Срыв потока на крыле М-17 при резком перекладывании курса.

Пилотирую на М-17 завода Кр. Крылья Таганрог. При выполнении восьмерки при резком перекладывании курса из крена 40-50 град для захода во вторую петлю восьмерки с противоположным креном 40-50 град имею срыв потока на полукрыле. Примерно секунду. Крыло не предупреждает.
При правильном пилотировании проблем не возникает, потеря высоты метров 5.
Предупреждаю о таком эффекте. Возможно эффект проявляется на других крыльях.
Имею так же вопрос : возможен ли штопор, хотя бы в теории? На практике имеем только хлопок и небольшую потерю высоты.
 
Это какое то неправильное крыло. У нас было 4 таких крыла лично у меня 3 и ни на одном такого явления не наблюдалось. Хотя надо признать что более поздние экземпляры крыла летят хуже. Обшивка флаттерит в нескольких местах на любых режимах (на НОВОМ крыле). Возможно сейчас стали делать еще хуже...
 
Пилотирую на М-17 завода Кр. Крылья Таганрог. При выполнении восьмерки при резком перекладывании курса из крена 40-50 град для захода во вторую петлю восьмерки с противоположным креном 40-50 град имею срыв потока на полукрыле. Примерно секунду. Крыло не предупреждает.
При правильном пилотировании проблем не возникает, потеря высоты метров 5.
Предупреждаю о таком эффекте. Возможно эффект проявляется на других крыльях.
Имею так же вопрос : возможен ли штопор, хотя бы в теории? На практике имеем только хлопок и небольшую потерю высоты. 
К Вам  имею  вопрос ,- зачем  Вы это  делаете  ;D Что  мессер  на хвосте, или в рулетку поиграть  охота? Правила  полёта не  про  нас.
 
Пилотирую на М-17 завода Кр. Крылья Таганрог. При выполнении восьмерки при резком перекладывании курса из крена 40-50 град для захода во вторую петлю восьмерки с противоположным креном 40-50 град имею срыв потока на полукрыле. Примерно секунду. Крыло не предупреждает.
При правильном пилотировании проблем не возникает, потеря высоты метров 5.
Предупреждаю о таком эффекте. Возможно эффект проявляется на других крыльях.
Имею так же вопрос : возможен ли штопор, хотя бы в теории? На практике имеем только хлопок и небольшую потерю высоты. 
Какая скорость перекладки в секундах? На каком полукрыле наблюдается срыв потока, на опускающемся или поднимающемся?  Как вы определяете, что это срыв потока? Это происходит в обе стороны? Это происходит при какой нагрузке (в одноместном/двухместном варианте)? На какой скорости полета? Происходит ли это на других скоростях? В момент так называемого срыва на полукрыле не происходит ли прохлопывания нижней обшивки в районе бокового узла или дальше в сторону лопуха?
 
Мессер не на хвосте. Правила знаю. Более того -штатно и планово отрабатываю элементы это как раз таое отрабатывание было. Простые виражи с набором, со спуском, восьмерка и змейка. До змейки не дошли.
Срыв произошел при следующих параметрах :
Крыло м17, производства 2012 г.  Налет крыла примерно 300 час.  Перед полетом был предполетный осмотр, нарушений целостности обшивки, геометрии крыла и иных дефектов не обнаружено. До срыва крыло без замечаний работало 1,5 часа: полет по маршруту, полет на сверхнизких высотах(гоны), конвеер-1,5 часа.
Метеоусловия : ветер 3 м/с, порывы 4, температура +2, облака 150, высокая влажность. Загрузка на момент вылета около 405 кг. ( 2 чел+ 35 литров топлива)

скорость 75 км/ч, крен при выполнении маневра до срыва 40-50 град вывод из крена энергичный, усилия умеренные и более сильные чем умеренные, но не резкие, перекладка до ввода в горизонт примерно 2,5-3 сек, срыв на нижнем полукрыле.

Прохлопывание прослушивается, локализацию определить не удается. Предположительно в районе находящегося снизу лопуха.

