Тактика штурмовки советскими истребителями в 1941-42 гг.

Практически всегда, когда штурмовой налёт был организован, из общей группы выделялась пара, реже две, с задачей подавления ЗА. Так же действовали и штурмовики Ил-2.

Уважаемый Сергей, этому я учился в училище. Есть понятие боевой вылет, он выполняется группой, внутри группы выделяются группы различного тактического назначения, в том числе и подавления объектовой ПВО, или ЗА, тут ошибки нет. Это как оркестр работает. И очень многое зависит от подготовки пилотов и особенно командиров групп. Тогда все понимают что делать и как. Эта структура простая и рабочая, Покрышкин дал ей обоснование и применил на пустом месте. Конечно и другие так делали.
Проанализируем Кубанскую этажерку. На разных высотах с определенным интервалом патрулируют пары или звенья, эта группа может быть оттянута в ближний тыл. Гансы выходят в атаку, на ударную группу или группу расчистки воздушного пространства, название могу путать, завязка боя на встречно-пересекающихся курсах, как разошлись нормальный пилот пойдет на высоту, косая петля. В верхней точке, куда бы они не вылезли, без скорости и обзора они всегда будут рядом с одной из наших пар. Бей не зевай. Казалось бы все просто.
По наземным целям организация аналогичная. Бей так чтобы враг не понял, не разобрался, обмани хоть на пару секунд, учти привычку гансов к шаблону, порядку, и др.
 
Последнее редактирование:
Повторю ещё раз с изменениями, не смог редактировать, время вышло.
Практически всегда, когда штурмовой налёт был организован, из общей группы выделялась пара, реже две, с задачей подавления ЗА. Так же действовали и штурмовики Ил-2.

Уважаемый Сергей, этому я учился в училище. Есть понятие боевой вылет, он выполняется группой, внутри группы выделяются группы различного тактического назначения, в том числе и подавления объектовой ПВО, или ЗА, тут ошибки нет. Это как оркестр работает. И очень многое зависит от подготовки пилотов и особенно командиров групп. Тогда все понимают что делать и как. Эта структура простая и рабочая, Покрышкин дал ей обоснование и применил на пустом месте. Конечно и другие так делали.
Проанализируем Кубанскую этажерку. На разных высотах с определенным интервалом патрулируют пары или звенья, эта группа может быть оттянута в ближний тыл. Гансы выходят в атаку, на ударную группу или группу расчистки воздушного пространства, название могу путать, завязка боя на встречно-пересекающихся курсах, как разошлись нормальный пилот пойдет на высоту, косая петля. В верхней точке, куда бы они не вылезли, без скорости и обзора они всегда будут рядом с одной из наших пар. Бей не зевай. Казалось бы все просто.
Там же, командование заставляет патрулировать на минимальных скоростях, чтобы долго было, гансы подкрались, хлоп, один-два готовы. Покрышкин делал иначе, патрулирование на повышенных скоростях, с наборами высоты набор, осмотрелись и вниз с разгоном, как на качелях, время уменьшилось незначительно, но картина поменялась кардинально. В случаи атаки противника есть скорость, можно воевать.
По наземным целям организация аналогичная. Бей так чтобы враг не понял, не разобрался, обмани хоть на пару секунд, учти привычку гансов к шаблону, порядку, и др.
Прямо скажу как то раньше не обращал внимание на обстоятельства работы по наземным целям, интересный вопрос, мало изученный, естественно в первые годы войны.

Коллеги извините за красноречие, я умолкаю. Прошу народ высказываться. Есть просто исторические факты и комментарии, есть разговор о тактике, истории и др.
 
и появились такие как Речкалове, Клубов, Фадеев, и немногие другие. Их воспитал и обучил Покрышкин по своей системе.
Касаемо Речкалова. С первых дней войны он стал одним из самых результативных лётчиков полка, правда провоевал недолго, получил тяжелое ранение и долго потом лечился.
 
