Сейчас я хочу рассказать о проекте Т-311 "Колибри". Многим из Вас не нравится общий вид Т-411, ну это конечно дело вкуса, но не надо забывать, что 30-40 % облик самолета формирует двигатель. У Т-311 установлен не М-14, а Continental, возможно поэтому он многим понажется более "грамотным" самолетом.
Об этом самолете я уже писал в этой ветке, но может быть не очень подробно, но попробую рассказать подробней.
За время работы над проектами Т-401, Т-407, Т-411, Т-415 и другими, нам пришлось довольно подробно ознакомиться с техническими, эксплуатационными и экономическими характеристиками двигателя М-14П и многими его модификациями. Частенько нам приходилось слышать, «М-14- это плохой двигатель». Мы понимаем тех, кто говорит, что это «плохой» двигатель, а какой же на их взгляд «хороший»?
Разумеется, чаще всего назывались, Continental-ы и Lycoming-и. Правда, оказалось, что эксплуатация этих моторов требует «родного» бензина «100LL» и масла «Aero-Shell», а также строгого следования инструкции по эксплуатации. Если же проигнорировать вышеуказанные требования, то фирма изготовитель снимает двигатель с гарантии. В общем, ничего удивительного и необычного, но даже на сегодняшний день проблема с бензином, маслом и обслуживанием в России полностью не решена.
В период с 1990 по 1999 года мы предпринимали ряд попыток по организации лицензионного производства двигателей Lycoming, Franklin, PZL-F*, французского турбодизеля SMA SAFRAN Group в Москве, в Воронеже… К сожалению, все наши усилия не имели положительного результата.
*PZL-F польская версия американского двигателя Franklin
Т-311 был задуман, как головной проект серии одномоторных и двухмоторных самолетов под двигатели совместного производства мощностью 180-300 л.с и взлетным весом до 1.5 тонн. (Выше 1.5 тонн самолеты серии Т-четыреста)
Приблизительно в 92 году в наше КБ обратился господин Маули владелец фирмы MAULE. Он хотел наладить выпуск самолетов MAULE в России. В рамках сотрудничества с фирмой Маули мы сделали 2 проекта, это Т-311 Колибри и Т-415, который, немного больше Маули.
В качестве аналога для Т-311 мы взяли самолет MAULE-5, который в свою очередь является развитием четырехместного Piper Cub. От первоначальных планов производства сбор- комплектов (так называемых Китов) MAULE-5 в России для последующей их доработки в полноценный самолет в США, пришлось отказаться по разным причинам. Одна из них малая размерность самолета, очень он оказался маленьким внутри.
Проект реализовывался самостоятельно с особыми требованиями – ни одна деталь каркаса, систем, не должна соответствовать конструкции Maule. Самолет должен удовлетворять требованиям АП-23. Технологически самолет должен производится без необходимости использования производственной базы серийных авиационных заводов, т.е соответствовать американскому термину «самолет низкой технологии», или «самолет гаражной сборки».
Надо сказать, что сами по себе переговоры с владельцем фирмы MAULE и выбор Мaule-5 в качестве аналога для Т-311 «Колибри» не являются звеньями одной цепи. Дело в том, что при выборе аналога для Т-311 мы довольно подробно ознакомились самолетами фирм США и Канады, а так же их не совсем законными копиями в Польше. Что бы не быть голословным приведу несколько фирм, на которых мы побывали и вели переговоры с руководством и самолеты, с конструкцией которых мы ознакомились и на некоторых полетали. Список далеко не полный. Здесь нет в частности самой фирмы MAULE.
США
1. Piper
PA-18 Piper Cub
PA-28 Cherokee
PA-32 Saratoga
PA -46 Malibu Mirage
2. Aircraft Designs, Inc.
Super Stallion
3. Lancair Int, Inc
Lancair IV и IV-P
4. Leza Aircraft Corp
Air Cam 912S
5. Light Miniature Aircraft
LM -2X-W Taylorcraft
LM-3X-W Aeronca Champ
LM-5X Super Cub
6. Murphy Aircraft Mfg. Ltd
Elite
Rebel
Maverick
7. New Glastar
Glastar
Glasair Super IIS
8. R and B Aircraft Co.
Bearhawk
9. Sky Star Aircraft Corp.
KitFox Classic 4
KitFox Lite
KitFox Series 6 Convert.
