугла или у Яндекса. Если не разберешься, сброшу тебе на почту лекцию Горина.

Знание приемов преподавания пригождается и в семье и в жизни коллектива. Свою точку зрения можно преподать и окружить защитой - аргументами. После этого в коллективе взвесят ваш авторитет и примут как должное... Возможно вы станете на короткий срок лидером для всех.  Возможно не для всех. Но это уже другая история. Психология взаимоотношений.

Кстати, у меня второй способ передачи информации (первый "Блоки"), называется "Таинство".

Жду от вас воспоминаний о приемах и способах передачи знаний и навыков младшему летному составу.
 
Ну,  для  этого  нужны  не  только  знания,  но  и  характер.  Увы,  психологи  настоящие , это  прирожденные  психологи.
 
Преподавая что-либо, надо это делать так, чтобы не заботиться о своем авторитете. В противном случае меняются цели. Если при обучении, кроме передачи своего опыта и знаний еще и ставится задача по повышению своего статуса в глазах обучаемых, существует риск выполнения задач на ненадлежащем уровне.
Авторитет в какой-либо области, в первую очередь определяется знаниями, навыками и умением передать это обучаемым.
Мне лично везло в училище на инструкторов. На Л-29 прекрасный человек, летчик-инструктор из ДОСААФ, перебравшийся к нам в училище. На МиГ-21, интеллигентный грамотный Владимир Титов, в последующем летчик-космонавт. Что интересно, и последующие за ними инструкторы, никогда не пытались утверждаться перед нами. За неудачи в летной подготовке нас не заставляли рыть траншеи и заниматься разной ерундой, способной только унизить человека. В группах всегда поддерживался внегласный соревновательный настрой, а вылетали мы всегда в числе первых. В дальнейшем, когда у самого появились подчиненные и обучаемые, старался брать все лучшее от своих наставников. А это говорит об их авторитете для меня
 
+100%
Соревновательный настрой это мощный рычаг. Очень близко к пословице "Разделяй и властвуй", но только в хорошем смысле.
Обычно делил группу на три части. Общая задача для всех одинакова, но призовые по убывающей... Они сами выбирали себе соратников и лидеров групп. В зависимости от задачи лидеры менялись сами. Если что-то перетащить, лидером был самый сильный. Если что-то собрать, лидером становился самый сообразительный.
Рекордом для меня был результат в парапланерном кружке школы, это сбор металлолома для покупки нового купола. И вот одна из групп притащила кузов от Жигулей на садовой тележке. Подложили трубы по бокам и несли- везли это десяток мальчишек школьников. Норму - по пять тонн выполнили все группы, но на выезд с ночевкой в палатках к учебному склону эта группа поехала первая.

Кстати, третий способ передачи знаний у меня называется "Фрактал".
 
почитал...вспомнил всех своих инструкторов...вспомнил всю ту тяжелейшую мужскую работу-пахоту,которую они делают,неся на своих плечах огромный риск и ответственность за жизни молодых пацанов-курсантов...и мне подумалось,что все эти теоретические психоаналитические аспекты если и имеют,то самое отдаленное отношение к практической инструкторской работе...прошу прощения,но мне показалось,что здесь речь пойдет о практическом опыте...всегда более интересном взрослой публике.
 
Преподавая что-либо, надо это делать так, чтобы не заботиться о своем авторитете. В противном случае меняются цели. Если при обучении, кроме передачи своего опыта и знаний еще и ставится задача по повышению своего статуса в глазах обучаемых, существует риск выполнения задач на ненадлежащем уровне.
100 500
 
Помню как учился ездить на авто. Очень быстро научился, начав проговаривать каждое свое действие, каждый дорожный знак. Проговаривал прям вслух, не обращая внимания на инструкторов и пассажиров! Очень быстро выработались моторика движений и методика принятия решений в той или иной ситуации. Кстати, в воздухе такая методика очень пригодилась!!! Во-первых, летчик инструктор всегда знает, что думает курсант(говорит вслух), во-вторых, эти мысли можно скорректировать в правильном направлении, ну а в-третьих, ускоряется процесс обучения!!!
 
все эти теоретические психоаналитические аспекты если и имеют,то самое отдаленное отношение к практической инструкторской работе...

Вы совершенно правы.
Шашки, морепродукты, Пепсикола, сбор металлолома, "фрактал"... ;D
Похоже, что в теме только asz! :IMHO
Без обид, "батя", но вы имеете очень смутное представление о приёмах и методах, а также особенностях педагогики и психологии ЛЁТНОГО обучения.
Ничего личного, но я вас в этом уверяю, потому как сей предмет "чуточку" знаю, Педагогика, Психология и Методика лётного обучения больше 20 лет были моими настольными книгами( и в курсантских чемоданах тоже).
Хотя, в названии темы и не сказано, какого именно "инструктора" 😉 Дочка недавно из спортзала принесла брошюрку "Советы инструктора по фитнесу"- вечер юмора удался. ;D
А если без шуток, то не забывайте об инструктаже по мерам безопасности и контроле за их соблюдением, а то как уронили бы юнцы тот "жигуль" себе на ноги в "соревновательном" запале... и не увидел бы учебный склон палаток, а следователь неделю б травил вас табачным дымом! :STUPID
:craZy
 