Практически всегда, когда штурмовой налёт был организован, из общей группы выделялась пара, реже две, с задачей подавления ЗА
Можно поучаствовать в дискуссии? Основную часть службы я прошел в армейской авиации, поэтому штурмовка это, собственно, мой хлеб. Дисциплина "Тактика армейской авиации", коей по сути в период ВОВ, являлась и штурмовая и, отчасти истребительная авиация. Так вот, при выполнении задач по штурмовке наземных войск и отдельных целей силами, начиная от эскадрильи, боевой порядок строится согласно этой науке. Если кратко, то в боевой порядок включены группа доразведки и целеуказания, группа подавления средств ПВО, основная ударная группа, борт ПСС и, при необходимости, ретранслятор. Штурмовики в период войны действовали практически, "по букварю", а вот истребители, ввиду выполнения несвойственных им задач, зачастую были не готовы к этому и, соответственно несли потери.
ЗЫ: Фролович опередил)))
 
Речкалове уволили рано, в 40 лет, тут явно Никиткины выверты помогли. Окончил кстати журфак МГУ. Судя по Интернет ресурсам написал 3 книги, стыдно мне но пока я их не прочитал. Вызывает уважение что сбежал из полка, это и трибуналом попахивает, не заботялся. Может в том полку он и просидел бы в тылу или летал бы ведомым всю войну. Интересная карьера, всегда бил гансов с треском! У Покрышкина он явно был на своем месте. Он и когорта бойцов, это те кто прошел обучение по системе Покрышкина, поняли ее и обучали своих бойцов. То есть не просто Герои.
 
Последнее редактирование:
Выскажусь свое мнение о смерти Михаила Лиховида. Изучал в прошлом опыт малых войн, так получилось. Считаю что Героя и его сослуживцев угробили совершенно напрасно. И главная вина конечно на контрразведчиках, уж они все знали что и как, ну и начальство явно проглядели. Всегда когда или другая территория или есть, была, появилась активность повстанцев, недобитков, окруженцев и др. принимаются незамысловатые меры. В случае с Михаилом Степановичем нужно было просто попросить разведгруппу у наземных войск, человек пять. Те все знают что и как делать. Снаряжаются две машины, минимум десять человек, один или два пулемета с толковыми пулеметчиками, ну бк с запасом. В месте работы организуется разведка и патрулирование, пост наблюдения. А так угробили Героя ни за что. Да и смерть страшная, бандюки умеют это делать и если сразу убили то это награда. А так мучают, режут жгут , следят чтобы рано не умер, глумятся. Но думаю за Лиховида штурмовки организовали по хуторам и прочим местам. Вечная память! 22 года!
 
Есть смысл проанализировать и боевые возможности истребителей.

Аэрокобра, явно жалко такой самолёт по земле применять.
Пушка 37 или 20 мм, боекомплект 30-40 снарядов. По бронетехнике возможно, но слабовато и боезапас невелик. Нужно прямое попадание и не один снаряд.
Пулеметы 12,7 . Можно применять по автомобилям, живой силе на открытой местности.
Бомбы, упоминаются бомбы по 50 кг.

Самолёт И-16.
Модификаций было несколько, возьмём одну из них, вооружение. ШКАС 2, калибр 7.62, ШВАК 2, калибр 20 мм. Боекомплект, пулеметы примерно 700 на ствол, пушки 150 на ствол.
Про бомбы не нашел информации, но если были замки то пару бомб по 50 кг возможно.
Поражающая способность данного вооружения аналогичная. По бронетехнике выборочно, по противопульной броне.

Таким образом для эффективного поражения бронированных целей и живой силы в укрытиях вооружение было недостаточно мощным. Безусловно полеты выполнялись группами. По моему мнению данные боевые задания планировали сухопутные штабы, авиаторы выполняли задачи. Фронтовые бомбардировщики, дальние бомбардировщики для этого не годились, да и дорого это. Хотя факты такие были. Получается только истребители. А впоследствии эту нишу плотно и эффективно заняли штурмовики.
Редкий снимок, не удержался. Одноместный ИЛ-2, на лыжах и с 8 РС, по моему 82.
 
Последнее редактирование модератором:
У Вас просили факты, но как я понял случай безнадёжный
Тут выше был анализ именно документов оформленных во время войны, на основе которых делались какие то выводы. Вы решили их оспорить с книжкой Покрышкина на перевес, так от кого следует требовать подвтержденные факты?
Сам Покрышкина очень уважаю. Его книги зачитывал до дыр.
 
