Разбился Сергей Игнатов

Здесь по обсуждению  трагедии собрались не новички, поэтому  напишу без вступления.Сколько дельт бы не падало всегда нужно знать причину этого,а причину падения что в Приморье, что Сергея не ясна до сих по, потому нужно до конца разобраться сначало производителям и конструкторам и не прятать последним голову в песок и отмалчиваться и отвечать нападками на нападки, а чесно разьяснить а может признать свои ошибки.
Сам я падал  один  раз из-за крыла но...всё это пошло на пользу всего нашего и не только  нашего коллектива.Например в 90 -х было несколько аварий на пропиленовом крыле,  несмотря на наши старания по доводке и налёте на нем в различных погодных условиях более 500 часов ,но садился на него неопытный и всё могло кончится плачевно...итог-мы перестали на нём летать чтобы избежать трагедий....Был  каркас крыла неизвестного производства с парусом от "Аэроса" после нескольких пробных полётов мы отказались от дальнейших работ по нему, нужны были новые трубы которые тогда были в страшном дифиците ,итог печален...Человек страсно желаюший летать, сел на   него не обращая во внимание нашего  резюме  и ..погиб..
К чему я  всё это?
Я дорожу своей семьёй и окружающими и не хочу раньше времени попасть в списки необьяснимых падений-трагедий! И поэтому-
НИКОГДА не полечу на крыле на котором  разбились люди причём опытные по НЕОБЬЯСНИМЫМ причинам!
Тот акт по Сергею  меня только убедил в моих словах здесь,
полёт который там описывают практически был  не особо сложным,да и погода не ЭКСТРИМ   для такого пилота как Сергей,сам летал на поплавках на Кипре так что знаю о чём пишу. Если бы была сильная болтанка это бы видели свидетели(я в таких случаях прекращал полет) но градиент температур по высотам был мал даже на стыке вода-земля,знаете сейчас какая температура воды? При таких малых градиентах  температур и силе ветра,тем более в полдень не может быть сильной болтанки . На Кипре я свободно летал при 12-14 м\с на поплавках,в любое время дня .
По последнему описанию полёта Сергея  мне вспомнилась эпопея с  самопальным "Аэросом", там было такое же резкое  беспречинное заваливание  в крен на нормальной скорости при нормальной погоде,но слава богу что я тогда остался жив,причина  была в каркасе но чем это закончилось я описал выше.
Мой порыв души написанный здесь как раз направлен на всех пилотов,не летайте если есть необьяснимые поведения крыла- жизнь это не крыло ,её не купишь второй раз....
 
. В этот момент обороты двигателя были уменьшены до минимальных,  и был слышен отчетливый звук флаттерения обшивки крыла,
-из акта.
А кто сказал, что это "флаттерила" задняя кромка и вообще обшивка крыла?! На ГП, например, существует брызгозащитная мембрана....
Фотографии бы, платформы в сборе и с места падения, а то фразу "Имеется разрыв верхней и нижней поверхности обшивки 20 мм левее плоскости симметрии по правому полукрылу от задней кромки до боковой трубы " не осилил....
 
Уважаемый mdp-shnik, Вы не очень внимательно прочитали мое послание. Я ЗА обсуждение технических проблем, но я против связывания их с летными происшествиями. Освоение нового по принципу ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ должно быть известно всем и не важно какой вид полета: испытания, освоение нового аппарата или вида полета. Неизвестное оно и есть неизвестное.
Уже имея приличный опыт испытательных полетов я ОБУЧАЛСЯ выполнению полетов на химии, а богатый опыт полетов на колесах не уберег меня от купания на гидроварианте.

