Не все ссылки на фильм про Звереву работают... Еще ссылка, на полный вариант фильма...
https://reaa.ru/threads/farman-4-stroim-vmeste-v-s-peterburge.5491/
Удивительно, скольких строителей СЛА взбудоражил этот фильм "Воздушные приключения". Знаю - Айварса Вальдемаровича Грахольскиса из Риги - он тоже Фарман прекрасный построил, у него плакат какой-то был фильма..., Валерия Алексеевича Домброва, Александра Вениаминовича Финкельштейна, Я смотрел этот фильм, когда в прокате его уже не было, но был кинотеатр в Петербурге, где показывали старые фильмы. Это был 1992 год, кинотеатр Ленинград у метро Чернышевская, широкий экран, первозданный вид. Я просто обалдел, это было серьезнейшее впечатление в жизни...
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ АЭРОПЛАНА «ФАРМАН-4», ИЛИ РУССКИЙ «ФАРМАН» (с магнитофонной записи, сделанной в Музее Академии ГА. Июнь, 1998 год)
В июне 1998 г. в Объединённом музее Академии ГА и ФГУАП «Пулково» состоялся интересный разговор с Петербургским конструктором и пилотом Е. А. Мелентьевым, по проекту и под руководством которого была построена реплика аэроплана Фармана 1910 г. для фильма «Воздухоплаватель». Е. А. Мелентьев выступил в фильме в роли дублёра.
В беседе приняли участие Г. Г. Галли (Г. Г.) и Н. М. Сафронова (Н. С.)
Е. М. А как это начиналось? Я к тому времени уже много всяких моделей по-строил для кино. Это были масштабные модели 1:5, 1:3 - наши советские, рус-ские, немецкие самолеты - в общем, те, которые принимали участие в войнах. Когда Кунин написал о «Фармане», он вообще-то писал не о «Фармане, а о нашем борце Иване Заикине. Он так захотел научиться летать, что уехал в Париж к Фарману и поступил учиться в школу. Его там поддерживали Куприн и многие наши, которые бывали в Париже. А самолет нужно было покупать. Сто-ил он по тем временам около 30 тысяч рублей русских.
Воспоминания И. М. Заикина «В воздухе и на арене» (Куйбышев: Куйбышев. книжн. изд-во.1965) записанные писателем Владимиром Куниным, автор сцена-рия фильма «Воздухоплаватель» – одни из не многих произведений, написанных самим очевидцем полётов того времени, опубликованных в советское время.
Е. М. Сам Заикин дожил до 60-х годов и, похоже, автор сценария, Кунин, ка-кое-то время общался с Заикиным. Я это не очень твердо помню... Тем более что там летали тогда и женщины с полным удовольствием и очень хотели летать. Нашими режиссерами-постановщиками были Анатолий Тимофеевич Приходько и Наталия Владимировна Трощенко. Очень много интересных актеров участвовало в кино, некоторых уже нет... Когда дело дошло до разговора о создании натурного аппарата, они пригласили меня на студию и спросили, реально ли это; насколько дорого, безопасно ли и вообще, возможно ли все это воссоздать? Я сразу же обратил внимание на то, что, конечно, следует делать не точную копию самолета «Фарман», а по нашим временам и по нашим условиям - безопасный летательный аппарат, о чем мы и договорились. Некоторые отклонения от точности, от копирования были допущены - так было мне проще делать. Тем не менее всякие специалисты, в том числе и летчики, сомневались: «Да не может этого быть, как можно в простом аэроклубе построить самолет, да еще три штуки для кино». Создатели кино - директор, режиссеры - обратились в более высокие организации, например к Олегу Константиновичу Антонову. Там им ответили,что это слишком большая работа, потому что придется все КБ задействовать, и для таких одиночных работ-заказов это нерентабельно и, в общем, никому не нужно, поэтому все и перешло в клуб. Я прикинул, сделал несколько моделей, и начали постройку. Постройка шла так: по бригадам были разделены узлы-агрегаты самолета, как и бывает в авиации: двигатель делает одна фирма, крыло - другая, оперение - третья, шасси – четвертая и так далее, так оно и было, в принципе… Съемка кино обычно длится год примерно. Вот за этот период надо было сделать эти самолеты и за это же время надо было снять все кино. Такой календарный план.
Мы начали. Закупили материалы, распределили работу, и в марте - апреле у нас агрегаты были уже все выполнены. Оставалось собрать полностью самолет, а самолет все-таки приличных размеров - 12 метров размах крыла и 8 - длина. Таких помещений у нас в клубе не было, и решили делать прямо на аэродроме.
Прикрепляю файл, там полностью это большое интервью... с Евгением Афанасьевичем...