Соыв потока определяется по резкой потере управляемости, абсолютно легкой трапеции в течение 0,5 сек после хлопка, с последующим восстановлением усилий на трапеции до нормального состояния, невозможности продолжения маневра в связи с потерей устойчивости крыла в течение примерно 1-1,5 сек.
Посл срыва крыло работало 1час, каких либо отклонений не наблюдалось. Крены допускались умеренные, не более 20 град.

Послеполетный осмотр каких либо нарушений в конструкции и состоянии крыла не выявил.
 
Возможно, Вы поймали собственную спутку.
При спутке не бывает  громкого хлопка с одновременной потерей управляемости и разбалансированности. Только броски. Но они ощущаются на ручке по другому. Попадал в спутку от самолетчиков на Сиеррах, которые обгоняли с боковым эшелонированием 20-30 метров. Попадал в спутку от вертолета и от ан 2. Это абсолютно не те ощущения.
Кроме того : Версия про спутный след интересная. Длинна окружности 2пr  радиус примерно 600 м длинна окружности от точки входа до точки выхода получается примерно 3, 75 км. Скорость 75 км.  В минуту пролетаем 1,25 км. 3,75 км пролетаем за 2,95 мин.  Время до пролета своего спутного следа в точке входа в вираж на мнент начала вывода из виража составляет больше, чем три минуты, в то время, как спутный след активен максимум 2 мин. Во всяком случае этого достаточно для взлета даже после АН 2

Хотя, конечно предположение имеет право быть и будем над ним размышлять. Спасибо.
 
На какой скорости срывается в горизонте?
Может УС не правильно показывает и летаете на околосрывной скорости?
 
Длинна окружности 2пr  радиус примерно 600 м длинна окружности от точки входа до точки выхода получается примерно 3, 75 км.
Что то великоват радиус для крена 40-50 градусов при 75 км.ч.. :-/
 
Однако...   Интересный эффект, ничего подобного на практике не встречал,с одним небольшим исключением- дельт ,разогнанный до предела на бреющем и выскакивание на динамическую горку, разгон до ок 140 и высота на переломе траектории метров 80-90. Вот тогда, и то не каждый раз, бывает несильный хлопок паруса,с легким пропаданием усилия на ручке, но он предсказуемый, да и режим такой не для начинающих...
По моему ИМХО, М-17 можно считать "золотой серединой" из дельталетных крыльев, может, на Вашем  какое нибудь отклонение от конструктива?
Обязательно проверьте соответствие профилей лат шаблону, при их разгибании ( уплощении профиля) возможны подобные явления, однажды латы от одного крыла, с меньшей высотой профиля вставили по ошибке в другое, парус с бОльшей высотой профиля-результат- срыв крыла сразу после взлета под хим нагрузкой, а до этого, пустой аппарат летал без замечаний.

Срыв произошел при следующих параметрах : 

А вообще спасибо Вам,товарищ учлет, за точное описание параметров полета и проблемы... все бы так рассказывали... перечитал, как будто сам слетал.
Еще бы с инструктором Вашим пообщаться, может он на форуме присутствует.
 
Попадал в спутку от вертолета 

Не сразу заметил эту фразу, наверное далеко вертушка была, иначе эмоции тоже были бы другими. Я разок  попадал в спутку от КА-32, его превышение было метров 50, меня просадило метров на 100, не более чем за 5-7 секунд, повис на ремнях,а дельт сделал полубочку и ни на какие управляющие воздействия не реагировал. Было вааще не смешно, на меньшей высоте пожалуй бы об планету размазало.
 
Спасибо за замечания. Латы непременно проверю. Вполне возможный вариант-где-то мы одну-две латы немного согнули. Есть очень слабый крен в право при штиле. Насчет радиуса-согласен. Мог быть и меньше. В таком случае спутный след с радиусом примерно 300 м возможен. Попадаешь в точку входа в свой собственный вираж примерно через полторы минуты. Да и по ощущениям времени это ближе к истине. Возможно это разгадка.
 