Теперь об "Атлетах".
Если кому-то они нравятся, а кому- то нет то давайте искать как говориться отличия. Я уже писал о влиянии конфигурации аппарата на его свойства и о разбросе характеристик крыльев при их изготовлении. Вот только понимая влияние всех этих параметров на поведение аппарата и можно их настраивать под конкретного пилота (которые тоже отличаются своими возможностями, это я как инструктор с многолетним опытом говорю).
Единственная особенность "Атлетов" это ненатянутость обшивки при отсутствии аэродинамической нагрузки, что может серьезно проявиться при глубоком скольжении на крыло (что вероятно и произошло у Сергея). Но об ограничениях вашего аппарата вы должны знать и не выходить за обозначенные границы. Не нравятся границы - смените аппарат. Это как с женой, либо принимаешь ее такой как она есть, либо разводишься, а попытаешься ее переделать под себя - дороже будет. Настройки допускаются, но в пределах возможного.
Я это все к чему, не ищите козлов отпущения, а ищите знающих людей, проверяйте рекомендации производителей опытом эксплуатантов (их больше, а следовательно и опыт богаче). Но конечное решение все равно на вас (жизнь то ваша).  Не молитесь ни на какого производителя, у каждого из них свои победы и свои поражения.
О проблемах и их решении.
Чтобы получить грамотный совет надо четко сформулировать проблему: конфигурация аппарата, взлетная масса, режим полета, состояние атмосферы и т.д., ну и конечно что не понравилось. И все это в физических единицах измерения. Только тогда это можно будет проверить на подобных аппаратах и поискать отличия. А все "ух", "ах", "отлично", "плохо" не смоделируешь, а следовательно и совет будет такой же.
 
    Юрий, где Вы были раньше! Наконец, пилоты Атлетов получили первое предупреждение - в исходном состоянии ненагруженная потоком обшивка Атлетов ненатянута. От этой "печки" и начнут пилоты разбираться во всех прошлых, так и необъяснённых авариях и разных неприятностях.
   К сожалению, Юрий, о технических проблемах часто вспоминают только после происшествий.
 
От этой "печки" и начнут пилоты разбираться во всех прошлых, так и необъяснённых авариях и разных неприятностях.
К сожалению, Юрий, о технических проблемах часто вспоминают только после происшествий. 

Нет всё же флуд форева!

Много раз писали, что Атлет не скользит и что получается, когда начинает скользить и на каких углах крена это проявляется обычно и что об этом нужно элементарно помнить. Юра ничего нового не написал.

Но это не причина, а одна из причин.

Нет ведь, обязательно в этой ветке нужно флудить с придыханием.

Заведённой специально для этого флуда уже не хватает.
http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1280900047/0#0
Так нет же обязательно здесь танец с бубнами...
 
полёт который там описывают практически был  не особо сложным,да и погода не ЭКСТРИМ 
-- пересечение береговой линии на небольшой высоте при ясной погоде в середине летнего дня - само по себе запредельный уровень риска. Т.е. чтобы с достаточно высокой степенью вероятности убиться - больше ничего делать не требуется. Совершенно не важно на каком аппарате/крыле. К этой основной причине можно в акте прочитать еще несколько отягчающих обстоятельств (тяжелый аппарат, ограничивающие высоту полета строения на берегу и.т.д.).
 
Имею двухмесячный опыт эксплуатации дельталета  с поплавками АКВАМАРИН, Крыло АТОМ, Телега ФРЕГАТ,
двигатель СИМОНИНИ+2.Все новое.
Заметил следующую особенность:
Если поплавки  при вывешивании  с  пилотом выставлены с положительным углом атаки, т.е. передок выше задка на 15-20 см (казалось-бы так и надо). , То в полете (а  аппарат скоростной), начинает работать вся гидроплатформа, т.е. поплавки с  брызгоотбойником, до такой степени аэродинамичны, что аж крыло разгружается и хочет крутануться вокруг поплавков. А если еше  рваный ветер, то становится даже страшновато.Так я мучился неделю.
Затем вывесили аппарат заново:
Аппарат с пилотом,- гидроплатформа абсолютно горизонтальны, вектор тяги установили паралельно поплавкам.
О ЧУДО! Аппарат залетал обалденно. Заворачиваю не хуже чем на телеге, почти на 90 гр. Перекладка  с крена на другой сходу. Воронку кручу, угол градусов 70. 
Посадка при сброшенном газе, поплавки даже нос опускают по траектории, затем когда на экране гасишь скорость, становятся абсолютно горизонтально  и приводняются на все 4 копыта, и даже передок первым ципляет, но зато в полете платформу не чувствуешь,потому, что она выставлена по полету, а еще в стабилизаторы вставили  аэродинамические пенопласты.
Это все в хорошую погоду , когда ветер З или ЮЗ ровный с моря.
Если ветер с берега и рваный, то приходится уже работать на выживания и не о каком кураже и речи нет. Просто думаешь, чтобы не кувыркнуло и от тебя уже мало что зависит, потому,что платформа имеет  большую парусность для боковика.
Вообщем удовольствия никакого, да и опыт сдесь  если, что не поможет.
Ну вот примерно так ребята.
 
