Срыв потока на крыле М-17 при резком перекладывании курса.

   Давайте сделаем простой подсчёт. Радиус координированного виража равен

r = V[sup]2[/sup]/g*tg(фи)

Берём V = 22 м/с, фи = 45[sup]0[/sup]. Получим r = 50м.
Делаем координированный вираж, естессно, попадаем в свою спутку. Положим, что ось спутных вихрей отклоняется вниз на 15[sup]0[/sup]. Это значит, что к концу виража, когда аппарат уже пролетел свои 300 м, ось спутки окажется на 80 м ниже.
Отсюда мораль. Мы попали в периферию спутки, и нам мало не показалось. Поэтому я редко выполняю координированные виражи, и тем более, с большим креном, так как знаю, что в конце меня ждёт наглый толчёк под зад, по рукам и по мозгам.
 
Голый остаток и моя рекомендация - рассчитывайте на уголочек снижения спутки за дельтой 10-15 градусов и будете здоровы. По штилю особенно актуально
Интересно , а за чем ей , родной нашей спутке вниз то ? По штилю и в однородной воздушной массе ? Она што ли резко остывает , или резьба у нею такая , что ее вниз тянет ? Я заметил давно для себя  , если делаю кольцо в одной плоскости , достаточно не большое , то обязательно влетаю в свою спутку , я к ней заранее готовлюсь и знаю куда будет корячить , а за хондой спутка бывает не хилой .
 
   Скорее всего, спутку тянет вниз скос потока. Однако я вижу, что не так быстро. 15[sup]0[/sup] означает, что пролетев расстояние 300 м, аппарат окажется на 80 м выше спутки. Если скорость аппарата 22 м/с (80 км/ч), то скорость снижения спутки будет 22*80/300 = 6 м/с. Если бы это было так, то мы всегда при любой скорости снижения оказывались бы в спутке. Но это совсем не так. Снижение в 3 м/с гарантированно избавляет нас от попадания в спутку.
 
я конечно не спец, может сильно и не прав, но разве выхлопные газы двигла не остывают, набегающий поток сделав работу не остывает? Думаю все-же спутка снижается даже исходя из перечисленного.
 
Скорее всего, спутку тянет вниз скос потока
Он ее отклоняет на метр, и все. Потом, когда дельт улетает кто ее будет вниз тянуть?  А скорее всего вообще никто никого никуда не отклоняет. Спутка это вихри с концов крыла, плюс перемолотый винтом воздух.
 
Чтобы теоретикам было легче разобраться в вопросе, подкину свои 5 копеек. Несколько лет назад наша дельтадрилья участвовала в авиационной поддержке празднования дня Космонавтики, на месте приземления Юрия Алексеевича Гагарина. Три наших борта должны были пройти перед трибунами. Высота прохода 30 метров. После четвёртого разворота аппараты перестроились клином и начали снижаться с высоты 150 метров. Примерно за 1 км до трибуны один из аппаратов прошёл НАД двумя вертолётами МИ-8, гружёнными парашютистами. Они стояли на площадке, махая своими "лопатами", ждали команды РП на взлёт. Высота прохода над вертушкой - 40-50 метров. Пилот этого дельтика потом рассказал мне, что получил такого славного пинка под зад, что долю секунды летел ощущая свой собственный винт не как прибор, толкающий аппарат, а вовсе наИборот, как тормозящий. При этом, что удивительно, высота аппарата не изменилась. Его не просадило и не подкинуло, он просто получил ускорение по курсу полёта.
Вот Шо теория про это скажет?  🙂
 
[

Но есть неувязочка - граждане из FAA при сокращении вертикального эшелонирования почему то задумывались как оставить интервалы между эшелонами такими, чтобы нижелетящий борт в спутку от вышелетящего не вляпался.
http://ourairspace.org/Safety.html

Чудо чудное, спутный след опускается на 900 футов на 5 миль, а инверсионный почему то остаётся на той же высоте на которой пролетел самолёт. :-/
То есть через 50 миль он опустится на 9 тыс. футов?
 

Вложения

  • sputka.jpg
    sputka.jpg
    43,3 КБ · Просмотры: 99
На одной высоте с достаточным интервалом или чуть выше - никогда.
Несколько лет назад у парпланеристов был несчастный случай, звязанный с попаданием в свою спутку матрасника. До этого они безбоязнено крутили спирали, потому что каждый следующий виток был ниже предыдущего, и пришли к выводу, что качество парапланов выросло настолько, что некоторые витки могут быть без потери высоты за счет разгона в предыдущих, что этого  чувака и погубило, но то, что спутка остается на той высоте, на которой была создана, никто не сомневался.

У меня конечно опыта намного  меньше, но из того, что я себе усвоил - крутя спирали даже с небольшой потерей высоты никогда спутку не ловил, без потери - ловил практически всегда, поэтому взял за правило, либо с потерей или набором высоты, либо не крутить замкнутые фигуры. Пока не подводило.
 
Потом, когда дельт улетает кто ее будет вниз тянуть?

Ну интересное кино. Некой массе воздуха оперевшись на неё крылом (приложив силу) придали импульс движения к земле. Ты хочешь сказать крыло дальше унеслось, и после этого инерция у данной массы вмиг исчезла??? Сам то подумай. Чай не рельсы на шпалах, а всё же среда газообразная.

