Приемы опытного инструктора.

Проговаривал прям вслух
В точку!!!

Один из эффективных приёмов самообучения и ускорения закрепления навыков...но,это же надо дозреть до такого самонатаскивания,т.е.быть человеком с достаточно развитым мышлением и подвижными органами речи...что наблюдается в среде обучаемых,отнюдь,не повсеместно...
 
Спасибо за конструктив. Я и это предвидел. Поэтому способ передачи знаний "Фрактал" это и есть способ от простого к сложному. Или метод сравнений, аналогий ее знакомых вещей(суждений) с вашими незнакомыми. Чем больше сравнений с ее жизненным опытом, тем лучше усвоение. Начни с объяснения термиков, сравнивай с кастрюлей и паром. Подпрыгивающая крышка условно считается ЛА. Смотри на реакцию, может она и про термики сразу поняла...
Понятно, что первые полеты мы считаем больше радиоуправляемыми, чем осмысленными. Но переводчик ваших команд сидит в курсанте внутри, это образы... Те которые вы заложили еще на земле, непринужденно рассказывая об очередном упражнении. Не сравнить "Фрактал" курсанта и "Фрактал" инструктора. Разное время для их развитий, разная сложность образов. Но в этом и исскуство инструктора - задать образ на земле, чтобы получить результат в воздухе.
Есть схемотехники для запоминания и вызывания нужных образов. Но эти знания не скоро появятся у простых инструкторов ЛА. Тут не все знают о модальностях человека, хотя спрашивают о приемах передачи информации девушкам.  Для быстрых  образов я бы посоветовал авиатренажеры и авиасимуляторы в большом количестве.
Наверное замечали, что после авиатренажера движения у курсанта в кабине становятся спокойнее, а реакции быстрее. В Армавирском училище (институте) тренажер выполняет свои функции на отлично, но вот морально устаревает быстрее.
Кстати, в Ейском авиаучилище в 1980 году мне Серегин впервые показал диск с биоритмами. Поигрался с диском, но потом забросил. Кто-нибудь использует?
 
Помню как учился ездить на авто. Очень быстро научился, начав проговаривать каждое свое действие, каждый дорожный знак. Проговаривал прям вслух, не обращая внимания на инструкторов и пассажиров! Очень быстро выработались моторика движений и методика принятия решений в той или иной ситуации. Кстати, в воздухе такая методика очень пригодилась!!! Во-первых, летчик инструктор всегда знает, что думает курсант(говорит вслух), во-вторых, эти мысли можно скорректировать в правильном направлении, ну а в-третьих, ускоряется процесс обучения!!! 
Есть такой способ, только помните, что человек думает в 50 раз быстрее чем говорит. Т.е вы уменьшаете скорость обработки поступающей информации. Для рядового полета по маршруту не критично, а в остальных случаях, где есть дифицит времени- это не есть гуд.
Большое значение имеет отработка сенсомоторных навыков для сокращения времени действий с арматурой в кабине самолета (как быстро находите включатель света в темной комнате, так и в кабине любой указатель или орган управления). Но реакция на раздражение (отклонение) всегда должна быть осмысленной - не боксерской.
Одним из приемов в обучении я использовал "навязывание" своего переключения внимания обучаемому по СПУ, что перекликается с вашим проговором своих действий. Только тут уже проговаривает инструктор (обязательно спокойно и размеренно), а курсанту тут остается только работать и думать.
 
asz сказал(а):
Но реакция на раздражение (отклонение) всегда должна быть осмысленной - не боксерской.
Одним из приемов в обучении я использовал "навязывание" своего переключения внимания обучаемому по СПУ, что перекликается с вашим проговором своих действий. 
На Ми-2 ещё проще: зачастую приходилось брать курсанта за гребешок шлемофона и поворачивать его голову на приборы сопровождая комментариями по схеме распределения внимания 🙂
 
Если вы про авиаклуб летающий на "тряпках" (простите, конечно), то не знаю какая МТБ нужна для освоения ремесла. А для пилотов посерьёзнее тренажёр для отработки навыков работы с арматурой кабины и распределения внимания обязателен. Лично я ещё с курсантских времён "не очень" отношусь к авиасимуляторам, зачастую это только осложняет процесс лётного обучения.
 
