Тактика штурмовки советскими истребителями в 1941-42 гг.

лучьший самолет был ту–2 по всем параметрам

Уважаемый коллега Вы ошибаетесь. ИЛ-2 это штурмовик, ТУ-2 бомбардировщик и лучшим его называют в сравнении с ПЕ-2. Так что Вы сравнили разные типы.
 
Высказываюсь может чуть не по теме, ну на будущее.
Отдельная тема это освоение бомбометания с пикирования на Пе-2. Они довольно много бомбили с горизонта. С горизонта результат не очень,, хотя может штурман бросает точнее чем мы. Пикировали у Полбина. Учились с приключениями, у нас после сброса сразу вывод, а они почему то пикировали дальше. В результате с сброшенная, взведенная бомба летела рядом и могла даже лечь на крыло. Это жуть! Хотя для истребителя хоть вниз хоть вверх, все равно.
О боевом применении ТУ-2 я ничего не встречал, пикировали они или нет, неизвестно. С пикирования гораздо точнее результат. Но нужна высота, вывод сложен, перегрузка и др. Перегрузка предполагает определенную конструкцию.
 
Уважаемые коллеги.
Разрешите рассказать как мы стреляли из пушки по наземным целям. Аналогии большие. На нашем типе пушки не имелось, снизу подвешивался УПК, универсальный пушечный контейнер. Заряжали по 30 снарядов. При полном боекомплекте лента очень длинная, не помню сколько. В кабине щиток и 3 кнопки, перезарядка пневматикой. На спарке пулемет. В районе цели нажимаешь кнопку, хлопок, готово. Скорострельность как помню 3000-3400 выстрелов в минуту, на гашетку просто на мгновение нажимаешь. Всего 2-3 короткие очереди. Общее впечатление, куда прицелился туда и летит. Совсем немного влияет ветер. Очень точно, но калибр невелик конечно.
Ракеты С 5 аналогично, но сносит больше. Начальство пускали С-24, это как короткое бревно.
 
Дальность с которой стреляли?
Боюсь ваша пушка и снаряды и то что было на Ил-2 две большие разницы.
 
Ну все таки мы про истребители говорим. Стыдно сказать уже не помню. Ввод с высоты около 2000 метров, угол 20 градусов, стрельба, пуск примерно около 1000. Может путаю. Скорость в два раза больше чем у истребителей второй мировой, высоты больше. Калибры вооружения примерно совпадают. Но сравнивать думаю не нужно. Порядок действий аналогичен. Только мы не маневрировали над целью и атаковали с одного направления, это совсем неправильно.
К слову сказать на МИГ-21 ПФМ, пушка НР-23, на ИЛ-2 пушки калибра 20, 23 мм. Вполне сопоставимо.
 