Последнее редактирование:
Уважаемый коллега, Вы удивитесь но я прочитал ещё несколько книжек, да и не ношу я книжки наперевес. Спасибо за информацию, я об этом и просил. Тему войны я исследовал, работал в архивах, была возможность ознакомиться с подлинными документами. Вы не ругайтесь, Вы оспаривайте то что я сказал по теме страницы. В спорах рождается истина.
Есть у историков такая категория, исторически подтвержденный факт. Ну и мнение какой либо исторической школы на данный факт. Один документ полную картину не даёт. Источником таких документов являются архивы. У нас собственно беседа, высказываем мнения. Цитируем мемуары и документы. Мне кажется их оспаривать нужно и возможно, но не переходить на личности. Тема интересная, малоизученная, зачем ругаться?

Выскажу мнение на вопрос, зачем тогда применять истребителей если они слабоваты. Ну бедственное положение, но была ещё причина. Есть разные категории степени поражения противника, плохо уже помню. Уничтожение, подавление и ещё пара категорий. Атаки истребителей позволяли остановить колонну, наверное кроме средних и тяжёлых танков. Поразить автомобили, бензовозы, устроить пожары. Живая сила обычно убегает от дороги и техники, но определенный ущерб наносили. Моральное воздействие. Мне кажется этот вид боевого применения, применялся при прорывах, в пожарном порядке, но иногда имел успех. Думаю все таки цели подбирали под возможности хоть минимально.
Приведу пример. Возвращается с задания ночью бомбардировщик мимо железки. Стрелок ударил по поезду, попал в цистерну, возник пожар, рядом платформы с боеприпасами. Взрыв был мощный, пожар большой. Всего пулемет.
 
Последнее редактирование:
Приведу пример. Возвращается с задания ночью бомбардировщик мимо железки. Стрелок ударил по поезду, попал в цистерну, возник пожар, рядом платформы с боеприпасами. Взрыв был мощный, пожар большой. Всего пулемет.
Какой бомбардировщик возвращается на бреющем? СБ, Пе-8?
Бомбардировщик, если не дурак, будет держаться подальше от объектов вероятно имеющих зенитное перекрытие.
 
Уважаемый коллега.
Читаю предыдущие страницы, там в основном взаимная ругать, фактов пока не нашел. Какое зенитное прикрытие у рельсов? Где я писал про бреющий полет ночью, вы чего? Вчитайтесь, напрягитесь. Случай этот был на ИЛ-4, шли на малой высоте. Железка это линейный ориентир, по ней хорошо ориентироваться, станции можно обходить, это нетрудно. Возможно вычитал в мемуарах Василия Решетникова, не помню. Вы как то возбудились, давайте спокойнее.
На всякий случай еще раз повторю фото И-16 с РС и бомбами, очень по теме. РС непривычной формы, видимо это начало войны. На одном снимки контейнеры обтекаемой формы, предполагаю это подвесные баки. На втором подвешены две бомбы, их видно по стабилизаторам.

i16_type29_02.jpg


Без названия (28).jpeg
 
Последнее редактирование:
Снаряжение бомбы. Может кому будет интересно.
Бомба имеет корпус и стабилизатор, есть разные виды, их довольно много. Но основная это ФАБ, фугасная авиационная бомба, цифры это вес.
Бомба имеет гнезда для взрывателя, донный и головной, у нас ставили головной. Бомбу подвешивают на замок, потом подгоняют упоры. Затем оружейник закручивает взрыватель. Который поновее просто деталь вращения, все внутри. Но были с крыльчатками, на бомбе проволока примерно метр, чека и маленькая крыльчатка, около 10 см. После сброса на некотором расстоянии бомба встаёт на боевой взвод и при ударе взрывается или нет. Теоретически на малой высоте можно попасть под свои осколки, но это всегда считается и даются рекомендации. Можно сбросить на не взрыв, тогда она падает как болванка. Для каждого полета в зависимости от.цели выбирают боеприпас, есть справочники. Есть экзотические способы бомбометания, например с петли. Но самые распространенные это с горизонта и с пикирования. Взрываться бомбы могут с замедлением по времени.
Красивый снимок, это сотки на МБД, многозамковом балочном держателе.

