Проверка радиопередатчиков

Дмитрий Шаповалов (Velocity)

Хвост в самолете лишняя деталь!
Откуда
Москва
По ходу возни с приемниками/передатчиками возникла острая необходимость в анализе как радиостанции, так и антенного хозяйства. Поспрашивал у знакомых как они эксплуатируют авиационные радиостанции и как обстоят дела с поверками и настройками. Результаты опроса оказались груснее, чем себе можно представить.

Монтаж радиосвязного оборудования в большинстве случаев заключается в механической установке оборудования и подключении. Проверкой оборудования после монтажа никто практически не занимается  😱. Всё сводится к - поставил и включил, если слышат, то всё ОК. Если не слышат  :-[

Поверки, отдельная тема -
С некоторого времени наши доблесные службы начали гонять на поверку радиостанций в соответствующие организации. Поверка сводится к передаче паспорта на р/с + деньги и в итоге на выходе бумага, подтверждающая исправность и соответствующие параметры, выписанные из паспорта. Радиостанцию передавать не обязательно т.к. во первых у них нет разъема для подключения, а во вторых их данные всё равно никто проверять не будет  😉. При таком методе (проверка р/с не на ВС) проверяется только исправность самой р/с без антенного хозяйства, что в идеале дает только половину общей картины (реально дает только бумажку для продления летной годности).

Оборудования для проведния проверки р/с на подавляющем большинстве аэродромов нет. Мы задались целью устранить эту проблему и откопали открытый проект цифровго измерителя мощности р/с + КСВ (от него зависит сколько всё таки реально мощности уйдет в эфир от исходной мощности радиостанции) + точности частоты р/с. Сейчас это оборудование в процессе сборки и в ближайшее время можно будет его опробовать на нашем аэродроме. В принципе, имея такое устройство можно будет наконец улучшить качество и дальность связи.

ЗЫ. Буду выкладывать сюда фотки этого процесса и результаты измерений.
 
Заводской ксв/ватт-метр фирмы Roger стоит порядка 3000р. Необходимость частотомера под вопросом, ни разу не видел, чтобы частота "плавала" если есть захват PLL'ом (если нет - то рация просто не работает).
Неужели самодельный получится дешевле и точнее?

Про установку антенн на самолетах - это вообще отдельный разговор 🙂
Видел как 1/4 волновый штырь, отличающийся по длине от 1/4 на 3см (хорошо что в большую сторону - удалось отрезать 🙂 ) - установили на неметаллическую обшивку. К рации подсоединили 75 !! омным коаксиалом длиной порядка 6м (лишнее свернули в катушку под сиденьем 🙂 ) При этом ксв получили около 4-5 и сильно удивлялись, почему у них маленькая дальность связи 🙂
 
По поводу установки антенн и прочего на различные подвижные объекты есть хорошая книга: Amateur Radio on the Move


9450.jpg


/me
 
Заводской ксв/ватт-метр фирмы Roger стоит порядка 3000р. Необходимость частотомера под вопросом, ни разу не видел, чтобы частота "плавала" если есть захват PLL'ом (если нет - то рация просто не работает).
Неужели самодельный получится дешевле и точнее?

Про установку антенн на самолетах - это вообще отдельный разговор 🙂
Видел как 1/4 волновый штырь, отличающийся по длине от 1/4 на 3см (хорошо что в большую сторону - удалось отрезать 🙂 ) - установили на неметаллическую обшивку. К рации подсоединили 75 !! омным коаксиалом длиной порядка 6м (лишнее свернули в катушку под сиденьем 🙂 ) При этом ксв получили около 4-5 и сильно удивлялись, почему у них маленькая дальность связи 🙂

А эти и не только Эти проблемы с радио от того что все "особо умные".  Единицы знают что такое КСВ , как он меряется и на что влияет , тем более 75 омным кабелем вести проводку ... :STUPID

Меня поразило отношение к связи на самолёте ,одной часной самолётостроительной компании ...там устанавливают на изолятор кусок проволки нержавеющей , а на вопрос , а кто то меряет КСВ , настраивает антенну ? Ответ меня обескуражил .." А зачем ?" Ведь работает ... :-/
КСВ не настроешь в закрытом помещении. На КСВ антенны влияет и место её установки и даже угол установки ...
Для упрощения решения вопросов рекомендую приглашать радиолюбителей работающих в диапазоне 144 МГц, у них как правило все соответствующие приборы есть , или знают где одолжить.
 