На сегодня существует целая структура по дезинформации наших молодых и не очень грамотных коллег.
Есть такое дело. И перекос в любую сторону здесь недопустим. Если воображать, что всё на свете изобрел, придумал и внедрил Покрышкин, значит остальные не сделали вообще ничего.
В западной литературе, посвященной асам Второй мировой, сложилась картина, что СССР был кровавым Мордором, где уничтожалось всё смелое и инициативное в угоду бесчеловечному коллективизму. Поэтому и асов там быть не могло. И только самородок Покрышкин, будучи рьяным индивидуалистом, всё изобрел, всё внедрил и всех асов воспитал (не благодаря, а вопреки уставам, законам физики и наставлениям старших товарищей). А тупое косное начальство, трусливые коллеги и сопливая молодежь только путались у него под ногами.
Результаты этой дезинформации налицо.
И потом неприязнь между комдивом и комэской??? А Вы в армии служили, я эту неприязнь не представляю!
В армии, как и в любом коллективе, есть и дружба, и неприязнь, и даже любовь на фронте случалась (вспомним Литвяк и Саломатина, например). У человека, который считает это невозможным, несколько книжное представление об армии.
Я имею ввиду якобы конфликт между Покрышкина и Речкалове, тьфу, даже повторять противно!
Наличие конфликта между ними известно всем, кто мало-мальски интересуется темой. Биограф Покрышкина О.В. Левченко упоминает об этом, как о факте, будучи апологетом Покрышкина и объясняя этим необъективность Речкалова.
Жена и дочь Речкалова также утверждали о таком конфликте. Естественно, они считают виновником конфликта Покрышкина.
Суть конфликта в данном случае не важна. Ничего там хорошего нет.
Каких-либо веских оснований, хотя бы одного, считать, что между героями был разлад, здесь в ветке так и не прозвучало, поэтому подозрение это всего лишь трёп и ничего больше.
Ну раз "в ветке не прозвучало", значит и нет ничего. Если принципиально не искать информацию, то найти её будет затруднительно.
Уважаемые коллеги а где можно прочитать много плохого о Покрышкине?
Нигде, вообще-то. Просто у некоторых бинарное мышление, как АЗС (вкл-выкл, черное-белое). Они искренне уверены, что если человек удостоен звания Герой Советского Союза, то он примерный октябренок и пионер, всегда говорит только правду, ежедневно чистит зубы и не изменяет жене. Всё, что не влезает в этот шаблон, объявляется ложью и клеветой.
Чем подтверждается высказывание о якобы часто сбиваемых ведомых Покрышкина?
Документами о боевой работе полка. На будущее - "часто" и "постоянно" это разные по смыслу слова. Передёргивать нехорошо.
Почему ему ставится в вину что он комдивом практически не летал. Ему запретили он и не летал, чем он тут виноват. Зачем же передёргивать факты?
В вину ему не ставится, вам показалось. То, что другие комдивы до конца войны летали на штурмовку (а штурмовка для истребителя гораздо более опасный вид боевого применения, чем свободная охота), это их заслуга, а не вина Покрышкина. И да, передёргивать вновь не стоит.
 
Покрышкин, будучи рьяным индивидуалистом, всё изобрел, всё внедрил и всех асов воспитал
Кстати. Все помнят картинки нарисованные Покрышкиным.
Но ведь эти картинки во время войны не тиражировали по всем ВВС. И про обмен опытом с другими дивизиями, армиями Покрышкин не писал. Однако ж и в других подразделениях пришли к тому же. И полеты парами и схемы ухода, атаки.
Кто научил? Кто исправил?
 
На Ил-2 был мощнее наряд сил и средств. Бомбы, 2 пушки, 2 пулемета, 8 РС, это все на одном самолёте в одном вылете! При отсутствии объектовой ПВО и атаках с индивидуальным прицеливанием, эскадрилья, 9-12 самолётов могли буквально перепахать очень много всего.У истребителей конечно возможности скромнее, но в первый период войны они по сути заменяли штурмовиков.
Тактика ведь несложная, например по колонне техники. Останови колонну, бей по головным машинам, то что остановится и загорится, бензовоз, грузовик и др. Лишить маневра, бей по последним. Создать панику, прочесать вдоль по колонне. А потом выборочно, бензовоз истребитель поражает, штабные машины обязательно, грузовики возможно там боеприпасы. По броне смысла нет бить, по пехоте тоже, они убегут от техники по укрытиям, как туда попасть. Желательно через 2-3 часа нарастить усилия, ещё добавить! И так как по нотам, тогда будет результат при скромных возможностях.
 
