Реставрация Ту-144 в ЦМ ВВС Монино

Thread moderators: ПЗ
Кроме чисто "железных" дел, монинский Ту-144 преподнес целый ряд интереснейших знакомств и встреч. Наример, в 2012г, нас посетил Борис Федорович Кузнецов. Для тех, кто не знает, Борис Федорович был командиром Домодедовского экипажа №1, который 1 ноября 1977 совершил первый рейс № 499 по маршруту Москва-Алма-Ата на Ту-144. На фото ниже исторический снимок - Борис Федорович докладывает министру ГА Бугаеву о готовности к вылету:
f_p_flight.jpg

2.jpg


В подарок мы получили книгу воспоминаний выдающегося летчика, а также нагрудные значки "отличник аэрофлота" 🙂
29154_original.jpg

29552_original.jpg

30077_original.jpg
 
Доброе дело делаете! Спасибо! Фантастический труд!

Метафизическую вещь скажу - вообще-то в таком деле должно помогать государство. В размахах его прожектов восстановление монинских самолетов - капля в океане. Но я все понимаю... Вопрос риторический.

Вот интересно - в каком состоянии Тушка? Реально ли ее когда-нибудь в следующем веке восстановить будущими поколениями другой страны до летного состояния?
 
Слава богу...... даже слеза навернулась. Правильно ребята..... надеюсь всё же Россия в с прянет ото сна.  И мы снова с гордостью с кажем.... я достаю из широких штанин, дубликатом без ценного груза, читайте, завидуйте, я, гражданин великой России.

Ребята мелькнула мысль..... Машина то совсем новая может её до лётного состояния до вести? Хоть кружочек сделать.
 
Он не сможет взлететь даже физически-полоса короткая.
Посадка самолёта в Монино-уже шедевр.Про посадку(подготовку) расскажите,пожалуйста,с фото будет просто класс!
 
Мне кажется, из вышеизложенного повествования уже должно было сложиться впечатление, в каком состоянии самолет. Если нет, значит, графоман из меня плохой.

Кабина была разграблена вандалами подчистую. Техотсеки, где размещались тонны радиоэлектронной аппаратуры системы контроля двигателей, системы управления измерением топлива, системы управление клиньями воздухозаборников, навигационно-пилотажного комплекса, автоматической бортовой системы управления, курсовой системы, радиовысотомера, ДИСС, локатора, радиосвязного оборудования, системы воздушных сигналов, системы электроснабжения - разграблены подчистую, всех этих систем нет. Кабельная сеть, соединявшая все эти системы порублена во многих местах, силовые шины тоже порублены. Троса проводки управления порезаны. Машина 40 лет страдает от сырости, во многих местах очаги коррозии невозможно даже осмотреть (внутренние полости крыла например). С учетом вышеизложенного, ограниченная длина полосы где-то на последнем месте, КМК.

Государство...
От государства требуется всего две вещи. Назначать руководителя музея, которому музей небезразличен; и не мешать ему работать. Все остальное - дело техники.

Мы пытаемся поддержать уникальный самолет хоть как-то, в надежде, что эта страна с годами еще немного повзрослеет, и спонсорская поддержка подобных проектов перестанет быть фантастикой. Еще несколько лет назад даже тысячу рублей приходилось просто брать из своих зарплат. Сегодня, по мере удаления от лихих девяностых, к людям помаленьку приходит понимание своей личной роли и места в истории этой страны. В 2012г нам удалось собрать 120000р по интернету на перевозку в музей Як-130. В 2013г удалось собрать 185000р добровольных пожертвований на борьбу с сыростью на Ту-144. Простые посетители музея, когда узнают о проекте, жертвуют кто 50 кто 100 кто 1000р без сожалений. Это здорово, страна помаленьку взрослеет и мудреет.
В Ульяновском музее гражданской авиации уже сегодня появились достаточно серьезные спонсоры из числа околоавиационных бизнесов - авиакомпании, аэропорты, сервисные центры и т.д., что позволяет им содержать экспонаты в приличном виде. Надеемся, что и в Монино однажды появятся свои болаготворители.
Наша розовая мечта - как следует покрасить Ту-144 хорошим авиационным полиуретаном. Цена вопроса - 3- 4 млн.руб. Сбросимся?
 