Слушал я вас, слушал, смотрел на нашу стационарную антенну на базе, смотрел... И вдруг появился вопрос (ну не силен я в радиооборудовании): эта самая антенна, гордо возвышающаяся над крышей, она ведь должна и громоотводом работать (в печальном смысле)? Или есть какая-то военная тайна, что в нее молния бить не будет?
 
Заводской ксв/ватт-метр фирмы Roger стоит порядка 3000р.

Как выясняется, есть еще проще - Minitos SWR-430, 20 уе в Москве, те же задачи вроде бы решает. Описание, правда, не нашел, работает ли он для авиачастот.
 
Саня , это КСВ метр для диапазона 27 МГц. В твоём случае НЕ КАТИТ!)
У меня есть и по лучше на этот диапазон , будешь в гостях - подарю )

А то что антенна - ГРОМООТВОД , так это извесно из физики за 8 класс))) Не переживай , простое решение для тебя , когда не пользуетесь , вынимай конектор из радиостанции ..и БУДЕТ всё ОК!)))
Если хочешь большего , найди себе радиолюбителя толкового в друганы ))) 😎
 
О нашел подходящий ..http://www.vectorgps.ru/shop/item_991.html для тебя прибор , но всё равно его сначала нужно на серьёзной технике поверить на нужный тебе диапазон
 
Не переживай , простое решение для тебя , когда не пользуетесь , вынимай конектор из радиостанции

Не, не пойдеть. А если в грозу надо связь держать? Должно быть какое-то более практическое решение. Придется искать радиолюбительницу. Заодно, может быть, узнаю, как длину антенного кабеля считать.
 
Не переживай , простое решение для тебя , когда не пользуетесь , вынимай конектор из радиостанции

Не, не пойдеть. А если в грозу надо связь держать? Должно быть какое-то более практическое решение.

Это называется разрядник.

Заодно, может быть, узнаю, как длину антенного кабеля считать.

А нафига? В идеале длина кабеля выбирается из конструктивных соображений. Есть правда фокус , называемый "повторителем сопротивления", т.е. волновое сопротивление кабеля перестаёт быть существенным параметром при согласовании антенны и передатчика.  😱

[tt]Если длина линии равна половине длины волны или целому числу половин длины волны на определенной частоте, то такую линию часто называют «повторителем», имеющим тенденцию отображать (или повторять) на выходе то сопротивление, которое «заметно» на входе.[/tt]

/me
 
Кстати - одно из заблуждений, что антенну обязательно надо настраивать подбирая длину кабеля. Как правило, это делается только если нет других способов согласовать волновое сопротивление антенны и выходного контура передатчика.

Иногда после такой настройки кабель начинает сам излучать как антенна (особенно если не решена проблема "перетекания" вч тока на экран - ферритовые кольца и т.д.). Ладно если будут сбои в приборе контроля двигателя (наводка на провода датчиков), а если движок инжекторный...
 
Собственно тема возникла не столько из желания что-то сделать сколько из-за понимания глубины непонимания многими пилотами и техниками что это важно. Какое оборудование использовать не очень принципиально. Главное, уметь этим пользоваться и понимать основные требования.

На днях звонил знакомый и хотел узнать насчет радиостанций авиадиапазона большой мощности для оснащения ВС. Посмотреть свои станции и подстроить антенны тяжко, а вот поставить на ЛА мощную станцию легче  ;D. Существующая система получения сертификата летной годности вместо качественного влияния на характеристики ВС работает количественными показателями (нужно собирать больше бумажек), при этом нет даже рекомендаций по обеспечению приемлемого качества  🙁, я уже не говорю о наличии каких либо требований, хотя как раз эти требования (рекомендации) и должны, по идее, влиять положительно, в том числе на безопасность полетов.

K.Viktor привел один из самых распостраненных "горбылей" установки радиосвязного оборудования. Отсутствие элементарных знаний в используемых материалах + принципах настройки и проверки. В результате ЛА имеет абы как установленное оборудование и годами эксплуатируется с проблемной связью. Gennadij только подтвердил очевидность проблемы и её запущенность  :'(


Заводской ксв/ватт-метр фирмы Roger стоит порядка 3000р. Необходимость частотомера под вопросом, ни разу не видел, чтобы частота "плавала" если есть захват PLL'ом (если нет - то рация просто не работает).
Неужели самодельный получится дешевле и точнее?

То, что есть захват PLL ещё не значит что опорный кварц дает правильную частоту  😉.
Сталкивался с радиостанциями у которых частота уезжает почти на край канала, в результате чего до её прогрева (или влага там уходила) слышимость была очень плохая и только через 30-40 минут работы всё приходило в норму.