Имею двухмесячный опыт эксплуатации дельталета  с поплавками АКВАМАРИН, Крыло АТОМ, Телега ФРЕГАТ,
двигатель СИМОНИНИ+2.Все новое.
Заметил следующую особенность:
Если поплавки  при вывешивании  с  пилотом выставлены с положительным углом атаки, т.е. передок выше задка на 15-20 см (казалось-бы так и надо). , То в полете (а  аппарат скоростной), начинает работать вся гидроплатформа, т.е. поплавки с  брызгоотбойником, до такой степени аэродинамичны, что аж крыло разгружается и хочет крутануться вокруг поплавков. А если еше  рваный ветер, то становится даже страшновато.Так я мучился неделю.
Затем вывесили аппарат заново:
Аппарат с пилотом,- гидроплатформа абсолютно горизонтальны, вектор тяги установили паралельно поплавкам.
О ЧУДО! Аппарат залетал обалденно. Заворачиваю не хуже чем на телеге, почти на 90 гр. Перекладка  с крена на другой сходу. Воронку кручу, угол градусов 70. 
Посадка при сброшенном газе, поплавки даже нос опускают по траектории, затем когда на экране гасишь скорость, становятся абсолютно горизонтально  и приводняются на все 4 копыта, и даже передок первым ципляет, но зато в полете платформу не чувствуешь,потому, что она выставлена по полету, а еще в стабилизаторы вставили  аэродинамические пенопласты.
Это все в хорошую погоду , когда ветер З или ЮЗ ровный с моря.
Если ветер с берега и рваный, то приходится уже работать на выживания и не о каком кураже и речи нет. Просто думаешь, чтобы не кувыркнуло и от тебя уже мало что зависит, потому,что платформа имеет  большую парусность для боковика.
Вообщем удовольствия никакого, да и опыт сдесь  если, что не поможет.
Ну вот примерно так ребята.
Тоже самое мы сделали при первой попытке взлететь на Кипре,следует добавить только ещё то что пришлось переворачивать редуктор,чтобы понизить центр тяги,из-за того что тяга "задавливала" нос при старте и рулении...
 
полёт который там описывают практически был  не особо сложным,да и погода не ЭКСТРИМ 
-- пересечение береговой линии на небольшой высоте при ясной погоде в середине летнего дня - само по себе запредельный уровень риска. Т.е. чтобы с достаточно высокой степенью вероятности убиться - больше ничего делать не требуется. Совершенно не важно на каком аппарате/крыле. К этой основной причине можно в акте прочитать еще несколько отягчающих обстоятельств (тяжелый аппарат, ограничивающие высоту полета строения на берегу и.т.д.).
Спорить не буду,пусть будет так,у каждого пилота свой опыт который он понимает по своему,но опытный пилот -это старый пилот ,тут не  напишешь новой истины.
 
А я редуктор сразу поставил правильно, т.е. вниз. При такой компановке вектор  тяги проходит по плоскости саленблоков крепления двигателя, а это правильно.
Если ветер с воды, то можно и залетать на сушу, ну конечно повыше, там все поровнее, но если наоборот, то лучше не суватся.
 
А я редуктор сразу поставил правильно, т.е. вниз. При такой компановке вектор  тяги проходит по плоскости саленблоков крепления двигателя, а это правильно.
Если ветер с воды, то можно и залетать на сушу, ну конечно повыше, там все поровнее, но если наоборот, то лучше не суватся.
Подпишусь под каждым словом 🙂Про вектор   и сайлентблоки  всё верно,хочу только ещё добавить-  что вектор ещё  и опускается ближе к центру масс ...Сх поплавков тоже больше чем Сх просто телеги 😉 так что всё это только в плюс .
Сделали у нас ребята гидродельталёт в соседнем городе,поплавки свои,крыло Апогей 16,телега типа космос но...приблизили поплавки и крыло очень близко и притом натянули ткань так что закрыли всё пространство между ними.....Окончились полеты(на пруду) тем что аппарат кувыркнулся в воздухе....крыло потом нашли через два месяца,слава богу который смилостливился над ними- оба живые остались.
 