Совет: не усложняйте свою тему заковыристыми "фракталами" и прочими модными словами!
Будьте проще и ВСЕ к вам потянутся.
Говорите на языке масс, ведь вы же не проповедник чего-то там такого... Не проповедник?!
А раз уж вы хотите воспитывать будущих авиаторов, то и говорить с ними С САМОГО НАЧАЛА нужно, используя авиационные термины, не пытаясь найти им замену, даже если сами не знаете(ищите и учите!)
В противном случае они не смогут объяснять себя и объясняться с себе подобными. Даже мыслить Вы и они должны на этом ЯЗЫКЕ, т.е. "взял ручку на себя", а не "схватил палку до пуза" или "создал крен", а не "наклонился на бок", "увеличил обороты", а не, как однажды слышал, "НАЛОМАЛ ГАЗЬЁВ" .(если парапланеристы, то "не дёрнул за веревочку", а "потянул(отдал) клеванту" и Т.Д.
А то получится, как на адыгейском радио:
" Ленин бжишьколхозэм ммрэ хакуем шесть тоннэм кукурузэр не дороботхуаре"(колхоз имени Ленина не дособрал 6 тонн кукурузы).

Основными в системе летной подготовки методами(по вашему способы передачи информации) летного обучения являются:
- устное изложение;
- беседа;
- показ и демонстрация;
- работа с книгой;
- наблюдение;
- розыгрыш полета;
- разбор полетов;
- упражнение;
- практические полёты.
Раскрывать сущность каждого- долго. Да и сами при желании почитаете.
С "бродягой"(скитальцем) согласен:
- авиасимы(не в обиду пайлотам-геймерам)- только,как отдельное увлечение, но не в помощь, проверено многими и не новость.
С "б"(с) не согласен:
- не путайте военную структуру с "авиаклубом районного значения". Какие тренажёры?! У них зачастую строп для ремонта  куполов парапланов нет, а по самолётам разнос может быть такой, что на каждый тип тренажеров не напасёшься!
Интересно, есть ли где-нибудь тренажеры "птенцов", "авиатик", СП", (может в Грызлово, где-нить прячутся тренажёры "круизёров" и "джабир"  ?
А ведь для для отработки навыков работы с арматурой кабины и распределения внимания на земле и воздухе и, тем более, в особых случаях НЕОБХОДИМА практически точная кабина.
А для этого идеально подходит  кабина самого живого летательного аппарата(самолёт, дельталёт, паралёт),а в учебном классе- САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЗГОТОВЛЕННАЯ ПРИБОРНАЯ ДОСКА(ИЗ ФАНЕРЫ-КАРТОНА С НАКЛЕЕННЫМИ НА НЕЁ ФОТО ПРИБОРОВ И ПРОЧИХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ, размещённая на штативе перед стулом с прикреплённым к нему черенком от лопаты(имитация РУС) и ручкой от старой мясорубки(им-я РУД), если курсантов хватает, то под таким стулом можно проложить доску, по два человека по краям её поднимают и тогда даже можно "полетать"( не забывая про меры безопасности, мои курсанты однажды так увлеклись этим мною собранным тренажёром, что при попытке выполнения переворота, хотя полёт был по кругу, выронили из "кабины стула-самолёта"" своего члена экипажа, чуть не сорвав его самостоятельный вылет через 2 дня).
Причем желательно такие тренажи проводить в полной экипировке(шлем, перчатки и т.д.)
Наглядные пособия- схемы полёта, конструкции ЛА и прочее, вы также можете НЕ ПОКУПАТЬ, а изготовить своими силами.
Литературкой, думаю, поделятся сочувствующие. А нас их достаточно!
Кстати, тому же "иванишину" похоже тоже не безинтересна сея тема, иначе бы он не встревал, а значит стоит не горячась (вы ж, блин, ПСИХОЛОГ, где сдержанность?) прочитать ещё раз его коменты, а соль в них есть.
Дерзайте!
 
Читаю все с самого начала...Вроде полезная дискуссия...но ник топикстартера как то по плечу пытается похлопать... А реально, лучше Маэстро никто не обозначил что и как.
 
И все же, я думаю, стОит узнать, что по этому поводу думает  Батя_я.

И где и когда мы еще сможем послушаем свежие бесплатные лекции-размышления на эту тему.

Ну и, конечно, не без интерактива. ))
 
Маэстро прав. Тут опыт его больше моего. Мне поначалу хотелось найти на этом форуме психологов. Поговорить на тему способов передачи информации курсантам. Но нет, придется опуститься из теории до практики. Иванишин задал много пустых вопросов. А это уже допрос. Поэтому и личная неприязнь. Еще для сдержанности меня не устраивает русский менталитет. Шариковы могут разбить любую тему на склоки, а мы не сможем защитить свою тему (свои интересы) из-за своей сдержанности (менталитета). Заметили, что меня успокаивали многие, а ему замечаний не сделал никто?
Это и в масштабе страны происходит. Если пятеро не объединятся, то сотни на этом форуме тем более. Имеем форум с флудильщиками.
Ладно. В моей подписи весь мой характер. Слишком много знать тоже вредно для здоровья...
Кстати, хороший совет от Маэстро для инструкторов СЛА. Заменить приборы на фотографии, оставив одни выключатели. Надо собрать коллекции фотографий и попробовать сделать макеты. Как раз плоттер есть А1.
Например СП30 го.
 