Самодельный дешевле не получится, но  :IMHO мне такой девайс нравится (он умеет несколько больше чем обычный стрелочный КСВ метр  😉 Не зря его ваяли радиолюбители несколько лет. ).  http://webx.dk/oz2cpu/radios/miliwatt.htm
 

Вложения

  • wm-oz2cpu.jpg
    wm-oz2cpu.jpg
    19,3 КБ · Просмотры: 171
Кстати - одно из заблуждений, что антенну обязательно надо настраивать подбирая длину кабеля. Как правило, это делается только если нет других способов согласовать волновое сопротивление антенны и выходного контура передатчика.

Иногда после такой настройки кабель начинает сам излучать как антенна (особенно если не решена проблема "перетекания" вч тока на экран - ферритовые кольца и т.д.). Ладно если будут сбои в приборе контроля двигателя (наводка на провода датчиков), а если движок инжекторный...


Я хоть и инженер - механик ,но в прошлом радиолюбитель диапазона 10 и 11 метров , и знаю достоверно точно , что настройка кабеля по длинне , это тоже самое , что у скрипачей пальчиком по струнам. 😉.

Методика настройки проста , нужно иметь пасивную нагрузку просто соответствующую мощности станции и с волновым сопротивлением 50 ом. Есть описанные методики как это делать , будет кому интересно , в принципе могу рассказать.

Гнаться тупо за мощностью станции это чревато хреновыми последствиями , как пример, авария  вертолёта ЭСЕКС на МКАДе.
Там причиной было электромагнитное воздействие от радиостанции большой мощности на электронный блок регулированиямощности двигателя , в связи с чем движок не мог выйти на крейсерскую мощность . В результате вынужденная посадка , вертолёт на боку .
Чтобы тупо применить на своём ЛА радиостанцию БОЛЬШОЙ мощности нужно просто ПОНИМАТЬ , что солидные фирмы для начала проводят испытания в эхо камере на эл магнитную совместимость , а уж потом облётывают систему в полёте.

А кабель который САМ излучает , это не кабель . а провод ))) Настоящий с двойной экранировкой кабель , и " правильные" разъемы - залог успеха! :IMHO

Акробан , действительно есть так называемые "разрядники" или " грозозащита" но как правило в грозу уважаемый радиолюбитель не работает. Имейте при сибе ручную станцию как аварийную на этот случай. А с радиолюбительницей , на твой "разрядник" нужно будет изоляцию латексную одевать ...и то  😎 ;D
 
Методика настройки проста , нужно иметь пасивную нагрузку просто соответствующую мощности станции и с волновым сопротивлением 50 ом. Есть описанные методики как это делать , будет кому интересно , в принципе могу рассказать.

Замер мощности на пассивной нагрузке - просто констатация выходной мощности на выходе передтчика, причем независимо от спектральной чистоты выходного сигнала! Ведь нет разницы чем кипятить чайник - напряжением с частотой 50Гц и 60.
Если вы устанавливаете радио сделанное не на коленке, а известный бренд, то можно поверить тому, что написано в паспорте.

А вот настраивать антену действительно надо для того, чтобы обеспечить максимальную надежность связи и минимальные наводки на другое оборудование ВС, даже если антена "фирменная". Много зависит от того где (в какой части самолета) и как она установлена.

Для этого я обычно использую  простой КСВ(коэффициент стоячей волны)-метр. КСВ должен приближаться к 1 в середине рабочего диапазона. Это значит, что вы не греете выходной каскад передатчика неизлученной мощностью, а антена имеет максимальную отдачу.
 
Alex_K Вы внимательно читайте то что цитируете. Я описывал настройку КСВ КАБЕЛЯ , а не проверку паспортных данных радиостанции. И как Вы думаете , пасивная нагрузка в такой конфигурации может  быть применена меньшей мощности чем радиостанция ? 😱
 
Alex_K Вы внимательно читайте то что цитируете. Я описывал настройку КСВ КАБЕЛЯ , а не проверку паспортных данных радиостанции. И как Вы думаете , пасивная нагрузка в такой конфигурации может  быть применена меньшей мощности чем радиостанция ? 😱

Если вы используете качественное радио с выходным сопротивлением 50Ом и качественный кабель (не китайский с оплеткой из алюминиевой фольги) тоже с волновым сопротивлением 50Ом плюс соответствующие разъемы, то подбирать длину кабеля не надо. Надо лишь проверить работу антенны по КСВ и если необходимо подстроить ее. Если антенна расстроена ( может быть в силу разных причин), то в некотрых случаях кабель может начать излучать и тогда его длина будет оказывать влияние. Таким образом, попытка "настройки" кабеля это попытка компенсировать один косяк с помощью другого.
 