Дорогой коллега, вы все отлично пишете! Продолжайте в том же духе.

Должен сказать, что вам неплохо удается собирать пожертвования.
С нашим Ил-14 пока о таком только мечтать.
Мы также как и вы ждем когда она повзрослеет. Эх.
 
Мне бы очень хотелось, чтобы все, кто читает и пишет ободряющие комментарии (которые нужны и важны), также не оставались в стороне. Это наше общее дело, которое надо делать сообща. Авиационный мир тесен. Каждый с кем-то учился, с кем-сто служил, летал, работал...
Многие достигли определенных высот в жизни или просто имеют определенные возможности. Информация о проектах, подобных Ту-144, Ил-14 и др., не должна быть закрытой. Ее надо распространять, и особенно среди людей, которые действительно могут помочь. Повторюсь, успешные примеры как в Ульяновске у всех перед глазами. Правильный телефонный звонок, своевременно замолвленное слово на юбилейном фуршете - все это может быть полезно!
 
Возвращаясь к хронологии событий, хотелось бы отметить еще одну важную работу, которая началась зимой 2011 года. На фотографиях 2005 года видно, что центральный пульт пилотов был разворочен вандалами, выгнут и помят. Первоначально его на скорую руку рихтовали на месте, а останки панелей управления наживили одним-двумя винтиками.
30998_original.jpg


Только в 2011 г. наконец руки дошли до реставрации. После изучения документации, стало ясно, что по старой Туполевской традиции, для демонтажа корпуса, придется разобрать полсамолета. В течение всей зимы велся демонтаж мешающих коммуникаций, панелей пола, люков и т.д.
31707_original.jpg


После освобождения корпуса центрального пульта от всего лишнего, пришлось осваивать профессию жестянщиков. Мелкие вмятинки решили не шпаклевать, так кк их скрывают вставшие на свои места щитки и панели управления.
31901_original.jpg


Затем последовал этап ударной клепки пневматическими молотками для заделки дыр. Дальше требовался перекрас, который начинается с удаления старой краски. Смывка АС-1, РХБЗ:
32464_original.jpg

С наступлением тепла, загрунтовали все ЭП-076. Надежная штука. После высыхания, был подобран родной салатовый цвет для боковых панелей (а заодно, и деталей пилотского кресла):
32853_original.jpg


Дальше аналогичным образом, был смешан цвет "изумруд" для верхней поверхности.
33561_original.jpg


И сборка в обратном порядке:
33296_original.jpg

После проведения ДОД, еще долго возились с прорисовкой многочисленных шильдиков с надписями типа "Вкл-выкл". Но в итоге, все получилось, см. фото выше!
 
Весной 2012 года, когда сошел снег, обнаружилось, что бетонная плита, на которой стоит передняя опора шасси, совсем погрузилась в топкий грунт и уплыла в сторону. Передняя пара колес почти спрыгнула на траву. Процесс этот шел не один год и с каждым сезоном по мере набухания земли, небольшая бетонная плита уплывала.
33923_original.jpg


Вначале попытались поддернуть плиту КРАЗом  в надежде, что она проскользнет под колесами. Но из этого ничего не получилось. Требовался подъем всей передней части самолета, а высоченный гидроподъемник под переднюю точку, у нас отсутствовал. После долгих дебатов решили попробовать бутылочным домкратом приподнять переднюю опору , чтобы затем подсунуть швеллер.
34545_original.jpg

35297_original.jpg

Затем с предельной осторожностью, опустили шток домкрата и убрали его из-под стойки. Швеллер принял вес самолета на себя. 
Министерство обороны ведет в музее строительство новых ангаров и выставочных залов. Мы воспользовались этим, уговорив прораба прислать на четверть часа трактор нам в помощь. Прораб пошел навстречу, за что ему большое спасибо! Трактор прибыл и работа вступила в решающую фазу.
35415_original.jpg

Чтобы убрать швеллер, всю операцию надо было повторить в обратной последовательности. Заодно, подсунули подпорку и под переднюю стойку.
35837_original.jpg
 