Что - никогда на свечку не дул? Дуть уже вроде прекратил, а пламя только с задержкой заколыхалось. Та же картина, тока вместо крыла - твои лёгкие. Придал импульс массе воздуха вот она (эта масса) и движется, пока не перемешается.
 
Конечно.
Если идёшь чуть ниже - обязательно огребаешь.
На одной высоте с достаточным интервалом или чуть выше - никогда.

Правильно, спутка возникает под крылом ниже дельта на метр-два и остаётся на той же высоте  немного расширяясь.
Чем тяжелее борт тем больше диаметр вихрей при расширении.
 
Ты хочешь сказать крыло дальше унеслось, и после этого инерция у данной массы вмиг исчезла??? Сам то подумай. Чай не рельсы на шпалах, а всё же среда газообразная.
Во всех картинках из учебников вихри создаваемые концами крыльев идут горизонтально.  Воздух, отклоняемый нижней поверхностью не уходит вниз, а закручивается вверх, создавая эти самые концевые вихри.
 
опускается она на 600-900 футов на 5 миль. То есть грубо 200 метров на 5 миль или грубо говоря 250 метров на 10км. На наших расстояниях в 100м спутка опустится примерно на 2 метра. 

Тут нужно быть осторожным в моделях. Вполне возможно, что скорость снижения спутки может зависеть от плотности воздуха и мало того, быть достаточно постоянной при одинаковой плотности воздуха (что-то мне подсказывает..., но это не более, чем догадка). Я не изучал вопрос

Что касается величин из графика, давайте прикинем 5 миль - это 8 км. При скорости пассажирского лайнера 800км/час это 0,1 часа = 6 минут.
Т.е. за 6 минут выходит, что спутка опускается на 500 - 1000ft.
Следовательно скорость её снижения 25 - 50м/мин или 0,4 - 0,8м/сек.

При скорости дельты 80км/ч  или 22м/сек дистанцию 100 метров пролетим за 0,075 минуты или 4,5 секунды. Получается, что спутка за это время может опуститься на 1,8 -  3,6 метра.
Это всё при условии, что модель верна.

С уголком относительно земли я похоже ошибся, он поменьше будет. Но вот эти 5,4м по высоте при выборе своего местополжения на интервале 150м за предыдущей дельтой очень даже стоит учитывать 😉

Тут наверняка не всё так просто и приземный слой вносит коррективы по мере приближения (ведь не сжимаемая она, земля). 

Но в штиль, каждый знает, что даже спутка от дельты, особенно от тяжелой, может сохраняться чуть ли не минуту.
 
Мне удивительно, что на авиационном форуме, более того - где общаются летчики, приходится разжевывать столь элементарные вещи! aes уже на пальцах, с примерами из природоведения за 3 и физики за 6 класс объяснил, чего тут непонятного?
Почитав ветку о показательных полетах и, в частности, о полетах строем - уяснил для себя, на будущее - ведомые летят строго с превышением.
 
Мне удивительно, что на авиационном форуме, более того - где общаются летчики, приходится разжевывать столь элементарные вещи! aes уже на пальцах, с примерами из природоведения за 3 и физики за 6 класс объяснил, чего тут непонятного?
Да потому что все это идет вразрез с аэродинамикой и здравым смыслом. Уже писал повторю - открой любой учебник, поток, скошенный нижней поверхностью крыла не отбрасывается вниз, а закручивается вверх вокруг концов крыльев.
 
Мне удивительно, что на авиационном форуме, более того - где общаются летчики, приходится разжевывать столь элементарные вещи! aes уже на пальцах, с примерами из природоведения за 3 и физики за 6 класс объяснил, чего тут непонятного?
Да потому что все это идет вразрез с аэродинамикой и здравым смыслом. Уже писал повторю - открой любой учебник, поток, скошенный нижней поверхностью крыла не отбрасывается вниз, а закручивается вверх вокруг концов крыльев.
Даже комментировать не буду...
 
С уголком относительно земли я похоже ошибся, он поменьше будет. Но вот эти 5,4м по высоте при выборе своего местополжения на интервале 150м за предыдущей дельтой очень даже стоит учитывать
4-5 м может давать конус спутки, ось которой горизонтальна.
 
Воздух, отклоняемый нижней поверхностью не уходит вниз, а закручивается вверх, создавая эти самые концевые вихри. 

Концевые вихри и их закручивание создаются, как ты знаешь из за резкой разницы давлений сверху и снизу крыла.

Но подумай сам спокойно - отчего это чем больше удлинение, тем больше качество? Ответ ведь очень прост. Не всё у нас сразу в спутку уходит.

Мы опираемся на воздух, поскольку он обладает массой.
Мы давим крылом на воздух и это давление нас держит в общем случае в воздухе. А масса + приложенная крылом к этой массе сила давления что дают? - Масса начинает движение. Но значит есть и инерция. То, что в конце концов давления уровняются и всё перемешается понятно - на то это и газообразная среда.
 
Sun, речь идёт о том, что отклоняется вниз ось спутки. А вихри, разумеется, имеют как нисходящую, так и восходящую часть. Кроме того оси вихрей расходятся в сторону, а они сами распадаются на более мелкие вихри, пока движение не перейдёт на тепловой уровень.

Наверняка спутка поначалу отклоняется вниз на какое-то расстояние и на этой высоте распадается.
 
Они стояли на площадке, махая своими "лопатами", ждали команды РП на взлёт. 

как правило в таком случае "машут" на нулевом шаге- чтобы не устраивать сквозняк который и им не нужен
 
Назад
Вверх