Alex_K Вы внимательно читайте то что цитируете. Я описывал настройку КСВ КАБЕЛЯ , а не проверку паспортных данных радиостанции. И как Вы думаете , пасивная нагрузка в такой конфигурации может  быть применена меньшей мощности чем радиостанция ? 😱

Если вы используете качественное радио с выходным сопротивлением 50Ом и качественный кабель (не китайский с оплеткой из алюминиевой фольги) тоже с волновым сопротивлением 50Ом плюс соответствующие разъемы, то подбирать длину кабеля не надо. Надо лишь проверить работу антенны по КСВ и если необходимо подстроить ее. Если антенна расстроена ( может быть в силу разных причин), то в некотрых случаях кабель может начать излучать и тогда его длина будет оказывать влияние. Таким образом, попытка "настройки" кабеля это попытка компенсировать один косяк с помощью другого.

Вы начинаете забирать время , но на такую глупость ( сорри конечно ) я не ответить не мог.  
Как вы себе представляете установить на борту радио  за примерно как минимум тысячу долларов и купить при этом китайский кабель ? 😱  😡
Далее по моему  тексту пояснения :
Если при настройке радио не удаётся в силу тех или иных причин добиться снижения КСВ ниже 2 , то один из действенных методов является настройка кабеля на КСВ =1  . Если при этом КСВ антенны установленной на самолёте не снижается , то нужно или менять место установа антенны , или разбираться с самой антенной.
При этом нужно понимать , что в ангаре заниматься настройкой КСВ просто недопустимо .
И далее , нужно выбирать кабель желательно с двойным экраном , или одинарным но не ниже 90% оплёта. Излучателями чаще всего являются медные волосовинки оплётки выступающие из под "заделки" разъёма.
Я хоть и инженер - механик на на своей фирме командую " паяльниками " родом из оборонки . Эти парни виртуозы своего дела . Мы много эксперементировали и проверяли результаты своих работ на соответствующем оборудовании. Кроме того в своё время зарабатывали на жизнь в монтаже систем связи  😉
По этому я могу позадавать Вам вопросы как будет влиять угол установа антенны , на КСВ и что будет происходить со связью при угле установа антенны от вертикального ДО угла в 45 градусов , и что будет происходить со связью и КСВ при угле более 45градусов . И что даёт установка антенны под углом строго 45градусов ) 😉 😎 :🙂
По этому я рекомендовал парням связаться с коротковолновиками , которые как минимум провели лет 20 на "ключе"  и которые грамотно подскажут. При этом не рекомендую владельцам папелацев пользоваться услугами консультантов , кои являются читателями журнала "мурзилка"
Ничего личного 😉
 
Давайте немного спокойнее во всём разбираться т.к. тема актуальна, но многим мало понятна. Вопрос к Геннадию - Есть ли у Вас требования к радиосвязному оборудованию и каковы официальные процедуры и рекомендации?

ЗЫ. Насчет как представить что на дорогущую радиостанцию повесят китайский провод от паяльника - легко. Бывало ещё и не такое. Задача форума показать людям как делать правильно и как делать нельзя. У моего знакомого на элеронах люфты больше 1 см по задней кромке в обе стороны хода от 0  😱. Если бы знал о таком до полета не полетел бы вообще  :~~), а он говорит -конструкция такая и исправить трудно. Посоветовал ему выбросить эту конструкцию и сделать другую, без люфтов, но не уверен, что слова дошли и он исправит, а Вы говорите о вещах, которые объяснить немного сложнее  🙁.
 