Цитата
Кстати. Все помнят картинки нарисованные Покрышкиным.
Но ведь эти картинки во время войны не тиражировали по всем ВВС. И про обмен опытом с другими дивизиями, армиями Покрышкин не писал. Однако ж и в других подразделениях пришли к тому же. И полеты парами и схемы ухода, атаки.
Кто научил? Кто исправил?
Мое мнение.
Конечно Покрышкин был не один, кто спорит. Тут есть противоречие, самолёты сбивают до командира эскадрильи, это их работа. Зам. комполка и комполка может летать в может вообще не летать. У них уже административная работа, организуй боевую работу полка. А хочешь сбивать? Сдай полк, прими эскадрилью и колоти супостата!
Летающие комдив это нонсенс, секретоноситель, руководитель и др. У него другая работа. Кроме того командование обычно прямо приказывало не проявлять ненужное геройство. Каманин прошел войну командиром штурмового корпуса, если я не ошибаюсь. Он набрал определенное количество боевых вылетов. Но он всегда говорил, не надо уподобляться командиру экипажа.
Может ли командир танковой бригады сесть за рычаги? А комполка артиллерист встать к орудию? Это даже звучит странно, а чем авиация отличается по схеме управления.
Теперь о Покрышкине, он не рисовал картинки. И никто их сейчас не помнит. Вот Вы коллега назовите несколько маневров, просто по названиям? Это узкоспециальные материалы. У него сначала была тетрадь, потом альбомы со схемами воздушного боя. В Интернете есть эти записи. Конечно эксперименты ему разрешило командование! Он как то очень быстро стал комдивом в середине 1944 и год командовал, два ордена Суворова кстати. По моему справлялся, но от воздушных боёв отошёл. И правильно ему запретили, он один был трижды Герой, зачем рисковать?
В полку 3 эскадрильи, в дивизии 9, ну это один из вариантов. Проводились конференции и обмен опытом. В мемуарах это есть, могу страницы назвать. То есть опыт Покрышкина был в действиях очень многих летчиков. Этот исторический факт! И публикации были. Он замечал то что другие не видели. Мне было очень интересно эти маневры подробно разбирать. А ведь немцы были хорошо подготовлены.
Тут как говорится хочешь верь, хочешь не верь, только порочить не стоит.
Кстати интересный факт, за ЗАСЧИТАННЫХ сбитых давали определенные награды, была практика, а вот за штурмовки когда как, если только сработали как то особенно удачно.
 
Уважаемый коллега Камерад.
Я хотел бы оспорить Вашу точку зрения.
Это очень похвальное желание. Но для этого прочесть одну книжку (даже самого Покрышкина) недостаточно.
Например, прежде чем написать 8 коротеньких постов на этой ветке, я прочел (либо освежил в памяти) более двух десятков источников (по большей части, документы).
Судя по стилю Вы человек не авиационный и просто произвольно оперируете фактами непонятного происхождения.
У меня за плечами аэроклуб, ВВАУЛ ещё при СССР, затем служба инструктором, хотя и на элках, а не мигарях. Своим поспешным и безосновательным заявлением вы ставите меня в неловкое положение. С одной стороны, как к старшему и более опытному товарищу, надо бы отнестись к вам с уважением. С другой, ваш безмерный апломб, не подкреплённый знаниями, никакого уважения не вызывает.
1. У Покрышкина сбивали ведомых. То есть по вашим строкам Покрышкин должен сказать командиру,
Документы. Никакие ваши рассуждения их не способны опровергнуть. Вы слишком мало знаете, поэтому вынуждены много додумывать.
2. Конфликт между Героями.
За свою карьеру я очень немного общался с начальством, командира полка видел ну раз в неделю издалека, комдива, у нас это был начальник училища, так и год мог не видеть.
Во-первых, это аргумент из разряда "если я не был на Луне, значит Луны не существует".
Во-вторых, вас вновь подводит крайне слабое знание матчасти. Речкалов окончил летное училище раньше Покрышкина и пришел в 55 ИАП раньше, хотя и всего на 3 месяца. За первый месяц боевых действий, до ранения, Речкалов одержал 3 победы лично. Для сравнения, Покрышкин имел 2 личных победы за весь 1941 (одержаны за тот же первый месяц). И вообще в полку на 1941-42 имелось с десяток летчиков, имевших гораздо больше сбитых, чем Покрышкин.
Поэтому ваше мнение, что Речкалов обязан был смотреть на Покрышкина снизу вверх, как на великого гуру, совершенно не имеет оснований.

