Ступор, это скорее всего преувеличение. Если погода для новичков (молоко), полоса и режимы взлета соответствуют, то тогда распределение внимания. Тоесть смотрите не перед самолетом, а несколько сбоку. Вспомните, какая скороподъемность у вашего самолета. Вот на этот угол и рассчитывайте при взлете. Положение РУС вам покажет инструктор, вы его запомните. Двигатель работает на максимальном режиме, это минуты. По набору высоты его обороты уменьшают, до какого значения РУД вам так же покажет инструктор. Психологически стОит на стоянке потренироваться в кабине, чтобы довести свои действия до автоматизма (пожужжать с секундомером). Больше автоматизма - меньше эмоций.
На посадке нужно чуствовать планер самолета. Пятой точкой, как говорится. Чем скоростнее самолет, тем больше посадочная скорость. Для первых посадок ее должно быть немного больше. Смотрите вниз - немного сбоку и вспоминаете какой высоты ваш самолет. Его шасси от вашего сидения. Выравнивание делаете с небольшим запасом до полосы, и ждете когда самолет снизится сам. Положение РУД на посадке и тангаж самолета, в том числе и по приборам вам также покажет инструктор. Психологически комфортнее делать мягкую посадку, это чуть больше скорость, чуть выше выравнивание. Но запомнить какая скорость вы сможете только полетав на конкретном самолете.
Если летали на парапланах, то все режимы посадки вы знаете. Особенно, когда с ранцевым двигателем за плечами и посадкой на ноги.
На второе сообщение ответ такой же, но после полетов с инструктором. И освоении с ним первоначальных навыков планирования. Поскольку в режиме взлета нагрузка на РУС и педали увеличивается постепенно. Усилия на РУС у разных самолетов и планеров отличаются, как и реакция на их движение.
Думаю, что на форуме есть инструкторы и поопытнее меня, самодельщика.
Жаль МАЭСТРО погиб. От него в этой теме были дельные советы. Не удивлюсь, если у них отказ двигателя при замерзшем карбюраторе. Похолодало, осень. Помню, как смотрел на кассете падение Агафоныча на Як 18. Съемка изнутри и снаружи. Там деревья с утра были в изморози. Катал парня из Германии. Двигатель стал. Последний возглас в кабине - "Всё. Нам конец!"... Скорости небыло, высота 200 метров. Про замерзающие карбюраторы есть отдельная ветка. А людей жалко.