Дима , если пилот утверждает что люфт в сантиметр это " непреодалимая сила"  😎 то я буду сомневаться в квалификации его как пилота ...и вообще о знаниях авиационных конструкций, и РЛЭ своего самолёта в часности. :🙂

Теперь о другом , а именно о знаниях .
Если оппонет в форуме имеющий налёт в несколько сотен часов ...на флай симуляторе утверждает гипотетически что он в силах произвести испытательный полёт вновь созданной авиационной конструкции , и с пылом - жаром утверждает о своей правоте, и при этом находит себе таких же союзников , меня это мягко говоря  удивляет :-? Почему люди не пытаются посмотреть дальше , что будет в наших неустроенных законодательно государствах с остальными летающими или хотящими летать людьми ? Мы с вами живём не в Америке , где если разложился ровным слоем по земле , то ты сам выбрал себе судьбу. У нас в Украине как и у Вас в России , уродские чиновники перекрутят на свой лад и ещё больше ужесточат репресии против всех остальных в подавляющем своём числе порядочных и умных людях.
Теперь что касается радиосвязи:
Мой оппонент мало понимает в существе вопроса и пытается завести в заблуждение остальных людей.
Дело в том , что только опытный специалист в радиосвязи сразу после проверки КСВ на самолёте поймёт , что и как , и чем болеет его пациент.  Я попытался рассказать в общих чертах о двух путях настройки КСВ на самолёте.
Если у меня лично , есть опыт и знания в данном вопросе , то я беру на себя ответственность не дискутировать и высказывать предположения , а даю готовый в сжатом виде рецепт решения задачи. Если мой оппонет начал философствовать т.е. ходить по "верхам" это и вызвало у меня  раздражение ( За что приношу перед форумчанами свои искренние извинения  :-[ ) т.к. приходится не делиться  имеющимися знаниями , а заниматься ликбезом агресивного аппонента.


А теперь по делу : На самом деле качественная связь на борту , это не только модная радиостанция и "уши" на борту , это целый комплекс технических задач который необходимо решить.
Для начало нужно определить или найти оптимальное место установки антенны с точки зрения аэродинамики ,и сточки зрения настройки КСВ антенны , чтобы максимальная мощность попадала в антенну , а не перегружала выходной каскад радиостанции.Ичто бы при этом антенна не   являлась турбулизатором.
Угол наклона антенны , тоже не маловажный фактор для дальности связи . Прямо стоящая штыревая антенна , имеет минимальное  значение КСВ , и максимальную выходную мощность , что хорошо в работе на небольших расстояниях , но при работе на больших расстояниях в следствии перетражения радиоволн , лучше установить антенну под углом не превышающим 45 градусов. Это позволит КСВ не критически увеличиться , но появится возможность принимать переполяризованный сигнал (  у наших станций вертикальная поляризация , но изза переотражения от препятствий , она может сильно наклоняться ближе к горизонтальной . Наклон антенны в 45 градусов практически оптимальный для этих случаев)
Нужно знать , что КСВ минимально лучше настроить на вертикально стоящей антенне , и потом её смонтировать наклонно , при этом проверяя показания КСВ. Тут много хитростей , или просто чутья.
Нужно понимать , что не маловажно для качества радиосвязи место куда вы подключили питание радиостанции . Дело в том , что если её подключить в сильно нагруженную цепь , то могут происходить искажения модуляции. Нужно обратить внимание на сетевые фильтра при необходимости , если возникают какие либо помехи во время работы. Проверять работу связи нужно при ВСЕХ ключенных
потребителях тока , только так можно определить взаимное влияние одной системы на другую.
И парни не забывайте такой "мелочи" что на земле может быть паршивая связь ( теже грабли с китайским кабелем , или системой которой в пятницу исполнилось 70 лет  🙂), а у вас заточенная игла ...но вы всё равно будете плохо принимать сигнал с земли, не смотря на то что ваши чёрные коробочки обошлись в пару тысячь зелёных.  

Если у ково какие вопроссы , если смогу - помогу ! 🙂
 
А зачем самолету непременно мощная станция? Трансляция идет все равно по прямой и без препятствий , далеко на Полюс вроде никто не собирается. Так что думаю что правильная отстройка антены намного важнее лишний ваттов. И дешевле. НА Яках стоит замечательная станция "Баклан 5". Её мощности( 5 вт) за глаза в любой сетуации. Притом ее можно ремонтировать, если что,буквально на коленках.
А все эти дорогостоящие панельные  цацки типа ГАрмин и прочее- только лампочками красевее мигают.Но за очень дополнительные деньги.

А чем вам китайский кабель не нравится? Если марка правильная и сопротивление подходят- какие проблемы?

Ген, а где ты в воздухе препятствия нашел для изменения поляризации антены?
НАклон антены на самолете вообще по-моему дело не то что десятое, а сотое и связан скорее с эстетикой. НА вышке же антены не наклоняют,а связь прямая. Зачем тогда 45 градусов на самолете?
(последний раз экзамен на лицензию коротковолновика я десять лет назад сдавал, мож забыл чего.. :🙂)
 
Назад
Вверх