10. Helio Aircraft
Helio Courier
И совсем не подходящий в выбранную весовую категорию Helio Stallion.
И Канада
1. St-Just Aviation, Int. Inc.
Super Cyclone
(Cessna C-180 и C-185 –kit)
2. De Havilland
Не совсем по профилю Т-311 Beaver DHC-2
И ещё несколькими фирмами.
Мы побывали на производстве большинства из этих фирм, познакомились со строителями kitplane-ов, и как я уже писал, смогли полетать на многих, из перечисленных самолетов и составили о них какое то мнение.
Ознокомившись со всеми вышеперечисленными самолетами с Maule 4,5,7 и выбрав М-5, мы как бы, его «проецировали» на дальнейшую эксплуатацию не только в США, но и России. Maule-5 показался вполне приемлемым для более глубокого изучения, с перспективой сложной эксплуатации в России, в разных климатических зонах, на поплавках, на лыжно-колесном шасси и с носовой стойкой.
На Т-311 мы изготовили полный комплект конструкторской документации, изготовили 60% оснастки и провели продувки в ЦАГИ. Было сделано несколько комплектов Kitplane-ов, но массовым самолет пока не стал. Хотя цена более чем демократическая, кит глубокой сборки стоил 65-70 тысяч долларов.
Несколько слов о конструкции Т-311
Крыло самолета – подкосное, двухлонжеронное с «мягкой» обшивкой типа Stits. Профиль крыла Р-II-14 М с достаточно высоким Cy 2.6. Для упрощения изготовления и повышения противоштопорных характеристик, крыло прямое в плане и с отогнутыми вниз законцовками типа «коготь», повышающими эффективное удлинение крыла и эффективность элеронов. Предкрылков на крыле не было.
Горизонтальное оперение. Размеры Г.О. выбраны с учетом обеспечения продольной устойчивости самолета в диапазоне центровок 19-32% САХ. Профиль Г.О. – плоская пластина толщиной 4%. Механизация- руль высоты, роговая компенсация, триммеры.
Вертикальное оперение. Размеры В.О. выбраны с учетом обеспечения боковой устойчивости самолета в диапазоне центровок 19-32% САХ. Профиль В.О. – ромбовидная пластина толщиной 2.5%. Механизация В.О. – руль направления, роговая компенсация, триммер.
Фюзеляж. Основные размеры фюзеляжа выбраны с учетом удовлетворительной вместимости (пилот+3 пассажира) и аэродинамической обтекаемости при минимальных размерах. Пилот и пассажиры располагаются по схеме 2+2. За пассажирским диваном есть небольшой грузовой отсек. Задний диван – быстросъемный, что позволяет увеличить размеры грузового отсека.
Ферма фюзеляжа и киля представляют собой единое целое. Ферма сваривалась из труб разного сечения. Материал- сталь 4130, или аналог 30ХМА.
Шасси- неубирающееся с 3-х опорной схемой. Основная опора –пирамидального типа с масляно- пружинной амортизацией. Хвостовая опора – рессорного типа. Основные колеса тормозные с размерами 508х216 мм, хвостовое колесо нетормозное, размером 203х102 мм
ВМГ- двигатель Continental IO-360-ES (N макс 210 л.с.) с тянущим винтом «Mc Cauley D2A34C67N/S76C», диаметром 1,93 м.
Вот ЛТХ самолета Т-311
Макс. взлетный вес ВС, кг 1100
Макс. вес пустого ВС, кг 670
Пилот и его багаж 80+4
Аварийно-спас. оборуд, кг 4
Невырабатываемое топливо, кг 2,5
Кислород 0
Масло 6,5
Масса снаряженного, кг 767
Макс. масса топлива, кг 178
Макс. вес полезной нагр, кг 333
Дальность при макс заправке, км 1500
Скорость максимальная, км/час 260
Крейсерская скорость, км/час 235-240
Экипаж, чел. 1
Кол-во пассажиров, чел 3
Скорость сваливания, км/час 76
Взлетная дистанция (Н=15 м), м 225
Посадочная дистанция (Н=15 м), м 240
Модель двигателя IO-360ES
Максимальная мощность, л.с. 210
Длинна самолета, м 6,82
Размах крыла, м 9,64
Площадь крыльев, кв.м. 15,3
Колея необж. шасси, м. 1,9
Ширина кабины, мм 1130
Высота кабины, мм 1050
Чертежи здесь я уже выкладывал, ну вот нашел другие, более подробные. На первой картинке подробный, со всеми размерами общий вид. На второй фрагмент чертежа фермы Т-311.