Попадал в спутку от вертолета 

Я разок  попадал в спутку от КА-32, его превышение было метров 50, меня просадило метров на 100, не более чем за 5-7 секунд, повис на ремнях,а дельт сделал полубочку и ни на какие управляющие воздействия не реагировал. Было вааще не смешно, на меньшей высоте пожалуй бы об планету размазало.

)))) да, конечно, у меня превышение вертушки  было 200 и боковое уклонение метров100. Но зацепило. Вполне достаточно оказалось.  Вертолет Еврокоптер.
 
Обсудили с топикстартером отдельно все детали. Получили, что при крене 45 и скорости 75км/ч, радиус окружности, по которой движется дельталёт в вираже будет примерно 44 метра. То есть всю окружность (около 300м) аппарат пролетит за 15 секунд. Вероятность попадания в свою спутку более чем существует. Так что скорее всего речь идёт действительно не о срыве, а о попадании в спутку.

В общем тем, кто планирует рисовать восьмёрки на дельтиках, рекомендуется делать это со снижением или набором для исключения попадания в спутку.

Кому интересно, расчёт радиуса разворота:
если крыло наклонить на 45 градусов, то подъёмная сила крыла разложится на две составляющих - вертикальную и горизонтальную. Вертикальная составляющая компенсирует силу тяжести (условие горизонтальности полёта. В вираже мы не снижаемся), то есть Fверт=mg, а горизонтальная создаёт центростремительное ускорение. Далее, так как угол 45, то cos(a)=sin(a)
Если крыло создаёт суммарную подъёмную силу Fпод, то Fверт=Fпод*cos(a)
Fгор=Fпод*sin(a) и так как угол 45, то Fгор = Fверт = mg.
Далее по второму закону Ньютона центростремительное ускорение получаем a=Fгор/m=mg/m=g
g - ускорение свободного падения примерно равно 10м/c^2

Ну а дальше уже дело техники:
формула для ускорения тела, движущегося по окружности с постоянной скоростью a=V^2/r => r=V^2/a
Но мы знаем уже, что a=g (см. выше), а скорость нам задана (75км/ч или 21м/c).

И получаем, что радиус окружности, по которой движется наш дельталёт равен r=(21*21)/10 = 44 метра.

Силы (извините, что не в масштабе накарябал):
virage.jpeg
 
Сто пудов спутка. Сам так попадал не раз и картина на ручке один в один, пустая ручка.
 
Тема закрыта. Разгадка найдена. Попадание в собственный спутный след при слишком сильном крене, маленьком радиусе и , соответственно, временем выполнения менее1,5 мин. при выполнении виража в горизонтальном полете.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ

При выполнении виражей и восьмерок с креном выше 30 градусов необходимо вираж делать с набором или снижением, во избежание попадание в собственный спутный след, так же делать каждую полупетлю в восьмерках
.

Это особенность пилотирования дельталета и ее необходимо учитывать.
 
Обычно, если влетаешь в спутку аппарат просто встряхивает, но один раз было, мощно и уверенно поставило в крен, как будто кто-то взял и поднял консоль.  Так что ошщущуения от спутки могут быть разными.
 
Метеоусловия : температура +2, облака 150, высокая влажность.
Я бы не был столь категоричным, в обвинении инструктора в полной не компетенции (2-ой чел.-инструктор???). Сюрприз мог при поднести конденсат внезапно образующийся и пропадающий на крыле при изменении высоты при прохождении точки росы. Именно это могло привести к значительному (для М 17) увеличению скорости срыва. Была замечена такая особенность на некоторых видах тканей парусов. И практические рекомендации в этом случае изжёванные: держи скорость и высоту!
 
В общем тем, кто планирует рисовать восьмёрки на дельтиках, рекомендуется делать это со снижением или набором для исключения попадания в спутку.
А не приведет ли эта рекомендация к гарантированному попаданию в спутку?
 
А не приведет ли эта рекомендация к гарантированному попаданию в спутку?
Гарантированно словишь спутку, если будешь выполнять замкнутые маневры без изменения высоты. Все правильно он говорит
 
Назад
Вверх