Дорогие коллеги, большое спасибо за ваши отклики. Наши реквизиты прежние:
http://aviarestorer.ru/about-us/rekvizity/
Контактная информация:
http://aviarestorer.ru/%d0%ba%d0%be%d0%bd%d1%82%d0%b0%d0%ba%d1%82%d1%8b/

В ближайшие дни должно закончиться переоформление официального юр.лица нашей организации, появится расчетный счет для организаций-спонсоров. Все-же, полезные связи и знакомства на планете "авиация" могут сделать больше, чем наши с вами личные семейные бюджеты 🙂
 
Продолжая разговор о реставрации кабины, хотелось бы отметить и еще один пример использования современных технологий. В частности, от времени и солнца,была разрушена правая ручка сдвижной форточки экипажа.
36599_original.jpg


Левая уцелела.
36795_original.jpg


Пытались найти аналогичную ручку на каких-нибудь других самолетах. Но изучив доступные изображения кабин, пришли к выводу, что аналогов нет. Процесс реставрации завис до прихода в 2012г в наши ряды Евгения, имевшего крайне полезные связи в производственной среде. Они-то и позволили изготовить копию ручки на 3D-принтере. Нужно было лишь сделать контрольные замеры и нарисовать ее трехмерную модель в SolidWorks. Сказано - сделано!

37544_original.jpg


Для примерки понадобилось уже полностью демонтировать поврежденную ручку. Выполнена она зацело с осью, ось находится в зацеплении с замком, замок с форточкой, соединено все хитрыми штифтами, короче говоря, по старой Туполевской традиции, для демонтажа ручки пришлось разобрать полсамолета.
37793_original.jpg

По результатам примерки, был заказан окончательный вариант с максимально толстыми стенками для прочности. Размеется, после печати получается лишь полуфабрикат. Нужно было шпаклевать огрехи печати, зачистить характерные следы на поверхности, все загрунтовать и покрасить, предварительно расточив внутренность для крепления на металлической оси. Зафиксировали ручку на оси, залив ее внутри эпоксидкой с наполнителем. Это было нелегко, зато после установки на самолет, ручка стала смотреться как новая!
38699_original.jpg


Впоследствии, мы еще не раз прибегали к помощи 3Д-принтера. В частности, напечатали пластиковые ручки оригинальных выдвижных пепельниц в салон "люкс", и еще кое-какие мелочи из пластика!
 
Еще раз забегая в наши дни, хотелось бы отметить наш выездной субботник в Жуковском, на летной базе Туполева, где базируются два последних летавших Ту-144 - 77114 и 77115. Оные пользуются большой популярностью на МАКС. А.Н.Амелюшкин, который присматривает за этими машинами и не раз помогал нашему делу в Монино, попросил помочь с осмотром и консервацией стыка консолей крыла на 77115. Долг платежом красен.
D5UaTqTcxWA.jpg

Весь необходимый инструмент (и опыт) мы взяли с собой из Монино. Предстояло открутить несколько сотен титановых винтов 34-летней давности. Крутить пришлось с утра до вечера, но мы справились. Огромные крышки, закрывающие стык снаружи на обеих консолях, были вскрыты. Пришлось удалить заводскую термоизоляцию под ними (которая давно порвалась). Внутри обнаружилась стоячая вода, жадно поедающая болты, на которых держатся крылья. Ржавую воду пришлось откачивать большим шприцем. Набралось целое ведро. Теперь подъеденные болты надо обрабатывать преобразователем ржавчины и консервировать негигроскопичной смазкой, что уже не так сложно технологически. Самое сложное - вскрытие закисших и закрашенных крышек, сделано.
M0KgPfyJLm8.jpg

sfqIZoN6Z8c.jpg

TKiTpnIW9WI.jpg

i11p8cGJh-k.jpg

Термоизоляция под крышками во многих местах истлела. Зато герметик, на который она посажена, до сих пор липкий.
В большинстве ячеек ржавая вода, некоторые зацвели, хотя попадались и абсолютно сухие, с гайками будто только что с завода.
sPmbYOA1oKQ.jpg

Понадобился шприц, чтобы откачивать воду. Только с одного крыла набралось ведро.
9UBxfrcWIR0.jpg

LCX83OA_G98.jpg

Вскрыли пару лючков в средней части крыла. К сожалению, и там внутри булькает ржавая вода. Печально...
 