ofab-100.jpg
 
Безусловно при организации ударов по наземным целям и при боевом применении вообще дополнительная нагрузка ложится на службы тыла и технический состав. К обычной работе по подготовке самолёта к вылету, добавляется подготовка РС и бомб. Все это надо доставить на аэродром и снарядить. При передислокации технический состав двигался наземным транспортом, с приключениями и лишениями по фронтовым дорогам. Иногда на отдельных типах техника можно было без парашюта поместить в тесный отсек. Так он и летел, смертельно рискуя. В истребительном полку это было конечно сложнее.
На первом снимке чехлы на двигатель и знак гвардия, мне кажется это было редкостью.
На втором снимке идёт обслуживание двигателя и планера или вооружения, плохо видно.
На третьем снимке самолёт флота, проводится обслуживание двигателя матрос проворачивает винт, возможно это запуск.

Без названия (31).jpeg


Без названия (30).jpeg


images (68).jpeg
 
Довольно редкие фото, техобслуживание и снаряжение Аэрокобры.
На первом снимке видны снаряды для пушки, их было. 30-40.
На втором снимке наши техники укладывают пулеметные ленты в контейнер, это удобно и надёжно.
На третьем снимке аналогичная операция, но это союзники, видно что боекомплект приличный и контейнер здоровый. Правда ленты вот такой таскать нежелательно, будет задержка или перекос. Снаряжаются два вида контейнеров.


images (69).jpeg


99108f64f9ab0dc123de518612654657.jpg


1550645111171721536.jpg
 
Кстати наш снимок явно постановочный. У иностранцев ленты двух калибров. И вот так КАЖДЫЙ вылет!!!
Пробую ещё раз разместить одноместный ИЛ-2 на лыжах, с РС.
1451322394580.jpg

Крепились РС интересно, на снаряде было два шпенечка с прорезями, а на направляющих узкий длинный разрез. Вот туда и вставлялись эти шпенечки. Возможно была защёлка.
RS-napravlyayushhie.jpg
 
Последнее редактирование:
Какой бомбардировщик возвращается на бреющем? СБ, Пе-8?
Бомбардировщик, если не дурак, будет держаться подальше от объектов вероятно имеющих зенитное перекрытие.

Уважаемый коллега, Вы затронули важный вопрос, выход на наземную цель и отход. Любой самолёт и СБ и ПЕ-8 И ТБ-3 может летать на предельно малой высоте, конечно если местность равнинная. Но это относится и к истребителям работающим по земле.
Преимуществом является скрытность, тебя трудно обнаружить. Снизу никто не атакует. Недостатком является сложность ориентирования, не видно нифига и отвлекаться нельзя, воткнешься. Ведомому хорошо, взял превышение и стой, правда им и достается. Поэтому если есть железка или речка, зацепился и приедешь куда надо.
Насчёт зениток. Тебя на маршруте обычно не ждут, это не район цели. На предельно малой угловое перемещение самолёта очень быстрое а обнаруживают его обычно в момент пролета. На скорости 400 в секунду самолёт пролетает сто с лишним метров. То есть тебе надо продержаться несколько секунд. Можно обходить, это правильно и просто. Но если нельзя, даёшь максимал, педалями скольжение, с небольшими кренами. Если начали бить, тут были рекомендации, например уходи в сторону разрывов или учитывай шаблон гансов. Как они бьют и как тебе уклонится. Это отрабатывают так чтобы не думать, все автоматически, быстро, четко с мозгами. Иначе конец. Это игра со смертью, тут кто кого.
Так сбили Георгия Берегового, космонавта, первая звезда Героя за войну штурмовиком. А потом 20 лет испытательной работы, полетел уже в 50 лет. Так вот шли на предельно малой, впереди деревенька, хотел обойти но передумал. Ударили зенитки точно и в упор. Тянул за линию фронта, в процессе пожара у стрелка сгорели сапоги и ноги повредил. Сели у своих на брюхо.
 
Последнее редактирование:
Назад
Вверх