От полета нужно получать и  удовольствие и удовлетворение.
Поэтому оставляю дельталет на поплавках для куража только в хорошую погоду, а пересаживаюсь на автожир, на котором можно куражить в любую погоду и которому не страшны любые порывы ветра, от куда бы он не дул.
 
-- э... я бы сказал, что полеты "для куража" редко продолжаются долго... Про автожир - хорошо, если понимание того, что на нем нельзя "куражить в любую погоду" придет до полярной лисы. А не одновременно.
 
Для того, что бы куражить, надо сначала научиться летать на табуретке , на кухне, что бы досконально понимать все физические процессы которые происходят с аппаратом в полете. А тупое наматывание часов и огромное их количество,  это далеко не показатель мастерства.
 
Ну а уж от господина случая  и стечения обстоятельсв, как жизнь показывает, ну никто из нас не защищен.
 
досконально понимать все физические процессы которые происходят с аппаратом в полете
-- как бывший физик - абсолютно уверен, что задача даже не досконального, а просто достаточного для заведомо безопасного полета, понимания процессов, происходящих с аппаратом в воздухе - никем и нигде еще не решена. И вряд ли имеет шанс быть решенной в обозримом будущем. Иллюзия "я уже достаточно изучил и со всеми возможными вещами встречался" - одна из самых опасных.
 
Вот и я говорю, что совершенству предела нет, иначе бы было бы очень  скучно, и в свои 60 с удовольствием учусь, в том числе и летать. Только жаль, что учится -то не у кого. Приходится самостоятельно до всего доходить и продвигаться вперед, и зачастую как правило, ценой риска. И ничего не поделать, ведь любопытство берет верх.
 
Да год нынче....  😡 ЧС-ки замучали,приехал с лесных пожаров узнал про Сергея.... Царствия небесного, светлая и вечная память.....
Проездом через Москву всегда заезжал в ВМ пообщаться. Коллектив хороший,  люди замечательные. Были проблемы с Атлетом,под чутким руководством Льва всё устранил, ставил сам Сузуку G13 моновпрыск тоже были проблемы, но Андрей с ВМ и Александр Никульшин моими руками его быстро оживили
Жаль Сергея.....
Летаю на Форсаже с Атлетом,налёт 70 часов, но пару раз попадал в Ж..У, крайний раз летал на поиски рыбаков, ветер внезапно усилился и как раз на границе моря и суши, швыряло так что не дай боже никому, только по прибору соображал лечу вверх или вниз,как я вернулся не знаю, боженька видно пожалел..... Да, ремни безопасности хорошая штука, если их не было, меня бы запросто выкинуло из аппарата...
Опыта конечно практически нет, но аппаратом от ВМ я доволен и большое спасибо всем вложившим в него душу.
Сергей, СПАСИБО за всё...
 
Прошло 4 месяца. Многое стало со стороны виднее. Серегу не вернуть. Но живущие должны знать. Что произошло.

Серега для нас безгрешен, он жил по совести. Это многие знают. Но тем важнее понять то, что случилось.
Акт расследования ОФ СЛА не даёт ответов. Только намеки. Очень жаль.  Основным мотивом его создания по запросу прокуратуры было, чтобы никто не пострадал, как утверждал каждый член комиссии. Но Сергей не любил неправды и этот акт ему бы не понравился. Поэтому я взял на себя смелость его прокомментировать. Для Сереги и тех кто еще живет, летает, строит и надеется.

Акт ОФСЛА  с комментариями можно скачать по адресу www.trikes.narod.ru/OFSLA.pdf

Другой акт, составленный так, как положено и так, как оно было,  можно посмотреть по адресу www.trikes.narod.ru/Ignatov.pdf

Надеюсь, что это поставит некую точку в этом расследовании.
 
Прочла акт и ваши, Tpikepilot, комментарии. В акте увидела равную вину пилота и аппарата. В ваших комментариях - попытку все на пилота свалить и много желчи (или боли?). Не обижайтесь.
А что, трубы консолей действительно разными были (одного диаметра, но с разной толщиной стенки?)?
В любом случае - я вам соболезную.
И земля пухом Сергею.
 
Назад
Вверх