Вложения

  • getImage_037.jpg
    getImage_037.jpg
    64,9 КБ · Просмотры: 94
Спасибо. Я тоже удалил свое последующее после допроса сообщение.
Теперь просьба к пилотам. Сфоткайте пожалуйста приборные панели разных самолетов и разместите здесь. Попробуем собрать коллекцию панелей. Если крупная фотка какого либо прибора, то считайте, что она отсюда пойдет на макет кабины в учебных классах аэроклубов.
Интернет для развития великая вещь! 😎
Островитянину отдельное спасибо. Заметил изменения?
 
Разбор полетов полезная вещь. Ведь это чистая рефлексия🙂

Что я сделал?

Преамбула.
Я познаю мир через скептицизм (см. гносеология или теория познания). Никогда не верю на слово. Всегда проверяю саму информацию, способ ее подачи (не манипулируют ли мной) и сам объект, от которого эта информация исходит. Не верю ни одной рекламе, ни одному товару, ни одному журналисту, ни одному политику и т.д. …

Суть вопроса.

1. Информация.
Если у меня есть недопонимание — задаю уточняющие вопросы. Этому меня хорошо научила авиация. При плохой связи я буду переспрашивать в эфире до тех пор, пока у меня не будет полного понимания той информации, от которой зависит безопасность полета. И мне не будет неудобно. Потому что мое недопонимание — это предпосылка к ЛП.
У меня есть сомнения в адекватности информации от топикстартера. Именно поэтому я задаю вопросы на понимание, с целью конкретизации терминологии, которая используется автором. Насколько я знаю, в авиации вопросам терминологии уделяется особое внимание. Любой отчет МАКа по расследованию АП начинается списком сокращений, используемых в настоящем отчете. Если не говорить в единой знаковой системе есть вероятность говорить на разных языках, интерпретируя знания согласно собственному опыту. Именно отсюда мой вопрос о том, что такое образ, что такое быстрый образ и его отличие от других образов. Википедия дает 13 различных толкований этого слова. «Батя_я», допустите, что я не знаю чего-то и потрудитесь объяснить мне, что вы имели в виду. Мы же здесь делимся. Учимся. Считайте меня учеником, задающим вопросы. Пусть даже плохим учеником, мне все равно.

2. Способ подачи информации.
Безусловно, есть отработанные приемы, которые помогают усваивать информацию. «Батя_я» вы ими пользуетесь. И это не плохо. Но здесь мы договорились ими делиться. Получается как-то не красиво. Зачем я должен рассказывать всем о приеме «Обрети союзника» выдергивая слова из ваших постов. Может, вы это сами сделаете. Это хороший прием я и сам на публичных выступлениях люблю его использовать.
 
Разбор полетов полезная вещь. Ведь это чистая рефлексия🙂

Почему я это делаю?

Искренне считаю, что тема обучения очень важна, но протестую против того, чтобы скатится в «Науку самолётопоклонников»:

«Наука самолётопоклонников» (англ. Cargo cult science — «наука карго-культа») — термин для определения псевдонауки, распространённый в научной среде преимущественно западных стран, и подчёркивающий аналогию между некоторыми областями исследований в науке и религией самолётопоклонников.

Впервые данный полушутливый фразеологизм использовал физик Ричард Фейнман на выступлении в Калифорнийском технологическом институте в США в 1974 году для того, чтобы негативно охарактеризовать класс научных исследований (в частности, в психологии и психиатрии), которые создают видимость научного подхода, но «лишены научной честности, принципа научной мысли, соответствующего полнейшей честности, честности, доведённой до крайности». Полная речь воспроизведена в книге en:Surely You're Joking, Mr. Feynman![1].

Речь Ричарда Фейнмана.

Суть выступления состоит в сравнении псевдонаучной деятельности с религией самолётопоклонников. В Меланезии, жители которой незнакомы с техническим прогрессом, представители современной цивилизации воспринимаются как сверхъестественные существа, которые приносят дары в грузовых ящиках. Для того, чтобы вызвать появление этих людей (и следовательно, очередную порцию даров) коренные жители создают целую систему религиозных ритуалов, внешне копирующих действия визитёров, но без понимания сущности оригинальных процессов.