почитал...вспомнил всех своих инструкторов...вспомнил всю ту тяжелейшую мужскую работу-пахоту,которую они делают,неся на своих плечах огромный риск и ответственность за жизни молодых пацанов-курсантов...и мне подумалось,что все эти теоретические психоаналитические аспекты если и имеют,то самое отдаленное отношение к практической инструкторской работе...
Подпишусь под сказанным...и чуть добавлю. Курсанты, особенно перволёты, смотрят на тебя -инструктора, как на идола-не обмани их ожидания, будь Человеком и на земле и в воздухе. Не бойся признавать своих ошибок и допустив "нечто" в воздухе скажи в чём оплошал и покажи как оно должно быть. Давай больше самостоятельности, не хватайся за ручку при малейшем отклонении от режима, сначала проговори необходимые действия. Чётко отработай передачу управления с выдачей квитанции "Взял-Отдал". Если видишь, что курсант растерялся или находится в "ступоре" несильно стукни по педали, не помогает-можно и в правое ухо шлемофона малёхо щёлкнуть-гарантированно помогает. Не высмеивай курсанта за ошибки, особенно в присутствии остальных курсантов группы, а чётко опиши в чём ошибся и как было нужно действовать. Не допускай ни малейшей тени панибратства. Знай, что самая суровая кара-это отстранение от полётов, используй её только в крайнем случае.
Пока вот так..., а фокусы с шашками-рыбой и прочими изысками психологии, это немного не в то русло, т.к. в авиации инструктор делает основной упор на работу в воздухе (в т.ч. и воспитательную), и лишь небольшую её часть в классе предполётной подготовки.
Всё сказанное-это моё личное мнение из моего же личного опыта, так что  :IMHO, сорри если кого-то обидел.
 
Как и ожидалось... Ну чем больше высказываний по теме, тем больше попаданий в цель. Отдельное спасибо maverick07, его уже можно конспектировать. Работает второй способ передачи информации "Таинство", то есть нас начинают читать новички и будущие курсанты, организаторы авиашкол и авиаклубов. Узнавая сложности обучения от инструкторов здесь,  они заранее будут готовы там...

Пока о способах передачи информации воздержусь писать. Нет отклика.

А тема интересная. Ждем когда подтянутся и другие инструкторы. 
Для меня труднее всего было научить ребят следить за скоростью аппарата (дельты, параплана) на взлете.  Один курсант в Армавире прошел наземный курс и уехал. Встретились мы через пару лет. А он сам так и не научился ставить крыло на поток. Сваливание на взлете...
 
Сваливание на взлете... 
Вся лётная работа...каждый полёт-это самосовершенствование. Каждая допущенная ошибка-повод задуматься почему это произошло и как этого не допустить в дальнейшем. Каждая ПЛП или ЛП (тьфу-тьфу через левое и Боже  Упаси!)- "второй" звонок, т.к. третьего можно не услышать. 
Так учили меня..
 
почитал...вспомнил всех своих инструкторов...вспомнил всю ту тяжелейшую мужскую работу-пахоту,которую они делают,неся на своих плечах огромный риск и ответственность за жизни молодых пацанов-курсантов...и мне подумалось,что все эти теоретические психоаналитические аспекты если и имеют,то самое отдаленное отношение к практической инструкторской работе...
Подпишусь под сказанным...и чуть добавлю. Курсанты, особенно перволёты, смотрят на тебя -инструктора, как на идола-не обмани их ожидания, будь Человеком и на земле и в воздухе. Не бойся признавать своих ошибок и допустив "нечто" в воздухе скажи в чём оплошал и покажи как оно должно быть. Давай больше самостоятельности, не хватайся за ручку при малейшем отклонении от режима, сначала проговори необходимые действия. Чётко отработай передачу управления с выдачей квитанции "Взял-Отдал". Если видишь, что курсант растерялся или находится в "ступоре" несильно стукни по педали, не помогает-можно и в правое ухо шлемофона малёхо щёлкнуть-гарантированно помогает. Не высмеивай курсанта за ошибки, особенно в присутствии остальных курсантов группы, а чётко опиши в чём ошибся и как было нужно действовать. Не допускай ни малейшей тени панибратства. Знай, что самая суровая кара-это отстранение от полётов, используй её только в крайнем случае.
Пока вот так..., а фокусы с шашками-рыбой и прочими изысками психологии, это немного не в то русло, т.к. в авиации инструктор делает основной упор на работу в воздухе (в т.ч. и воспитательную), и лишь небольшую её часть в классе предполётной подготовки.
Всё сказанное-это моё личное мнение из моего же личного опыта, так что  :IMHO, сорри если кого-то обидел.

Подписываюсь! Ибо это - и есть приёмы ИНСТРУКТОРА! А "фрактальные" и проч. способы передачи знаний - это теоретическая подготовка. "Батя", Вы бы лучше поделились опытом, как 17-летней девчушке, не отягощённой знаниями из физики, объяснить, почему это летает? И надо ли ей это объяснять?
 
Назад
Вверх