Об этом самолете я уже писал в этой ветке, но может быть не очень подробно, но попробую рассказать подробней.
За время работы над проектами Т-401, Т-407, Т-411, Т-415 и другими, нам пришлось довольно подробно ознакомиться с техническими, эксплуатационными и экономическими характеристиками двигателя М-14П и многими его модификациями. Частенько нам приходилось слышать, «М-14- это плохой двигатель». Мы понимаем тех, кто говорит, что это «плохой» двигатель, а какой же на их взгляд «хороший»?
Разумеется, чаще всего назывались, Continental-ы и Lycoming-и. Правда, оказалось, что эксплуатация этих моторов требует «родного» бензина «100LL» и масла «Aero-Shell», а также строгого следования инструкции по эксплуатации. Если же проигнорировать вышеуказанные требования, то фирма изготовитель снимает двигатель с гарантии. В общем, ничего удивительного и необычного, но даже на сегодняшний день проблема с бензином, маслом и обслуживанием в России полностью не решена.
В период с 1990 по 1999 года мы предпринимали ряд попыток по организации лицензионного производства двигателей Lycoming, Franklin, PZL-F*, французского турбодизеля SMA SAFRAN Group в Москве, в Воронеже… К сожалению, все наши усилия не имели положительного результата.
*PZL-F польская версия американского двигателя Franklin
Т-311 был задуман, как головной проект серии одномоторных и двухмоторных самолетов под двигатели совместного производства мощностью 180-300 л.с и взлетным весом до 1.5 тонн. (Выше 1.5 тонн самолеты серии Т-четыреста)
Приблизительно в 92 году в наше КБ обратился господин Маули владелец фирмы MAULE. Он хотел наладить выпуск самолетов MAULE в России. В рамках сотрудничества с фирмой Маули мы сделали 2 проекта, это Т-311 Колибри и Т-415, который, немного больше Маули.
В качестве аналога для Т-311 мы взяли самолет MAULE-5, который в свою очередь является развитием четырехместного Piper Cub. От первоначальных планов производства сбор- комплектов (так называемых Китов) MAULE-5 в России для последующей их доработки в полноценный самолет в США, пришлось отказаться по разным причинам. Одна из них малая размерность самолета, очень он оказался маленьким внутри.
Проект реализовывался самостоятельно с особыми требованиями – ни одна деталь каркаса, систем, не должна соответствовать конструкции Maule. Самолет должен удовлетворять требованиям АП-23. Технологически самолет должен производится без необходимости использования производственной базы серийных авиационных заводов, т.е соответствовать американскому термину «самолет низкой технологии», или «самолет гаражной сборки».
Надо сказать, что сами по себе переговоры с владельцем фирмы MAULE и выбор Мaule-5 в качестве аналога для Т-311 «Колибри» не являются звеньями одной цепи. Дело в том, что при выборе аналога для Т-311 мы довольно подробно ознакомились самолетами фирм США и Канады, а так же их не совсем законными копиями в Польше. Что бы не быть голословным приведу несколько фирм, на которых мы побывали и вели переговоры с руководством и самолеты, с конструкцией которых мы ознакомились и на некоторых полетали. Список далеко не полный. Здесь нет в частности самой фирмы MAULE.
США
1. Piper
PA-18 Piper Cub
PA-28 Cherokee
PA-32 Saratoga
PA -46 Malibu Mirage
2. Aircraft Designs, Inc.
Super Stallion
3. Lancair Int, Inc
Lancair IV и IV-P
4. Leza Aircraft Corp
Air Cam 912S
5. Light Miniature Aircraft
LM -2X-W Taylorcraft
LM-3X-W Aeronca Champ
LM-5X Super Cub
6. Murphy Aircraft Mfg. Ltd
Elite
Rebel
Maverick
7. New Glastar
Glastar
Glasair Super IIS
8. R and B Aircraft Co.
Bearhawk
9. Sky Star Aircraft Corp.
KitFox Classic 4
KitFox Lite
KitFox Series 6 Convert.
10. Helio Aircraft
Helio Courier
И совсем не подходящий в выбранную весовую категорию Helio Stallion.