Выручает, что становятся все более доступны современные технологии. В том числе и в металлообработке.
Например, на монинском Ту-144 украден уникальный пульт управления перекрестием радиолокатора "Гроза-144" (ПУПР). Стоял он аккурат под индикатором радиолокатора, но после многочисленных набегов наших сердобольных сограждан, потомкам осталась лишь дырка от бублика, да жгут обрезанных проводов.
rbope6R.jpg


Эти пульты были уникальны для Ту-144 ранних серий, и больше нигде не сохранились. Добыть такой, по всей вероятности, уже не реально.
hRd9O3X.jpg

PXqnDcd.jpg

На основе схематичного изображения пульта в инструкции экипажу был сделан чертеж лицевой панели.
w8zcmzu.jpg


Сначала мы сделали макет из фанеры, а потом через знакомых на лазерном резака изготовили копию панели из дюраля

37GRBb6.jpg


Затем покрасили и оживили надписи:
c5iKyLs.jpg


Ну а затем, в 2012г удалось докупить необходиме кнопки и ручки, и окончательно собрать макет пульта:
Zsr40bf.jpg

p1kTKL0.jpg
 
Следующим этапом мы решили пойти еще дальше. Технологии сегодня позволяют воспроизводить не просто муляжи утраченных деталей, но и их полные реплики. Конечно, до работающей электроники нам еще далеко, но следующим шагом хотелось хотя бы воспроизвести все корпусные детали в полном объеме.
В частности, на первых Ту-144 (и только на них) использовались хитрые наборники частот РСБН-144:


Их было три: VOR-DME, "Свод-дорога" и "Катет". Два уничтожили вандалы, третий повредили, но он сохранился. Изнутри выглядит так:



Разобрав оригинал до винтика, в современной CAD-программе были вычерчены все детали (кроме электрики).

Дальше процесс как обычно растянулся на несколько лет отсутствием средств. Тем не менее, мало по малу, детали удавалось заказывать на ЧПУ. К сегодняшнему дню корпуса новых наборников уже собираются. Изготовления ждут лишь мелкие оси, пружинки да шестеренки. А так, вот результат:
 
Отдельного упоминания заслуживает ремонт тех приборов и устройств, которые после набегов вандалов все-же уцелели.
Например, был разбит оригинальный указатель угла тангажа УУТ-144:

Чтобы заменить ему разбитое стекло, пришлось полностью разбирать всю начинку. Сейчас прибор может даже работать:


Из частей пришлось собирать украденный ИП-33-14 - указатель стреловидности переднего крыла, который вообще устанавливался только на Ту-144 77106. Дубликат удалось найти аж в Самаре, где он использовался как учебное пособие и едва не был выброшен за ненадобностью. Успели, хотя корпус и начинку пришлось брать от другого ИП-33:


Целый ряд блоков, щитков, пультов и указателей для кабины экипажа пришлось собирать буквально из кусков. Например, весьма интересный проекционный индикатор навигационной обстановки:

Стало:


Или один из многочисленных щитков управления навигационным комплексом:



Кто знает, может, где-то еще всплывут украденные некогда блоки и пульты. Будем ждать...
 
В декабре 2012г увидела свет наша статья с рассказом о ходе реставрации Ту-144 (на тот момент). Статья была опубликована в журнале "Авиация и космонавтика вчера, сегодня, завтра" - как-никак, официальное издание ВВС РФ.
43330_original.jpg

43660_original.jpg

К сожалению, особого отклика, либо предложений помощи после этой публикации, не последовало.
 
Предстояло открутить несколько сотен титановых винтов 34-летней давности. 

Инженеры КБ Туполева титановыми винтами прикрутили алюминиевые пластины ?
А что в этом такого? Знаете сколько таких пар на пассажирских самолетах - "миллион". Причем в пакет Al-Al или Al-CFRP легко ставятся титановые "болты" не имеющие покрытия (типа как стальные болты кадмием покрывают).
 
Назад
Вверх