Так же, как и муляж аэродрома не может вызвать появление самолёта, «карго-учёные» производят порочные исследования, в которых невозможен полезный результат.

«У тихоокеанских островитян есть религия самолётопоклонников. Во время войны они видели, как приземляются самолёты, полные всяких хороших вещей, и они хотят, чтобы так было и теперь. Поэтому они устроили что-то вроде взлётно-посадочных полос, по сторонам их разложили костры, построили деревянную хижину, в которой сидит человек с деревяшками в форме наушников на голове и бамбуковыми палочками, торчащими как антенны — он диспетчер, — и они ждут, когда прилетят самолёты. Они делают всё правильно. По форме всё верно. Всё выглядит так же, как и раньше, но всё это не действует. Самолёты не садятся. Я называю упомянутые науки науками самолётопоклонников, потому что люди, которые ими занимаются, следуют всем внешним правилам и формам научного исследования, но упускают что-то главное, так как самолёты не приземляются».

Лауреат Нобелевской премии Фейнман предупреждает: чтобы не стать учёным-самолётопоклонником, исследователь должен прежде всего не обманывать самого себя, проверять и сомневаться в собственных теориях и собственных результатах, находить возможные изъяны в теории и эксперименте. Фейнман рекомендует задать необычно высокую, редко встречающуюся в повседневной жизни, степень честности в исследовательской работе и приводит примеры из рекламного бизнеса, политики, психологии поведения для иллюстрации заурядного жульничества, недопустимого в науке.

«Весь наш опыт учит, что правду не скроешь. Другие экспериментаторы повторят ваш эксперимент и подтвердят или опровергнут ваши результаты. Явления природы будут соответствовать или противоречить вашей теории. И хотя вы, возможно, завоюете временную славу и создадите ажиотаж, вы не заработаете хорошей репутации как учёный, если не были максимально старательны в этом отношении. И вот эта честность, это старание не обманывать самого себя и отсутствует большей частью в исследованиях карго-науки».

Взято здесь: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%BE_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0
 
Вот так и выглядит флуд...
Хотя  в сравнении с религией есть доля правды. Задача инструктора научить пользоваться техникой и привить любовь к небу и научить языку неба. Некоторые технические приемы ориентации в кабине и воздухе ( типа молитвы) не помешают... Поклонение своей профессии присутствует. Ну и т.д. в том же ключе...
Однако  вчера мы перешли на практическо-прикладной уровень. Поэтому теоретические выкладки отменяются, поскольку замечено, что они приведут эту тему в раздел "Флуд и треп."
 
Эх батя, батя.
Назвать Иванишина "Шариковым" — это ради бога.
Но назвать речь лауреата Нобелевской премии флудом ... Это как-то уж совсем не интеллигентно.
Фейнман, Ричард Филлипс:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%BC%D0%B0%D0%BD,_%D0%A0%D0%B8%D1%87%D0%B0%D1%80%D0%B4_%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D1%81#.D0.A0.D0.B0.D0.B1.D0.BE.D1.82.D0.B0_.D0.B2_.D0.BA.D0.BE.D0.BC.D0.B8.D1.81.D1.81.D0.B8.D0.B8_.D0.BF.D0.BE_.D1.80.D0.B0.D1.81.D1.81.D0.BB.D0.B5.D0.B4.D0.BE.D0.B2.D0.B0.D0.BD.D0.B8.D1.8E_.D0.BA.D0.B0.D1.82.D0.B0.D1.81.D1.82.D1.80.D0.BE.D1.84.D1.8B_.D1.88.D0.B0.D1.82.D1.82.D0.BB.D0.B0_.C2.AB.D0.A7.D0.B5.D0.BB.D0.BB.D0.B5.D0.BD.D0.B4.D0.B6.D0.B5.D1.80.C2.BB
 
Вот и мне сдается - Иванишин глубок. А на счет "Бати" - у меня тоже есть сомнения в адекватности информации.
Некоторые технические приемы ориентации в кабине и воздухе ( типа молитвы) не помешают...
- поток сознания. Как и остальные 90 процентов содержания его постов. В голове каша, с предметом практически не знаком. Терминологией не владеет. Намекает на какие-то особые, только ему известные формы обучения. Хотя не видит разницы в методах, способах, приемах, навыках, методиках - все валит в одну кучу. По-моему, нас разводят.
ivanishyn это дело уловил мгновенно. Я с ним полностью согласен.
 
Назад
Вверх