И Канада
1. St-Just Aviation, Int. Inc.
Super Cyclone
(Cessna C-180 и C-185 –kit)
2. De Havilland
Не совсем по профилю Т-311 Beaver DHC-2
И ещё несколькими фирмами.
Мы побывали на производстве большинства из этих фирм, познакомились со строителями kitplane-ов, и как я уже писал, смогли полетать на многих, из перечисленных самолетов и составили о них какое то мнение.
Ознокомившись со всеми вышеперечисленными самолетами с Maule 4,5,7 и выбрав М-5, мы как бы, его «проецировали» на дальнейшую эксплуатацию не только в США, но и России. Maule-5 показался вполне приемлемым для более глубокого изучения, с перспективой сложной эксплуатации в России, в разных климатических зонах, на поплавках, на лыжно-колесном шасси и с носовой стойкой.
На Т-311 мы изготовили полный комплект конструкторской документации, изготовили 60% оснастки и провели продувки в ЦАГИ. Было сделано несколько комплектов Kitplane-ов, но массовым самолет пока не стал. Хотя цена более чем демократическая, кит глубокой сборки стоил 65-70 тысяч долларов.
Несколько слов о конструкции Т-311
Крыло самолета – подкосное, двухлонжеронное с «мягкой» обшивкой типа Stits. Профиль крыла Р-II-14 М с достаточно высоким Cy 2.6. Для упрощения изготовления и повышения противоштопорных характеристик, крыло прямое в плане и с отогнутыми вниз законцовками типа «коготь», повышающими эффективное удлинение крыла и эффективность элеронов. Предкрылков на крыле не было.
Горизонтальное оперение. Размеры Г.О. выбраны с учетом обеспечения продольной устойчивости самолета в диапазоне центровок 19-32% САХ. Профиль Г.О. – плоская пластина толщиной 4%. Механизация- руль высоты, роговая компенсация, триммеры.
Вертикальное оперение. Размеры В.О. выбраны с учетом обеспечения боковой устойчивости самолета в диапазоне центровок 19-32% САХ. Профиль В.О. – ромбовидная пластина толщиной 2.5%. Механизация В.О. – руль направления, роговая компенсация, триммер.
Фюзеляж. Основные размеры фюзеляжа выбраны с учетом удовлетворительной вместимости (пилот+3 пассажира) и аэродинамической обтекаемости при минимальных размерах. Пилот и пассажиры располагаются по схеме 2+2. За пассажирским диваном есть небольшой грузовой отсек. Задний диван – быстросъемный, что позволяет увеличить размеры грузового отсека.
Ферма фюзеляжа и киля представляют собой единое целое. Ферма сваривалась из труб разного сечения. Материал- сталь 4130, или аналог 30ХМА.
Шасси- неубирающееся с 3-х опорной схемой. Основная опора –пирамидального типа с масляно- пружинной амортизацией. Хвостовая опора – рессорного типа. Основные колеса тормозные с размерами 508х216 мм, хвостовое колесо нетормозное, размером 203х102 мм
ВМГ- двигатель Continental IO-360-ES (N макс 210 л.с.) с тянущим винтом «Mc Cauley D2A34C67N/S76C», диаметром 1,93 м.
Вот ЛТХ самолета Т-311
Макс. взлетный вес ВС, кг 1100
Макс. вес пустого ВС, кг 670
Пилот и его багаж 80+4
Аварийно-спас. оборуд, кг 4
Невырабатываемое топливо, кг 2,5
Кислород 0
Масло 6,5
Масса снаряженного, кг 767
Макс. масса топлива, кг 178
Макс. вес полезной нагр, кг 333
Дальность при макс заправке, км 1500
Скорость максимальная, км/час 260
Крейсерская скорость, км/час 235-240
Экипаж, чел. 1
Кол-во пассажиров, чел 3
Скорость сваливания, км/час 76
Взлетная дистанция (Н=15 м), м 225
Посадочная дистанция (Н=15 м), м 240
Модель двигателя IO-360ES
Максимальная мощность, л.с. 210
Длинна самолета, м 6,82
Размах крыла, м 9,64
Площадь крыльев, кв.м. 15,3
Колея необж. шасси, м. 1,9
Ширина кабины, мм 1130
Высота кабины, мм 1050
Чертежи здесь я уже выкладывал, ну вот нашел другие, более подробные. На первой картинке подробный, со всеми размерами общий вид. На второй фрагмент чертежа фермы Т-311.