Ну и далее, подкорректирую ваши вирши, по мелочи.
Про бомбы не нашел информации,
По И-16 несколько монографий вышло, поэтому "не нашел информации" звучит наивно. Рекомендую по этому легендарному самолету прочесть М.Маслова.
На всякий случай еще раз повторю фото И-16 с РС и бомбами, очень по теме. РС непривычной формы, видимо это начало войны.
На приведенных в этом сообщении снимках это не "РС непривычной формы", это пустые направляющие. На первом снимке, действительно подвесные баки, фибровые. Имели возможность для подвески баков все И-16 выпуска с 1940 г. Вопрос радиуса вообще стоял для И-16 довольно остро.
Но основная это ФАБ, фугасная авиационная бомба, цифры это вес.
Цифры это не вес, а калибр бомбы. Вес может отличаться довольно сильно. Достаточно вспомнить ФАБ-1500-2500ТС (2500 кг в калибре полуторатонной), из более широкоупотребимого ОФАБ-100-120, или нашу пресловутую П-50-75. Не знать о последней летчику-инструктору должно быть стыдно.
На втором снимке идёт обслуживание двигателя и планера или вооружения, плохо видно.
На третьем снимке самолёт флота, проводится обслуживание двигателя матрос проворачивает винт, возможно это запуск.
Оба снимка постановочные, никакого обслуживания там не идет.
 
Покрышкин. Высота, скорость, маневр, огонь.
Несколько схем Покрышкина.
Вначале заголовки, призывы.


Без названия (35).jpeg
Без названия (34).jpeg
 
Летающие комдив это нонсенс,
Полбин. Савицкий. Да тот же Покрышкин.
Может ли командир танковой бригады сесть за рычаги? А комполка артиллерист встать к орудию? Это даже звучит странно,
Хацкилевич вам в помощь. Целый комдив, генерал-майор.
Просто у многих наших военачальников действовал принцип "Нельзя приказать подчинённым то, что не сможешь/боишься сделать сам".
 
Тактические схемы.




Крупных схем я не нашел. Это рука Покрышкина. Не слишком разборчиво, но какие есть.
10 а-min.jpg
10-min.jpg
10 б-min.jpg
Мне всегда было очень интересно разбирать эти маневры. Но схемы это схемы, для боя этого явно недостаточно.
Задавайте вопросы, готов пояснять.
 
Последнее редактирование:
Хэнди Роунд. Не знаю как переводится.
Этот маневр Покрышкин называет управляемая бочка, ещё говорят кадушка. Такой маневр мне доводилось выполнять , расскажу о технике выполнения и впечатлениях. Высота1500, скорость 950, форсаж, ввод как на петлю, перегрузка 5. При тангажа 40-50, сохраняя перегрузку полностью даёшь педаль и держишь ее, давишь. Самолёт движется по необычной траектории, огромная спираль вверх с вращением в 3 плоскостях. Далее следишь за скоростью, при 400 рули нейтрально и тянешь к горизонту.
В воздушном бою такой маневр позволяет пропустить противника вперёд и ударить. По земле такой маневр не выполнялся. Но некоторые фигуры сложного пилотажа применялись, заканчивались они атакой с пикирования. Это косая петля, боевой разворот, горка,, выскочил и вниз. Если низкая облачность то применяли пушки, пулеметы с минимальным снижением. Бомбы в таких условиях можно бросать только если они с замедлением, иначе побьет своими осколками. Ну и крутиться нужно с хорошей перегрузкой, слитно иначе собьют. Но и попадать при этом!
 
Но ведь эти картинки во время войны не тиражировали по всем ВВС. И про обмен опытом с другими дивизиями, армиями Покрышкин не писал. Однако ж и в других подразделениях пришли к тому же. И полеты парами и схемы ухода, атаки.
Кто научил? Кто исправил?
Насчет картинок не скажу. Но вот цитата из воспоминаний Кривошеева (записывал А. Драбкин):
" А уже в части Новиковым организовывались семинары, учебно-методические сборы для лучших летунов, шло повышение квалификации. Обмен боевым опытом, не просто разговорный, а плановую таблицу составляли и, например, пара Покрышкина и пара Решетова проводят воздушный бой, садятся и потом разбор. Подводят итоги, выясняют ошибки. Потом все разлетаются по своим частям и опыт, приобретенный лучшими летчиками, уже изучается в части. "

То есть вполне естественно, что Покрышкин во время войны не считался "первым после Бога", а был одним из многих авторитетов и лидеров.
 
Документы. Никакие ваши рассуждения их не способны опровергнуть.
Смотрел недавно интервью в ранеными участниками СВО, и один из них сказал:
Историки! Не изучайте войну по документам, в донесениях такого напишут...что вы будете иметь совершенно фантастическое представление о событиях! Слушайте непосредственных участников событий! 😵 Это наверное только к нашему времени относится.😉
 
Цитата
Полбин. Савицкий. Да тот же Покрышкин. //

+ Захаров Г.Н.

Согласен, но это все комдивы на 12 фронтов. Покрышкину летать запрещали, он в этом списке под вопросом. Захаров стал комдивом сразу из старшего лейтенанта, командира эскадрильи. Случай нехарактерный. Полбин и Савицкий, да они летали. Но давайте себя спросим, он должен лететь командиром группы, изучать своих бойцов ему некогда, летает он нечасто, дивизия хлопот требует. Разные полётные задания тоже осваивать некогда. Любой комэска опытнее и эффективней. Отходит авиационный командир от летной работы с определенной должности. Это грустно, но это так. И вылет совершается так, я бросил дивизию и полетел красоваться или удовольствие получать.
И если он это понимает то хорошо. Если это самородок как Покрышкин, Савицкий, Полбин то это скорее исключение подтверждающее правило. Вот погиб Полбин, кому от этого стало лучше? И этот вопрос неоднократно возникал на фронте. Просто непафосный он и не освещался в прессе, пропаганде и мемуарах.
 
Насчёт войны по документам согласен. Тем более в университете с этим делом столкнулся лично. У нас ещё всегда политика вмешивалась. Неоднократно на конференциях звучала тема от пожилых профессоров. Коллеги, Вы думаете мы не знали нынешних сенсаций? Но такая была политика, только заикнись. Истина где то рядом... Но есть вопросы очевидные. Их надо изучать, повторять, помнить.
Есть исторические факты, есть историческое событие. Разные исторические школы освещать его могут по разному. Мемуары и воспоминания участников это специфические документы с точки зрения исторической науки. Как не странно это звучит. Но главное мы победили, начистили рыло бубновым, размалеванным и это бесспорный факт!!
!
images (72).jpeg
342075_31_i_024.jpg
342075_31_i_025.jpg
 
Последнее редактирование:
Покрышкин Клубов.
Редкое фото, вторую звезду Александр Иванович получил через три месяца, снизу иностранная награда.
Ах какие имена, Клубов, Речкалов, по моему Голубев, Глинка старший, следующего не знаю, Покрышкин, Глинка младший!

Нижнее фото постановочное конечно, но интересное. Вероятно это снимали после вручения Покрышкину второй звёзды. Он уже или комполка, но скорее комдив. Посмотрим должности. Клубов, Речкалов комэски, командиры ударных групп, Голубев ведомый Покрышкина, братья Глинки или комэски или стали оба комполка. По сути это наряд сил для группового боевого вылета, количеством 20-30-40 самолётов. Идёт постановка задачи, потом по самолетам, бить фашистскую мразь!!! Народ улыбается, а через десять минут они пойдут в бой, на смерть.
 
Последнее редактирование:
Назад
Вверх